О предоставлении служебного помещения



Дело № 2-159/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2010 года

Озерский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Мурашко Н.А.,

с участием помощника прокурора Озерского района Баулина М.Е.,

при секретаре Раковой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области в интересах Бабурова С.А. к администрации ХХХ о предоставлении квартиры по договору служебного найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Озерского района в интересах Бабурова С.А. обратился в суд с иском к администрации ХХХ о предоставлении квартиры по договору служебного найма.

В обоснование требований прокурор указал, что Бабуров С.А. проходит службу в войсковой части ххх ХХХ Решением ХХХ от ххх года ХХХ Бабурову была выделена квартира по адресу: ххх Ранее данную квартиру занимал военнослужащий ХХХ, который освободил ее в декабре 2009 года в связи с выездом к новому месту службы ххх ххх года Бабуров С.А. обратился в администрацию ХХХ с просьбой предоставить ему указанное жилое помещение и заключить с ним договор найма специализированного жилого фонда на вышеуказанную квартиру. Администрация ХХХ отказала Бабурову С.А. в предоставлении по договору служебного найма указанной квартиры.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

Полагая, что в нарушение норм указанного законодательства администрация ХХХ отказала в предоставлении военнослужащему Бабурову С.А. жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения, чем нарушила жилищные права военнослужащего Бабурова С.А., гарантированные федеральным законодательством, прокурор просит обязать администрацию ХХХ предоставить Бабурову С.А. по договору служебного найма жилого помещения квартиру, находящуюся по адресу: ххх

В судебном заседании пом. прокурора Озерского района Баулин М.Е. исковые требования поддержал, при этом в обоснование иска привел доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Истец Бабуров С.А. исковые требования поддержал, при этом пояснил, что в 2006 году после окончания ХХХ он по распределению был направлен в ХХХ, с ним заключен контракт сроком на пять лет, до июня 2011 года. В феврале 2010 года он был переведен к новому месту службы в войсковую часть ххх, дислоцированную в ххх. В связи с отсутствием у него по новому месту службы жилья он в установленном порядке обратился с рапортом о предоставлении ему служебного жилья. Решением ХХХ от ххх года ему на состав семьи 1 человек была распределена служебная однокомнатная квартира ххх в доме ххх по ххх в ххх, принадлежащая ХХХ В целях заключения договора найма служебного жилого помещения ххх года на имя главы администрации ХХХ было направлено письмо с просьбой заключить с ним договор найма служебного жилого помещения с приложением выписки из протокола жилищной комиссии ХХХ Письмом от ххх года ХХХ в заключении договора с ним (Бабуровым) было отказано. ххх года им также было написано заявление на имя главы администрации ХХХ с просьбой заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения на вышеуказанную квартиру. Не получив ответ на свое заявление, он ххх года обратился в прокуратуру Озерского района с заявлением, в котором просил провести проверку законности отказа в предоставлении ему указанного жилого помещения и обязать администрацию ХХХ заключить с ним договор найма служебного жилого помещения.

Ответчик – ХХХ о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представитель ответчика в суд не явился, представлено заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации ХХХ

Представители третьего лица – ХХХ (далее – ХХХ исковые требования поддержали, при этом пояснили, что в связи с тем, что ранее спорную квартиру занимал военнослужащий ХХХ, данная квартира была распределена военнослужащему Бабурову С.А. решением жилищной комиссии от 05 марта 2010 года на законных основаниях.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Жилые помещения военнослужащим предоставляются по договору социального найма либо найма специализированного жилого помещения (ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и соответствующие нормы ЖК РФ).

В соответствии с действующим Постановлением Совмина СССР от 18 мая 1979 № 459 «Об освобождении Комитета государственной безопасности СССР от передачи исполкомам местных Советов народных депутатов жилой площади и о предоставлении ему права заселения жилой площади, освобождаемой сотрудниками комитета» ФСБ России как правопреемнику КГБ СССР, его органам на местах и воинским частям предоставлено право заселять жилую площадь, освобождаемую их сотрудниками, независимо от ведомственной принадлежности жилищного фонда.

