Дело № 2-3982/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2011 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Барышевой Т.В,
при секретаре Чиликиной М.В.,
с участием представителя заинтересованного лица –
Администрации Петропавловск – Камчатского городского округа Ефременко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полякова и Поляковой об оспаривании бездействия Главы Петропавловск - Камчатского городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
Поляков Н.С. и Полякова Е.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Главы Петропавловск - Камчатского городского округа в предоставлении ответа на заявление, направленное в адрес должностного лица, и возложении обязанности дать ответ.
В обоснование указанных требований указали, что состоят в браке и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Х, д. Х, ком. Х (далее - спорное жилое помещение), в общежитии, подлежащем расселению. Считают, что должны быть признаны участниками программы, утверждённой постановлением правительства Камчатского края от 16 декабря 2010 года № 526-П Правила первоочередного расселения граждан из многоквартирных домов, имеющих в соответствии с технической документацией статус «общежитие», расположенных на территории г. Петропавловска-Камчатского, на 2010-2011 годы, и имеет в соответствии с данной программой право на получение отдельной благоустроенной однокомнатной квартиры на сосав семьи 2 человека..
22 марта 2011 года к Главе Петропавловск - Камчатского городского округа ими подано заявление, в котором они просили подтвердить письменно их участие в программе, утверждённой постановлением Правительства Камчатского края от 16 декабря 2010 года № 526-П, сообщить им варианты предлагаемого жилья для переселения; предоставить заверенную копию Предложения по расселению граждан, проживающих в общежитиях, по форме, установленной согласно приложению № 5 к указанной Программе; а также сообщить сведения в отношении лиц, которым вновь предоставлены квартиры, незаконно распределённые в 2008-2010 годах, распределение которых опротестовано прокуратурой, и распоряжений об этом муниципальных властей.
Поскольку ответа по существу заявления они не получили, на основании ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ просили признать незаконным бездействие Главы Петропавловск - Камчатского городского округа в предоставлении ответа на заявление от 22 марта 2011 года, направленное в адрес должностного лица, и обязать Главу Петропавловск - Камчатского городского округа представить заявителям ответ на заявление от 22 марта 2011 года, в котором:
- подтвердить письменно участие заявителей в программе утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 16 декабря 2010 года № 526-П, сообщить заявителям варианты предлагаемого жилья для переселения заявителей;
- в соответствии с п. 5.3.2. Программы предоставить заявителям надлежаще заверенную копию Предложения по расселению граждан, проживающих в общежитиях, по форме, установленной согласно приложению № 5 к Программе, для согласования в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края;
- сообщить заявителям, кому и в соответствии с каким распоряжением (постановлением) муниципальных властей г. Петропавловска - Камчатского вновь предоставлены квартиры, незаконно распределенные в 2008 – 2010 годах, распределение которых опротестовано прокуратурой
Заявители Поляков Н.С. и Полякова Е.В., представитель заявителя Поляковой Е.В. - Шуманин В.Ю. о времени и месте рассмотрения дела извещались, не явились, причина неявки суду не известна, что в силу положений ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела.
В судебном заседании 17 мая 2011 года представитель заявителя Шуманин В.Ю., действующий на основании доверенности, требования заявителей поддерживал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснял, что Поляковы имеют право получать информацию, которая касается их законных интересов, что прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Полагал, что заинтересованное должностное лицо не предоставило заявителям надлежащего ответа по существу его заявления от 22 марта 2011 года, а имеющийся ответ дан ему неуполномоченным лицом.
Лицо, исполняющее обязанности главы Петропавловск - Камчатского городского округа, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, своего представителя в судебное заседание не направило.
Представитель заинтересованного лица Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа Ефременко И.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании требования заявителя полагала не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Указала на то, что в предусмотренный законом срок заявителю дан ответ, в котором заявителю разъяснили, что спорное жилое помещение подпадает под программу по расселению. Поскольку Комитет по управлению имуществом Петропавловск - Камчатского городского округа управляет муниципальным имуществом согласно его положению, заявление, полученное Администрацией Петропавловск - Камчатского городского округа от заявителя, было перенаправлено ему для подготовки ответа. Указала на то, что заявление изначально поступило к Главе округа, им дано поручение Комитету по управлению имуществом Петропавловск - Камчатского городского округа подготовить ответ, в связи с чем, оно перешло в канцелярию Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, где председатель Комитета подготовил и 5 апреля 2011 года направил ответ заявителю. Полагает, что Председателем Комитета был предоставлен ответ на все поставленные заявителем вопросы, лишь в предоставлении списка распределения жилых помещений заявителю было отказано, поскольку он является конфиденциальной информацией.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что в результате нарушены их права, свободы или законные интересы, либо созданы препятствия к их осуществлению, или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, его должностным лицом или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, закрепленного Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту решения - Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ под обращением гражданина следует понимать направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалобу, а также устное обращение гражданина в государственный орган или орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).
