Решение Озерского районного суда по делу 2-234/2010.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» октября 2010 г.

Озерский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи – Кузнецова М.В.,

при секретаре – Фесик И.А.,

с участием пом. прокурора Озерского района – Баулина М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ХХХ муниципальному унитарному предприятию УУУ о запрете эксплуатации полигона твердых бытовых отходов и об организации утилизации и переработки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Озерского района Калининградской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Озерский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО ХХХ и МУП УУУ о запрете эксплуатации полигона твердых бытовых отходов и об организации утилизации и переработки бытовых отходов.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Озерского района в связи с поступившими обращениями граждан проведена проверка законности деятельности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования ХХХ В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования ХХХ имеется один полигон твердых бытовых отходов, расположенный на земельном участке площадью ....... кв. метров, кадастровый номер ......., расположенный по адресу: ......., вблизи ......., являющийся собственностью муниципального образования ХХХ На данный полигон ТБО вывозится, и на полигоне утилизируются бытовые и промышленные отходы, вывозимые с территории муниципального района (с жилого сектора, улиц, предприятий и организаций). ....... между администрацией муниципального образования ХХХ в дальнейшем «Арендодатель» и МУП УУУ в дальнейшем «Арендатор» был заключен договор аренды муниципального имущества. Согласно п. 1.1 Договора «арендодатель» предоставляет, а «арендатор» принимает во временное владение пользование: сооружение полигон ТБО, расположенный на земельном участке площадью ....... кв. метров, кадастровый номер ....... по адресу: ......., вблизи ........ В соответствии с п.2.1 Договора срок действия договора аренды составляет 3 года, с ....... по ........ Согласно пунктам 4.1.1. Договора, арендатор обязан использовать имущество в соответствии с правилами и нормами содержания полигона ТБО, согласно его целевому назначению, а также соблюдать требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья граждан и охрану окружающей среды. ....... согласно Акту приема-передачи муниципального имущества полигон ТБО, расположенный на земельном участке площадью ....... кв. метров, кадастровый номер ....... по адресу: ......., вблизи ......., передан УУУ Входе проверки полигона ТБО, проведенной совместно со специалистом территориального отдела ....... по ....... в ......., установлено, что в нарушение требований СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ....... ......., полигон ТБО не имеет санитарно-эпидемиологического заключения; на территории полигона не предусмотрена территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов; не оборудован котлован с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; отсутствует легкое ограждение по периметру всей территории полигона в том числе в виде осушительной траншеи менее 2-х метров; на выезде из полигона отсутствует дезинфекционная установка с устройством бетонной ванны для дезинфекции ходовой части мусоровозов; сетчатое ограждение отсутствует; не организован производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО, в том числе круглосуточный учет и контроль за поступающими на полигон отходами. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от ....... №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района. В соответствии с требованиями ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, с соблюдением условий и способов, безопасных для здоровья населения и среды обитания. Кроме того, в соответствии с ч.2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Таким образом, в результате ненадлежащей организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района со стороны администрации муниципального образования ХХХ и МУП УУУ, в том числе по содержанию полигона ТБО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде. В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В связи с вышеизложенным прокурор предъявил иск в котором просил запретить эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке площадью ....... кв. метров, кадастровый номер ......., по адресу: ......., вблизи ....... до устранения ответчиками нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно до: получения в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения; определения на территории полигона участка для размещения хозяйственно-бытовых объектов и их установки; оборудования котлована с целью получения грунта для
промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; оборудования легкого ограждения по периметру всей территории полигона в том числе в виде осушительной траншеи менее 2-х метров; установке на выезде из полигона дезинфекционной установки с устройством бетонной ванны для дезинфекции ходовой части мусоровозов; установки сетчатого ограждение по периметру полигона; организации производственного контроля за эксплуатацией полигона ТБО, в том числе круглосуточного учета и контроля за поступающими на полигон отходами. Обязать администрацию муниципального образования ХХХ организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования ХХХ

В судебном заседании пом. прокурора Озерского района Баулин М.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, изложив те же доводы, что указаны в исковом заявлении.

Ответчик администрация МО ХХХ в судебное заседание своего представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

