О включении в стаж муниципальной службы периода работы



Дело № 2-873/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2011 г. г.Озерск

Озерский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Кузнецова В.Г.

при секретаре Кореньковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Озерска Челябинской области в интересах Штанухина ФИО6 о включении в стаж муниципальной службы периода работы для расчета пенсии за выслугу лет и перерасчете пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г.Озерска Челябинской области в интересах Штанухина М.А. обратился в суд с иском к администрации Озерского городского округа Челябинской области о включении в стаж муниципальной службы для расчета пенсии за выслугу лет периода работы истца с 07.10.1977 г. по 18.02.1980 г. в должности <> «Опытного завода» треста Уралпроммонтаж и перерасчете пенсии.

В обосновании иска указал, что Штанухин М.А. является получателем пенсии за выслугу лет. Постановлением администрации Озерского городского округа от 30.07.2010 г. №2769 ему установлена пенсия в размере 3145, 94 руб. из расчета стажа муниципальной службы в 18 лет 07 дней. Вместе с тем, ответчик незаконно отказывается включать в стаж период работы Штанухина М.А. в должности <> «Опытного завода» треста Уралпроммонтаж, что влечет уменьшение размера получаемой им пенсии.

В судебном заседании прокурор Балев С.А. и истец Штанухин М.А. на иске настаивали.

Представитель ответчика администрации Озерского городского округа Челябинской области Девяткова Е.Н. иск не признала по следующим мотивам. Избранный прокурором способ защиты гражданских прав, как обязывание органа местного самоуправления к определенным действиям, не предусмотрен законом. На момент установления Штанухину М.А. пенсии (17.08.2005 г.) законодательство не содержало норм об учете в стаж муниципальной службы периодов работы в организациях на должностях руководителей. Положение об учете данной работы в стаж муниципальной службы было введено в действие с 1 января 2006 г. и подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 01.01.2006 г. Кроме того, действующие нормативно-правовые акты предусматривают возможность перерасчета стажа муниципальной службы для назначения пенсии по выслуге лет только в случае приостановки ее выплаты на время нахождения гражданина на муниципальной службе.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно п.3 Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Озерского городского округа Челябинской области, утвержденного решением Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 7 июля 2010 г. N159, право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы Озерского городского округа Челябинской области (далее - муниципальная служба округа) по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы округа, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет, замещавшим на 25.06.1998 (на дату вступления в силу Закона Челябинской области "О муниципальной службе в Челябинской области") и позднее на постоянной основе должности муниципальной службы округа, установленные муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Челябинской области, утверждаемым законом Челябинской области.

Муниципальным служащим округа устанавливается пенсия за выслугу лет в форме ежемесячной выплаты, исходя из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы на дату увольнения с муниципальной службы округа либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости по их заявлению, в следующих размерах:

1) при наличии стажа муниципальной службы от 15 до 20 лет включительно - в размере 65 процентов должностного оклада по соответствующей должности муниципальной службы;

2) при наличии стажа муниципальной службы от 20 до 25 лет включительно - в размере 100 процентов должностного оклада по соответствующей должности муниципальной службы;

3) при наличии стажа муниципальной службы свыше 25 лет - в размере 135 процентов должностного оклада по соответствующей должности муниципальной службы (п.12 Положения).

Стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется комиссий по вопросам муниципальной службы, утвержденной постановлением администрации Озерского городского округа (п.11 Положения).

В соответствии с п.10 этого же Положения порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него периодов трудовой деятельности (службы) устанавливается федеральным законодательством и законодательством Челябинской области о муниципальной службе.

Согласно подп.5 п. 1 ст.13 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 г. N 144-ЗО "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях руководителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37, но не более 5 лет работы на указанных должностях.

При рассмотрении дела судом установлено, что распоряжением главы Озерского городского округа Челябинской области №1206-р от 02.09.2005 г. Штанухину М.А. с 17.08.2005 г. была назначена пенсия за выслугу лет (л.д.44-45,48). Пенсия назначена из расчета стажа в размере 18 лет 07 дней. (л.д.43).

