Гражданское дело №2-61/2011 от 30.05.2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«30» мая 2011 г.

Озерский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи – Кузнецова М.В.,

при секретаре – Фесик И.А.,

помощника прокурора Озерского района – Перевозчикова С.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по Калининградской области, Отделу внутренних дел по Озерскому муниципальному району о признании условий содержания в ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району не соответствующим требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года, «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России» СП 12-95, Правилам пожарной безопасности, о запрете эксплуатации ИВС при ОВД по Озерскому муниципальному району в срок до устранения нарушений и о понуждении привести условия содержания в ИВС в соответствии с требованиями действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Озерского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Отделу внутренних дел по Озерскому муниципальному району, Управлению Внутренних дел по Калининградской области о запрете эксплуатации ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району до устранения ответчиками нарушений Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 15.07.1995 № 103 -ФЗ, «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005, Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России СП 12 - 95, Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003), СНиП 21-01-97*, СанПиН 2.3.6.1079-01, а именно до: оборудования санпропускника с дезинфекционной камерой и душевой, оборудования медицинского кабинета, оборудования медицинского изолятора, оборудования процедурной, оборудования прогулочного дворика, оборудования комнаты подогрева пищи, хранения и мытья посуды, оборудования кабинета следователя, оборудования кладовой для хранения вещей задержанных, оборудования кладовой для хранения чистого белья и постельныхпринадлежностей, оборудования кладовой для хранения грязного белья и постельныхпринадлежностей, оборудования комнаты для хранения одежды наряда, оборудования кабинета начальника ИВС, оборудования санузла для сотрудников, оборудования стен камер краской, выдерживающей влажную уборку и дезинфекцию, оборудование камер санузлами, кранами с водопроводной водой, полок для туалетных принадлежностей, столов, скамеек, вешалок для одежды, оборудование камер приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением, покрытия стен коридоров ИВС на путях эвакуации с применением горючих материалов, имеющих пожарную опасность менее, чем указана в п. 6.25 СНиП 21-01-97*, покрытия пола коридора ИВС на путях эвакуации с применением горючих материалов, имеющих пожарную опасность менее, чем указана в п.6.25СНиП 21-01-97*, оборудования автоматической установкой пожарной сигнализацией, оборудования оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, осуществления проверки и переосвидетельствования первичного средства пожаротушения (огнетушитель).