На основании ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Статьей 11 Федерального закона от 2 мая. 05.2006 года № 59-ФЗ установлено, что в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 и ч. 5 ст. 35 Устава Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования (нормативный правовой акт в редакции от 10 ноября 2010 года), глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия главы городского округа начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы городского округа. Глава городского округа возглавляет администрацию городского округа.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Устава Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, Глава городского округа представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Устава Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Камчатского края. Администрацией городского округа руководит глава городского округа на принципах единоначалия.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, в структуру администрации городского округа входят первый заместитель, заместители главы администрации городского округа, аппарат администрации городского округа, департаменты, управлении, комитеты, комиссии, отделы (органы администрации городского округа).
В соответствии с ч. 4 ст. 45.1 Устава Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, в случаях досрочного прекращения полномочий главы администрации городского округа, его полномочия до вступления в должность вновь назначенного главы администрации городского округа осуществляет первый заместитель главы администрации городского округа.
Как установлено в судебном заседании, 23 марта 2011 года в Администрацию Петропавловск - Камчатского городского округа поступило заявление Полякова Н.С., Поляковой Е.В. от 22 марта 2011 года, которое зарегистрировано под № Х (л.д. 6-7), о чем свидетельствует штемпель на указанном заявлении. Как усматривается из просительной части данного заявления, Поляков Н.С., Поляков Е.В. просили Главу Петропавловск - Камчатского городского округа:
1. Подтвердить письменно их участие в программе, утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 16 декабря 2010 года N 526-П, сообщить им варианты предлагаемого жилья для переселения.
2. Предложить им для переселения отдельную однокомнатную квартиру исходя из социальной нормы жилой площади.
3. В соответствии с п. 5.3.2. Программы предоставить им надлежаще заверенную копию Предложения по расселению граждан, проживающих в Общежитиях, по форме, установленной согласно приложению № 5 к настоящей Программе, для согласования в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
4. Сообщить им, кому и в соответствии с каким распоряжением (постановлением) муниципальных властей г. Петропавловска-Камчатского вновь предоставлены квартиры, незаконно распределённые в 2008-2010 годах, распределение которых опротестовано прокуратурой».
Из пояснений представителя заинтересованного лица - Администрации Петропавловск – Камчатского городского округа следует, что поскольку управление имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа находится в ведении Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, заявление было перенаправлено в Комитет.
25 марта 2011 года указанное заявление поступило в Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, которое было зарегистрировано под № Х.
Как следует из письма председателя Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа ХХХ. от 5 апреля 2011 года исх. № Х, заявителям Поляковой Е.В., Полякову Н.С. сообщено, что им по поручению первого заместителя Главы Петропавловск-Камчатского городского округа дается ответ на его обращение.
В этом же письме заявителю сообщается об утверждении постановлением Правительства Камчатского края от 16 декабря 2010 № 526-П адресного перечня многоквартирных домов, участвующих в долгосрочной целевой программе «Первоочередное расселение граждан из многоквартирных домов, имеющих в соответствии с технической документацией статус «общежитие», расположенных на территории г. Петропавловска - Камчатского, на 2010-2011 годы» и указывается на то, что в программу был включен, в том числе и дом № Х по ул. Х, в котором проживают заявители.
В письме заявителям разъяснены условия применения программы, в том числе порядок предоставления жилой площади, указаны применяемые нормы права. Указано, что Предложения по расселению граждан, проживающих в общежитиях, по форме, установленной согласно приложению № 5 к вышеуказанной Программе были согласованы с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Заявителям сообщено, что согласно постановлению администрации Петропавловск - Камчатского городско округа от 4 февраля 2011 года № 401 Поляковой Л.А., являющейся нанимателем квартиры № Х дома № Х по ул. Х, общей площадью Х кв.м, на состав семьи включая Полякова Н.С., Полякова К.С., Полякову Е.В. по договору социального найма предоставлена двухкомнатная квартира № Х во вновь построенном доме № Х по ул. Х, общей площадью Х кв.м квартира.
Кроме того, Поляковым разъяснено, что сведения о том, кому и в соответствии с каким распоряжением (постановлением) муниципальных властей вновь предоставлены квартиры, распределённые в 2008-2010 годах, распределение которых опротестовано прокуратурой, в силу Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» относится к числу конфиденциальных сведений, которые могут быть предоставлены только по запросу суда.
