Дело № 2-4866/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2011 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
Судьи Ишковой М.Н.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Олюторского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» о возложении обязанности устранить нарушение законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Олюторского района предъявил иск в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю (далее по тексту УМВД России по Камчатскому краю) и Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» (далее по тексту МО МВД России «Корякский») о возложении обязанности устранить нарушение законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц с требованиями: о признании незаконными действий в части не обеспечения ежедневных прогулок на свежем воздухе лицам, содержащимся в ИВС; отсутствия автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, управления и эвакуации людей при пожаре; отсутствия санпропускника с камерой дезинфекции вещей; отсутствия электрического титана для подогрева воды в душевой комнате; отсутствия аптечки для оказания первой медицинской помощи в ИВС отделения милиции № МО МВД России «Корякский», расположенном по адресу: <адрес>
Также прокурор просил обязать УМВД России по Камчатскому краю и МО МВД России «Корякский» устранить нарушение законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц, для чего реконструировать (оборудовать) в изоляторе временного содержания отделения милиции № Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский», расположенном по адресу: <адрес> прогулочный двор, приведя его в состояние, пригодное для осуществления ежедневных прогулок лицами, содержащимися в ИВС; оборудовать ИВС ОМ № МО МВД России «Корякский» автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения, управления и эвакуации людей при пожаре, санпропускником с камерой дезинфекции вещей, электрическим титаном для подогрева воды в душевой комнате, укомплектовать надлежащим образом аптечку для оказания первой медицинской помощи.
В обоснование требований указал, что по результатам проведенной комплексной проверки изолятора временного содержания отделения милиции № Межрайонного отдела внутренних дел «Корякский» на предмет соблюдения требований законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц установлено, что санитарная обработка спецконтингента, содержащегося в ИВС, осуществляется один раз в неделю в душевой комнате, оборудованной электрическим титаном для подогрева воды. Однако, в настоящее время электрический титан, установленный в душевой комнате ИВС, находится в нерабочем состоянии, ремонту не подлежит и требует замены. Санпропускник с камерой дезинфекции вещей в ИВС отсутствует. По указанной причине в ИВС журналы санитарного содержания ИВС и регистрации дезинфекции (дезинспекции) не ведутся. Прогулочный двор находится в аварийном состоянии, конструкция двора отошла от здания ОВД, деревянные стены в аварийном состоянии и их невозможно отштукатурить, в связи с чем, невозможно установить металлическую решетку, конструкция крыши двора с натянутой колючей проволокой деревянная, и также находится в аварийном состоянии и в любой момент может произойти обрушение. С целью предотвращения побега заключенных, а также несчастных случаев прогулка заключенных в данном дворе не производится, прогулка осуществляется только по коридору ИВС, чем нарушаются права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС. Кроме того, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, так, помещения ИВС не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения, управления и эвакуацией людей при пожаре.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 25.08.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица МВД России.
В судебном заседании представитель прокурора Количева О.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ с полным объемом прав, заявила отказ от исковых требований в части: признания незаконными действий УМВД России по Камчатскому краю, МО МВД России «Корякский» в части не обеспечения ежедневных прогулок на свежем воздухе лицам, содержащимся в ИВС; отсутствия автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, управления и эвакуации людей при пожаре; отсутствия санпропускника с камерой дезинфекции вещей; отсутствия электрического титана для подогрева воды в душевой комнате; отсутствия аптечки для оказания первой медицинской помощи в ИВС отделения милиции № МО МВД России «Корякский», расположенном по адресу: <адрес>, а также о возложении на УМВД России по Камчатскому краю обязанности устранить нарушение законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц, для чего реконструировать (оборудовать) в изоляторе временного содержания отделения милиции № МО МВД России «Корякский» прогулочный двор, приведя его в состояние, пригодное для осуществления ежедневных прогулок лицами, содержащимися в ИВС; оборудовать ИВС ОМ № МО МВД России «Корякский» автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения, управления и эвакуации людей при пожаре, санпропускником с камерой дезинфекции вещей, электрическим титаном для подогрева воды в душевой комнате, укомплектовать надлежащим образом аптечку для оказания первой медицинской помощи. Также представитель прокурора отказалась от исковых требований к МО МВД России «Корякский» о возложении обязанности укомплектовать надлежащим образом аптечку для оказания первой медицинской помощи в связи с добровольным исполнением требованием прокурора, о чем вынесено отдельное определение. В остальной части исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Управления МВД РФ по Камчатскому краю Янченков Ю.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривал установленные прокурором нарушения законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц, пояснив, что устранение данных нарушений возможно только после поступления финансирования на указанные цели из федерального бюджета, которое планируется в 2012 году.
