Об обязании включить и зарегистрировать право муниципальной собственности



Дело № 2-756/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2011 года г.Озерск

Озерский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Кузнецова В.Г.

при секретаре Кореньковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г.Озерска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Администрации Озерского городского округа и Управления имущественных отношений Администрации Озерского городского округа включить в реестр муниципального имущества объект улично-дорожной сети и зарегистрировать на него право муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г.Озерска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о понуждении Администрации Озерского городского округа и Управления имущественных отношений Администрации Озерского городского округа включить в реестр муниципального имущества объект улично-дорожной сети – улицу <адрес>, и о понуждении зарегистрировать на указанную дорогу право муниципальной собственности.

В обосновании заявления указал, что данный объект улично-дорожной сети в силу законодательства отнесен к муниципальному имуществу, в связи с чем он должен быть включен в реестр муниципального имущества, а право муниципальной собственности должно быть зарегистрировано в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке. Бездействие муниципальных органов по исполнению указанных обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт дорожного покрытия, в результате чего могут наступить тяжкие последствия для участников дорожного движения.

В судебном заседании прокурор Давыдова М.С. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представители Администрации Озерского городского округа и Управления имущественных отношений Администрации Озерского городского округа, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив письменные возражения на заявление прокурора.

В своих возражениях указали, что действующее законодательство не предусматривает императивных правил отнесения автомобильных дорог, находящихся в границах городского округа, к муниципальной собственности. Решение данного вопроса предполагает необходимость учета волеизъявления органов местного самоуправления. Доводы прокурора о том, что спорная дорога не содержится органом местного самоуправления являются несостоятельными, так как на обслуживание дороги заключены муниципальные контракты. Наличие или отсутствие спорной дороги в реестре муниципального имущества и наличие или отсутствие государственной регистрации права собственности не влечет указанного прокурором нарушения прав неопределенного круга лиц. Кроме того, решение о понуждении включить данную дорогу в реестр муниципального имущества и в последующем зарегистрировать право собственности будет являться не исполнимым, так как для этого необходимо изготовить паспорт автомобильной дороги, кроме того органы местного самоуправления не наделены полномочиями по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Выслушав прокурора, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств.

В силу ст.6 указанного Закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

При рассмотрении дела судом установлено, что в деревне Селезни Озерского городского округа имеется автомобильная дорога - <> расположенная от пересечения с автодорогой <> до перекрестка <> что подтверждается ответом Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа (л.д.10-12).

Согласно ответу из Управления Росреестра по Челябинской области права на указанный объект улично-дорожной сети <> в дер.Селезни Озерского городского округа в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (л.д.137).

Таким образом, поскольку спорная автомобильная дорога расположена в границах Озерского городского округа, она не относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также не является частной автомобильной дорогой, то она является в силу ст.6 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственностью Озерского городского округа.

Часть 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязанность ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

Кроме того, ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Как следует из ответа Управления имущественных отношений Озерского городского округа и вышеуказанного ответа Управления Росреестра по Челябинской области объект недвижимости <> в дер.Селезни Озерского городского округа в реестре муниципального имущества Озерского городского округа не значится, право муниципальной собственности на в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д.9, 137).

Согласно п.1 главы 39 Устава Озерского городского округа Челябинской области администрация городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом Озерского городского округа и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.12 главы 41 Устава администрация Озерского городского округа организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях и в порядке, предусмотренных решениями Собрания депутатов, от имени городского округа права собственника имущества городского округа могут осуществлять отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа (п.3 гл.46 Устава).

В соответствии с п.4 Положения об Управлении имущественных отношений администрации Озерского городского округа Челябинской области, утвержденного решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 10 ноября 2010 г. N273, указанное Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Озерского городского округа, входит в ее структуру и обеспечивает реализацию политики Озерского городского округа в сфере имущественных правоотношений, в том числе осуществление прав собственника муниципального имущества.

Согласно п.4 указанного Положения Управление имущественных отношений администрации Озерского городского округа осуществляет учет муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования на это имущество, ведение реестра муниципального имущества.

