прокурор г.Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к Главе ПКГО, Комитету по управлению имуществом ПКГО, Администрации ПКГО, Стус А.И., Стус В.П. о признании незаконным постановления, решения о предоставлении ж/п и т.д.



КОПИЯ

Дело № 2-207/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2011 года                             г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

Председательствующего судьи                    Галеевой Л.П.,

при секретаре                     Вареница М.В.,

с участием

представителя истца                            Количевой О.Н.,

представителя ответчика                     Захария В.О.,

ответчика                      Стус А.И., Стус В.П.,

представителя третьего лица                  Колосова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Петропавловска-Камчатского, обратившегося в суд в интересах неопределённого круга лиц к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Стус А.И., Стус В.П. о признании недействительными постановления № 3609 от 27.11.2009 года, решения о предоставлении жилого помещения - направления на заселение в общежитие от 30.11.2009 года, договора найма жилого помещения в общежитии № 42 от 30.11.2009 года, об освобождении жилого помещения путём выселения, предоставлении спорного жилого помещения гражданам, нуждающимся в жилых помещениях в соответствие с действующим законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Главе Петропавловска-Камчатского городского округа (далее - Глава ПКГО), Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Администрация ПКГО), Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Комитет по управлению имуществом ПКГО), Стус Анатолию Ивановичу, Стус Валентине Петровне о признании недействительным постановления Главы ПКГО от 27 ноября 2009 года № 3609 о включении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Амурская, д. 3, кв. 9, в состав специализированного жилищного фонда - «жилое помещение в общежитии» с даты принятия; договора найма жилого помещения в общежитии от 30 ноября 2009 года № 42, заключенного между Комитетом по управлению имуществом ПКГО и Стусом А.И. с даты заключения; обязании Стуса А.И. и Стус В.П. освободить жилое помещение путем выселения в срок до 31 января 2011 года; возложении обязанности на Администрацию ПКГО предоставить освобожденное жилое помещение по договору социального найма предоставить гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в срок до 28 февраля 2011 года.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой города проверки исполнения жилищного законодательства, установлены грубые нарушения закона в части установления статуса жилого помещения и порядка его распределения.

Постановление об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду с приданием ему статуса «жилое помещение в общежитии» издано Главой ПКГО незаконно, с превышением полномочий, поскольку Глава ПКГО не наделен полномочиями по управлению муниципальным жилищным фондом.

Установление статуса общежития спорному жилому помещению было произведено без соблюдения требований, предусмотренных ст.ст. 92, 94 ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, то есть без необходимого и обязательного переоборудования, укомплектования мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами, а также без соответствующего обращения и необходимых документов, в том числе заключения компетентных органов о пригодности указанного жилого помещения для постоянного проживания граждан, о том, что оно отвечает особым установленным для общежитий санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, является благоустроенным применительно к условиям г. Петропавловска-Камчатского.

Полагал, что спорное жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма гражданам г. Петропавловска-Камчатского, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Стус А.И. такого права не имеет и обязан освободить его путем выселения.

Заключенный 30 ноября 2009 года договор социального найма жилого помещения в общежитии № 42 между Стусом А.И. и Комитетом по управлению имуществом ПКГО, на основании постановления Главы ПКГО, подлежит признанию недействительным по правилам ст. 168 ГК РФ, как не соответствующий закону и иным правовым актам.

В ходе судебного разбирательства истец уточнял, увеличивал исковые требования, изменял их предмет. Окончательно определив исковые требования, просил признать недействительным постановление №3609 от 27.11.2009 года «О включении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский ул. Амурская, дом № 3 квартира № 9, в состав специализированного жилищного фонда - «жилое помещение в общежитии» с даты принятия, признать недействительным решение о предоставлении жилого помещения - направление Главы ПКГО от 30.11.2009 года на заселение в общежитие по адресу ул.Амурская дом №3 квартира № 9 (17,9 кв.м.) выданное на имя Стус А.И., признать недействительным договор найма жилого помещения в общежитии № 42 от 30.11.2009 года, заключенный между Комитетом по управлению имуществом ПКГО и Стус А.И. с даты заключения, возложить обязанность на Стус А.И. и Стус В.П. об освобождении жилого помещения, расположенного по ул. Амурская, дом №3 квартира №9 в г. Петропавловске-Камчатском, путем выселения, возложить обязанность на Администрацию ПКГО предоставить жилое помещение, расположенное по ул. Амурская, дом №3 квартира № 9 в г. Петропавловске-Камчатском гражданам, нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель истца Количева О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования, изложенные в окончательной редакции, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточненных заявлениях.

