Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2010 года
Озерский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Мурашко Н.А.,
при секретаре Раковой Г.А.,
с участием помощника прокурора Озерского района Баулина М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района в интересах муниципального образования XXX к Абрамян Ш.Г. о признании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности незаконным, расторжении муниципального договора и взыскании средств в связи с нарушением условий договора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Озерского района в интересах муниципального образования XXX обратился в суд с иском к Абрамян Ш.Г. о признании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности незаконным, расторжении муниципального договора и взыскании средств в связи с нарушением условий договора.
В обоснование заявленных требований прокурор в исковом заявлении указал, что в прокуратуру Озерского районного из отдела в ....... Управления Федеральной Службы безопасности России поступил материал по факту получения Абрамян Ш.Г. в нарушение порядка установленного постановлением Правительства РФ от 05 марта 2008 года № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» денежных средств, выделенных в качестве социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности.
Проведенной проверкой установлено, что на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выданного Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Абрамян Ш.Г. удостоверена, что является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». В соответствии с условиями программы Абрамян Ш.Г. предоставлена социальная выплата в размере XXX рублей на приобретение жилого помещения в пос. ....... Озерского района Калининградской области, .......
Вместе с тем, договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты в рамках Правил предоставления за счет федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2008 года № 144, и Порядка реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Калининградской области, установленных постановлением Правительства Калининградской области от 02 июня 2008 года № 342, с использованием собственных средств для оплаты части стоимости строительства (приобретения) жилья в размере, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты с Абрамян Ш.Г. на момент получения денежных средств заключен не был. Прокурор полагает, что указанное обстоятельство является нарушением.
Так, данный договор между главой администрации МО XXX в лице главы ......11, директором муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № XXX ......9 и Абрамян Ш.Г. заключается в 2009 году (дата не указана), то есть после получения денежных средств и приобретения жилья.
По условиям данного договора член молодой семьи (молодой специалист) обязуется работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Орган местного самоуправления имеет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста в соответствии со ст.80 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст. 81 Трудового кодекса РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
В соответствии с условиями федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» социальная выплата составила XXX рублей, из них средства из федерального бюджета XXX рублей, из областного бюджета XXX рублей.
Согласно пункту 39 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2008 г. № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», право на обеспечение жильем на условиях предоставления социальной выплаты имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в реализации мероприятий, предусмотренных приложением № 2 к Программе, в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил не старше 35 лет, отвечающие в совокупности следующим условиям: работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Постановлением Правительства РФ № 83 от 31 января 2009 г. «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» Постановление Правительства РФ от 05 марта 2008 г. № 144 было признано утратившим силу.
Тем не менее, в пункте 26 Приложения № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года» положение о том, что право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, если один из членов молодой семьи работает или изъявит желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, сохранилось.
Однако проверкой установлено, что фактически Абрамян Ш.Г. с ....... по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в МДОУ № XXX расположенном в ....... Калининградской области, состоит в должности помощника воспитателя. Кроме того, супруг Абрамян Ш.Г. - ......2 на период получения денежных средств (субсидии), покупки жилого помещения и до настоящего времени официально нигде не работает, в том числе и на предприятиях агропромышленного комплекса.
В связи с изложенным, прокурор просит признать незаконным свидетельство ....... о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выданного Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области на имя Абрамян Ш.Г., о предоставлении социальной выплаты в размере XXX рублей на приобретение жилого помещения в .......; расторгнуть муниципальный трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты, в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года»; взыскать с Абрамян Ш.Г. в пользу администрации МО XXX денежные средства в размере XXX рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Озерского района Баулин М.Е. исковые требования поддержал, при этом в обоснование иска привел доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Представитель истца администрации МО XXX ......6 исковые требования поддержал, при этом привел доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении, дополнив, что функции органа местного самоуправления по проверке правильности оформления документов, достоверности содержащихся в них сведений, направлению их в уполномоченный орган - Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области были возложены на муниципальное учреждение XXX (далее МУ XXX»). Непосредственно этими вопросами занимался директор МУ XXX ......7, который был уволен с этой должности в декабре 2009 года.
