Об обязании включить и зарегистрировать право муниципальной собственности



Дело № 2-761/2011РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

30 мая 2011 года Озёрский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Селиной Н.Л.

при секретаре Павловой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г. Озерск к Администрации Озёрского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений администрации Озёрского городского округа о возложении обязанности включить и зарегистрировать право муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Озерск в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд иском к Администрации ОГО Челябинской области, Управлению имущественных отношений администрации ОГО о возложении обязанности включить и зарегистрировать право муниципальной собственности на объект улично-дорожной сети: <адрес>, протяженностью 2000 метров, расположенная в поселке <адрес> города Озерска Озерского городского округа Челябинской области, предназначенной для движения автомобильного транспорта, которая является дорогой местного значения. В обоснование иска указал, что в ходе проверки проведённой по поручению прокуратуры г. Челябинска о непринятии уполномоченными органами дорог в муниципальную собственность, было установлено, что данная дорога в реестр муниципальной собственности муниципального образования ОГО не включена, является бесхозной. Указанные дороги предназначены для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальному имуществу в силу закона, в связи с чем подлежат включению в реестр муниципальной собственности Озёрского городского округа. Указывает на бездействие органов местного самоуправления, выраженное в отсутствии решения администрации о принятии объектов в муниципальную собственность (в состав казны). Считает, что указанное бездействие нарушает права неопределённого круга лиц, так как при отсутствии собственника не производится ремонт дорожного покрытия, не отслеживается техсостояние дороги, что может повлечь наступление тяжких последствий в виде причинения вреда здоровью людей. Просил суд:

- обязать администрацию Озёрского городского округа и Управление имущественных отношений администрации Озёрского городского округа включить в реестр муниципального имущества Озёрского городского округа Челябинской области объект улично-дорожной сети: <адрес>, протяженностью 2000 метров, расположенная в поселке <адрес> <адрес> городского округа <адрес> (от пересечения с автодорогой общего пользования <адрес> <адрес>);

- обязать Управление имущественных отношений администрации Озёрского городского округа зарегистрировать право муниципальной собственности на указанную дорогу в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Озерска Балев С.А. поддержал исковые требования, пояснив аналогично доводам, указанным в заявлениях.

Представитель Администрации Озёрского городского округа в суд не явился. От администрации ОГО направлен отзыв, согласно которому администрация ОГО исковые требования прокурора не признает, в связи с тем, что действующее законодательство не устанавливает обязательное отнесение дорог, находящихся в границах городского округа, к муниципальной собственности. Считает довод заявителя о возможном причинении вреда здоровью людей безосновательным, так как органы местного самоуправления осуществляют необходимое содержание спорных дорог. Дороги индивидуально не определены, из-за отсутствия их технических паспортов.

Представитель Управления имущественных отношений администрации Озёрского городского округа Савенкова Н.В. с иском прокурора также не согласилась, мотивируя свою позицию теми же доводами, что и представитель администрации.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые заявления.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 18 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой подразумевается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя, в том числе, дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - искусственные дорожные сооружения.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 указанного выше Федерального закона, а также пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения.

По смыслу взаимосвязанных положений подпункта 2 пункта 2, подпункта 2 пункта 3 и пункта 4 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, находятся в муниципальной собственности муниципального образования.

Из иска, пояснений прокурора следует, что в ходе проверки, проведённой по поручению прокуратуры <адрес>, было установлено, что на территории Озёрского городского округа находится указанная выше автомобильная дорога местного значения, которая не включена в реестр муниципальной собственности муниципального образования Озёрский городской округ. Так, согласно ответа начальника Управления имущественных отношений на обращение прокурора в реестре муниципального имущества Озёрского городского округа не числятся объекты недвижимости – <адрес> в <адрес>, который относится к ЗАТО (л.д.8).

Вместе с тем, статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления правом от имени муниципального образования самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 данной статьи органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) не подлежат отчуждению.

Пунктами 4 и 5 Устава Озёрского городского округа Челябинской области установлено, что земля городского округа в пределах границ городского округа находится в муниципальной собственности Озёрского городского округа, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в собственности Челябинской области и частной собственности.

Администрация Озёрского городского округа осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с решениями Собрания депутатов.