Суду пояснила, что Постановление Главы ПКГО издано с превышением должностных полномочий. Им необоснованно отнесено спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду, нарушена сама процедура такого отнесения.

Кроме того, были нарушены особые требования к общежитиям, а именно санитарно-эпидемиологические нормы, правила пожарной безопасности, требования к шумоизоляции и светоизоляции, квартира не была укомплектована мебелью. Также отсутствуют отдельные выходы; лестница пожарной безопасности; датчики пожарной сигнализации.

Полагала, что спорное жилое помещение используется как социальное жилье, поскольку помещение изолировано; подъезд не обеспечен двумя выходами, отсутствуют доски учета и объявления.

Указала, что акты МЖТК при Администрации от 2009 года и 2011 года не содержат сведений о выполнении указанных требований. Считала, что сама комиссия не наделена полномочиями о даче заключения о переходе жилья в специализированное жилье. В их полномочия входит установление пригодности или непригодности жилого помещения. Поскольку постановление издано с нарушением, то направление и договор найма специализированного жилого помещения в общежитии, также являются незаконными.

Так как Стус А.И. является краевым служащим, в трудовых отношениях не состоял и не состоит с органами муниципального образования, то права на получение специализированного муниципального жилья не имеет. Стус А.И. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, оснований для предоставления ему социального жилья не имеется.

В судебном заседании представитель ответчиков Администрации ПКГО и Комитета по управлению имуществом ПКГО Захария В.О., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала в полном объеме.

Пояснила, что постановление вынесено в пределах полномочия заместителем Главы ПКГО и в соответствии с уставом ПКГО. Комитет по управлению имуществом ПКГО осуществляет лишь подготовку муниципальных правовых актов, но именно Глава администрации наделен полномочиями по вынесению таких постановлений.

Порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду утвержден 26 января 2006 года постановлением Правительства РФ № 42.

При изменении статуса жилого помещения требования Порядка не были нарушены. Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ № 47, устанавливает требования, в соответствии с которыми определяется пригодность жилого помещения для проживания. Спорное жилое помещение было обследовано и признано соответствующим установленным требованиям. Согласно заключению по результатам обследования жилого помещения с участием представителей пожарного надзора оно соответствует предъявленным требованиям. В соответствии с законодательством квартира может быть отнесена к специализированному жилому фонду.

Полагает, что нормы и правила СанПиН, пожарной безопасности, на которые ссылается истец, относятся к общежитиям, как к зданиям, которые сразу строятся как общежитие. Порядок переоборудования квартиры законодательством не предусмотрен.

Согласно ст. 92 ЖК РФ для отнесения жилого помещения к общежитиям не предполагает дополнительных требований к общежитиям квартирного типа. Жилое помещение специализированного типа предоставляется в соответствии с положениями «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании», утвержденном решением Петропавловск -Камчатской Городской Думой от 28 декабря 2005 года №259-р, согласно которому жилое помещение предоставляется гражданину на основании его заявления и ходатайства организации, где он работает. Полагала, что размер начисляемой Стус А.И. платы за пользование жилищно-коммунальными услугами и наличие между Стусом А.И. и Инспекцией государственного экологического и водного контроля Камчатского края трудовых отношений не имеют существенного значения по рассматриваемому делу.

Ответчики Стус А.И. и Стус В.П. исковые требования не признали в полном объеме. Согласились с пояснениями представителя администрации ПКГО. Пояснили, что ранее проживали у знакомых и у родственников, жилых помещений на праве собственности не имеют, муниципальным жильем не обеспечены, являются пенсионерами, Стус В.П. является представителем коренного малочисленного народа.

Ответчик Глава ПКГО о времени и месте рассмотрения дела извещен, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Инспекцией государственного экологического и водного контроля Камчатского края Колосов М.А., действующий на основании доверенности, требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Пояснил, что руководитель Инспекии обращался к Главе ПКГО о выделении временного жилья своему сотруднику Стусу А.И. Полагает, что все нормы, установленный законодательством Российской Федерации были соблюдены. Жилое помещение Стусу А.И. было предоставлено на законном основании.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещено, просило дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. В письменном мнении от 30 марта 2011 года, представленном в материалы дела указали, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержатся сведения о том, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду - жилое помещение в общежитии на основании Постановления Главы ПКГО от 27 ноября 2009 года № 3609.