В обоснование своего иска прокурор указал, что прокуратурой Озерского района в 2010-2011 годах проведена проверка ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району. Поводом для проведения проверки послужили многочисленные жалобы на условия содержания в ИВС, поступающие в прокуратуру Озерского района, а также задание Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О проведении проверок соблюдения исполнения законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел». В ходе проведенной проверки установлено следующее. Условия содержания в ИВС обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений не соответствуют статье 3 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» 04.11.1950 г., Конституции РФ 1993 г., большинству требований, предъявляемых ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ, Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005, «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» СП 12-95, Правилам пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 (далее ППБ), СНиП 21-01-97*, СанПиН 2.3.6.1079-01. 16.12.2010 года Центр Госсанэпиднадзора МСЧ УВД по Калининградской области в прокуратуру Озерского района представил результаты проверки ИВС ОВД Озерского муниципального района по соблюдению санитарного законодательства Российской Федерации. В ходе данной проверки установлено, что ИВС не имеет полного набора помещений и оборудования, предусмотренного Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России СП 12 - 95, приказом МВД РФ от 22.11.2005 года №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка ИВС», а именно: отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой и душевой, медицинский кабинет, медицинский изолятор, процедурная, прогулочный дворик, комната подогрева пищи, хранения и мытья посуды, кабинет следователя, кладовые хранения вещей задержанных, хранения чистого белья и постельных принадлежностей, хранения грязного белья и постельных принадлежностей, комната хранения одежды наряда, кабинет начальника ИВС, санузел для сотрудников (санузел общий для задержанных и сотрудников). Для размещения задержанных выделено 4 камеры с лимитом наполнения 6 человек (камера № 1 площадью 5,7 кв. метров, камера № 2 -4,9 кв.м, №3 - 4,9 кв. метров, №4 - 6,6 кв. метров). По внутренней отделке и оборудованию камеры не в полном объёме соответствуют существующим требованиям. Так, стены камер вместо окрашенных краской, выдерживающей влажную уборку и дезинфекцию, выполнены под «шубу». В камерах отсутствуют санузлы, краны с водопроводной водой, полки для туалетных принадлежностей, столы, скамейки, вешалки для одежды, предусмотренные п.43 данных Правил утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 года №950. Искусственное освещение, выполненное лампами накаливания, размещёнными в нишах над дверью камер. Искусственная освещённость в камерах составляет 27 лк при норме, предусмотренной п. 20.2 СП 12 -95, не менее 50 лк. Естественное освещение осуществляется через окна, выполненные из стеклоблоков, вместо предусмотренных п. 17.13 СП 12-95 внутреннего остекления обычном стеклом, наружного из стекла типа «Мороз». Окна камер, (как предусмотрено п. 17.12 СП 12 -95), не оборудованы для вентиляции форточками. Световой коэффициент камер составляет 1: 15 при требовании п. 17.11.СП 12-95 не менее 1:8. Естественная освещённость камер недостаточна. Приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждениям, предусмотренная п. 19.10 данной Инструкции, в камерах ИВС отсутствует. В связи с отсутствием в ИВС санпропускника и душевой, вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые не подвергаются санитарной обработке, предусмотренной п. 14 «Правил внутреннего распорядка ИВС» приказа МВД РФ от 22.11,2005 года № 950. Задержанные размещены в камерах на деревянных нарах и обеспечены постельными принадлежностями(матрасами, подушками, одеялами), постельным бельём (простынями, наволочками). В связи с отсутствием оборудованной комнаты для подогрева пищи, мытья и хранения посуды, отсутствия проточной горячей воды, несоблюдаются правила мытья и обеззараживания столовой посуды, предусмотренные п. 21 санитарных правил СанПиН 2.3.6.1079-01. Так вместо мытья столовой посуды в трёхсекционной ванне, в ИВС посуда моется в одном тазике и моется не под проточной горячей водой, а вода греется в электрочайнике. В штате ИВС отсутствует должность медработника, экстренная медицинская помощь задержанным оказывается бригадами скорой помощи ЦРБ Озерского района. Указанные Центром Госсанэпиднадзора МСЧ УВД по Калининградской области нарушения также нашли свое подтверждение в решениях Озерского районного суда 2008-2011 годов по искам следственно-арестованных и осужденных (Потапенко Ю.М., Мечника И.А., Леонова В.А., Боярских А.Ф., Гераскина И.А., Акулышина А.С.) к ОВД по Озерскому муниципальному району о возмещении морального вреда в связи с содержанием в ИВС в условиях, не соответствующих требованиям вышеуказанного законодательства. В том числе, вышеизложенные нарушения подтверждаются данными технического паспорта на ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району, из которого следует, что в ИВС отсутствует: комната для свиданий, прогулочный дворик, санпропускник с дезинфекционными камерами, санузлы в камерах, комната для подогрева пищи, кладовые, комната для производства обысков и досмотра, помещение для личного состава, кабинет начальника ИВС. Кроме того, 21.03.2011 года ОНД Гусевского, Озерского муниципальных районов, Нестеровского районов УНД ГУ МЧС России по Калининградской области проведена проверка помещения ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району на предмет пожарной безопасности, в которой установлено следующее. Покрытие стен коридоров ИВС на путях эвакуации выполнено с применением горючих материалов, имеющих пожарную опасность более, чем указанная в п. 6.25 СНиП 21-01-97* (масляная краска). Покрытие пола коридора ИВС на путях эвакуации выполнено с применением горючих материалов, имеющих пожарную опасность более, чем указана в п.6.25 СНиП 21-01-97* (масляная краска). Помещения ИВС не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией, что является нарушением п.З ППБ 01-03, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ) (нарушение п.З ППБ 01-03). В нарушение п. 17, п.108 ППБ 01-03 первичное средство пожаротушения (огнетушитель) не проверен и не переосвидетельствован. В том числе, 30.07.2009 года в адрес начальника ОВД по Озерскому муниципальному району по выявленным нарушениям требований ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» внесено представление за исх. № 2-1766в. Согласно представленного ответа на указанное представление, выявленные нарушения стали возможными по причине отсутствия должного финансирования. Изоляторы временного содержания ОВД являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. В этой связи начальником МОБ ОВД по Озерскому муниципальному району, 08.12.2008 года в ООДСУМиК УВД по Калининградской области был направлен рапорт, однако финансирование не осуществляется, в связи с чем, выявленные недостатки силами ОВД устранить не представляется возможным. В том числе, как следует из ответа ОВД по Озерскому муниципальному району, в период времени с 2005 по 2010 года денежные средства из УВД по Калининградской области на обустройство ИВС не выделялись. Таким образом, условия содержания лиц в ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району не соответствуют статье 3 Конвенции, статьи 2 Конституции РФ. Нарушение требований «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», Конституции РФ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при содержании в ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрен способ защиты прав путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. По указанным обстоятельствам прокурор Озерского района заявил указанные выше требования.