Третьи лица – Правительство Калининградской области и Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представители третьих лиц в суд не явились, представили письменные отзывы на исковое заявление.
Из письменного отзыва Правительства Калининградской области в лице Министерства сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области следует, что согласно пункту 39 подп. «а» Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением № 144, молодая семья должна соответствовать в совокупности следующим условиям, одним из которых является: работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, а в соответствии с п. 60 обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства.
В заявлении ответчицы от ....... о включении её в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» указано, что ответчица ознакомлена с условиями участия в данных мероприятиях и обязуется их выполнять, что по существу означает изъявление желания работать в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
Муниципальное образование XXX представило письменную информацию о том, что ответчица работает в ООО XXX оператором машинного доения и в данный момент находится в декретном отпуске. На письмо Министерства от ....... в администрацию МО XXX с просьбой предоставить трудовой договор и трехсторонний договор с ООО XXX об обеспечении жильем молодой семьи, с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты, ответа не поступило.
В результате проверки было установлено, что фактически ответчица с ....... по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в МДОУ №XXX (.......). Кроме того, супруг ответчицы на период получения денежных средств (субсидии), покупки жилого помещения и до настоящего времени официально нигде не работает.
Правительство Калининградской области полагает, что в связи с несоблюдением требований федеральной и региональной целевых программ «Социальное развитие села» субсидия в размере XXX рублей подлежит возврату.
Из письменного отзыва Агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области следует, что Агентство поддерживает исковые требования, ссылаясь на то, что супруги Абрамян Ш.Г. и ......2 как получатели субсидии на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, не соответствуют требованиям, установленным разделом III Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Ответчица Абрамян Ш.Г. в суде исковые требования не признала, при этом пояснила, что в 2008 году она узнала от людей и из газеты об указанной программе, и так как ни она, ни её супруг ......2 не имели собственного жилья, обратилась к директору МУ XXX ......7 с заявлением об участии в программе. С программой её никто не знакомил, также ей не разъясняли, что условием получения данной социальной выплаты является её работа в сельской местности, сказали только, что нужно предоставить документы о составе семьи, справку с места работы и копии паспортов, что она и сделала. В ноябре 2008 года частично за счет указанной социальной выплаты в размере XXX рублей, частично за свой счет они примерно за XXX рублей приобрели ....... в ........ По поводу договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты пояснить ничего не может, так как данный договор она не подписывала. Относительно ООО XXX пояснить ничего не может, в данной организации она никогда не работала. Откуда в МУ XXX появилась информация о том, что она работает в данной организации оператором машинного доения, не знает. Ранее она работала в ....... продавцом в магазине. С 2007 года работает в МДОУ № XXX в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.
Представитель ответчицы ......8 исковые требования не признал.
Третье лицо ......2 исковые требования не поддержал, при этом пояснил, что является супругом ответчицы. В связи с тем, что их семья не была обеспечена жильем, он в 2008 году обратился в администрацию МО XXX чтобы встать на учет как нуждающийся в жилье. Он узнал о данной программе. В администрации ему разъяснили, что один из супругов должен работать. Так как он не работал, а его супруга работала, они решили, что с заявлением об участии в программе обратится его супруга Абрамян Ш.Г. Она написала заявление об участии в программе, а он (......2) собирал документы, которые ему назвал ......7. Оформлением их документов занимался только ......7, при этом последний не разъяснял ему условия предоставления социальной выплаты. Когда все документы были собраны, документы отослали в ........ Впоследствии за счет социальной выплаты и собственных средств их семья в ноябре 2008 года приобрела за XXX рублей двухкомнатную квартиру в ........ До настоящего времени в указанную квартиру они не вселились, делают в ней ремонт. В 2009 году ему позвонили и пригласили прийти в МУ XXX Когда он пришел в данное учреждение ему дали договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты и сказали, что данный договор должна срочно подписать заведующая МДОУ № XXX ......9 Так как его супруга в связи с рождением ....... второго ребенка находилась дома, он сам сходил к ......9 и после подписания ею договора отнес его в МУ XXX Кто пригласил его по телефону в МУ XXX кто дал ему договор и кому он его отдал после подписания его ......9, он не помнит. Для чего это нужно было сделать, не знает. Сам он договор не читал. Были ли какие-либо подписи в данном договоре, не помнит. Он лично никаких подписей в договоре не ставил и супруге данный договор на подпись не давал. По поводу ООО XXX пояснить ничего не может, ни он, ни его супруга в данной организации никогда не работали.
