о возложении обязанности организовать сбор,вывоз,утилизацию и переработку бытовых отходов в районе выезда из гаражно-стоительного кооператиыва №8 общей площадью 1500 кв. метров



Дело № 2-6564/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский                                                             06 октября 2011 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе

председательствующего судьи Фреликова В.В.,

при секретаре Курданове В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об устранении нарушения законодательства о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования (на территории ГСК № 8),

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора города Петропавловска-Камчатского обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с данным иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, ссылаясь на следующие обстоятельства. Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю в рамках контрольно-надзорной деятельности в 2010 году на территории гаражно-строительного кооператива № 8 отмечены факты загрязнения земель нефтепродуктами, общая площадь которых составила 3 м2; выявлено масштабное загрязнение земель и водоохраной зоны ручья без названия грунтом, металлоломом, автомобильными кузовами, покрышками, строительным мусором, бытовыми отходами, люминесцентными лампами, общая площадь которого составила 1500 м2. Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа ликвидация указанной несанкционированной свалки бытовых отходов запланирована на 2011 год. Таким образом, с момента выявления несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории муниципального образования, мер к ее ликвидации не принято. В силу действующих норм права, обязанность по организации регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на территории муниципального образования возлагается на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа. Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа грубо нарушаются требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно вопреки требованиям закона, администрация округа несмотря на наличие несанкционированных свалок, бытовых отходов и мусора, захламления территории городского округа указанными отходами, должных мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не принято. Просил суд обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов, несанкционированно размещенных свалок на территории гаражно-строительного кооператива № 8, общей площадью 1500 м2, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании старший помощник прокурора Количева О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагала десятидневный срок исполнения решения разумным. Указала, что ответчик располагал достаточным количеством времени, однако должных мер к ликвидации несанкционированной свалки не принял.

Представитель ответчика Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – администрация ПКГО) Чайка А.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Считала, что администрация ПКГО не обязана ликвидировать несанкционированные свалки, а только решает организационные вопросы. Предприняты все меры к ликвидации несанкционированной свалки, то есть созданы МКУ «Управление благоустройства», МУП «Спецтранс», принято Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, ежегодно в бюджет закладываются денежные средства. Графиком по уборке свалок ликвидация данной свалки предусмотрена в 2012 году. В настоящее время нет финансовых средств и технической возможности ликвидировать все существующие несанкционированные свалки. Указала на неисполнимость требований прокурора в установленные им сроки.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее – Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю) Смачнев П.В., действующий на основании доверенности, пояснил суду, что нарушения были выявлены в 2010 году, однако ответчик бездействует, мер по ликвидации несанкционированной свалки не предпринимает. Указал, что администрацией ПКГО не представлено каких-либо документов, подтверждающих исполнение обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок. Пояснил суду, что наличие несанкционированных свалок угрожает экологической безопасности граждан.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю) Полевода С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо МКУ «Управление благоустройства города Петропавловска-Камчатского» о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя в судебное заседание не направили, о причинах неявки суд не известили.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнений участников процесса суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица МКУ «Управление благоустройства города Петропавловска-Камчатского».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации гарантирована охрана здоровья людей, а статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьёй 11 указанного Федерального закона закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 1 ст. 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные положения закреплены в пункте 24 части 1 статьи 11 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа.

Согласно п. 27 ч. 1 ст. 48 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа администрация городского округа в лице её органов реализует исполнительно-распорядительные полномочия в области организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, законодательством установлена обязанность органа местного самоуправления по ликвидации отходов на территории поселения.

В судебном заседании установлено, что Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю в районе гаражно-строительного кооператива № 8 (далее – ГСК № 8) выявлено масштабное загрязнение земель и водоохраной зоны ручья без названия грунтом, металлоломом, автомобильными кузовами, покрышками, строительным мусором, бытовыми отходами, люминесцентными лампами. Общая площадь загрязнения земель отходами потребления в указанном районе составила не менее 1500 кв.м.

Данная территория находится в границах Петропавловск-Камчатского городского округа.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом 1962/10-4 о проведении рейдового оперативно-профилактического мероприятия в границах Петропавловск-Камчатского городского округа от 25 мая 2010 года и сторонами не оспаривались (л.д. 27-29).

Как видно из акта осмотра 1962/11-31 от 04 октября 2011 года, государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю 04 октября 2011 года в границах Петропавловск-Камчатского городского округа проведено обследование земель на предмет выявления несанкционированных свалок отходов производства и потребления, в результате которого было выявлено масштабное захламление земель, прилегающих к территории ГСК-8, отходами потребления на площади не менее 1500 кв.м. (л.д. 45-49).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неисполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

До настоящего времени несанкционированные свалки, расположенные на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в районе ГСК № 8 не ликвидированы. Доказательств обратного суду не представлено.

Довод представителя ответчика о принимаемых Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа мерах по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов суд считает не состоятельным, так как наличие несанкционированного скопления отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа свидетельствует о не эффективности и не достаточности таких мер, принимаемых органом местного самоуправления.

Довод представителя ответчика в обоснование возражений со ссылкой на отсутствие финансирования, суд также считает несостоятельным, так как нормативно закрепленная обязанность органа местного самоуправления по ликвидации отходов на территории поселения не может зависеть от механизмов его реализации (наличия или отсутствия денежных средств).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в районе ГСК № 8, являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание наличие угрозы здоровью граждан, характер и объём работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок ответчику для ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в районе ГСК № 8 в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить.

Обязать Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов, несанкционированно размещенных свалок на территории гаражно-строительного кооператива № 8, общей площадью 1500 м2, в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней, с даты изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2011 года.

Председательствующий

судья                                                                                                                 В.В. Фреликов