Дело № 2-1377/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
28 сентября 2010 года Озерский городской суд Челябинской области
в составе : председательствующего Дубовик Л.Д.
при секретаре Каталовой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кубасова Олега Петровича, Кубасовой Натальи Александровны о признании незаконным Решения Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, постановления администрации Озерского городского округа об исключении из числа участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»,
установил:
Кубасов О.П., Кубасова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании Решения Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, постановления администрации Озерского городского округа об исключении из числа участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» их семьи, считая оспариваемые решения еучшение жилищных условий. полу право на получение ноиков подпрограммы они полностью соответствовали установленным требованиям, об исключение их семьи из числа участников подпрограммы по мотиву достижения Кубасовым О.П. возраста 36 лет в 2009 г., не основанными на законе, поскольку на момент включения семьи в число участников подпрограммы они полностью соответствовали установленным требованиям, предъявляемым к семьям, имеющим право на улучшение жилищных условий.
В судебное заседание истцы, будучи надлежаще извещенными, не явились, направили представителя– Вяткину Е.Г., которая на иске настаивала.
Представитель администрации Озерского городского округа Картузова М.П., иск не признала, пояснив, что на основании п.п. а п. 5 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы, имелись законные основания для исключения семьи Кубасовых из числа участников подпрограммы.
Представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области судебное заседание не явился, до судебного заседания направил отзыв, в котором иск не признал, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск в части признания незаконным постановления ВРИО главы администрации Озерского городского округа об исключении из числа участников подпрограммы семьи истцов и отказывает в удовлетворении иска в остальной части.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 21 декабря 2007. № 969 утверждена областная целевая программа реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье- гражданам России» в Челябинской области на 2008 - 2010 годы, подпрограммой которой является «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».
Разработана подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» по Озерскому городскому округу, которая утверждена постановлением Озерского Совета депутатов Челябинской области.
Постановлением главы ОГО от 27.05.2008г. № 1815 семья Кубасовых в составе 4-х человек, включена в число участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» л.д.19.).
Постановлением временно исполняющего обязанности главы администрации ОГО от 31.03.2010г. № 1208 семья Кубасовых исключена из числа участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в Озерском городском округе на 2008-2010годы в связи с несоответствием молодой семьи требованиям подпрограммы (возраст одного из супругов превышает 35 лет),л.д.23.
В судебном заседании установлено, что истец Кубасов О.П. - года рождения, по состоянию на 21.03.2010 г. достиг возраста 37 лет.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Анализ положений Подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной подпрограммы поддержки для улучшения жилищных условий» Муниципальной целевой программой реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Озерском городском округе Челябинской области на 2008 - 2010 годы, в редакции, утвержденной Решением Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 25.06.2008 № 108 позволяют сделать вывод о том, что данная подпрограмма финансируется за счет федерального, областного и местного бюджетов и не предусматривает каких-либо дополнительных мер поддержки молодых семей, финансируемых из местного бюджета и отличных от мер государственной поддержки молодых семей.
Таким образом, правоотношения, возникающие в ходе реализации этой
подпрограммы и полномочия органов местного самоуправления ( главы
городского округа и администрации городского округа) и исполнительных
органов государственной власти субъекта Российской Федерации (Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области) регулируются как Муниципальной целевой программой реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в Озерском городском округе Челябинской области на 2008 -2010 годы, так и положениями Порядка формирования органами местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей - участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2009 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 08.04.2010 № 100-П, так и федеральным законодательством - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285.
В соответствии с пунктами 23, 24 и 27 Подпрограммы «Оказание
молодым семьям государственной подпрограммы поддержки для улучшения жилищных условий» Муниципальной целевой программой
реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -
гражданам России» в Озерском городском округе Челябинской области на 2008- 2010 годы к полномочиям главы городского округа и администрации
городского округа относится принятие решения о признании молодой семьи
нуждающейся в улучшении жилищных условий путем предоставления
субсидий на приобретение или строительство жилья, проверку представленных молодой семьей документов, признание молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме в планируемом финансовом году, участниками подпрограммы в текущем году в установленном подпрограммой порядке формирование списков (основной и резервный) молодых семей - претендентов на участие в подпрограмме в планируемом году, их утверждение и предоставление их в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области до 15 августа года, предшествующего планируемому.
Данный нормативный правовой акт не относит к полномочиям главы городского округа принятие решения об исключении молодой семьи из числа участников подпрограммы.
Согласно п. 27 Подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной подпрограммы поддержки для улучшения жилищных условий» Муниципальной целевой программой реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Озерском городском округе Челябинской области на 2008 - 2010 годы в случае утраты молодой семьей оснований, дававших ранее право на признание нуждающейся в улучшении жилищных условий, путем предоставления субсидии, молодая семья исключается из списка участников решением Комитета по жилищной политике администрации Озерского городского округа.
Поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт принят ВРИО главы администрации с нарушением порядка и полномочий на принятие решения, установленного нормативным правовым актом данного муниципального образования, это постановление не может быть признано законным.
При таких обстоятельствах требования заявителя об оспаривании постановления подлежат удовлетворению в соответствии с части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят с нарушением порядка и полномочий на принятие оспариваемого решения, должен принять решение об устранении в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина.
Оспариваемое решение Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области об отказе во включении семьи Кубасовых в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2010 г. не подлежит признанию незаконным.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. № 285, возраст каждого из участников подпрограммы не может превышать 35 лет.
Подобное требование к участникам подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» содержится и в соответствующей подпрограмме в Челябинской области, утв. Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 21 декабря 2007. № 969(п. 4) и в подпрограмме по Озерскому городскому округу(п. 7).
Согласно утвержденному Постановлением Правительства Челябинской области от 08.04.2010г. № 100-П Порядку формирования органом местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей – участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», изъявивших желание получать социальную выплату в планируемом году, в список молодых семей – участников подпрограммы, включаются молодые семьи – участники подпрограммы, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на 1 сентября года, предшествующему планируемому году, не превышает 35 лет.
Истцу Кубасову О.П. исполнилось 37 лет г.
При достижении одним из супругов возраста 35 лет семья утрачивает статус «молодая семья» и лишается права на господдержку в рамках определенной подпрограммы.
То обстоятельство, что семья истцов была включена в число участников подпрограммы 27.05.2008 года, не означает безусловного права на получение мер государственной поддержки и в том, случае, если возраст участника на момент формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, на 1 сентября года, предшествующего планируемому году, превышает 35 лет.
В соответствии с п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 Порядка формирования органами местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей - участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшенияжилищных условий" областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2009 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 08.04.2010 № 100-П, в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи - участники подпрограммы, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на 1 сентября года, предшествующего планируемому году, не превышает 35 лет.
Поскольку право на получение данной социальной выплаты связано с установленным критерием возраста супругов, то семья истцов, в которой один супруг достиг предельного возраста, дающего ей право на получение указанной выше меры государственной социальной поддержки, утратила право на ее включение в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, не зависимо от того, принято или нет решение Комитета по жилищной политике администрации городского округа об исключении из списков граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме.
При этом права граждан, не подпадающих под действие рассматриваемой подпрограммы, но также нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ущемляются, поскольку они, и в частности семья истцов, не лишена возможности улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными действующими нормативными правовыми актами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кубасова Олега Петровича, Кубасовой Натальи Александровны удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление временно исполняющего обязанности Главы администрации Озерского городского округа от 31 марта 2010 года №1208 «Об исключении из числа участников подпрограммы».
В остальной части в удовлетворении иска Кубасову О.П. и Кубасовой Н.А. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Озерский городской суд.
Председательствующий: Л.Д.Дубовик