В судебном заседании пом. прокурора Перевозчиков С.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и уточнил их. Просил признать деятельность изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Озерскому муниципальному району Калининградской области не соответствующей Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ, требованиям Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950, требованиям «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России» СП 12-95, Правилам пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года, СНиП 21-01-97*, СанПиН 2.3.6.1079-01, возложить на УВД по Калининградской области и ОВД по Озерскому муниципальному району обязанность запретить деятельность изолятора временного содержания при ОВД по Озерскому муниципальному району до приведения условий содержания в нём подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствии с требованиями законодательства, а также возложить обязанность на УВД по Калининградской области профинансировать приведение ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району в надлежащее состояние, с учетом ранее заявленных требований.

    Представители ответчика ОВД по Озерскому муниципальному району начальник ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району ......1 исковые требования прокурора признал. Указал, что иск прокурора считает обоснованным, ИВС ОВД по Озерскому району действительно не соответствует всем требованиям Закона. В связи с этим, по письменному требованию начальника МОБ УВД по Калининградской области ......2. о запрете эксплуатации ИВС, с 01 апреля 2011 года деятельность ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району приостановлена до устранения имеющихся недостатков. Таким образом, считает, что исковые требования прокурора в части запрета эксплуатации ИВС считает излишними. В настоящее время арестованных и задержанных, числящихся за органами следствия и судом в Озерском районе отвозят в ИВС гор. Черняховска и гор. Гусева, где они ставятся на довольствие. Кроме того, представитель ОВД по Озерскому муниципальному району указал, что финансирование на ремонт, включая капитальный, на составление проектно-сметной документации, а также материальное обеспечение на нужды ИВС не выделяется, неоднократно в УВД по Калининградской области направлялись заявки и сметы, которые не исполнены, в связи с чем, своими силами ОВД по Озерскому муниципальному району устранить выявленные нарушения, не в состоянии. ОВД Озерского района по мере своих возможностей принимает меры для улучшения содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС. Так, для подогрева пищи была приобретена микроволновая печь, а посуда моется горячей водой, которую греют в чайнике. В 2008 году был заключен договор в Озерским общепитом (РАЙПО) на предоставление горячего питания арестованным, содержащимся в ИВС. Питание привозилось из Озерского кафе в специально отведенной посуде. Постельные принадлежности и матрасы стали выделяться арестованным и задержанным в последние два года. На основании договора от 10.03.2009 года с АНО «Межрайонная санитарно-эпидемиологическая профилактика», раз в месяц проводятся дезинфекции ИВС, а при наличии жалоб у содержащихся на плохое самочувствие или при признаках заболевания немедленно вызывается бригада скорой помощи. Прогулочный дворик отсутствует по причине нахождения ИВС в здании немецкой довоенной постройки, где двор не предусмотрен. Дезинфекция матрацев, постельных принадлежностей и вещей не проводится из-за отсутствия дезинфекционной камеры. В УВД по Калининградской области неоднократно были сделаны заявки на выделение финансовых средств с целью оборудования ИВС в соответствии с требованиями, указанными прокурором Озерского района в исковом заявлении.

    УВД Калининградской области, привлеченное в качестве ответчика и будучи надлежащим образом извещенное, своего представителя в судебное заседание не направило, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя УВД. В своем письменном отзыве УВД по Калининградской области просило исковые требования прокурора Озерского района не удовлетворять. Считают, что УВД не является надлежащим ответчиком по делу.

По определению суда, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя УВД по Калининградской области.

    Выслушав явившихся представителей сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующим выводам.

