Дело № 2 –1373/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 сентября 2011 года Озерский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Дубовик Л.Д. при секретаре Каталовой Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фросина Владимира Николаевича к главе администрации Озерского городского округа Тарасову Евгению Викторовичу, Поляковой Татьяне Вячеславовне о защите права на обращение к должностным лицам, компенсации морального вреда УСТАНОВИЛ: Фросин В.Н. обратился с иском к главе администрации Озерского городского округа Челябинской области – Тарасову Е.В., Поляковой Т. В., занимающей должность главного специалиста отдела документационного обеспечения и контроля администрации Озерского городского округа Челябинской области, о защите права на обращение к должностным лицам, компенсации морального вреда, просил обязать главу администрации Озерского городского округа обеспечить его конституционное право на обращение к должностным лицам администрации Озерского городского округа на личном приеме в ближайшее время, определить часы и дни приема по личным вопросам еженедельно, взыскать компенсацию морального вреда 10000 руб. Ссылался на то, что после вступления главы администрации в должность обращался к главе администрации через секретаря Мальцеву ЛА с просьбой о приеме, в тот момент дни приема не были определены. Получив от секретаря информацию о проводимых приемах главой всех желающих после 18.00, неоднократно обращался в мае-июне 2011 г. к секретарю с просьбой о приеме, который не назначался в связи с занятостью главы администрации, либо его отъездом, либо со ссылкой на не определение дней приема. ДД.ММ.ГГГГ по телефону от секретаря истец узнал о возможности обращения на прием к главе администрации в 18.00, однако охранник в здание администрации его не пропустил, ссылаясь на отказ главы администрации ОГО принять. Считает оспариваемые действия произволом, из-за которого он переживал нравственные страдания, что препятствовало ему писать учебные пособия, готовить доклады губернатору Челябинской области и Президенту РФ. В судебном заседании истец на заявлении настаивал. В судебное заседание глава администрации Озерского городского округа Тарасов ЕВ не явился, направил своего представителя – Мартюшову АН, которая возражала против иска, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.06 № 59-ФЗ администрацией округа утвержден и введен в действие Порядок личного приема граждан должностными лицами администрации округа, и утвержден График личного приема, прием ведется согласно графика, на основании предварительной записи, которую осуществляет консультант администрации. Истец на основании произведенной записи принимался должностными лицами администрации ОГО, проведение ДД.ММ.ГГГГ личного приема граждан не было предусмотрено утвержденным графиком и не производилось в связи с занятостью главы администрации округа на совещании. Права истца на обращение в органы местного самоуправления не нарушались, истец многократно письменно обращался в органы местного самоуправления, на его обращения даны соответствующие ответы в установленные законом сроки. ДД.ММ.ГГГГ истец был принят главой администрации ОГО, действий, нарушающих права заявителя, главой администрации не допущено. Ответчик Полякова Т.В. в судебное заседание не явилась, направила отзыв, в котором возражала против иска, считая себя ненадлежащим ответчиком, поскольку в ее должностные обязанности не входит подготовка и организация личного приема граждан должностными лицами администрации округа, к ней исковых требований не предъявлено. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска. Согласно ст.ст.254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в результате которых нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа госвласти, местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа госвласти, местного самоуправления, должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» п.1 «к действиям органов местного самоуправления по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан или создало препятствия к их осуществлению, к бездействию относится неисполнение органом госвласти, местного самоуправления, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. » Истец ссылается на нарушение ответчиком – главой администрации Озерского городского округа Челябинской области Тарасовым ЕВ его права на личное обращение к указанному должностному лицу, указывая, что не был принят главой администрации лично в мае-июне 2011 г., ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.06 № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.1,ч.2). Согласно ст.5 федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу, в чью компетенцию входит решение поставленных в обращении вопросов; соответственно государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 закона (ст.11 закона) в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, в исключительных случаях руководитель госоргана, органа местного самоуправления или должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив об этом гражданина. Как следует из ст.13 указанного закона личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан; при личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность (ч. ч.1,2) ; содержание устного обращения заносится в карточку личного приема граждан, в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, в остальных случаях дает письменный ответ по существу поставленных вопросов (ч.3); письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим федеральным законом (ч.4). В судебном заседании установлено, что в целях исполнения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» администрацией Озерского городского округа постановлением № 3859 от 08.11.2010 утвержден и введен в действие Порядок личного приема граждан должностными лицами администрации округа, и утвержден График личного приема граждан должностными лицами администрации округа, прием ведется согласно графика- главой администрации округа в г.