Третье лицо Межведомственная жилищно-техническая комиссия при Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Глава администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, МАУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» о времени и месте рассмотрения дела извещены, участия в судебном заседании не принимали.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. ст. 92, 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилому фонду и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома, либо части домов.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст.92).

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26 января 2006 года утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила).

В соответствии с п. 4 Правил жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество (п. 3 Правил).

В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Амурская, д. 3. кв. 9, является муниципальной собственностью Петропавловск-Камчатского городского округа.

Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа Скворцовым В.В. от 27 ноября 2009 года № 3609 жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Амурская, д. 3, кв. 9, включено в состав специализированного жилищного фонда с отнесением его к виду «жилое помещение в общежитии» (л.д. 36).

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о праве собственности на спорное жилое помещение отсутствуют (л.д. 32), но содержит ведения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду - жилое помещение в общежитии (л.д. 106-108).

Согласно заключению межведомственной жилищной технической комиссии от 12 ноября 2009 года и акту осмотра жилого помещения от 19 октября 2009 года спорное жилое помещение соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, оно пригодно для постоянного проживания (л.д. 33, 34).

В соответствии с кадастровым паспортом на данное помещение, оформленным 2 ноября 2009 года, жилое помещение является однокомнатной квартирой, в примечании указано, что выполненное переустройство не требует узаконения (л.д. 35).

Решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы № 259-р от 28 декабря 2005 года утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в Петропавловске-Камчатском городском муниципальном образовании (далее - Положение).

В соответствии с п. 3.1 Положения (действующего в редакции на момент спорных правоотношений) общежитие - жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенные для временного проживания граждан на период их работы, службы или учебы.

Пунктом 3.6 Положения предусмотрено, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается с гражданином на основании решения главы города, оформленного согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Согласно ст. 100 ЖК РФ основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения является решение о предоставлении такого помещения.

9 ноября 2009 года Стус А.И. дал свое согласие на заселение в спорное жилое помещение специализированного жилищного фонда - общежитие со своей семьей (л.д. 42).

27 ноября 2009 года Администрацией ПКГО в лице Главы ПКГО Скворцова В.В. в адрес МАУ «Управления жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского» выдано направление на заселение по указанному адресу Стус А.И. на время его работы на состав семьи из 2 человек (л.д. 37).

30 ноября 2009 года между Комитетом ПКГО и Стусом А.И. заключен договор найма жилого помещения в общежитии № 42 для временного проживания на период работы в Инспекции государственного экологического и водного контроля Камчатского края. В качестве члена его семьи указана Стус В.П. (л.д. 38-40).

На основании договора найма 9 декабря 2009 года Стус А.И. и Стус В.П. постоянно зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Амурская, д. 3, кв. 9 (л.д. 43).

На Стус А.И. по указному помещению оформлен лицевой счет по оплате жилищно-коммунальных услуг, задолженность по которым он имеет в размере 5323 руб. 80 коп. (л.д. 43-47).

Судом установлено, что основанием для заключения договора и предоставления спорного жилого помещения Стусу А.И. являлось ходатайство руководителя Инспекции государственного экологического и водного контроля Камчатского края.

Согласно указанному ходатайству от 4 июня 2009 года на имя Главы ПКГО работодатель просил рассмотреть вопрос о выделении временного жилья (однокомнатной квартиры) государственному инспектора Инспекции Стусу А.И., семья которого своего жилья в г. Петропавловске-Камчатском не имеет, а также просил учесть, его супруга Стус В.П. является коренным жителем Камчатского края (л.д. 12).

Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю от 21 мая 2009 года № 01/015/2009-113 и №01/015/2009-114 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Стуса А.И. и Стус В.П. на имеющиеся объекты недвижимого имущества (л.д. 20, 21).

Указание в уведомлениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю фамилии ответчиков - Стаус, суд расценивает как техническая опечатка, поскольку из копий паспортов следует, что ответчиками по делу являются Стус Анатолий Иванович, 19 августа 1954 года рождения и Стус Валентина Петровна, 10 августа 1959 года рождения (л.д. 14, 15).

Согласно сведениям ГУП «Камчатское краевое бюро технической инвентаризации» по состоянию на 1 января 2000 года на имя Стус А.И. и Стус В.П. недвижимость на праве частной собственности в г. Петропавловске-Камчатском не зарегистрирована, право на приватизацию ими не использовано (л.д. 18, 19).

