Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«02» декабря 2010 г.
Озерский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи – Кузнецова М.В.,
при секретаре – Раковой Г.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района в интересах Соловейко Л.Д. к Министерству социальной политики и труда Правительства Калининградской области и администрации МО «XXX» о признании решения Министерства социальной политики и труда Калининградской области об аннулировании свидетельства о предоставлении социальной выплаты незаконным и признании за Соловейко Л.Д. права на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Озерского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Соловейко Л.Д. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социальной политики и труда Правительства Калининградской области и администрации МО «XXX» о признании решения Министерства социальной политики Калининградскойобласти об аннулировании свидетельства о предоставлении социальной выплатына приобретение (строительство) жилья за счет федерального бюджета № ....... ....... года, выданного Соловейко Л.Д., незаконным, и признании за ней права на получение указанной социальной выплаты.
В обоснование иска прокурор указал, что ....... года Соловейко Л.Д. обратилась к Министру социальной политики и труда Правительства Калининградской области с заявлением о включении в сводный список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. ....... года Соловейко Л.Д. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета № ........ Между тем, в ....... года ей (Соловейко Л.Д.) стало известно, что выданное ей (Соловейко Л.Д.) свидетельство аннулировано ответчиками на основании письма Министерства регионального развития Российской Федерации, из которого следует, что она не подлежит обеспечению жильем в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», поскольку в части льгот, связанных с обеспечением жильем бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не приравнены к участникам Великой Отечественной Войны. Прокурор, считая, что аннулирование свидетельства является незаконным, просил суд признать за Соловейко право на получение указанной социальной выплаты.
В судебном заседании пом. прокурора Баулин М.Е. поддержал заявленные прокурором исковые требования, изложив доводы, указанные в исковом заявлении.
Истец Соловейко Л.Д. и её представитель ......1 исковые требования прокурора поддержали в полном объеме, указав, что Соловейко Л.Д. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, что подтверждается удостоверением от ....... года. Федеральным законом «О ветеранах» от 22 августа 2004 года установлено, что проживающие на территории Российской Федерации бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, приравниваются к инвалидам Великой Отечественной войны и им предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ, в том числе и по обеспечению жильем. Так как у нее нет своего жилья, то 09 февраля 2010 года Постановлением № 4 главы администрации МО «XXX», на основании Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и ст. 49 ЖК РФ Соловейко Л.Д. была поставлена на очередь на получение жилья (учетный номер .......), так как ею были предоставлены все необходимые для этого документы. Она была включена в Списки претендентов на получение Социальной выплаты на приобретение жилого помещения и в управлении соцзащиты населения администрации МО «XXX» ей пообещали сообщить о принятом решении по этому вопросу. В ....... года ей позвонили из управления Соцзащиты и сообщили, что она может получить свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета. Она получила указанное свидетельство № ....... от ....... года, по которому ей предоставлена субсидия в сумме XXX рублей. Однако воспользоваться свидетельством она не успела, так как ей позже в администрации МО «XXX» и письменно из администрации МО «XXX» разъяснили, что в соответствии с разъяснениями зам. Министра регионального развития РФ, законодатель не приравнивает бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в полном объеме с участниками ВОВ и не идентифицирует с ними, поэтому указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках президентской программы не подлежат, а потому попросили сдать свидетельство в связи с его аннулированием.Считает, что права истца и её интересы были грубо нарушены. Ей уже много лет, имеет большой трудовой стаж, в малолетнем возрасте перенесла все тяготы войны, но до сих пор не заслужила своего жилья. Считает, что Федеральные законы и Указы Президента РФ имеют высшую юридическую силу над разъяснениями минрегионразвития и обратной силы не имеют. В связи с этим отказ в реализации льготы по выданному уже на ее имя свидетельству является не законным.
Представитель администрации МО «XXX» ......2 исковые требования признала и указала, что роль администрации МО «XXX» заключалась только в том, чтобы после того, как им из администрации МО «XXX» пришло указание, собрать полный пакет документов для того, чтобы в Правительстве Калининградской области Соловейко выдали свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Указанные документы были собраны своевременно. Истица была признана нуждающейся в получении жилья, поскольку своего жилья не имеет. Отказ в реализации уже выданного Соловейко свидетельства связан с тем, что из Министерства социальной политики и труда Правительства Калининградской области поступило письмо за подписью зам. министра, в котором было указано, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма к категориям граждан, обеспечивающихся жильем в рамках Указа Президента РФ № 714 не относятся.
Ответчик – Министерство социальной политики и труда Правительства Калининградской области в суд своего представителя не направил, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания.