    В судебном заседании достоверно установлено, что по многочисленным жалобам и искам в суд о взыскании компенсации морального вреда осужденных, содержащихся в ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району, прокуратурой Озерского района была проведена проверка условий содержания подозреваемых и обвиняемых в Озерском ИВС, в ходе которой были выявлены существенные нарушения требований Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Нарушения в деятельности ИВС имели место и ранее, о чем свидетельствуют представления прокурора Озерского района в адрес руководства ОВД по Озерскому району, внесенные в 2009 и 2010 годах и до настоящего времени не устраненные.

В силу ст.4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года (в редакции от 01.07.2010 № 132-ФЗ) (далее по тексту ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ.    В соответствии со ст. 9 ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В соответствии со ст. 16 ФЗ, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – Правила внутреннего распорядка). Статья 17 ФЗ регламентирует права подозреваемых и обвиняемых, гарантированные им во время нахождения в изоляторах временного содержания. В частности, пункты 9, 11 ст.17 ФЗ устанавливают право подозреваемых и обвиняемых на получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, проведение ежедневных прогулок продолжительностью не менее одного часа. Согласно ст.23 ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. В соответствии со ст. 24 ФЗ лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Аналогичные нормы содержат Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД РФ от 22.11.2005г. № 950. Согласно п. 45 Правил внутреннего распорядка, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией. В соответствии с инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД РФ СП 12-95 и Правилами внутреннего распорядка), ИВС должен иметь кабинет медицинского работника, санитарный пропускник с дезинфекционной камерой и душевыми, с открытыми кабинами. В соответствии с Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 года № 1115/475, в ИВС должны быть медицинский кабинет и санпропускник с камерной дезинфекцией вещей. Пунктом 122 Правил внутреннего распорядка установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с п. 130 Правил внутреннего распорядка подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.    Пунктом 132 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.

    Из пояснений начальника ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району и изученными письменными материалами дела суд находит установленными факты, изложенные в иске прокурора, то есть доводы истца нашли свое подтверждение в судебном заседании.

    Так, для содержания лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, используются четыре камеры площадью 5,7 кв. м, 4,9 кв. м, 4,9 кв. м и 6,6 кв.м., которые не оборудованы индивидуальными спальными местами. Практически все помещение камер занимает высокий деревянный «лежак». В камерах отсутствуют столы и стулья, вешалки для одежды. Полочек для предметов личной гигиены, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания нет. Ни одна из камер не оборудована радиоточкой. Стены в камерах выполнены под «шубу», а не гладко выкрашены, что препятствует надлежащей их дезинфекции. Водоснабжение и канализация к камерам не подведены, раковины с проточной водой и санузлы не установлены. В каждой из четырех камер имеется ведро для отправления естественных нужд. Естественное освещение камер недостаточно, поскольку окна представляют собой встроенные в стену под потолком стеклоблоки. Ночными светильниками камеры не оборудованы. В помещении ИВС отсутствует комната подогрева пищи и мытья столовой посуды, посуда моется в тазу и раковине общего туалета. В ИВС отсутствует кабинет медработника, санпропускник с камерой дезинфекции. Из-за отсутствия бактерицидного облучателя, ежедневная дезинфекция камер не производится. Подушки, матрацы, постельное белье и вещи лиц, содержащихся в ИВС, дезинфекцию не проходят, в виду отсутствия камеры дезинфекции (прожарочного шкафа). Подтвержден факт покрытия стен и пола в коридоре ИВС материалами, не соответствующими нормам противопожарной безопасности. ИВС не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. В то же время из материалов дела усматривается, что 10 марта 2009 года ОВД по Озерскому муниципальному району с АНО «Межрайонная санитарно-эпидемиологическая профилактика» заключён договор на оказание услуг дератизации камер ИВС. 15 января 2008 года Озерский общепит заключил с ОВД по Озерскому району договор № 001 о предоставлении продуктов питания (горячего питания) для лиц, содержащихся в ИВС. Из журнала первичного опроса и оказания медицинской помощи лицам содержащимся в ИВС видно, что медицинская помощь оказывается врачами скорой помощи МУЗ «Озерская ЦРБ». На территории ИВС и ОВД нет прогулочного дворика.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что условия содержания в ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, не соответствуют требованиям, предусмотренным п. 11 ст. 17, ст. 23, 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также пунктами 43, 45, 122, 130, 132 Правил внутреннего распорядка. Данные обстоятельства могут отрицательно влиять на состояние здоровья указанных лиц.