Из трудовой книжки Штанухина М.А. видно, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 месяца 13 дней) он работал в должности <> Опытного завода треста Уралпроммонтаж (л.д.11-12).

Штанухин М.А. обратился в администрацию Озерского городского округа с заявлением от 24.02.2011 г., зарегистрированного в администрации 03.03.2011 г., с просьбой включит в его стаж муниципальной службы данный период работы и произвести перерасчет пенсии (л.д.62).

Ответом от 01.04.2011 г. за подписью первого заместителя главы администрации Озерского городского ему в этом отказано (л.д.8-9).

Отказ включить спорный период в стаж муниципальной службы истца для перерасчета пенсии суд считает незаконным по следующим основаниям.

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, предусмотрена должность директора.

В связи с чем, по законодательству, действующему в настоящее время, данный период работы подлежит включению в стаж муниципальной службы.

Доводы ответчика о том, что спорный период не подлежит включению в стаж муниципальной службы Штанухина М.А., поскольку на момент назначения ему пенсии (17.08.2005 г) законодательство не предусматривало включение спорного периода в стаж муниципальной службы, по мнению суда, основаны на неправильном применении норм права.

Действительно, на момент назначения Штанухину М.А. пенсии за выслугу лет действовало Положение о периодах работы (службы), включаемых в стаж муниципальной службы, утвержденное постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 26 ноября 1998 г. N 404 "О Положении о периодах работы (службы), включаемых в стаж муниципальной службы" в редакции от 27.04.2000 г., в соответствии с которым периоды работы на должностях руководителей не подлежал включению в стаж муниципальной службы.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 25 августа 2005 г. N 1786 "О внесении изменений в Положение о периодах работы (службы), включаемых в стаж муниципальной службы", вступившим в силу с 01.01.2006 г., указанное Положение было дополнено п.13, предусматривающим включение в стаж муниципальной службы периодов работы в организациях на должностях руководителей, но не более 5 лет.

Однако это не означает, что Штанухин М.А. не имеет право на пересмотр назначенной ему пенсии в связи с изменением правил подсчета стажа муниципальной службы.

В соответствии с подп.1 п.20 Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Озерского городского округа Челябинской области перерасчет пенсии производится в случае увеличения стажа муниципальной службы у лица, замещавшего должность муниципальной службы, на количество лет, дающих право на перерасчет.

По смыслу данного положения перерасчет пенсии в связи с увеличением стажа муниципальной службы возможен не только в связи с выполнением работы, включаемой в стаж муниципальной службы, после назначения пенсии, но и в связи с изменением в законодательстве правил подсчета стажа работы, имевшегося до назначения пенсии, что и произошло по рассматриваемому случаю.

Иное толкование противоречит гарантированному государством принципу равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.19 Конституции РФ), поскольку позволяет определять различный стаж муниципальной службы для назначения пенсии гражданам, выполнявшим одну и ту же работу, в зависимости от того, когда ими было подано заявление о назначении им пенсии - до или после 01 января 2006 г., так как в соответствии с п.18 вышеуказанного Положения пенсия за выслугу лет назначается, а соответственно стаж муниципальной службы определяется на момент подачи гражданином заявления о назначении пенсии.

В Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" Конституционный суд РФ указал, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В связи с чем, отказ ответчика включить в стаж муниципальной службы, определяемого для назначения пенсии за выслугу лет, периода работы истца в должности директора Опытного завода треста Уралпроммонтаж и произвести в связи с эти перерасчет пенсии за выслугу лет является незаконным.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора ЗАТО г.Озерска Челябинской области в интересах Штанухина ФИО7 к администрации Озерского городского округа удовлетворить.

Обязать администрацию Озерского городского округа Челябинской области зачесть в стаж муниципальной службы Штанухина ФИО8 для назначения пенсии за выслугу лет период работы с 07.10.1977 г. по 18.02.1980 г. в должности директора «Опытного завода» треста Уралпроммонтаж.

Обязать администрацию Озерского городского округа Челябинской области произвести Штанухину ФИО9 перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом указанного стажа.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий – В.Г. Кузнецов