о компенсации морального вреда



Дело N2-1531/2011

                    Р Е Ш Е Н И Е

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2011 года Озерский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Селиной Н.Л.

    при секретаре Павловой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хандеева ФИО8 к Федеральному Казенному учреждению Исправительной колонии № 24 Федеральной службы Исполнения наказаний о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

В Озерский городской суд поступил коллективный иск от лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в Федеральном Казенном учреждении Исправительной колонии № 24 Федеральной службы Исполнения наказаний (далее по тексту ФКУ ИК №24) о компенсации морального вреда.

Исковые требования Хандеева ФИО8. выделены в отдельное производство(л.д.8).

Хандеев ФИО8 обосновал свои требования к ФКУ ИК № 24 о взыскании компенсации морального вреда тем, что его лишают права на прогулку; запрещают подходить к окнам, открывать их, в связи с чем помещение не проветривается; незаконно установили график дежурства, заставляют мыть полы вместо дневального; ограничивают в просмотре телевизора; ФИО4 запрещает совершать религиозные обряды в молельной комнате, оскорбляет осужденных и бьет их по лицу и телу. Просит взыскать в возмещение морального вреда <> руб.

О дате судебного заседания Хандеев ФИО8 уведомлен, что подтверждается распиской(л.д.39), в судебное заседание не доставлялся. Суд считает возможным рассмотреть иск в его отсутствие.

До судебного заседания от истца поступило заявление, в котором он указывает, что на своих требованиях о взыскании с ФКУ ИК №24 морального вреда не настаивает(л.д.40).

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска.

Однако, учитывая, что истец не присутствует в судебном заседании, ему не разъяснены последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, суд рассматривает заявленный иск по существу, с учетом поступившего заявления.

    Представитель ФКУ ИК № 24 ФИО5 возражала против удовлетворения заявления, считает, что колония прав и законных интересов истца не нарушала. Осужденный Хандеев ФИО8 отбывал наказание в отряде № 10 «СУС»(<>) ФКУ ИК -24 ГУФСИН России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был переведен из строгих в обычные условия содержания. Обязанность осужденных содержать помещение в чистоте и опрятности следует из Правил внутреннего распорядка в ИУ. В обязанности дневального уборка помещений не входит. Запретов на открывание окон не налагалось, как и на просмотр телевизора. Прогулки осуществляются согласно распорядка дня. Физическая сила к осужденным не применяется. Просила в иске отказать.

Третье лицо ФИО4 суду пояснил, что является заместителем начальника колонии по безопасности и оперативной работе. По роду своей службы обеспечивает выполнение задач по надзору за поведением осужденных и соблюдению ими требований Правил внутреннего распорядка, ежедневно осуществлять обход камер ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО. В его обязанности так же входит посещение «СУС». Осужденные отряда № 10 «СУС» являются злостными нарушителями внутреннего распорядка, установленного в исправительном учреждении. В помещении данного отряда осужденные свободно перемещаются, их занятость определяется Распорядком дня осужденных, находящихся в отряде № 10 «СУС». Каких либо мер физического воздействия, либо оскорблений в адрес осужденного Хандеева ФИО8 не было.

Огласив иск, выслушав ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Статья 150 ГК РФ определяет как нематериальное благо гражданина его жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность.

Установлено, что Хандеев ФИО8 отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Судебной коллегии по уголовным делам <> от ДД.ММ.ГГГГ по ст. <> УК РФ. В ФКУ ИК-24 находится с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.41-42).

Хандеев ФИО8 за время нахождения в ФКУ ИК-24 совершил сорок шесть нарушение установленного порядка отбывания(л.д.43-44).

Согласно ч. 3 ст. 122 УИК РФ, осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

Из характеристики на осужденного следует, что в ДД.ММ.ГГГГ за совершенные нарушения установленного порядка отбывания наказания был признан злостным нарушителем и переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания («СУС»). Однако, ДД.ММ.ГГГГ был переведен из строгих в обычные условия отбывания наказания в связи с погашением наложенных взысканий.

В судебном заседании не нашли подтверждения доводы истца, о том, что действиями ответчика ему причинен моральный вред.

В соответствии с п. 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ <>(далее Правила), осужденные, обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ(л.д.22-26).

Установлено, что осужденный Хандеев ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания, Правилами внутреннего распорядка ИУ, предупрежден об ответственности за нарушение режима отбывания наказания(л.д.45).

Осужденные, на момент подачи иска содержался в строгих условиях отбывания наказания и обязан был подчиняться Распорядку дня осужденных, находящихся в отряде № 10 «СУС»(Далее Распорядок «СУС»)(л.д.19).

Данным Распорядком «СУС» предусмотрено время, в том числе, для прогулки, уборки, просмотра телевизора, личное время.

Таким образом, прогулка осуществляется не «по желанию», как указано в исковом заявлении, а в строгом соответствии с Распорядком «СУС». Прогулка в иное время не предусмотрена.

Как пояснил представитель ответчика, имели место случаи, когда осужденные, содержащиеся в строгих условиях отбывания наказания, из за личной неприязни к сотрудникам администрации отказывались выходить на прогулку в установленное время. Прогулка в не установленное распорядком дня прогулка запрещена.

Просмотр телевизора так же регламентирован Распорядком «СУС».

Доводы истца о недостаточном проветривании помещения отряда «СУС», так же не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Согласно Распорядка «СУС» и Справке(л.д.18), в помещении СУС ежедневно проводится уборка помещения и проветривание. В душевой комнате и санузле обеспечивается естественная вентиляция помещения. Здание СУС обособленное.

Доводы об установлении дежурства и мытье полов судом проверены.

В соответствии с п. 14 Правил, осужденный обязан содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежу, заправлять постель, на основании чего разработан график дежурства осужденных по отряду № 10 «СУС» (л.д. 21).

В исправительном учреждении имеется должность дневального, однако, в его обязанности не входит уборка помещений.

Дневальный осуществляет контроль за осужденными по поддержанию чистоты и порядка в отряде (л.д.20).

Отряд № 10 СУС находится в обособленном здании. Согласно Распорядку «СУС», для осужденных предусмотрено личное время. Данное время они используют по своему усмотрению, в том числе и для пребывания в молельной комнате отряда. В личное время передвижение по зданию отряда свободное.

Доводы истца о том, что ФИО4 оскорблял его и применял физическую силу, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Из медицинской карточки осужденного следует, что Хандеев за время пребывания в учреждении за медпомощью по поводу побоев не обращался и не поступал.

С заявлением о высказывании в его адрес ФИО4 оскорблений и нанесении побоев Хандеев в правоохранительные органы и суд не обращался(л.д. 31-38).

На основании изложенного, учитывая заявление осужденного, указавшего, что на взыскании морального вреда с ответчика не настаивает, суд отказывает в удовлетворении искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    В удовлетворении иска Хандеева ФИО8 к Федеральному Казенному учреждению Исправительной колонии № 24 Федеральной службы Исполнения наказаний о компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Озёрский городской суд.

Председательствующий- Н.Л. Селина