Копанев И.В. к Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования служебным жилым помещением, возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения



Дело № 2-7794/11 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2011 года г.Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

Судьи         Ишковой М.Н.,

при секретаре         Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Копанева И.В. к Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования служебным жилым помещением, о возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Копанев И.В. предъявил иск к ответчику Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа с требованиями о признании права пользования жилым помещением - квартирой в <адрес> в <адрес>, и возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения на данное жилое помещение, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Он проходит военную службу по контракту в войсковой части в должности <данные изъяты>. Решением жилищной комиссии войсковой части от 26.08.2010 года № 9 ему было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором ранее проживал военнослужащий. Данное жилое помещение относится к категории муниципального жилищного фонда. В связи с чем, начальником 261 ОМИС было направлено обращение Главе Петропавловск-Камчатского городского округа о приеме документов на оформление договора найма служебного жилого помещения на предоставленное ему жилье. Однако, в удовлетворении данного обращения ему было отказано по той причине, что в силу действующего законодательства органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договору найма служебного жилого помещения. Считает, данный отказа неправомерным, поскольку за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей, и освободившихся за их выездом, реализация данного законного права не может ставиться в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Истец Копанев И.В. извещен, в судебное заседание не явился, согласно поступившему в материалы дела заявлению, просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя.

Представитель истца Прохоров С.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования своего доверителя поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа Ведягина Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Однако, данная статья не содержит указания, на каком основании должны предоставляться жилые помещения военнослужащим и членам их семей. Органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма не наделены.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.15 Федерального Закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктами 32, 33, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 года, предусмотрено, что жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепленные за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий); распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий) и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района.

При этом, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Аналогичная норма содержится и в пункте 5 статьи 15 вышеприведенного Федерального Закона, согласно которой, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Таким образом, по смыслу указанных норм, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.

В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.

Таким образом, из анализа названных выше правовых норм следует, что поскольку за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация данного законного права не может ставиться в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Из абзацев 4, 7, 10 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

В судебном заседании установлено, что Копанев И.В. на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в войсковой части в звании старшего сержанта.

Жилого помещения на праве собственности Копанев И.В. не имеет, что подтверждается сообщением ГУП «Камчатское краевое БТИ» от 8.11.2011 года и Управления Росреестра по Камчатскому краю от 3.11.2011 года.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № 9 от 26.08.2010 года, при освобождении однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, комиссией было принято решение распределить данную квартиру <данные изъяты> Копаневу И.В. на состав семьи из двух человек, и оформить как служебное жилое помещение на период контракта.

Указанное жилое помещение было распределено Копаневу И.В. в связи с его освобождением военнослужащим С., которому данное жилое помещение было предоставлено на основании договора найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, и на основании акта приема-передачи жилого помещения майор С. сдал, а квартиросъемщик старший сержант Копанев И.В. произвел прием жилого помещения по адресу: <адрес>.

Как следует из поквартирной карточки, военнослужащий С. со своей женой М., ранее проживавшие в указанном жилом помещении, были сняты с регистрационного учета с 2.07.2011 года. Других зарегистрированных лиц в квартире не имеется.

Из справки войсковой части от 24.06.2011 года следует, что Копанев И.В. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> войсковая часть с 31.01.2007 года, его жена К. зарегистрирована с 7.02.2007 года.

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области от 26.10.2006 года № 496-р 261 ОМИС и Петропавловская КЭЧ передали в муниципальную собственность Петропавловск-Камчатского городского образования объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в <адрес>, за исключением приватизированных квартир, в том числе, жилой <адрес>.

Согласно постановлению Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 8.06.2009 года № 1603, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в состав специализированного жилищного фонда с отнесением его к виду - «служебное жилое помещение».

Одновременно 8.06.2009 года Главой Петропавловск-Камчатского городского округа было издано постановление, согласно которому, было принято решение предоставить С. служебное жилое помещение - однокомнатную <адрес>, по договору найма служебного жилого помещения сроком до 3.11.2011 года. МАУ «УЖКХ <адрес>» было поручено заключить с С. договор найма служебного жилого помещения.

Как следует из материалов дела, жилое помещение - <адрес> в <адрес> юридически и фактически свободна.

Начальник 261 ОМИС обратился к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о принятии документов для оформления договора найма спорного жилого помещения на имя военнослужащего Копанева И.В.

Как следует из сообщения Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Комитет) от 9.08.2011 года, в оформлении договора найма служебного жилого помещения было отказано на основании ст.93 ЖК РФ.

Вместе с тем, данный отказ суд полагает незаконным, поскольку он основан на неверном толковании вышеуказанных норм права, согласно которым военнослужащий Копанев И.В. имеет право на получение спорного жилого помещения на основании договора найма служебного жилого помещения, ранее занимаемого семьей военнослужащего С.

На основании вышеизложенного, с учетом ч.3 ст.104 ЖК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Копанева И.В. к Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, о возложении обязанности заключить договор найма указанного служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Принимая во внимание характер спорного правоотношения, учитывая требования разумности, суд находит возможным установить ответчику Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа срок для заключения с истцом договора социального найма спорного жилого помещения в течение десяти дней после вступления в законную силу решения суда.

Согласно ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 200 руб.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Копанева И.В. удовлетворить.

Признать за Копаневым И.В. право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>.

Обязать Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа заключить с Копаневым И.В. договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, в течение 10-ти дней после вступления в законную силу решения суда в установленном законом порядке.

Взыскать с Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу Копанева И.В. понесенные расходы по государственной пошлине в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 5.12.2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 5.12.2011 года.

Судья       М.Н.Ишкова