Из пояснений ответчиком Стуса А.И. и Стус В.П. и материалов дела следует, что ранее Стус А.И. был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: пос. Козыревск Усть-Камчатского района Камчатского края, ул. Комсомольская, д. 35, а Стус В.П. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <данные изъяты> до 15 мая 2009 года (л.д. 14, 16, 15, 29-30).

В соответствии с экспертным заключением № 5606 от 12 октября 2011 года составленным Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае», условия проживания в квартире № 9 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Амурская, д. 3, соответствуют СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-Эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 164-167).

Межведомственная жилищная техническая комиссия 13 октября 2011 года обследовала жилое помещение - квартиру № 9 по ул. Амурская, д. 3, в г. Петропавловске-Камчатском, о чем составила акт № 639. По результатам обследования МЖТК пришла к заключению о соответствии данного жилого помещения установленным требованиям и о его пригодности для проживания (л.д. 162-163).

Из текста заключения МЖТК следует, что членами комиссии также являлись сотрудники отдела санитарного надзора территориального управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, отдела надзорной деятельности по г. Петропавловску-Камчатскому УНД ГУ МЧС России по Камчатскому краю. Каких либо возражений по поводу соответствия спорного жилого помещения установленным требованиям и о его пригодности для проживания, от них не поступило, о чем свидетельствуют их подписи на заключении.

По результатам рассмотренных документов МЖТК пришла к заключению, согласно которому спорное жилое помещение соответствует требованиям, установленным ч. II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, и о его пригодности для проживания, о чем было составлено заключение о признании жилого помещения пригодным для проживания № 1481 от 13 октября 2011 года (л.д. 161).

Оценив исследованные в судебном заседании в совокупности доказательства, суд приходит к выводу о неосбоснованности требований истца.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии со ст. 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, установленными ЖК РФ.

Доводы истца о том, что Глава ПКГО не наделен полномочиями по отнесению муниципального жилья к определенному виду, что данными полномочиями наделен Комитет по управлению имуществом ПКГО, суд находит несостоятельными.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 44 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Устав ПКГО), действующего в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, управление муниципальной собственностью относиться к исполнительно-распорядительным полномочиям Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице ее органов.

Статьей 62 Устава ПКГО предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.

При этом в соответствии с п.п. 1.2, 3.1.4, 3.3.2, 3,5.1 Положения о Комитете Петропавловск-Камчатского городского округа (в редакции, действующей на 18 мая 2009 года), утвержденному решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы 29 декабря 2005 года № 267-р (далее - Положение о Комитете ПКГО), Комитет ПКГО учрежден в соответствии с Уставом ПКГО, с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальной собственностью. Осуществляя полномочия собственника имущества в области жилищных отношений, Комитет ПКГО только подготавливает и исполняет распорядительные документы в области жилищных отношений, разрабатывает и вносит на рассмотрение проекты муниципальных правовых актов города, но не издает распорядительные документы и муниципальные правовые акты.

Тогда как, в соответствии со ст. 35, ст. 37 Устава ПКГО, Глава Петропавловск-Камчатского городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, издает в пределах своих полномочий правовые акты и возглавляет администрацию городского округа.

Пунктом 3 части 1 статьи 11 Устава ПКГО установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление Главы ПКГО от 27 ноября 2009 года № 3609 о включении спорного жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда было принято им в рамках имеющихся у полномочий Главы ПКГО для принятия такого решения.

Из анализа положений пункта 1 ст. 44 новой редакции Устава ПКГО, утвержденной решением Городской Думы ПКГО Камчатского края 7 июня 2011 года № 401-нд, следует, что полномочия по вынесению оспариваемого постановления перераспределены от Главы ПКГО к Главе администрации ПКГО.

Исходя из смысла ст. 209 ГК РФ, ст. 91 ЖК РФ, ст. 30 ЖК РФ изменение режима жилого помещения и предоставление жилого помещения гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, с учетом требований, установленных гражданским законодательством и Жилищным кодексом РФ, - относиться к исключительной компетенции собственника.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26 января 2006 года утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила № 42).