Представитель третьего лица - МДОУ № XXX ......9 исковые требования поддержала, при этом пояснила, что Абрамян Ш.Г. с 2007 года работает в МДОУ № XXX помощником воспитателя на полную ставку. В настоящее время Абрамян находится в отпуске по уходу за ребенком. Летом 2009 года к ней как к заведующей МДОУ пришел супруг Абрамян Ш.Г. - ......2, который принес договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты. ......2 пояснил, что они получили жилье как молодая семья, и ей ......9 нужно подписать данный договор, чтобы подтвердить, что его супруга работает в данном учреждении. Она ......9 мельком просмотрела данный договор, особо не вчитываясь, только спросила у ......2, не нужно ли будет еще что-то от детского сада: деньги либо предоставление жилья Абрамян по данному договору. Он заверил, что нет. Она увидела в договоре, где должны были стоять подписи, фамилию главы МО ......11 и успокоилась. После чего сама лично вписала в данный договор название их учреждения и поставила свою подпись.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Озерского района в интересах муниципального образования XXX надлежит удовлетворить частично.
В судебном заседании установлено следующее.
....... Абрамян Ш.Г. представила в администрацию МО XXX заявление о включении её в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (приложение № 2 к Программе»).
....... Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области Абрамян Ш.Г. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности за ......., которым удостоверено, что Абрамян Ш.Г. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года»; в соответствии с условиями Программы ей предоставлена субсидия в размере XXX рублей, из них средства федерального бюджета XXX рублей, средства областного бюджета XXX рублей; численный состав семьи – 3 человека. Члены семьи: муж ......2, сын ......3.
....... произведена оплата по договору купли-продажи квартиры по адресу: ......., от ........
....... Управлением ФРС по Калининградской области зарегистрирован переход права собственности от ......10 в общую долевую собственность Абрамян Ш.Г., её супругу ......2, её сыну ......3 на объект недвижимости, расположенный по адресу: ........
В судебном заседании довод прокурора о несоблюдении условий предоставления Абрамян Ш.Г. социальной выплаты подтвержден.
Так, в соответствии с разделом III Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858), регламентирующим порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;
б) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты.
Аналогичное положение содержалось и в разделе III «Предоставление субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов» действующих на момент предоставления субсидии Абрамян Ш.Г. Правил предоставления за счет федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства от 05 марта 2008 года № 144 (далее Правила предоставления субсидий).
Так согласно п. 39 право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в реализации мероприятий, предусмотренных приложением № 2 к Программе, в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям:
работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
б) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:
работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 года № 83 Постановление от 05 марта 2008 года № 144 признано утратившим силу. Однако в действующей редакции Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 года № 83, основные условия, на основании которых гражданам предоставляется субсидия, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, остались неизменными.
В судебном заседании установлено, что как на момент предоставления социальной выплаты, так и после предоставления, в том числе на момент рассмотрения дела, ни Абрамян, ни её супруг не работали и не работают в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
Информация, предоставленная МУ XXX в Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области от ....... и от ....... о работе ответчицы в ООО XXX оператором машинного доения, в судебном заседании подтверждения не нашла.
