Решение по гражданскому делу №2-215/2011 от 23.12.2011 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«23» декабря 2011 г.

Озерский районный суд Калининградской области в составе:

        председательствующего – Кузнецова М.В.

        при секретаре – Фесик И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой В.И. к администрации МО «Озерский район» и Правительству Калининградской области о взыскании задолженности по оплате коммунальных льгот, предоставляемых педагогическим работникам,

УСТАНОВИЛ:

Филиппова В.И. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Озерский район» и Правительству Калининградской области о взыскании задолженности по оплате коммунальных льгот, предоставляемых педагогическим работникам, за непредоставленное бесплатное топливо и электроэнергию за 2008-2010 годы, в размере 58 057 руб. 11 коп. В обоснование исковых требований истица указала, что она находится на пенсии в связи с достижением пенсионного возраста. До выхода на пенсию она осуществляла свою трудовую деятельность в должностях, связанных с образованием, и ее стаж преподавательской деятельности в сельской местности составляет более 10 лет, что дает ей право претендовать на меры социальной поддержки, установленные Законом Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области», и в частности на предоставление бесплатного топлива и освещения за 2008, 2009, 2010 годы. За указанные годы льготы по оплате отопления и освещения её жилья предоставлены не были. Истица проживает в квартире общей площадью 66,3 кв. м, жилой площадью 39,9 кв. м., расположенной по адресу: ....... Полагает, что топливо ей должно было быть предоставлено из расчета 64 кг. на 1 кв.м. общей площади занимаемого помещения. Рассчитывая сумму компенсации за непредоставленное топливо истица исходила из стоимости угля в размере 4400 рублей за тонну. Компенсация за непредоставленное освещение по мнению истицы должна рассчитываться исходя из 9 кВт/ч на 1 кв. метр жилой площади квартиры в год.

Исходя из изложенного истица просит взыскать задолженность за непредоставленные в полном размере топливо (уголь) за 2008-2010 г. в размере 56 012 рублей 40 копеек, льготу по электроэнергии за 2008-2010 г. в размере 2 046 рублей 87 копеек.

В судебном заседании истец Филиппова В.И. свои исковые требования поддержала, дополнив требованием взыскать с ответчиков затраты по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд. При этом, истец дала пояснения, соответствующие доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель администрации МО «Озерский район» в суд не явился, возражений по существу иска не представил.

Ответчик - Правительство Калининградской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представитель Правительства Калининградской области в суд не явился.

    К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерства Финансов Российской Федерации и Министерство Финансов Правительства Калининградской области, представители которых в суд не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

    Заслушав пояснения истицы, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования Филипповой В.И. подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). С 11 января 2011 года в силу вступления в законную силу федерального закона от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

    На основании ст. 2 п. 2 п.п. 3 и п. 5 п.п. 1 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, независимо от форм собственности жилищного фонда.

В соответствии со ст. 4 п. 2 того же Закона условия и порядок осуществления за счет средств областного бюджета расходов на реализацию данного Закона устанавливаются Правительством Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 20 февраля 2006 г. № 96 по правоотношениям, возникшим до 01.01.2011 года, был установлен порядок и условия осуществления за счет средств областного бюджета расходов на реализацию мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области, в том числе и педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.

На основании исследованных нормативных актов, установив в суде, что достаточное финансирование местных бюджетов для предоставления указанных льгот педагогам из областного бюджета в 2008-2010 годах не производилось, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу необходимо признать в качестве представителя субъекта Российской Федерации - Правительство Калининградской области, которое в 2008-2010 году в недостаточном размере финансировало бюджет Озерского района в части обеспечения льгот педагогическим работникам, а также в соответствии с Федеральным законодательством обязано было с 01.01.05 г. ввести правовое и финансовое регулирование, которое обеспечивало предоставление льгот педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности на территории Калининградской области, в полном объеме, что в указанные годы выполнено не было.

Таким образом, суд считает, что задолженность за непредоставленное топливо и освещение истице должна быть взыскана с представителя субъекта РФ - с Правительства Калининградской области.

В судебном заседании достоверно установлено, что истица, являясь в настоящее время пенсионеркой, проживая в сельской местности, проработала более десяти лет в образовательных учреждениях в сельской местности (<данные изъяты>), что дает ей право на льготы, установленные законом РФ «Об образовании», а также законом Калининградской области от 11 июля 2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области». Истица в 2008-2010 годах и в настоящее время проживает в квартире общей площадью 66,3 кв.м, жилой площадью 39,9 кв. метров, расположенной по адресу: .......

Довод истицы о наличии задолженности по указанным льготам в данный период подтвержден справками из отдела социальной защиты населения администрации района, администрации сельского поселения и с места работы.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания для взыскания в пользу истицы задолженности по предоставлению бесплатного отопления и освещения за 2008-2010 годы.

    Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений установлены федеральным законодательством. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитывается в межбюджетных отношениях. Преамбулой Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что наряду с другими, задачей данного Закона является повышение материального благосостояния граждан и системы их социальной защиты; при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Нормы настоящего Федерального закона должны реализоваться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле и не могут использоваться для умаления прав и интересов гражданина.