В силу положений п. 3 Правил № 42 запрещено отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Кроме того, согласно п. 12 Правил № 42 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Как установлено в судебном заседании, на момент включения спорного жилого помещения в состав жилого фонда «жилое помещение в общежитии» - 27 ноября 2009 года - данное жилое помещение было свободно, что подтверждается поквартирной карточной, из которой усматривается, что в данном жилом помещении с 12 сентября 2008 года никто не зарегистрирован (л.д. 31).

В соответствии с п.п. 2, 3 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1998 года № 328, которое применяется в части не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации, под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома; не допускается использование под общежития жилых помещений в жилых домах, предназначенных для постоянного проживания, пользование которыми осуществляется по договору найма жилого помещения.

Частью 2 ст. 94 ЖК РФ, вступившего в законную силу с 1 марта 2005 года, предусмотрено предоставление под общежития не только специально построенных или переоборудованных для этих целей домов, но и частей домов.

Из содержания ч. 2 ст. 16 ЖК РФ следует, что квартира является частью жилого дома.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Пунктом 1 Типового договора найма жилого помещения в общежитии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26 января 2006 года, предусмотрено предоставление по договору найма жилого помещения в общежитии комнаты либо квартиры для временного проживания.

О возможности использования общежитий квартирного типа (жилых домов, квартир) усматривается и из п. 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 23 от 23 марта 2011 года «Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений»», которое введено в действие с 1 сентября 2011 года.

В последнем абзаце п. 3.1. раздела III. «Гигиенические требования к жилым комнатам и помещениям» СП 2.1.2.2844-11 указано, что общежития квартирного типа (жилые дома, квартиры) должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях.

Кроме того, из СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-Эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», введенных в действие с 15 августа 2010 года следует, что допускается размещение общежитий в приспособленных зданиях при условии соблюдения требований настоящих санитарных правил. Возможно размещение общежитий в жилых домах (п. 2.7).

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 общежития квартирного типа (жилые дома, квартиры) должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях.

Согласно п. 4 Правил № 42 жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 ЖК РФ).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение № 47).

В соответствии с п. 33 данного Положения № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Как следует из п. 7 Положения № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации ПКГО от 18 ноября 2009 года № 3512, утверждено Положение о межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Положение МЖТК).

В пункте 1.1 Положения МЖТК указано, что Межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа создана в целях признания помещений муниципального жилищного фонда жилыми, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в порядке и по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Положения МЖТК в состав Межведомственной жилищной технической комиссии входят представители органа, осуществляющего полномочия собственника муниципального жилищного фонда, представители иных органов администрации городского округа, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, предъявляемым для конкретного вида жилых помещений специализированного жилищного фонда. По результатам обследования Межведомственная жилищная техническая комиссия пришла к заключению как в ноябре 2009 года, так и в октябре 2011 года, о соответствии жилого помещения установленным требованиям и о его пригодности для проживания.

Довод истца о том, что нарушены требования норм пожарной безопасности в частности, что спорное жилое помещение не укомплектовано отдельными выходами; лестницей пожарной безопасности; датчиками пожарной сигнализации; подъезд не обеспечен двумя выходами, отсутствуют доски учета и объявлений, является несостоятельным, поскольку комплексным обследованием общежития, проеденным МЖТК г. Петропавловска-Камчатского, в состав которой вошел представитель УНД ГУ МЧС России по Камчатскому краю, нарушений требований пожарной безопасности, установленных нормативными актами - «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), нормы «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», нормы «СП 4.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», влекущих признание жилого помещения не пригодным для проживания, не выявлено.

Не является основанием для признания незаконным обжалуемого постановления Главы Администрации и доводы истца о том, что данное решение принято на основании кадастрового паспорта жилого помещения и заключения межведомственной жилищной технической комиссии от 12 ноября 2009 года, без предоставления заявления об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и документа, подтверждающего право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение, поскольку собственником спорного помещения является Петропавловск-Камчатский городской округ, то есть в данном случае одно и то же лицо является и заявителем и органом уполномоченным на принятие такого решения.

Доводы истца о том, что спорное помещение не переоборудовано для целей использования под общежитие, не укомплектовано мебелью, заслуживают внимания, однако, данные обстоятельства не нарушают прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился с данным иском в суд.

Кроме того, в своем заявлении от 9 ноября 2009 года о согласии на заселение в спорное жилое помещение Стус А.И. от комплектующих общежитие мебели и иных необходимых для проживания предметов отказался (л.д. 42).