Ответчик Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» извещен, в судебное заседание представителя не направил, согласно поступившему 20.10.2011 года в материалы дела отзыву на исковое заявления, исковые требования не признал, пояснив, что в связи с затруднительным финансовым положением необходимый капитальный ремонт ИВС запланирован на 2012 год, при этом, приобретен водонагреватель для помывки спецконтингента, стиральная машина-автомат, укомплектована медицинская аптечка.
Третье лицо МВД России извещено, представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее Федеральный закон).
На основании ст.7 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п.19 Положения «О Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский», утвержденного приказом УМВД России по Камчатскому краю от 21.07.2011 года № 795, МО МВД России «Корякский», реализуя на территории обслуживания, задачи и полномочия органов внутренних дел обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.
На основании ст.15 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее 1 часа (п.11 ст.17 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ).
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данными Правилами устанавливается порядок, в том числе, и проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых (ст.16 Федерального закона), которые в соответствии с п.132 Приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» проводятся на территории прогулочных дворов, оборудованных скамейками для сидения и навесами от дождя.
Согласно требованиям статей 8 и 24 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от пожаров (далее Закон).
На основании ст.37 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п.п.11, 12 Инструкции «О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации от 31.12.1999 года № 1115/475, все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерой дезинфекции вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней. Одежда и постельные принадлежности этих лиц подвергаются камерной обработке, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции).
Как установлено судом, ежедневная прогулка лиц, содержащихся в ИВС, не осуществляется.
Как следует из направления предложений по строительству, направленного в адрес начальника ДООП МВД России 16.05.2011 года, в результате землетрясения в здание ИВС образовались трещины, конструкция прогулочного двора находится в аварийном состоянии, отошла от здания ОВД, необходимы снятие со стен «шубы», ремонт водоснабжения, отопления, кровли крыши. Здание не соответствует сейсмическим требованиям, расположено в сейсмоопасном районе Камчатского края, ремонт не проводился с момента постройки, необходимо провести ремонт системы водоснабжения, отопления, кровли, снятие со стен «шубы». Отсутствует прогулочный дворик.
В 2011 году заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 35 802 руб. 82 коп. с МУЗ.
Организация материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, решается в пределах выделяемых бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета. В 2010 году для материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в ИВС ОМ № за счет средств федерального бюджета, выдано имущество на сумму <данные изъяты> коп. Средствами личной гигиены, постельными принадлежностями и бельем спецучреждение обеспечено в полном объеме.
Санитарная обработка спецконтингента, содержащегося в ИВС, осуществляется один раз в неделю (по пятницам) в душевой комнате, оборудованной электрическим титаном.
Дезинфекционная камера в ИВС отсутствует. Для обслуживания данного технического оборудования должна быть штатная должность дезинфектора, которая в ИВС ОМ № Корякского МОВД не предусмотрена.
