РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» июня 2011 г.
Озерский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего – Кузнецова М.В.
при секретаре – Фесик И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганц Н.И. к администрации МО «Озерский район» и Правительству Калининградской области о взыскании задолженности по оплате коммунальных льгот, предоставляемых педагогическим работникам,
УСТАНОВИЛ:
Ганц Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Озерский район» и Правительству Калининградской области о взыскании задолженности по оплате коммунальных льгот, предоставляемых педагогическим работникам, за непредоставленное бесплатное топливо и электроэнергию за 2010 год, в размере 54 243 руб. 70 коп. В обоснование исковых требований истица указала, что, как работник народного образования, работающий в сельской местности, а именно учитель ......., имеет право претендовать на меры социальной поддержки, установленные Законом Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области», и в частности на предоставление бесплатного топлива и освещения за 2010 год. За указанный год льготы по оплате отопления и освещения её жилья ей предоставлены не были. Истица проживает в жилом доме общей площадью 243,3 кв.м, расположенном по адресу: Калининградская область, Озерский район, ........ Полагает, что топливо ей должно было быть предоставлено из расчета 64 кг. на 1 кв.м. общей площади занимаемого помещения, за минусом площади подвальных помещений. Рассчитывая сумму компенсации за непредоставленное топливо, истица исходила из стоимости угля в размере 4400 рублей за тонну. Компенсация за непредоставленное освещение по мнению истицы должна рассчитываться исходя из 9 кВт/ч на 1 кв. м общей площади квартиры в год.
Исходя из изложенного истица просит взыскать задолженность за непредоставленные в полном размере топливо (уголь) за 2010 г. в размере 51 138 руб., льготу по электроэнергии за 2010 г. в размере 3105 руб. 36 коп.
В судебном заседании истец Ганц Н.И. свои исковые требования поддержала в полном объеме и дала пояснения, соответствующие доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации МО «Озерский район» в суд не явился, возражений по существу иска не представил. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, в котором также указано, что администрация считает надлежащим ответчиком по делу Правительство Калининградской области.
Ответчик - Правительство Калининградской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представитель Правительства Калининградской области в суд не явился. Из письменного отзыва следует, что Правительство Калининградской области возражает относительно удовлетворения исковых требований.
К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерства Финансов Российской Федерации и Министерство Финансов Правительства Калининградской области, представители которых в суд не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения истицы, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования Ганц Н.И. подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
На основании ст. 2 п. 2 п.п. 3 и п. 5 п.п. 1 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, независимо от форм собственности жилищного фонда.
В соответствии со ст. 4 п. 2 того же Закона условия и порядок осуществления за счет средств областного бюджета расходов на реализацию данного Закона устанавливаются Правительством Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 20 февраля 2006 г. № 96 установлен порядок и условия осуществления за счет средств областного бюджета расходов на реализацию мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области, в том числе и педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.
На основании исследованных нормативных актов, установив в суде, что достаточное финансирование местных бюджетов для предоставления указанных льгот педагогам из областного бюджета в 2010 г. не производилось, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу необходимо признать в качестве представителя субъекта Российской Федерации - Правительство Калининградской области, которое в 2010 году в недостаточном размере финансировало бюджет Озерского района в части обеспечения льгот педагогическим работникам, а также в соответствии с Федеральным законодательством обязано было с 01.01.05 г. ввести правовое и финансовое регулирование, которое обеспечивало предоставление льгот педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности на территории Калининградской области, в полном объеме, что выполнено не было.
Доводы Правительства Калининградской области, что они не получают в полной мере из федерального бюджета субвенции на вышеуказанные льготы, что является основанием для взыскания задолженности педагогам из Федерального бюджета, суд считает необоснованными, т.к. субъект Российской Федерации – Правительство Калининградской области не лишено возможности требовать из федерального бюджета субсидий (субвенций) в связи с фактически понесенными затратами на предоставление этих льгот, согласно действующего Постановления Правительства РФ от 27.06.03 года № 377, которым утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Таким образом, суд считает, что задолженность за непредоставленное топливо и освещение истице должна быть взыскана с представителя субъекта РФ - с Правительства Калининградской области.
В судебном заседании достоверно установлено, что истица с ДД.ДД.ДД года по настоящее время работает в системе образования в должнорсти учителя географии МОУ СОШ ......., что дает ей право на льготы, установленные законом РФ «Об образовании», а также законом Калининградской области от 11 июля 2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области». Истица в 2010 году и в настоящее время проживает в жилом доме общей площадью 243,3 кв.м, жилой площадью 103,3 кв. метров, расположенном по адресу: Калининградская область, Озерский район, .......