Озерске 1-й и 3–й понедельник текущего месяца с 15.00 до 19.00,л.д.31-33. Согласно утвержденного Порядка личный прием граждан в администрации округа ведут – глава администрации округа, его заместители, управляющий делами администрации; личный прием осуществляется по утвержденному графику, который размещается на стенде в фойе первого этажа здания администрации и публикуется в печатном издании «Ведомости органов местного самоуправления Озерского городского округа Челябинской области»(п.2). Запись граждан на прием осуществляется консультантом администрации округа ежедневно (кроме выходных и праздничных дней), личный прием ведется в порядке очередности согласно предварительной записи, должностное лицо администрации округа, проводящее личный прием граждан дает с их согласия устный ответ по существу каждого из поставленных вопросов, о чем делается запись в карточке личного приема; по итогам личного приема гражданину направляется письменное уведомление о принятых мерах по его письменному обращению (п.п.11,14,15). Суд отказывает в удовлетворении иска к ответчику Поляковой ТВ., поскольку она является по должности главным специалистом отдела документационного обеспечения и контроля администрации Озерского городского округа, в ее должностные обязанности не входит подготовка и организация личного приема граждан должностными лицами администрации округа, в том числе запись на личный прием к главе округа, что следует из содержания должностной инструкции главного специалиста (л.д.13-16). Запись на личный прием к должностным лицам администрации Озерского городского округа, организация личного приема в соответствии с утвержденным порядком ведется консультантом администрации округа, л.д.31-32. Кроме того, исковое заявление не содержит каких-либо требований к ответчику Поляковой Т.В., в связи с чем удовлетворению не подлежит. Глава администрации Озерского городского Челябинской области Тарасов ЕВ назначен на должность ДД.ММ.ГГГГ, что следует из контракта, л.д.17-22. Судом из пояснений участников процесса установлено, что Фросин ВН не записывался на личный прием к главе администрации в мае-июне, июле 2011 г. Глава администрации Озерского городского округа помимо установленных дней личного приема граждан производил после назначения его на должность встречи с гражданами без предварительной записи ежедневно в рабочие дни после 18.00, о чем сообщил в своем выступлении по телевидению, пользуясь данной информацией Фросин ВН имел намерение прийти на личную встречу к главе администрации округа ДД.ММ.ГГГГ, однако принят им не был в связи с занятостью и проведением совещания с заместителями, что не оспаривал представитель главы администрации Мартюшова АН. Однако ДД.ММ.ГГГГ не являлся официально утвержденным днем приема граждан главой администрации Озерского городского округа, т.к.это был четверг. В судебном заседании также установлено, что 29.08. 11 Фросин ВН был лично принят главой администрации Озерского городского округа без предварительной записи, что не оспаривал истец и следует из отзыва, л.д.23-24, кроме того Фросин ВН записан на личный прием к главе администрации Озерского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ на 15.00, что следует из справки,л.д.30. Личное обращение граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам является не единственной формой обращения граждан в указанные органы и к должностным лицам, в соответствии с законом они имеют право на письменные обращения, и, как следует из справки, л.д.29, истец активно реализует данное право, направив в адрес руководителей администрации Озерского городского округа 33 письменных обращения по различным вопросам в 2010 году и 12 обращений в 2011 г. (из них 2 обращения с личного приема исполняющего обязанности главы администрации округа ДД.ММ.ГГГГ). Вышеизложенное свидетельствует о том, что права истца, как гражданина, на обращение к должностному лицу – главе администрации Озерского городского округа ответчиком не нарушены, доказательств нарушения прав истца суду не представлено. Ссылки истца на возможность скорейшего решения ряда вопросов местного значения при личном обращении к главе администрации округа сами по себе не свидетельствуют о нарушении прав истца. Учитывая, что ответчиками законных прав и интересов ответчика не нарушено, Порядок проведения и график приема граждан должностными лицами администрации Озерского городского округа на территории Озерского городского округа утверждены соответствующим нормативным актом, который исполняется должностными лицами администрации округа, оснований для возложения судом на ответчика в лице главы администрации Озерского городского округа обязанности по установлению дней и часов личного приема граждан не имеется, как не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении иска Фросина В.Н. к главе администрации Озерского городского округа Тарасову Е.В., Поляковой Т.В. о защите права на обращение к должностным лицам, компенсации морального вреда отказать. Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Озерский горсуд. Председательствующий Л.Д.Дубовик