Факт получения указанного письма, заявителями, представителем заявителя не оспаривался. Кроме того, при обращении в суд ими приложена к заявлению копия данного ответа Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа от 5 апреля 2011 года.
Проанализировав вопросы, поставленные Поляковым Е.В., Поляковой Н.С. в заявлении от 22 марта 2011 года, суд полагает, что ответы на данные вопросы в полном объеме даны в письме председателя Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа ХХХ. Одновременно суд полагает, что требования п. 3 ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ об обязательности предоставления письменного ответа по существу поставленных в обращении гражданина вопросов при рассмотрении обращения должностным лицом были соблюдены. Соблюден и тридцатидневный срок для дачи ответа на обращение, установленный ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ.
Доводы представителя заявителя Шуманина В.Ю. о том, что ответ дан неуполномоченным лицом, суд полагает несостоятельными, поскольку в письме председателя Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа прямо указано, что ответ на обращение Поляковых дается им по поручению первого заместителя Главы Петропавловск-Камчатского городского округа.
Вместе с тем, как следует из ч. 4 ст. 45.1 Устава Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, в случаях досрочного прекращения полномочий главы администрации городского округа, его полномочия до вступления в должность вновь назначенного главы администрации городского округа осуществляет первый заместитель главы администрации городского округа.
Тот факт, что полномочия главы администрации городского округа досрочно прекращены, лицам, участвующим в деле известен и не оспаривался ими. Из распоряжения администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от 25 марта 2011 года № 135-к временно исполнение полномочий главы Петропавловск -Камчатского городского округа возложена на заместителя главы Петропавловск -Камчатского городского округа ХХХ. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что первый заместитель главы администрации городского округа был уполномочен поручать подготовку и предоставление письменного ответа на заявление Полякова Н.С., Поляковой Е.В. председателю Комитета по управлению имуществом Петропавловск - Камчатского городского округа.
Таким образом, действия Главы городского округа (первого заместителя главы администрации городского округа) в части дачи письменного ответа на заявление Полякова Н.С., Поляковой Е.В., соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 259-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявления, поскольку факты нарушения каких-либо прав и свобод и законных интересов Полякова Н.С., Поляковой Е.В. в результате бездействия должностного лица в судебном заседании своего подтверждения не нашли, ответ дан уполномоченным лицом, что свидетельствует о необоснованности заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Кроме того, как видно из Постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 1141 от 28 апреля 2011 года, на основании долгосрочной краевой целевой программы «Первоочередное расселение граждан из многоквартирных домов, имеющих в соответствии с технической документацией статус «общежитие», расположенных на территории г. Петропавловска-Камчатского, на 2010-2011 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 16 декабря 2010 года № 526-П, на Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского круга возложена обязанность заключить с Поляковой Л.А. договор социального найма на квартиру № Х дома Х по ул. Х в г. Петропавловске-Камчатском, предоставленной на состав семьи: Полякова Л.А., Поляков К.С., Поляков Н.С., Полякова Е.В.
Мнение заявителей о наличии права на получение отдельной благоустроенной квартиры на состав семьи 2 человека в связи с расселением граждан, проживающих в жилых помещениях, и связанное с этим несогласие с произведенным вариантом расселения подлежит рассмотрению в исковом производстве как спор о защите субъективного праве и не может быть разрешен в рамках дела об оспаривании бездействия главы Петропавловск - Камчатского городского округа по не предоставлению ответа на обращение граждан.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Полякова Н.С., Поляковой Е.В. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Полякова и Поляковой о признании незаконным бездействия Главы Петропавловск -Камчатского городского округа в предоставлении ответа на заявление от 22 марта 2011 года, направленного в адрес должностного лица, возложении обязанности на Главу Петропавловск -Камчатского городского округа представить заявителям ответ на заявление от 22 марта 2011 года, в котором:
- подтвердить письменно участие заявителей в программе утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 16 декабря 2010 года № 526-П, сообщить заявителям варианты предлагаемого жилья для переселения заявителей;
- в соответствии с п. 5.3.2. Программы предоставить заявителям надлежаще заверенную копию Предложения по расселению граждан, проживающих в общежитиях, по форме, установленной согласно приложению № 5 к Программе, для согласования в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края;
- сообщить заявителям, кому и в соответствии с каким распоряжением (постановлением) муниципальных властей г. Петропавловска - Камчатского вновь предоставлены квартиры, незаконно распределенные в 2008 – 2010 годах, распределение которых опротестовано прокуратурой - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 7 июня 2011 года.
Председательствующий: подпись