Решение по гражданскому делу №2-105/2012 от 04 апреля 2012 года



Дело №2-105/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2012 года г.Озерск

Озерский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Карницкой А.В.,

при секретаре Алтыновой Л.К.,

с участием заявительницы Барышевой Н. Ф.,

представителя заинтересованного лица Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Королюк В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Барышевой Н.Ф. о признании незаконным решения начальника Озерского отдела Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» об отказе в назначении социальной выплаты - компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, как педагогическому работнику, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

14 марта 2012 года Барышева Н.Ф. обратилась в Озерский отдел Областного государственного казенного учреждения Калининградской области (далее ОГКУ КО) «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о назначении социальной выплаты – компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги как педагогическому работнику.

Решением №2 от 20 марта 2012 года Барышевой Н.Ф. отказано в назначении социальной выплаты. Как следует из решения, отказ мотивирован тем, что на основании п.5 ст. 2 Закона Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» от 11 июля 2005 года №631 за педагогическими работниками образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания сохраняются меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги при выходе на пенсию, если их общий стаж педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию составил не менее 10 лет. Стаж педагогической деятельности Барышевой Н.Ф. (работа учителем начальной школы) составляет 7 лет, работа заведующей детским садом в общий педагогический стаж не включается. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года №761 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» должность заведующей детским садом не включена в перечень должностей педагогических работников.

Барышева Н.Ф. обратилась в суд с заявлением, просит признать незаконным решение об отказе в назначении социальной выплаты и обязать ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» Озерский отдел устранить допущенное нарушение, указав в заявлении, что в 1963 году она закончила педагогическое училище, 7 лет работала учителем начальных классов, в 1970 году по направлению отдела образования была принята в колхоз им. Энгельса заведующей детским садом, где работала заведующей 20 лет. В 1990 году ушла на пенсию по выслуге лет, общий педагогический стаж на момент выхода на пенсию составил 27 лет. С момента выхода на пенсию пользовалась льготами как педагогический работник. С 2011 года Правительство Калининградской области определило порядок получения льгот через службу «Одного окна». В 2012 году она обратилась с документами о компенсации расходов на приобретенный уголь, однако ей отказали, сославшись, что работа заведующей детским садом не включается в педагогический стаж.

В судебном заседании Барышева Н.Ф. требования заявления поддержала по доводам, изложенным в заявлении, просит признать незаконным решение №2 от 20 марта 2012 года начальника Озерского отдела ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» об отказе в назначении ей социальной выплаты - компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, как педагогическому работнику, и обязать устранить допущенное нарушение, предоставить ей меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, как находящемуся на пенсии педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, имеющему общий стаж педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию не менее 10 лет. В обоснование заявленного требования Барышева Н.Ф. пояснила, что в 1990 году она вышла на пенсию по выслуге лет как педагогический работник, ее общий педагогический стаж на момент выхода на пенсию составлял 27 лет. С момента выхода на пенсию получала меры социальной поддержки как проживающий в сельской местности педагог-пенсионер, ей сельская администрация бесплатно выдавала уголь в натуре, обеспечивали доставку топлива. С 2004 года по 2010 год компенсацию за уголь и коммунальные услуги она получала на основании судебных решений. Все вынесенные в ее пользу судебные решения исполнены. 14 марта 2012 года она обратилась с заявлением в Озерский отдел ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» за назначением ей как педагогическому работнику социальной выплаты – компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Представила все необходимые документы: паспорт, трудовую книжку, документы на жилой дом, сберегательную книжку, квитанцию о покупке в 2012 году угля, пенсионное удостоверение. Как инвалид она льготами по приобретению топлива и оплате электроэнергии никогда не пользовалась, выбрав меры социальной поддержки, положенные ей как пенсионеру- педагогу. 19 марта 2012 года она подала заявление в Озерский отдел ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» о том, что она отказывается от льгот по коммунальным услугам, полагающимся ей как инвалиду. 20 марта 2012 года она получила письменный отказ в назначении ей социальной выплаты, в котором указано, что она имеет педагогический стаж менее 10 лет. С отказом не согласна, так как на момент выхода на пенсию в 1990 году ее работа в должности заведующего детским садом учитывалась в качестве педагогической деятельности, ее общий стаж педагогической деятельности составлял на момент выхода на пенсию 27 лет, по 2010 год включительно она получала меры социальной поддержки, как проживающий в сельской местности пенсионер-педагог.

Представитель ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» по доверенности начальник Озерского отдела ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» Королюк В.Г. требования заявления не признала, пояснив в письменном отзыве, что требования Барышевой Н.Ф. полагает необоснованными. В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761Н в ІІІ Разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» указаны должности педагогических работников, куда не входит должность заведующего детским садом.

В судебном заседании Королюк В.Г. требование заявления не признала и пояснила, что 16 марта 2012 года заявительница обратилась в Озерский отдел ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» за назначением ей как педагогическому работнику социальной выплаты – компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, представила все необходимые документы, в том числе квитанцию о покупке в 2012 году угля. Как инвалид она льготами по приобретению топлива и оплате электроэнергии ранее не пользовалась. 19 марта 2012 года заявительница подала заявление в Озерский отдел ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» о том, что она отказывается от льгот по коммунальным услугам, полагающимся ей как инвалиду, так как ей начислялась как федеральному льготнику-инвалиду компенсация по оплате газа, указав в заявлении, что просит ей компенсацию по газу не начислять. Из трудовой книжки заявительницы следует, что в должности учителя она работала 7 лет. Работа в должности заведующей детским садом согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» не включается в педагогическую деятельность, в связи с чем 20 марта 2012 года было вынесено решение об отказе в назначении Барышевой Н.Ф. социальной выплаты - компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по той причине, что заявительница не имеет необходимого стажа не менее 10 лет, ее педагогический стаж в сельской местности составляет 7 лет, работа в должности заведующей детским садом не может быть учтена как педагогическая деятельность.