В ФСБ России принят специальный нормативный акт, регламентирующий порядок предоставления служебных жилых помещений.

Так, приказом ФСБ России от 9 октября 2006 г. № 478 утверждена Инструкция по организации в органах федеральной службы безопасности работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений (далее - Инструкция), согласно которой в ФСБ России служебные жилые помещения предоставляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями, в соответствующем населенном пункте или в непосредственной близости от него для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении ими служебных (должностных) обязанностей по месту военной службы в порядке очередности по решению жилищной комиссии органа федеральной службы безопасности (далее - жилищная комиссия), утвержденному начальником органа федеральной службы безопасности, по договору найма служебного жилого помещения» (п. 3 Инструкции).

Договор найма служебного жилого помещения заключается между органом федеральной службы безопасности и военнослужащим (п.4 Инструкции).

Указанной Инструкцией предусмотрено, что в соответствии с частью 2 статьи 92 ЖК РФ специализированный жилищный фонд органов федеральной службы безопасности формируется из жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 2 Инструкции распределение и использование жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.

Отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду осуществляется с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (п. 3 Инструкции).

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами (п. 15 Правил).

Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи, суд приходит к выводу, что предоставление ХХХ своему сотруднику муниципальной квартиры, отнесенной к специализированному жилищному фонду, является правомерным и не нарушает прав муниципального образования, как собственника этого жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения ХХХ от 27 июля 2007 года № 708-р в собственность ХХХ по акту приема-передачи было передано имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленное на праве оперативного управления за ХХХ, в том числе в собственность муниципального образования была передана спорная квартира.

Из перечня жилого фонда войсковой части ххх передаваемого в ХХХ видно, что на момент передачи в собственность муниципального образования спорная квартира была занята ХХХ и предлагалась к отнесению в специализированный жилой фонд.

ххх года между администрацией ХХХ» и ХХХ было заключено Соглашение о реализации права повторного заселения жилых помещений военнослужащими, согласно которому Пограничное управление приняло обязательство в течение одного месяца после освобождения квартиры обратиться в администрацию ХХХ с ходатайством об отнесении жилого помещения, определенного данным Соглашением, к специализированному жилищному фонду, с признанием статуса «служебное» и распределить его военнослужащему, указанному в ходатайстве. ХХХ обязана по ходатайству ХХХ отнести освободившееся жилое помещение, указанное в Списке, к специализированному жилищному фонду, с признанием статуса «служебное» и распределить его военнослужащему, указанному в ходатайстве.

Дополнительным соглашением к Соглашению о реализации права повторного заселения жилых помещений военнослужащими от ххх года утвержден Список жилых помещений, подлежащих к отнесению в специализированный жилой фонд. В данном Списке под номером 31 числится квартира ХХХ в доме ХХХа по ххх в гор. ххх.

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 14 августа 2009 года № 478 в собственность муниципального образования ХХХ по акту приема-передачи было передано имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования ХХХ, в том числе спорная квартира.

На момент передачи спорной квартиры в собственность муниципального образования ХХХ в квартире проживал ХХХ которому указанное жилое помещение было предоставлено в связи с его службой в войсковой части ххх

Данное служебное жилое помещение военнослужащий ХХХ освободил ххх года.

Судом установлено, что после передачи спорной квартиры из муниципальной собственности ХХХ в муниципальную собственность ХХХ и освобождения её военнослужащим ХХХ между администрацией ХХХ и ХХХ возник спор по вопросу отнесения указанной квартиры к специализированному жилищному фонду.