Согласно пунктам 3.1 и 3.2 Постановления Озерского городского Совета депутатов от 11 февраля 1999 года № 19 «О проекте Положения «О порядке управления муниципальным имуществом, составляющем казну города Озерска» (в ред. от 09.04.2008), в состав Казны входит недвижимое и движимое имущество, находящееся в собственности Озёрского городского округа Челябинской области, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и муниципальными учреждениями на праве оперативного управления.

В свою очередь казна может образовываться из имущества:

- вновь созданного или приобретенного за счет средств бюджета города;

- переданного в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на государственную (федеральную и областную) и муниципальную.

- переданного безвозмездно в муниципальную собственность Озерского городского округа Челябинской области юридическими и физическими лицами;

- по законным основаниям изъятого из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений,

- поступившего в собственность Озёрского городского округа Челябинской области по другим законным основаниям.

Включение в состав Казны имущества, образованного за счет источников, указанных в п.3.2. настоящего Положения, осуществляется на основании Постановлений Главы города (в настоящее время главы администрации), устанавливающих источник и порядок образования имущества, а также способы его дальнейшего использования, объем и порядок выделения средств на его Содержание и эксплуатацию.

Пунктами 1.3 и. 1.4 указанного постановления Озёрского городского Совета депутатов установлено, управление и распоряжение казной от имени Озёрского городского округа Челябинской области осуществляет Комитет администрации Озерского городского округа по управлению муниципальным имуществом (далее - Комитет по имуществу), а в части муниципального жилищного фонда - Комитет по жилищной политике администрации Озерского городского округа (далее - Комитет по жилищной политике). Учет, оформление и государственную регистрацию прав собственности на имущество, составляющее Казну, Комитет по имуществу или Комитет по жилищной политике осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством, настоящим Положением, иными актами органов местного самоуправления города и решениями Комитета по имуществу или Комитета по жилищной политике.

В настоящее время решением Собрания депутатов Озёрского городского округа оба Комитета реорганизованы в Управление имущественных отношений администрации Озёрского городского округа.

В суде установлено, что решение администрации о принятии объекта в муниципальную собственность (в состав казны) отсутствует вопреки тому, что спорные дороги предназначены для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальному имуществу в силу закона, в связи с чем подлежат включению в реестр муниципальной собственности (реестр муниципального имущества) Озёрского городского округа Челябинской области.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество и сделки с ним обязательна.

Отсутствие в реестре муниципального имущества спорных дорог, а также зарегистрированного права муниципальной собственности на них, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, соответственно на здоровье и жизнь. Кроме того, это препятствует определению лиц, несущих ответственность за возможный ущерб, причинённый имуществу, жизни или здоровью неопределённого круга лиц, а в силу указанных правовых актов ответчики обязаны учитывать и заниматься оформлением регистрации права собственности на имущество, входящее в Казну.

Довод ответчиков об отсутствии в законодательстве обязательных правил отнесения дорог, находящихся в границах городского округа, к муниципальной собственности, ошибочен, и не влечёт за собой отказа в удовлетворении исков. Поскольку в силу п.п.2 п. 2, п.п.2 п. 3 и п. 4 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» автомобильные дороги местного значения в границах городского округа и имущество, предназначенное для обслуживания таких дорог, находятся в муниципальной собственности муниципального образования.

Заключение муниципальных контрактов между УГХ администрации Озёрского городского округа и подрядчиком на выполнение работ по содержанию спорных автомобильных дорог, не освобождает ответчиков от обязанности по внесению дорог в реестр муниципальной собственности и оформления регистрации права муниципальной собственности на данные дороги. По этой же причине не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и отсутствие технических паспортов на спорные автодороги.

Вместе с тем, вышеуказанные контракты свидетельствуют о том, что ответчики относятся к данным дорогам, как муниципальному имуществу, поступившему в собственность Озерского городского округа.

На основании изложенного, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора ЗАТО г. Озерск удовлетворить.

Обязать администрацию Озёрского городского округа и Управление имущественных отношений администрации Озёрского городского округа включить в реестр муниципального имущества Озёрского городского округа Челябинской области следующий объект улично-дорожной сети:

- <адрес>, протяженностью 2000 метров, расположенная в поселке <адрес> городского округа <адрес> (от пересечения с автодорогой общего пользования <адрес> <адрес>

Обязать Управление имущественных отношений администрации Озёрского городского округа зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные дороги в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий: -Н.Л.Селина