конецформыначалоформыпо исковому заявлению прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об устранении



Дело № 2-6566/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский                                                             13 октября 2011 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе

председательствующего судьи Фреликова В.В.,

при секретаре Курданове В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об устранении нарушения законодательства о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования (в районе ул. Приморская, п. Авача),

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора города Петропавловска-Камчатского обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с данным иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, ссылаясь на следующие обстоятельства. Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю в рамках контрольно-надзорной деятельности в 2010 году в географических координатах N 53?03?36.6?? E 158?32?08.6??, в районе ул. Приморская, п. Авача, в частном секторе, при обследовании прибрежной полосы бухты Моховая Авачинской губы обнаружены локальные свалки бытового строительного мусора, автомобильных покрышек, остовов автомобилей, расположенных в водоохраной зоне бухты Моховая. Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа ликвидация указанной несанкционированной свалки бытовых отходов запланирована на 2011 год. Таким образом, с момента выявления несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории муниципального образования, мер к ее ликвидации не принято. В силу действующих норм права, обязанность по организации регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на территории муниципального образования возлагается на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа. Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа грубо нарушаются требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно вопреки требованиям закона, администрация округа несмотря на наличие несанкционированных свалок, бытовых отходов и мусора, захламления территории городского округа указанными отходами, должных мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не принято. Просил суд обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов, несанкционированно размещенных в географических координатах N 53?03?36.6?? E 158?32?08.6?? в районе ул. Приморская, п. Авача в частном секторе, прибрежной полосы бухты Моховая Авачинской, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании старший помощник прокурора Ляховенко В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила суд обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов, несанкционированно размещенных в географических координатах N 53?03?36.6?? E 158?32?08.6?? в районе ул. Приморская, п. Авача в частном секторе, прибрежной полосы бухты Моховая Авачинской, в срок до 30 июня 2012 года. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что ответчик до настоящего времени должных мер к ликвидации несанкционированной свалки не принял.

Представитель ответчика Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – администрация ПКГО) Чайка А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что указанные в иске координаты лежат вне территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Наличие несанкционированной свалки вдоль береговой линии бухты Моховая Авачинской губы не оспаривала. Считала, что администрация ПКГО не обязана ликвидировать несанкционированные свалки, а только решает организационные вопросы. В настоящее время нет финансовых средств и технической возможности ликвидировать все существующие несанкционированные свалки.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее – Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю) Соколов Г.В., действующий на основании доверенности, полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагал необходимым увеличить сроки исполнения требований. Пояснил суду, что нарушения были выявлены в 2010 году, однако ответчик бездействует, мер по ликвидации несанкционированной свалки не предпринимает. Указал, что географические координаты N 53?03?36.6?? E 158?32?08.6?? находятся в пределах Петропавловск-Камчатского городского округа, относятся к району ул. Приморской, п. Авача, в частному сектору, прибрежной полосе бухты Моховая Авачинской губы.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю) Полевода С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо МКУ «Управление благоустройства города Петропавловска-Камчатского» о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя в судебное заседание не направили, о причинах неявки суд не известили.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнений участников процесса суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица МКУ «Управление благоустройства города Петропавловска-Камчатского».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации гарантирована охрана здоровья людей, а статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьёй 11 указанного Федерального закона закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 1 ст. 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные положения закреплены в пункте 24 части 1 статьи 11 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа.

Согласно п. 27 ч. 1 ст. 48 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа администрация городского округа в лице её органов реализует исполнительно-распорядительные полномочия в области организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, законодательством установлена обязанность органа местного самоуправления по ликвидации отходов на территории поселения.

В судебном заседании установлено, что Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю в районе ул. Приморской, п. Авача, частного сектора, прибрежной полосы бухты Моховой Авачинской губы обнаружены локальные свалки бытового, строительного мусора, автомобильных покрышек, остовов автомобилей.

Данная территория находится в границах Петропавловск-Камчатского городского округа.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом 1967/10-10 обследования водоохраной зоны Авачинской губы, селитебных зон в границах Петропавловск-Камчатского городского округа от 20 октября 2010 года, фотоматериалами, размещенными в сети Интернет (л.д. 27-29, 51).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представитель ответчика, утверждая, что географические координаты N 53?03?36.6?? E 158?32?08.6?? лежат вне границ Петропавловск-Камчатского городского округа, доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не представила.

Факт наличия несанкционированных очаговых свалок на ул. Приморской, вдоль береговой линии бухты Моховая Авачинской губы представителем истца не оспаривался.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неисполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

До настоящего времени несанкционированные свалки, расположенные в географических координатах N 53?03?36.6?? E 158?32?08.6?? в районе ул. Приморская, п. Авача в частном секторе, прибрежной полосы бухты Моховая Авачинской губы, не ликвидированы.

Довод представителя ответчика о принимаемых Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа мерах по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов суд считает не состоятельным, так как наличие несанкционированного скопления отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа свидетельствует о не эффективности и не достаточности таких мер, принимаемых органом местного самоуправления.

Довод представителя ответчика в обоснование возражений со ссылкой на отсутствие финансирования, суд также считает несостоятельным, так как нормативно закрепленная обязанность органа местного самоуправления по ликвидации отходов на территории поселения не может зависеть от механизмов его реализации (наличия или отсутствия денежных средств).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в географических координатах N 53?03?36.6?? E 158?32?08.6?? в районе ул. Приморская, п. Авача в частном секторе, прибрежной полосы бухты Моховая Авачинской губы, являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание наличие угрозы здоровью граждан, характер и объём работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок ответчику для ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в географических координатах N 53?03?36.6?? E 158?32?08.6?? в районе ул. Приморская, п. Авача в частном секторе, прибрежной полосы бухты Моховая Авачинской губы, до 30 июня 2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить.

Обязать Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов, несанкционированно размещенных свалок на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в географических координатах N 53?03?36.6?? E 158?32?08.6?? в районе ул. Приморской, п. Авача, в частном секторе, прибрежной полосы бухты Моховая Авачинской губы, в срок до 30 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий

судья                                                                                                                 В.В. Фреликов