Дело № 2-7271/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск-Камчатский 28 октября 2011 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
председательствующего судьи Фреликова В.В.,
при секретаре Канашиной И.В.,
с участием
помощника Елизовского городского прокурора Щербины Г.О.,
представителя ответчика Тюшнякова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елизовского городского прокурора в интересах ФИО2 к государственному учреждению «Камчатское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Елизовский городской прокурор обратился в суд в интересах ФИО2 с данным иском к государственному учреждению «Камчатское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» (далее – также Фонд), ссылаясь на следующие обстоятельства. ФИО2 является инвалидом. Согласно разработанной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Камчатскому краю» индивидуальной программе реабилитации инвалида ФИО2 должна быть обеспечена калоприемником в количестве 30 штук в месяц. 15 октября 2010 года ФИО2 обратилась к ответчику с заявлениями о предоставлении ей указанных технических средств реабилитации. В нарушение действующего законодательства о социальной защите инвалидов ответчиком направление на получение (изготовление) необходимыми для жизнедеятельности ФИО2 техническими средствами реабилитации инвалиду не выдано, в связи с чем инвалид остался необеспеченным данными средствами реабилитации, что является нарушением его конституционных прав на охрану и укрепление здоровья, гарантированных инвалиду государством. Просил суд обязать ГУ «Камчатское региональное отделение фонда социального страхования РФ» обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес> края, <адрес>, техническими средствами реабилитации – калоприемником в количестве 30 штук в месяц.
В судебном заседании помощник Елизовского городского прокурора Щербина Г.О., действующий на основании доверенности, исковые требования уточнил, просил суд обязать ГУ «Камчатское региональное отделение фонда социального страхования РФ» по поступлении заявления ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес> края, <адрес>, обеспечивать её техническими средствами реабилитации – калоприемником в количестве 30 штук в месяц. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещена, в суд не явилась, о причинах неявки суд не известила.
Представитель ответчика ГУ «Камчатское региональное отделение фонда социального страхования РФ» Тюшняков Е.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что Фонд свои обязательства перед ФИО2 выполняет в полном объеме. ФИО2 обеспечивается указанным средством реабилитации своевременно в соответствии с поступающими от нее заявлениями.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнений участников процесса суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации гарантирована охрана здоровья людей, а статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьями 39, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.
В преамбуле Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
По смыслу ст. 9 указанного Закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации.
В силу ст. 10 Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, куда входят специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
Статьей 11 Закона предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» - обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 является инвалидом, проживает на территории Камчатского края, для ее реабилитации в установленном Законом порядке разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (л.д. 10, 9, 11-14).
Указанной индивидуальной программой реабилитации, в силу ст. 11 Закона обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, предусмотрено обеспечение ФИО2 техническими средствами реабилитации – калоприемником в количестве 30 штук в месяц (л.д. 11-12).
Из приведенных выше правовых норм следует, что на исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Применительно к данной ситуации таким органом является ГУ «Камчатское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации».
11 октября 2010 года ФИО2 обратилась в ГУ "Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации калоприемником в количестве 30 штук в месяц (л.д. 15).
Из заявления ФИО2, направленного 09 сентября 2011 года Елизовскому городскому прокурору следует, что заявка ФИО2 от 15 октября 2010 года Фондом по состоянию на 09 сентября 2011 года не исполнена (л.д.7).
Как видно из представленных ответчиком актов сдачи-приемки товара ФИО2 были получены калоприемники в количестве по 90 штук 01 мая 2011 года, 10 марта 2011 года, 12 октября 2011 года (л.д. 29, 31, 33).
Учитывая то обстоятельство, что последующие заявления ФИО2 об обеспечении ее техническим средством реабилитации - калоприемником в количестве 30 штук в месяц ответчиком исполняются своевременно, суд приходит к выводу о том, что на момент предъявления иска и рассмотрения дела в суде права и законные интересы ФИО2 не нарушены, поскольку она обеспечена техническим средством реабилитации инвалида в необходимом объеме.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных и.о. Елизовского городского прокурора Камчатского края исковых требований в интересах ФИО2 к ГУ «Камчатское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации инвалида – калоприемником в количестве 30 штук в месяц не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Елизовского городского прокурора в интересах ФИО2 к государственному учреждению «Камчатское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий
судья В.В. Фреликов