Факт работы ответчицы в ООО XXX опровергается самой ответчицей, её супругом, обозревавшейся в судебном заседании трудовой книжкой Абрамян Ш.Г.
Кроме того, согласно данным, предоставленным отделом сельского хозяйства администрации МО XXX ООО XXX не значится в списке сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих деятельность на территории ........
Из устава муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № XXX видно, что указанное учреждение находится по адресу: ......., город .......
Из пояснений заведующей МДОУ ......9, ответчицы Абрамян следует, что данное учреждение филиалов, расположенных в сельской местности, не имеет.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления субсидий под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
С учетом изложенного, суд полагает, что МДОУ № XXX не соответствует критериям, установленным п. 40 Правил предоставления субсидий.
Абрамян Ш.Г. как имеющая собственные средства в размере части стоимости приобретения жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, должна была представить в МУ «XXX документы в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 и подпунктами «а» - «ж» пункта 46 Правил предоставления субсидий (п. 59 Правил).
В соответствии с п. 60 указанных Правил в случае представления документов в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:
обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;
право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
В нарушение п. 60 раздела IV «Особенности обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов с использованием их собственных и (или) заемных средств» Правил предоставления субсидий Абрамян Ш.Г. не был заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты. Указанное обстоятельство подтверждено в судебном заседании пояснениями ответчицы Абрамян Ш.Г. о том, что данный договор она не подписывала, пояснениями супруга ответчица ......2 о том, что в момент подписания данного договора его супруга находилась дома в ......., и он ей данный договор не привозил, а также пояснениями представителя администрации МО XXX ......6 о том, что указанный договор был подписан примерно ......., уже после перечисления суммы социальной выплаты по договору купли-продажи от ........
Указанный договор от имени муниципального образования XXX подписал глава МО XXX ......11, вступивший в данную должность ......., в то время как на момент перечисления средств по договору купли-продажи от ......., обязанности главы МО XXX исполнял ......12
Суд полагает, что даже в случае подписания данного договора Абрамян Ш.Г., этот договор не мог быть принят во внимание, так как он был бы заключен с работодателем, расположенным в ......., поскольку в соответствии с требованиями федеральной и региональных программ «Социальное развитие села» для молодой семьи работодателем может быть только организация агропромышленного комплекса или социальной сферы, расположенная в сельской местности.
Довод представителя ответчицы ......8 о том, что ответчица Абрамян Ш.Г. предоставила в МУ XXX документы в соответствии с Разделом II Правил предоставления субсидий как лицо, постоянно проживающее в сельской местности, суд полагает необоснованным.
Из заявления Абрамян Ш.Г. от ....... видно, что она просит включить её в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (приложение № 2 к Программе).
Согласно сопроводительному письму начальника отдела мелиорации и развития сельских территорий МСХ и рыболовства Калининградской области ......13 от ....... на рассмотрение представлены документы, представленные МО XXX по заявителю – гражданке Абрамян Ш.Г. (молодая семья) на приобретение жилья для принятия решения о признании участницей мероприятий направления развития жилищного строительства федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», получателем выплаты в 2008 году.
Из пакета документов для получения социальной выплаты (заявитель Абрамян Ш.Г.) видно, что ответчицей были представлены документы в соответствии с пунктом 59 Правил предоставления субсидий.
Ссылаясь на п. 42 Правил предоставления субсидий, согласно которому финансовое обеспечение расчетной стоимости приобретения жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств внебюджетных источников (за исключением собственных и (или) заемных средств молодых семей и молодых специалистов), в том числе средств организаций агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, являющихся работодателями, представитель ответчицы ......8 полагает, что отсутствие финансирования приобретения жилья со стороны работодателя подтверждает тот факт, что ответчица Абрамян Ш.Г. желала участвовать в Программе не как молодая семья, а как лицо, постоянно проживающее в сельской местности. Указанный довод суд полагает не основанным на законе, поскольку п. 59 Правил предоставления субсидий предусматривает возможность обеспечения молодых семей и молодых специалистов с использованием их собственных и (или) заемных средств. В этом случае заявителем не предоставляется в орган местного самоуправления документ, подтверждающий участие работодателя в софинансировании строительства (приобретения) жилья для этого заявителя или невозможность такого участия.
