КОПИЯ Дело № 2-7847/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 ноября 2011 года г. Петропавловск-Камчатский Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего (судьи) Галеевой Л.П., при секретаре Вареница М.В., с участием представителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Кукушкиной И.В., истца Херувимова Д.В., представителя ответчика и третьего лица Чугаевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах Херувимова Д.В. к Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в Камчатском крае о признании незаконным решения в части отказа в признании участником подпрограммы, возложении обязанности о включении в состав участников подпрограммы, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Петропавловска-Камчатского в интересах Херувимова Д.В. предъявил в суд иск к Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в Камчатском крае (далее по тексту - Рабочая группа) о признании незаконным решения Рабочей группы от 03.09.2010 года № 14 в части отказа в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», ссылаясь на те обстоятельства, что трудовой стаж Херувимова Д.В. в районах Крайнего Севера составляет 19 лет 5 месяцев, что превышает установленный законодателем минимальный предел. Таким образом, у истца имеются в наличии все условия для предоставления жилищной субсидии, предусмотренные Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», никаких иных условий и исключений законом не установлено. В судебном заседании представитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского Кукушкина И.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала по вышеизложенным основаниям. Истец Херувимов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям. В судебном заседании представитель ответчика Рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в Камчатском крае и третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Чугаева Е.Н., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. Суду пояснила, что истец состоит в Списке граждан, проживающих в Камчатском крае, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 21.02.1995 года в категории «работающие граждане», согласно представленной копии трудовой книжки истец имеет стаж работы на территории Камчатского края - 2 года 6 месяцев и по состоянию на 23.04.2010 года 19 лет 9 месяцев - служба в органах внутренних дел Камчатского края, между тем, участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы) вправе граждане, соответствующие требованиям, указанным в п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов: прибыть в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992 года, иметь общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет, не имея жилья за пределами районов Крайнего Севера, как следует из разъяснения государственного заказчика Подпрограммы ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» - стаж военной службы (службы) не может быть учтен в составе стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем Рабочей группой принято решение об отказе истцу в предоставлении социальной выплаты. Кроме того, на момент постановки на учет граждан, имеющих право на получении социальных выплат для приобретения жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей у Херувимова Д.В. отсутствовал необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера - более 10 календарных лет. Из представленной копии трудовой книжки следует, что по состоянию на 21.02.1995 года его трудовой стаж составлял 2 года 6 месяцев и 4 года 8 месяцев - служба в органах внутренних дел. Таким образом, решение о принятии Херувимова Д.В. на учет граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в связи, с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является неправомерным. Считала, что исковые требования удовлетворению не подлежат за необоснованностью. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879. Согласно п. 2 указанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. В силу п. 3 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. В соответствии с пп. 18 п. 2.1. Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 года № 426-П, в полномочия Министерства входит обеспечение реализации положений Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». На основании постановления Правительства Камчатского края от 04.06.2008 года № 173-П образована рабочая группа по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае. В соответствии с п. 7 Положения о Рабочей группе, являющегося Приложением № 2 к постановлению Правительства Камчатского края от 04.06.2008 года № 173-П основными задачами рабочей группы являются: реализация и контроль исполнения «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов» в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в отношении граждан-участников подпрограммы; организация работы по проверке документов и принятие решения о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Пунктом 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусмотрено, что для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: заявление по форме согласно приложению N 1; заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания. В судебном заседании установлено, что Херувимов Д.В. состоит на учете с 21.02.1995 года в категории граждан «работающие граждане». Решением Рабочей группы от 03.09.2010 года № 14 Херавимову Д.В. отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата, как не соответствующему требованиям ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, а именно, в связи с тем, что трудовой стаж Херувимова Д.В., подтвержденный копией трудовой книжки, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 2 года 6 месяцев. С 03.07.1990 года Херувимов Д.В. проходил службу в органах внутренних дел Камчатского края и по состоянию на 23.04.2010 года общая выслуга составила 19 лет 9 месяцев. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Довод представителя ответчика о том, что стаж военной службы не может быть учтен в состав трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно разъяснению государственного заказчика подпрограммы, суд находит не состоятельным. Согласно разъяснениям, данным 03.08.2010 года Министерством регионального развития Российской Федерации предоставление социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья гражданам, которые до выхода на пенсию по старости или пенсию по инвалидности, проходили военную службу (службу) в частях и подразделениях, дислоцированных в районах Крайнего Севера, в рамках вышеуказанной подпрограммы станет возможным только после принятия Правительством РФ соответствующего законодательного акта. В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» одним из обязательных условий постановки гражданина на названный учет является наличие у него общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, а для граждан которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели данное право - не менее 10 календарных лет. Включение времени нахождения граждан на военной службе (службы) в трудовой стаж регламентировано Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Доводы представителя ответчика о том, что на момент постановки на учет граждан, имеющих право на получении социальных выплат для приобретения жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей у Херувимова Дмитрия Вячеславовича отсутствовал необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера - более 10 календарных лет, по состоянию на 21.02.1995 года его трудовой стаж составлял 2 года 6 месяцев и 4 года 8 месяцев - служба в органах внутренних дел, заслуживают внимания, но не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца. В судебном заседании представитель ответчика суду пояснила, что согласно решению Комиссии по рассмотрению заявлений и предоставлению субсидий гражданам, выезжающим с территории Камчатской области, и по распределению жилых помещений, находящихся в собственности Камчатской области, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий от 28.06.2006 года гражданам, состоящим на учете на получение жилищных субсидий, имеющим стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет на 28.06.2006 года сохранены учетные номера. Таким образом, несмотря на то, что на момент постановки на учет 21.02.1995 года Херувимов Д.В. имел стаж 6 лет 2 месяца (необходимо было не менее 10 лет), в 2006 году не был снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. На день принятия решения Рабочей группы 03.09.2010 года об отказе Херувимову Д.В. о признании его участником подпрограммы его трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 2 года 6 месяцев 19 лет 9 месяцев. Тот факт, что 14.11.2011 года решением Рабочей группы Херувимов Д.В. снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей правового значения для разрешения данного дела не имеет. Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что в судебном заседании нашел подтверждение факт прохождения истцом службы в органах внутренних дел Камчатского края в районе Крайнего Севера в течение 19 лет 9 месяцев, которая, согласно ФЗ «О статусе военнослужащих», подлежит включению в трудовой стаж истца, суд приходит к выводу, что период прохождения службы в органах внутренних дел Камчатского края истца подлежит включению в стаж работы в районе Крайнего Севера, в связи, с чем решение Рабочей группы от 03.09.2011 года № 14 является незаконным. Таким образом, исковое требование истца о возложении на ответчика обязанности включить истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» является обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах Херувимова Д.В. удовлетворить. Признать незаконным решение Рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в Камчатском крае от 03.09.2010 года №14 в части отказа Херувимову Д.В. о признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Обязать Рабочую группу по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в Камчатском крае включить Херувимова Д.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий подпись Л.П. Галеева Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2011 года. Судья подпись Л.П. Галеева Копия верна. Судья Л.П. Галеева