Из изложенного следует, что в период 2008-2010 г. федеральным законодательством предусмотренные ранее права и льготы не были отменены, а лишь установлен иной порядок их обеспечения и предоставления, в связи с чем субъекты Российской Федерации должны были до 1 января 2005 года установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений.

Анализ жилищного законодательства в его развитии в период 2008-2010 годов (ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 160 ЖК РФ) указывает на то, что отдельным категориям граждан могли предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, то есть, федеральным законодательством для рассматриваемой категории работников образования, работающих в сельской местности, предусматривалось предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в натуральной форме, которые не были отменены вплоть до 11 января 2011 года и в отношении которых сохранялся прежний порядок предоставления, и предоставление таких льгот не предусматривало каких-либо ограничений.

Законом РФ «Об образовании» право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено всем педагогическим работникам образовательных учреждений.

При определении размера задолженности, подлежащей взысканию в пользу истицы суд исходит из следующего.

На основании документов, подтверждающих размер занимаемого истицей жилого помещения, Филиппова В.И. проживает в квартире с общей площадью 66,3 кв.м.

С учетом того, что все помещения, входящие в состав жилья являются отапливаемыми жилыми помещениями, при определения задолженности за отопление суд соглашается с расчетами истицы в части площади помещений.

Таким образом, потребность по льготному топливу Филипповой В.И. за 2008-2010 г. составляет по 4243,2 кг. угля за каждый год (64 кг. х 66,3 кв. м.), а всего 12729,6 кг. угля.

Учитывая, что Федеральные законы и другие законодательные акты не содержали указаний на вид твердого топлива (рядовой, сортовой уголь), его стоимость, суд считает, что при определении задолженности за непредоставленное топливо необходимо руководствоваться сортом угля, по которому ранее предоставлялись льготы педагогическим работникам, и по которому истица предоставила документы, что соответствует углю марки «ДПК». Кроме того, суд приходит к выводу, что определяя задолженность перед истцом за отопление, необходимо учитывать стоимость угля, действующую в каждом из трех лет, поскольку льготы, на которые Филиппова В.И. претендует, должны были выделяться именно в 2008, 2009 и 2010 году.

Согласно сведениям о стоимости угля, указанной в справке Гусевского филиала ООО «<данные изъяты>» стоимость 1 тонны угля марки ДПК в 2008, 2009 и 2010 году составляла 3450 руб.

Задолженность за непредоставленное топливо в 2008-2010 годах составляет: 43 917 руб. 12 коп. (66,3 кв.м. х 64 кг. = 4243,2 кг. х 3450 руб. / 1000 х 3 года).

Согласно сведениям, полученным из Восточного межрайонного отделения Энергосбыта ОАО «<данные изъяты>», стоимость 1 кВт электроэнергии для истицы составляла: в 2008 году – 0,626 рубля, в 2009 году – 0,785 рубля, в 2010 году – 1,730 рубля.

Таким образом, истица имела право на возмещение расходов на освещение в 2008 году – 373 рубля 53 копейки (исходя из расчета 9 кВт/ч х 66,3 кв.м. = 596,7 кВт/ч в год, 596,7 х 0,626 рубля = 373 рубля 53 копейки).

В 2009 году – 468 руб. 40 коп. (исходя из расчета 9 кВт/ч х 66,3 кв.м. = 596,7 кВт/ч в год, 596,7 х 0,785 рубля = 468 руб. 40 коп.).

В 2010 году – 1032 руб. 29 коп. (исходя из расчета 9 кВт/ч х 66,3 кв.м. = 596,7 кВт/ч в год, 596,7 х 1,730 рубля = 1032 руб. 29 коп.).

Итоговая сумма задолженности за непредоставленное топливо и освещение составляет:

43 917 руб. 12 коп. + 373 руб. 53 коп. + 468 руб. 40 коп. + 1032 руб. 29 коп. = 45 791 руб. 34 коп.

    Указанная задолженность подлежат взысканию с Правительства Калининградской области за счет средств бюджета Калининградской области.

Принимая во внимание размер удовлетворенных судом исковых требований, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ сумма, подлежащая взысканию с Правительства Калининградской области за счет средств бюджета Калининградской области в пользу истицы в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины, составляет 1580 руб.(79% от 2000 рублей).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Филипповой В.И. удовлетворить частично.

    Взыскать с Правительства Калининградской области за счет средств бюджета (казны) Калининградской области в пользу Филипповой В.И. 45 791 (сорок пять тысяч семьсот девяносто один) рубль 34 копейки – задолженность по предоставлению бесплатного отопления и освещения за 2008-2010 годы, 1580 (одну тысячу пятьсот восемьдесят) рублей – расходы по оплате государственной пошлины, всего 47 371 (сорок семь тысяч триста семьдесят один) рубль 34 копейки.

В остальной части иска отказать.

    Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение 10 дней с момента оглашения.

Председательствующий:            подпись                М.В. Кузнецов