Прокуратурой Олюторского района была проведена комплексная проверка изолятора временного содержания отделения милиции № Межрайонного отдела внутренних дел «Корякский» на предмет соблюдения требований законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц с привлечением специалистов в области пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического надзора, по результатам которой установлено, что в настоящее время электрический титан, установленный в душевой комнате ИВС, находится в нерабочем состоянии, ремонту не подлежит и требует замены. Санпропускник с камерой дезинфекции вещей в ИВС отсутствует. По указанной причине в ИВС журналы санитарного содержания ИВС и регистрации дезинфекции (дезинспекции) не ведутся. Прогулочный двор находится в аварийном состоянии, конструкция двора отошла от здания ОВД, деревянные стены в аварийном состоянии и их невозможно отштукатурить, в связи с чем, невозможно установить металлическую решетку, конструкция крыши двора с натянутой колючей проволокой деревянная, и также находится в аварийном состоянии и в любой момент может произойти обрушение. С целью предотвращения побега заключенных, а также несчастных случаев прогулка заключенных в данном дворе не производится, прогулка осуществляется только по коридору ИВС, чем нарушаются права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС. Кроме того, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, так, помещения ИВС не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения, управления и эвакуацией людей при пожаре.
Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Олюторского района о возложении обязанности устранить нарушение законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о возложении соответствующей обязанности на тот или иной субъект рассматриваемых правоотношений, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.49, п.3 ст.50, п.п.1 и 2 ст.120, п.1 ст.296, п.2 ст.298 ГК РФ, ч.1, 2, 4, 5 ст.1 Федерального закона от 3.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами, которое является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Согласно п.3 Положения о Межмуниципальном отделе МВД РФ «Корякский» Корякский МО МВД России входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю.
В соответствии с Указом Президента РФ от 1.03.2011 года № 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» территориальный орган осуществляет полномочия и является, в том числе, получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; осуществляет проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа, подчиненных органов и организаций.
Положением об Управлении внутренних дел по Камчатскому краю, утвержденному приказом МВД России от 27.04.2011 года № 271 (далее Положение), установлено, что УМВД России по Камчатскому краю осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Камчатскому краю (п.4).
Согласно п.38 Положения УМВД России по Камчатскому краю осуществляет материально-техническое обеспечение Управления, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении УМВД России по Камчатскому краю.
Как следует из Положения о Межмуниципальном отделе МВД РФ «Корякский» Корякский МО МВД России является юридическим лицом; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета; выступает истцом и ответчиком в суде (п.20); является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции (п.21). За Корякским МО МВД России в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество (п.22).
В соответствии с телеграммой ФЭД МВД России денежные средства на капитальный ремонт ИВС будут доведены дополнительно.
До настоящего времени установленные проверкой нарушения МО МВД России «Корякский» не устранены.
На основании изложенного, суд считает необходимым возложить обязанность устранить нарушение законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц на МО МВД «Корякский».
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд, удовлетворяя требования прокурора Олюторского района, считает необходимым установить в решение срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При этом, суд учитывает характер и объем работ, которые необходимо произвести, переходный период в связи с принятием Федерального закона «О полиции», делегирования и закрепления финансовых полномочий по обеспечению деятельности полиции, и находит целесообразным установить срок для устранения нарушений, а именно, в течение 6 месяцев со дня поступления в установленном законом порядке денежных средств на указанные цели из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Олюторского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» о возложении обязанности устранить нарушение законодательства при содержании следственно-арестованных и осужденных лиц удовлетворить.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» реконструировать (оборудовать) в изоляторе временного содержания отделения милиции № Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский», расположенном по адресу: <адрес>, прогулочный двор, приведя его в состояние, пригодное для осуществления ежедневных прогулок лицами, содержащимися в ИВС, в соответствии с приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года; оборудовать ИВС ОМ № Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения, управления и эвакуации людей при пожаре, санпропускником с камерой дезинфекции вещей, электрическим титаном для подогрева воды в душевой комнате, в срок в течение 6 месяцев со дня поступления в установленном законом порядке денежных средств на указанные цели из федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.10.2011 года.
Судья М.Н.Ишкова