Согласно п.3 Положения о порядке ведения реестра муниципального имущества Озерского городского округа Челябинской области (утв. постановлением городского Совета депутатов от 28 апреля 1999 г. N 100) (с изменениями от 9 июня 2010 г.) объектами учета Реестра являются, в том числе, муниципальное имущество, составляющее казну города; иное находящееся в муниципальной собственности движимое и недвижимое имущество.

В силу п.6 Положения о порядке ведения реестра муниципального имущества обязанность ведения реестра муниципального имущества возложена на Комитет администрации Озерского городского округа Челябинской области по управлению муниципальным имуществом, которое постановлением администрации Озерского городского округа от 14.07.2010 N2582 переименовано в Управление имущественных отношений администрации Озерского городского округа Челябинской области.

Таким образом, установлено, что Администрация Озерского городского округа Челябинской области и ее отраслевой (функциональный) орган Управление имущественных отношений не исполняют предусмотренную законодательством обязанность по внесению автомобильной дороги <>, в реестр муниципального имущества и по оформлению права муниципальной собственности в органе государственной регистрации.

Суд приходит к выводу, что не исполнение указанных обязанностей нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, по следующим основаниям.

В силу ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник.

Согласно ст.13 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в числе прочего, относятся:

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Частью 18 статьи 5 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность проведение классификации автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.

В соответствии с п.6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог (утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009г. N767) классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009г. N150) определен состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (диагностика), требованиям технических регламентов.

Оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения она должна проводиться органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п.п.2 и 3 указанного Порядка).

Таким образом, включение спорной автомобильной дороги в реестр муниципального имущества и оформление на нее права муниципальной собственности повлечет обязанность органа местного самоуправления, как собственника дороги, провести оценку ее технического состояния на соответствие комплексу характеристик технического уровня автомобильной дороги, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, и в случае не соответствия дороги указанным условиям привести ее в надлежащее состояние.

Поскольку спорная автомобильная дорога используется неопределенным кругом лиц, то бездействие Администрации Озерского городского округа и Управления имущественных отношений администрации Озерского городского округа по не включению автомобильной дороги в реестр муниципального имущества и не оформлению на нее права муниципальной собственности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, содержание автомобильной дороги осуществляется за счет бюджетных средств, формируемых за счет налоговых поступлений от физических и юридических лиц, что также свидетельствует о том, что бездействие органов местного самоуправления нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Доводы Администрации Озерского городского округа и Управления имущественных отношений о том, что на содержание спорной дороги органом местного самоуправления заключены муниципальные контракты <> с МП «УАТ» (л.д.37-107), не опровергают вышеуказанные выводы, поскольку из данных муниципальных контрактов видно, что в обязанности подрядчика МП «УАТ» не входит проведение оценки технического состояния автомобильной дороги на соответствие комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, которая в соответствии с п.4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009г. N150) должна производится не реже одного раза в год.

Доводы органов местного самоуправления о том, что решение о понуждении включить дорогу в реестр муниципального имущества и в последующем зарегистрировать право собственности будет являться не исполнимым, так как для этого необходимо изготовить паспорт автомобильной дороги, является необоснованным, так как доказательств того, что орган местного самоуправления не в силах обеспечить изготовление паспорта автомобильной дороги, не представлено.

Ссылка на то, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не свидетельствует о необоснованности заявления прокурора, так как им оспаривается бездействие органов местного самоуправления, выразившееся не в том, что они не исполняют полномочия органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а в том, что ими не исполняется обязанность, как собственника, оформить право муниципальной собственности на автомобильную дорогу в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При таких обстоятельствах заявление прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора ЗАТО г.Озерска Челябинской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Озерского городского округа Челябинской области и Управление имущественных отношений администрации Озерского городского округа Челябинской области включить в реестр муниципального имущества Озерского городского округа объект улично-дорожной сети – улицу <>, в соответствии с установленным в Озерском городском округе порядком.

Обязать Администрацию Озерского городского округа и Управление имущественных отношений Администрации Озерского городского округа оформить право муниципальной собственности на объект улично-дорожной сети – улицу <>, в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд в течение десяти дней с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий – В.Г. Кузнецов