Заявление Абрамян Ш.Г. от ....... не в полной мере соответствует форме, утвержденной Правилами предоставления субсидий.
В соответствии с п. 46 Правил молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание улучшить жилищные условия в рамках реализации мероприятий, предусмотренных приложением № 2 к Программе, представляют в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению № 8.
В заявлении от ....... имеется указание на Приложение № 2 вместо приложения № 8.
Кроме того, согласно приложению № 8 в заявлении должно быть указано: «С условиями участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ознакомлен и обязуюсь их выполнять».
В заявлении Абрамян Ш.Г. указано: «С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ознакомлен и обязуюсь их выполнять.».
Несмотря на указанные недостатки заявления, исходя из текста заявления: « Прошу включить меня, Абрамян … в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности…», суд приходит к выводу о том, что Абрамян Ш.Г. просила включить её именно в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (приложение № 2 к Программе), а не в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (приложение № 1 к Программе), и соответственно социальная выплата была предоставлена Абрамян Ш.Г. как участнику мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности.
В соответствии с п. 48 Положения о предоставлении субсидии органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 46 настоящих Правил, а также достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением № 2 к Программе, и направляют их в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Согласно п.2.1.1 Соглашения ....... об условиях и порядке перечисления социальных выплат из федерального и областного бюджетов в бюджет муниципального образования XXX и о передаче муниципальному образованию отдельных функций по реализации мероприятий от ....... администрация МО XXX в течение срока соглашения формирует пакет документов для получения социальной выплаты, осуществляет проверку расчета размера социальной выплаты и предоставляет указанные документы в Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области.
Принимая во внимание, что молодая семья, членом которой является Абрамян Ш.Г., не соответствовала требованиям подп. «а» п. 39 Правил предоставления субсидий; ни Абрамян Ш.Г., ни её супруг не давали обязательства о выполнении условий участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», не работали и не изъявляли желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, суд приходит к выводу о несоблюдении требований федеральной и региональных программ «Социальное развитие села» при принятии решения о признании Абрамян Ш.Г. (молодой семьи) участником мероприятий указанных федеральной и областной Программ, в связи с чем имеются основания для признания свидетельства о предоставлении Абрамян Ш.Г. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности незаконным.
Ссылка представителя ответчицы ......8 на то, что Абрамян Ш.Г. не совершала какого-либо преступления в связи с получением указанной социальной выплаты, и, что по факту предоставления социальной выплаты Абрамян Ш.Г. в отношении должностных лиц еще проводятся проверки в порядке ст. 144 УПК РФ, на выводы суда не влияет.
Получив указанные финансовые средства, муниципальное образование не проинформировало Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области о несоблюдении условий предоставления субсидий согласно Постановлению № 144 и в нарушение действующего законодательства перечислило бюджетные средства на счет Абрамян Ш.Г., вместо того, чтобы возвратить их вместе со свидетельством о предоставлении социальных выплат.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с Абрамян Ш.Г. в пользу администрации муниципального образования XXX XXX рублей.
Относительно требований о расторжении муниципального трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты, в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим гражданским законодательством изменить или расторгнуть можно только заключенный договор.
С учетом того, что Абрамян Ш.Г. не подписывала оспариваемый договор, он не может быть признан заключенным. Следовательно, в части расторжения оспариваемого договора исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выданное Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области ....... за ....... на имя Абрамян Ш.Г., незаконным.
Взыскать с Абрамян Ш.Г. в пользу администрации муниципального образования XXX XXX рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2010 года.
Судья _________________________________________