В предварительном судебном заседании представитель администрации МО ХХХ Радзявичюс В.С. исковые требования в части запрещения эксплуатации полигона ТБО признал и пояснил, что ....... администрацией МО ХХХ в адрес МУП УУУ была направлена претензия по вопросу неуплаты арендной платы сооружения полигона ТБО и о расторжении договора аренды полгигона ТБО. В ответ на это ....... МУП УУУ обратилась письменно в администрацию МО ХХХ с заявлением о расторжении договора аренды муниципального имущества от ....... в отношении сооружения полигона ТБО. ....... администрация МО ХХХ и МУП УУУ заключили соглашение, которым расторгли договор аренды муниципального имущества от ....... на сооружение полигон ТБО, расположенный на земельном участке площадью ....... кв. метров, кадастровый номер ......., по адресу: ......., вблизи ........ В тот же день ....... по акту приема-передачи администрация муниципалитета района приняла от МУП УУУ полигон ТБО. При этом, признавая требования прокурора Озерского района в том, что полигон ТБО действительно не имеет полученного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения, не имеет на территории полигона участка для размещения хозяйственно-бытовых объектов, не имеет оборудованного котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО, не имеет легкого ограждения по периметру всей территории полигона, в том числе в виде осушительной траншеи менее 2-х метров, не имеет на выезде из полигона дезинфекционной установки с устройством бетонной ванны для дезинфекции ходовой части мусоровозов, не имеет сетчатого ограждение по периметру полигона, не имеет контроля за эксплуатацией полигона ТБО, в том числе круглосуточного учета и контроля за поступающими на полигон отходами, главой администрации МО ХХХ ....... было подписано Постановление ....... «О временном закрытии полигона ТБО». На основании указанного постановления, были перекопаны все подъезды на полигон ТБО с целью ограничить въезд автомобилей мусоровозов на территорию полигона. В настоящее время администрацией МО ХХХ объявлены торги для того, чтобы победитель мог заключить долгосрочный договор аренды территории полигона ТБО и устранив все нарушения использовать его для утилизации бытовых и производственных отходов на коммерческом уровне, то есть заключая с предприятиями и гражданами договора по утилизации ТБО.

Представитель ответчика МУП УУУ в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии указанного ответчика.

В предварительном судебном заседании по делу ....... МУП УУУ Сафонов А.А. подтвердил, что ....... администрацией МО ХХХ в адрес МУП УУУ была направлена претензия по вопросу неуплаты арендной платы сооружения полигона ТБО и о расторжении договора аренды полгигона ТБО. В ответ на это ....... МУП УУУ обратилась письменно в администрацию МО ХХХ с заявлением о расторжении договора аренды муниципального имущества от ....... в отношении сооружения полигона ТБО. ....... администрация МО ХХХ и МУП УУУ заключили соглашение, которым расторгли договор аренды муниципального имущества от ....... на сооружение полигон ТБО, расположенный на земельном участке площадью ....... кв. метров, кадастровый номер ......., по адресу: ......., вблизи ........ В тот же день ....... по акту приема-передачи администрация муниципалитета района приняла от МУП УУУ полигон ТБО. В связи с чем считает, что в настоящее время МУП УУУ не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица по делу ......., в суд не явился, будучи надлежаще уведомленный о месте и времени судебного заседания.

Изучив мнение сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией МО ХХХ требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

В населенных пунктах муниципального образования ХХХ не организован и не определен надлежащим образом порядок и процесс утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данный факт подтверждается справкой о проведении совместной проверки прокуратуры Озерского района и территориального отдела ....... соответствия полигона ТБО ....... Санитарным Правилам и Актом проверки соблюдения федерального законодательства со стороны прокуратуры Озерского района. Кроме того, ответчиком администрацией МО ХХХ признаны нарушения порядка утилизации и переработки бытового мусора на полигоне ТБО близ ........

В нарушении требований СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ....... ......., полигон ТБО ....... не имеет санитарно-эпидемиологического заключения; на территории полигона не предусмотрена территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов; не оборудован котлован с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; отсутствует легкое ограждение по периметру всей территории полигона в том числе в виде осушительной траншеи менее 2-х метров; на выезде из полигона отсутствует дезинфекционная установка с устройством бетонной ванны для дезинфекции ходовой части мусоровозов; отсутствует сетчатое ограждение; не организован производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО, в том числе круглосуточный учет и контроль за поступающими на полигон отходами.

В связи с чем суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории муниципального района, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Решая вопрос о надлежащем ответчике по делу администрации МО ХХХ суд исходит из того, что в настоящее время МУП УУУ не является арендатором спорного полигона ТБО и отношения к указанному объекту не имеет.

Принятие главой администрации МО ХХХ постановления ....... от ....... «О временном закрытии полигона ТБО» суд не расценивает как удовлетворение исковых требований, заявленных прокурором, поскольку оно не определяет условий, по которым временный запрет эксплуатации полигона может быть снят.

На основании изложенного, обязание администрации МО ХХХ исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Озерского района удовлетворить.

Запретить эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке площадью ....... кв. метров, кадастровый номер ......., по адресу: ......., вблизи ......., до устранения нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно:

- до получения в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения;

- до определения на территории полигона участка для размещения хозяйственно-бытовых объектов и их установки;

- до оборудования котлована с целью получения грунта для промежутиочной и окончательной изоляции уплотненных ТБО;

- до оборудования легкого ограждения по периметру всей территории полигона в том числе в виде осушительной траншеи не менее 2-х метров;

- до установки на выезде из полигона дезинфекционной установки с устройством бетонной ванны для дезинфекции ходовой части мусоровозов;

- до устанвки сетчатого ограждения по периметру полигона;

- до организации производственного контроля за эксплуатацией полигона ТБО, в том числе круглосуточного учета и контроля за поступающими на полигон отходами.

Обязать администрацию муниципального образования ХХХ организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования ХХХ

Решение может быть обжаловано в Калининградский облсуд через Озерский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2010 года.

Председательствующий: подпись М.В. Кузнецов.