При такой ситуации суд находит иск прокурора в части признания деятельности ИВС не соответствующей требованиям действующего законодательства, подлежащим удовлетворению.

Поскольку ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району финансируется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации, которую соответственно готовит УВД Калининградской области, а за непосредственное содержание подозреваемых и обвиняемых в соответствии с санитарными нормами отвечает ОВД по Озерскому муниципальному району, суд находит, что надлежит удовлетворить иск прокурора, в части обязательства ОВД по Озерскому муниципальному району привести помещение ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району в соответствии с действующими нормами Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, требованиям «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России», Правилам пожарной безопасности, СНиП 21-01-97*, СанПиН 2.3.6.1079-01, а также в части возложения обязанности на УВД по Калининградской области профинансировать приведение ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району в надлежащее состояние.

Решая вопрос по исковым требованиям прокурора Озерского района о запрете эксплуатации ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району, суд находит их не подлежащими удовлетворению. Суд пришел к такому выводу исходя из следующего.

Экстренная медицинская помощь лицам, содержащимся в ИВС, оказывается бригадой скорой медицинской помощи районной больницы. Отказов в оказании медицинской помощи не было. Прокурор мотивирует необходимость приостановления деятельности ИВС тем, что граждане обращаются с исками о компенсации морального вреда, причиненного им содержанием в ИВС ОВД по Озерскому району, где условия не соответствуют нормам.

Тем не менее, этапирование из другого города на следственные действия и в судебные заседания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а затем этапирование обратно в другой город в течение одного дня создаст дополнительные неудобства этим лицам, которые будут лишены возможности нормально подготовиться к следственным действиям, судебным заседаниям, полноценно отдохнуть. Кроме того, они не будут обеспечены бесплатным трехразовым горячим питанием, что также предусматривают Правила внутреннего распорядка.

В своем исковом заявлении прокурор ссылается на положения ст. 12 ГК РФ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Однако пресечение действий и приостановление (запрет) эксплуатации различные понятия. Обязанность по устранению выявленных нарушений является достаточной мерой, направленной на пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, учитывая при этом, что запрет эксплуатации ИВС противоречит общественным интересам.

Кроме того, ответчики ОВД по Озерскому муниципальному району и УВД по Калининградской области в настоящее время с 01 апреля 2011 года запретили эксплуатацию ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району, фактически добровольно выполнив в этой части исковые требования прокурора.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для судебного запрета эксплуатации ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Озерского района Калининградской области удовлетворить частично.

Признать условия содержания в ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району не соответствующими требованиям Федерального Закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», требованиям Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950, требованиям «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России» СП 12-95, Правилам пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года, СНиП 21-01-97*, СанПиН 2.3.6.1079-01.

Обязать ОВД по Озерскому муниципальному району: оборудовать помещение ИВС при ОВД по Озерскому муниципальному району санпропускником с дезинфекционной камерой и душевой, медицинским кабинетом, медицинским изолятором, процедурной, прогулочным двориком, комнатой подогрева пищи, хранения и мытья посуды, следственным кабинетом, кладовой для хранения вещей задержанных, кладовой для хранения чистого белья и постельных принадлежностей, кладовой для хранения грязного белья и постельных принадлежностей, комнатой для хранения одежды наряда, кабинетом начальника ИВС, санузлом для сотрудников; оборудовать стены камер ИВС покраской, обеспечивающей влажную уборку и дезинфекцию; оборудовать камеры ИВС санузлами, водопроводом, полками для туалетных принадлежностей, столами, скамейками, вешалками для одежды; оборудовать камеры ИВС приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением; покрыть стены коридоров ИВС на путях эвакуации с применением горючих материалов, имеющих пожарную опасность менее, чем указана в п. 6.25 СНиП 21-01-97*; оборудовать ИВС автоматической установкой пожарной сигнализации; оборудовать ИВС системой оповещения и управления эвакуации людей при пожарах; проверить и переосвидетельствовать первичные средства пожаротушения (огнетушители).

Обязать УВД по Калининградской области профинансировать проведение указанных работ.

В удовлетворении исковых требований о запрете эксплуатации ИВС ОВД по Озерскому муниципальному району прокурору Озерского района Калининградской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 03 июня 2011 года.

            Председательствующий:            подпись            М.В. Кузнецов.