Третьи лица администрация МО «XXX» и Правительство Калининградской области в суд не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд находит, что исковые требования прокурора в интересах Соловейко Л.Д. подлежат удовлетворению в отношении Министерства социальной политики и труда Правительства Калининградской области, в отношении администрации МО «XXX» иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Соловейко Л.Д., ......., является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», а также п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», имеет право на меры социальной поддержки и льготы, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Из материалов дела усматривается, что ....... года Соловейко Л.Д. была поставлена как не имеющая жилья на очередь на получение жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; то есть была включена в список лиц нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей. Ею было оформлено надлежащим образом заявление о включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение строительство) жилого помещения.
....... года Министерством ЖКХ и строительства Правительства Калининградской области Соловейко Л.Д. было выписано Свидетельство № ......., которое было передано отделу социальной защиты населения администрации МО «XXX», после чего было вручения истице.
Впоследствии Министерство социальной политики Правительства Калининградской области обратилось в УФРС по Калининградской области с требованием не принимать свидетельство на имя Соловейко Л.Д. Выданное свидетельство фактически было аннулировано.
Тем не менее, в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Органы государственной власти, осуществляющие реализацию законов, касающихся предоставления тех или иных мер социальной поддержки, льгот и компенсаций категории граждан, являющихся менее социально защищенными по сравнению с иными категориями, должны соблюдать как принцип справедливости и равенства, так и принцип правовой предсказуемости, что обеспечивает поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, государственных органов, их действиям и решениям. Сохранение правовой стабильности означает помимо прочего обязанность органов государственной власти не допускать произвольной отмены уже признанного и предоставленного права и изменение правовых ожиданий гражданина, связанных с реализацией этого права.
Осуществляя комплекс мер, связанных с реализацией Соловейко Л.Д. права на получение социальной выплаты на приобретение жилья (постановка на учет, формирование извлечения из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включение в сводный список претендентов на получение социальной выплаты, выдача свидетельства о предоставлении социальной выплаты), органы государственной власти не ставили под сомнение ее право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки и такое ее право признавали.
Каких-либо фактов, свидетельствующих о злоупотреблении истицей своим правом на получение указанной меры социальной поддержки, предоставление недостоверных данных, касающихся нуждаемости истицы или ее статуса, судом не установлено.
Включив истицу в сводной список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, оформив, выписав и выдав на имя Соловейко Л.Д. ....... года свидетельство № ....... о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, тем самым осуществило комплекс мер, связанных с реализацией Соловейко Л.Д. права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Данное обстоятельство подтверждается и п. 21 Постановления Правительства Калининградской области от 20.11.2008 года № 762, согласно которому право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.
Фактически выдачей свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, Министерством социальной политики Калининградской области реализовано право истицы на получение данной меры социальной поддержки.
Кроме этого, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
Европейский суд по правам человека в Постановлениях по делам «Шаркизянов против Российской Федерации» (жалоба № 39888/02), «Малиновский против Российской Федерации» (жалоба № 41302/02) указывает, что требования в отношении невыплаченных денежных сумм, которые достаточно обоснованны, представляют собой «имущество», предусматриваемое статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции.
Таким образом, истица, имеющая установленные законом льготы по обеспечению жильем, получив от государственных органов свидетельство о реализации такого права, приобрела, исходя из позиции Европейского суда по правам человека, право собственности на денежные средства социальной выплаты, которых была неправомерно, вопреки установленному статьёй 35 Конституции РФ порядку, лишена.
С учетом изложенного, исходя из конституционного и международного принципа правовой определенности, правовой предсказуемости и сохранения разумной правовой стабильности, недопустимости в произвольном порядке отменять уже признанное право и изменения правовых ожиданий гражданина, суд приходит к выводу, что требования прокурора в интересах Соловейко Л.Д. о признании решения Министерства социальной политики Калининградской области об аннулировании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет федерального бюджета № ....... от ....... года выданного Соловейко Л.Д. незаконным и признании за ней право на получение указанной социальной выплаты подлежат удовлетворению.
При этом суд считает, что заявленные исковые требования по отношению к администрации МО «XXX» подлежат отклонению как к ненадлежащему ответчику, поскольку администрация сельского поселения лишь выполняла поручение администрации МО «XXX» и Правительства Калининградской области по сбору документов и формированию учетного дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Озерского района Калининградской области в интересах Соловейко Л.Д. удовлетворить частично.
Признать решение Министерства социальной политики и труда Правительства Калининградской области об аннулировании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет федерального бюджета № ....... от ....... года, выданного Соловейко Л.Д. – незаконным.
Признать за Соловейко Л.Д. право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета на основании свидетельства от ....... года № ........
В удовлетворении остальной части иска к администрации МО «XXX» прокурору отказать.
Председательствующий:подписьМ.В. Кузнецов.