Представитель заинтересованного лица Министерства социальной политики Правительства Калининградской области по доверенности Антонова М.А. о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица. Представителем Министерства социальной политики Правительства Калининградской области представлен письменный отзыв на заявление, в котором представитель просит отказать Барышевой Н.Ф. в удовлетворении заявления в связи с тем, что она работала заведующей детским садом, ее должность не включена в список должностей педагогических работников, правовые основания для предоставления Барышевой Н.Ф. мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, отсутствуют.

Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Барышевой Н.Ф. обоснованно и подлежит удовлетворению.

Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч.1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно абз. 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Законом Калининградской области от 11 июля 2005 года N 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» предусмотрены меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в организациях, финансируемых за счет средств областного бюджета. За указанными гражданами сохраняются меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги при выходе на пенсию, если общий стаж их педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию составил не менее 10 лет (подпункт 3 пункта 2 и пункт 5 статьи 2 Закона).

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках) ранее закреплялось в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально было оговорено в Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт «б» пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров ССР «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» от 24 мая 1982 года №437 действие постановления Совета Министров ССР от 10 февраля 1948 года №246 и подпункта «б» пункта 6 постановления Совета Министров ССР от 04 мая 1971 года №255 распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности.

В Перечне учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", имелась должность заведующего детским садом. Согласно указанному Постановлению пенсии за выслугу лет назначаются независимо от возраста учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Заявительница Барышева Н.Ф. 16 августа 1963 года была принята на работу учителем начальных классов в Новостроевскую среднюю школу в пос. Новостроево Озерского района, 10 февраля 1964 года она была переведена учителем начальных классов в Юбилейную начальную школу, 10 августа 1965 года переведена учителем в Крушининскую начальную школу Озерского района, 13 августа 1969 года переведена учителем в Юбилейную начальную школу Озерского района, где проработала до 26 августа 1970 года. 25 сентября 1970 года Барышева Н.Ф. принята на работу в колхоз им. Энгельса заведующей детсадом в пос. Новостроево, 29 ноября 1990 года истица была уволена с данной должности по собственному желанию.

Как следует из сообщения отделения Пенсионного Фонда РФ Государственного учреждения по Калининградской области, 25 декабря 1990 года Барышевой Н.Ф., ДД.ДД.ДД года рождения, назначена досрочная трудовая пенсия по выслуге лет, стаж педагогической деятельности составил на момент выхода на пенсию 27 лет 2 месяца 16 дней. С 01 апреля 1996 года Барышева Н.Ф. в соответствии с пенсионным законодательством переведена на пенсию по старости на общих основаниях.

Заявительница с 05 июля 1978 года по настоящее время проживает в пос. ....... Озерского района.

Решениями мирового судьи Озерского судебного участка от 06 февраля 2004 года, 30 марта 2007 года, 23 апреля 2009 года, 10 марта 2010 года, 28 марта 2011 года, 29 сентября 2007 года в пользу Барышевой Н.Ф., как педагогического работника, имеющего педагогический стаж более 10 лет в сельской местности, вышедшего на пенсию и проживающего в сельской местности, взыскивалась компенсация платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» должность заведующего детским садом не включена в перечень должностей педагогических работников, однако данное обстоятельство не может повлечь лишения Барышевой Н.Ф. права на получение мер социальной поддержки.

Статья 5 Закона Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» связывает сохранение мер социальной поддержки со стажем работы в сельской местности на момент выхода на пенсию.

В судебном заседании установлено, что на момент выхода на пенсию по выслуге лет 25 декабря 1990 года, стаж педагогической деятельности заявительницы составлял 27 лет 2 месяца и 16 дней, заявительница Барышева Н.Ф. имела право и получала меры социальной поддержки по ранее действовавшему законодательству, как находящийся на пенсии педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеющий общий стаж педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию не менее 10 лет, и она не может быть лишена признанного за нею в соответствии с ранее действовавшим законодательством и предоставленного ей права.

Постановлением Правительства Калининградской области №516 от 05 июля 2011 года установлен Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области».

Согласно п.8 указанного Порядка отказ в предоставлении гражданину компенсации производится в случае непредставления документов, указанных в пункте 7 Порядка, или предоставления недостоверных сведений.

При обращении в Озерский отдел ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» 16 марта 2012 года Барышева Н.Ф. все необходимые документы представила. Оснований для вынесения решения об отказе в назначении Барышевой Н.Ф. социальной выплаты у начальника Озерского отдела ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» не имелось.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение об отказе в назначении Барышевой Надежде Филипповне социальной выплаты нарушает права заявительницы, имеются достаточные основания для признания незаконным решения №2 от 20 марта 2012 года начальника Озерского отдела Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» об отказе в назначении Барышевой Надежде Филипповне социальной выплаты - компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, как педагогическому работнику.

Для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявительницы суд полагает необходимым обязать Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Озерский отдел устранить допущенное нарушение и предоставить Барышевой Н.Ф. меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере и порядке, определенном законодательством, как находящемуся на пенсии педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, имеющему общий стаж педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию не менее 10 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :    

     Заявление Барышевой Н.Ф. удовлетворить.

Признать незаконным решение №2 от 20 марта 2012 года начальника Озерского отдела Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» об отказе в назначении Барышевой Н.Ф. социальной выплаты - компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, как педагогическому работнику.

Обязать Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Озерский отдел устранить допущенное нарушение и предоставить Барышевой Н.Ф. меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере и порядке, определенном законодательством, как находящемуся на пенсии педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, имеющему общий стаж педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию не менее 10 лет.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2012 года.

    

Председательствующий     подпись