Согласно заключению межведомственной жилищной технической комиссии от 12 ноября 2009 года и акту осмотра жилого помещения от 19 октября 2009 года спорное жилое помещение соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, оно пригодно для постоянного проживания (л.д. 34, 33).

В своем заявлении от 9 ноября 2009 года на имя Главы ПКГО Стус А.И. просил предоставить ему на состав семьи два человека жилое помещение из специализированного жилищного фонда (общежитие). Ремонт обязался произвести своими силами и за свой счет. Как следует, из акта обследования жилого помещения от 13 октября 2011 года, в спорной квартире выполнен ремонт, отделочные работы, произведена полная замена санитарно-технического оборудования и оконных блоков, установлена металлическая дверь.

Из материалов дела усматривается, что при предоставлении данного жилого помещения Стусу А.И. на состав семьи 2 человека не было допущено неправомерных действий, а возможное нарушение должностными лицами требований при включении данного жилого помещения в состав жилого фонда «жилое помещение в общежитии» без осуществления текущего ремонта, укомплектования жилого помещения мебелью, не может являться основанием для умаления прав гражданина, нуждающегося в предоставлении жилого помещения в общежитии, которому данное помещение предоставлено.

Довод истца о том, что Стус А.И. не имел права на предоставление общежития, поскольку состоит в трудовых отношениях с Инспекцией государственного экологического и водного контроля Камчатского края, является необоснованным, поскольку Положением о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании не предусмотрено исключительное право муниципальных служащих на получение специализированного жилья в общежитии.

Так, общежитие - жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенные для временного проживания граждан на период их работы, службы или учебы (3.1. Положения), договор найма жилого помещения в общежитии заключается на срок трудовых отношений, прохождения службы, обучения либо замещения муниципальной должности или прохождения муниципальной службы (п. 3.7. Положения).

Тот факт, что Стус А.И, не являлся муниципальным служащим, также не может лишать его права на предоставления ему жилого помещения.

Нуждаемость Стуса А.И. в жилом помещении подтверждена материалами дела.

Оценив в совокупности установленные в судебном заседании обстоятельства по делу и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требование прокурора о признании недействительным постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 ноября 2009 года № 3609 «О включении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Амурская, д. 3, кв. 9, в состав специализированного жилищного фонда - «жилое помещение в общежитии», является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Учитывая, что решение - направление Главы ПКГО от 27 ноября 2009 года о предоставлении Стусу А.И. на состав семьи 2 человека спорного жилого помещения принято после включения спорного помещения в состав специализированного жилищного фонда - «жилое помещение в общежитии», на основании которого Стусу А.И. предоставлено на условиях договора найма жилое помещение в общежитии, наличие у Стуса А.И. права на получение жилого помещения в общежитии с учетом членов семьи, то обстоятельство, что спорное жилое помещение отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, предъявляемым для данного вида жилых помещений, суд не усматривает оснований для признания недействительным направления на заселение в общежитие, договора найма жилого помещения в общежитии № 42 от 30 ноября 2009 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом ПКГО и Стусом Анатолием Ивановичем, а так же возложения обязанности на Стуса Анатолия Ивановича и Стус Валентину Петровну освободить жилое помещение путём выселения и возложении обязанности на Администрацию ПКГО предоставить спорное жилое помещение гражданам в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора города Петропавловска-Камчатского, обратившегося в суд в интересах неопределённого круга лиц, к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Стус А.И., Стус В.П. о признании недействительным постановления №3609 от 27.11.2009 года «О включении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский ул.Амурская, дом № 3 квартира № 9, в состав специализированного жилищного фонда - «жилое помещение в общежитии» с даты принятия, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения - направление Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.11.2009 года на заселение в общежитие по адресу ул. Амурская дом №3 квартира № 9 (17,9 кв.м.) выданного на имя Стус А.И., о признании недействительным договора найма жилого помещения в общежитии № 42 от 30.11.2009 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа и Стус А.И. с даты заключения, о возложении обязанности на Стус А.И. и Стус В.П. об освобождении жилого помещения, расположенного по ул. Амурская, дом №3 квартира №9 в г. Петропавловске-Камчатском, путем выселения, о возложении обязанности на Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа предоставить жилое помещение, расположенное по ул. Амурская, дом №3 квартира № 9 в г. Петропавловске-Камчатском гражданам, нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                       подпись                          Л.П. Галеева

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года.

Судья           подпись                 Л.П. Галеева

Копия верна.

Судья                  Л.П. Галеева