Довод истицы о наличии задолженности по указанным льготам в данный период подтвержден справками из отдела социальной защиты населения администрации района, администрации сельского поселения и с места работы.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания для взыскания в пользу истицы задолженности по предоставлению бесплатного отопления и освещения за 2010 год.
Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений установлены федеральным законодательством. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитывается в межбюджетных отношениях. Преамбулой Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что наряду с другими, задачей данного Закона является повышение материального благосостояния граждан и системы их социальной защиты; при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Нормы настоящего Федерального закона должны реализоваться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле и не могут использоваться для умаления прав и интересов гражданина.
Из изложенного следует, что федеральным законодательством предусмотренные ранее права и льготы не отменены, а лишь установлен иной порядок их обеспечения и предоставления, в связи с чем субъекты Российской Федерации должны были до 1 января 2005 года установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений.
Анализ жилищного законодательства в его развитии (ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 160 ЖК РФ) указывает на то, что отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, то есть, федеральным законодательством для рассматриваемой категории работников образования, работающих в сельской местности, предусмотрено предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в натуральной форме, которые не отменены и в отношении которых сохраняется прежний порядок предоставления, и предоставление таких льгот не предусматривает каких-либо ограничений.
Законом РФ «Об образовании» право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено всем педагогическим работникам образовательных учреждений.
При определении размера задолженности, подлежащей взысканию в пользу истицы суд исходит из следующего.
На основании документов, подтверждающих размер занимаемого истицей жилого помещения, Ганц Н.И. проживает в жилом доме с общей площадью 243,3 кв.м.
С учетом того, что не все помещения, входящие в состав жилья являются отапливаемыми жилыми помещениями, при определения задолженности за отопление суд соглашается с расчетами истицы в части площади отапливаемых жилых помещений, исключая из общей площади жилого дома площадь подвала 61,7 кв. м, в связи с чем учитывает общую отапливаемую площадь жилья 181,6 кв. м.
Таким образом, потребность по льготному топливу Ганц Н.И за 2010 г. составляет 11622,4 кг. угля (64 кг. х 181,6 кв. м.).
Учитывая, что Федеральные законы и другие законодательные акты не содержат указаний на вид твердого топлива (рядовой, сортовой уголь), его стоимость, суд считает, что при определении задолженности за непредоставленное топливо необходимо руководствоваться сортом угля, по которому ранее предоставлялись льготы педагогическим работникам, что соответствует углю марки «ДО». Кроме того, суд приходит к выводу, что определяя задолженность перед истцом за отопление, необходимо учитывать стоимость угля, действующую в 2010 году, поскольку льготы, на которые Ганц Н.И. претендует, должны были выделяться именно в 2010 году.
Согласно сведениям о стоимости угля, указанной в справке Гусевского филиала ООО «Балтийская угольная компания» стоимость 1 тонны угля в 2010 году составляла 3550 руб.
Согласно сведениям, полученным из Восточного межрайонного отделения Энергосбыта ОАО «Янтарьэнерго», стоимость 1 кВт электроэнергии составляла: в 2010 году – 1,730 рубля.
Таким образом, истица имела право на возмещение расходов на освещение в 2010 году – 3788 руб. 18 коп. (исходя из расчета 9 кВт/ч х 181,6 кв.м.= 1634,4 кВт/ч в год, 1634,4 х 1,730 руб. = 2827 руб. 51 коп.).
Задолженность за непредоставленное топливо в 2010 году составляет: 181,6 кв.м. х 64 кг. = 11622,4 кг. х 3550 руб. / 1000 = 41 259 руб. 52 коп.
Итоговая сумма задолженности за непредоставленное топливо и освещение составляет:
2827 руб. 51 коп. + 41 259 руб. 52 коп. = 44 087 руб. 03 коп.
Указанная задолженность подлежат взысканию с Правительства Калининградской области за счет средств бюджета Калининградской области.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ганц Н.И. удовлетворить частично.
Взыскать с Правительства Калининградской области за счет средств бюджета Калининградской области в пользу Ганц Н.И. 41 259 рублей 52 копейки – задолженность по предоставлению бесплатного отопления за 2010 г., 2827 рублей 51 копейку – задолженность по предоставлению бесплатного освещения за 2010 г., а всего – 44087 (сорок четыре тысячи восемьдесят семь) рублей 03 копейки.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение 10 дней с момента оглашения.
Председательствующий: подпись М.В. Кузнецов