Так, ххх года глава администрации ХХХ и ХХХ подписали Соглашение о реализации права повторного заселения жилых помещений военнослужащими, предметом которого является предоставление военнослужащим ХХХ и членам их семей жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в которых на момент заключения данного Соглашения проживали военнослужащие ХХХ и члены их семей. Пунктом 1.4 Соглашения предусмотрено, что жилые помещения для повторного заселения переводятся в специализированный жилищный фонд с присвоением статуса «служебных». При этом ХХХ принимает обязательство в течение одного месяца после освобождения квартиры обратиться в администрацию ХХХ с ходатайством об отнесении жилого помещения, определенного данным Соглашением, к специализированному жилищному фонду с признанием статуса «служебное» и распределить его военнослужащему, указанному в ходатайстве; ХХХ обязана по ходатайству ХХХ отнести освободившееся жилое помещение, указанное в Списке, к специализированному жилищному фонду с признанием статуса «служебное» и распределить его военнослужащему, указанному в ходатайстве. Согласно п.3.2 Соглашения администрация ХХХ имеет право освободившуюся квартиру распределить согласно жилищному законодательству в случае необращения в течение одного месяца с ходатайством ХХХ.

Однако Список предоставляемых военнослужащим ХХХ и членам их семей жилых помещений, подлежащих отнесению в специализированный жилой фонд, который согласно п. 1.3 Соглашения является неотъемлемой частью данного Соглашения, сторонами согласован не был.

Глава администрации ХХХ письмом от ххх года уведомил начальника ХХХ об исключении спорной квартиры из списка жилых помещений, подлежащих к отнесению в специализированный жилой фонд.

Решением ХХХ от ххх года, утвержденным ххх года начальником ХХХ служебная однокомнатная квартира ХХХ в доме ХХХа по ххх в ххх, общей площадью 35,4 кв.м., жилой площадью 18,8 кв.м., была предоставлена ххх Бабурову С.А. на состав семьи 1 человек со снятием с учета нуждающихся в получении служебного жилья. Постановлено ходатайствовать перед администрацией ХХХ о заключении договора найма служебного жилого помещения с Бабуровым С.А. на вышеуказанное жилое помещение.

Письмом от ххх года ХХХ ходатайствовало перед администрацией ХХХ о заключении с военнослужащим Бабуровым С.А. договора найма служебного жилого помещения на служебную квартиру по адресу: ххх

ххх года Бабуров С.А. также обратился в администрацию ХХХ с заявлением о заключении с ним договора найма специализированного жилищного фонда на квартиру ХХХ в доме ХХХа по ххх.

Письмом от ххх года администрация ХХХ сообщила ХХХ о том, что исключение спорной квартиры из списка жилых помещений, подлежащих к отнесению в специализированный жилой фонд двух квартир, в том числе спорной квартиры, произведено на законных основаниях, так как на дату подписания Соглашения они оказались свободны: в них никто не был зарегистрирован и не проживал. Спорная квартира была свободна с ххх года.

ххх года администрация ХХХ отказала Бабурову С.А. в заключении договора служебного найма на указанную квартиру, также сославшись на то, что данная квартира исключена из Списка жилых помещений, подлежащих к отнесению в специализированный жилой фонд согласно Соглашению между ХХХ и ХХХ от ххх года, так как на дату подписания Соглашения в ней никто не проживал и не был зарегистрирован.

При таких обстоятельствах, исходя из того, что в силу закона решение о предоставлении военнослужащему ХХХ жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, принимается жилищной комиссией органа федеральной службы безопасности и утверждается начальником органа федеральной службы безопасности, учитывая, что спорная квартира в ххх была предоставлена военнослужащему Бабурову С.А. решением ХХХ от ххх года, утвержденным ххх года начальником ХХХ, и, принимая во внимание, что по существу исковые требования связаны с исключением администрацией ХХХ спорной квартиры из списка жилых помещений, подлежащих отнесению в специализированный жилищный фонд, в связи с чем и возник спор о праве истца на указанное жилое помещение, однако иные требования истцом не заявлялись, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2010 года.

Судья ___________________________