Дело №2-236/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Хандагайты 20 февраля 2012 года Овюрский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Банзай Ю.З., при секретаре судебного заседания Сат А-К.М., с участием заявителя в лице заместителя прокурора Овюрского района Калинина А.А., представителя заинтересованного лица муниципального района «Овюрский кожуун РТ» Достай С.А., действующей на основании доверенности от 20.02.2012г., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Овюрского района Республики Тыва Донгак Н.М. в интересах муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» о признании противоречащим решение Хурала Представителей муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» федеральному законодательству в части, УСТАНОВИЛ: Прокурор Овюрского района Республики Тыва обратился в суд с заявлением в интересах муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» о признании п.27 Решения Хурала Представителей муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» от 28 ноября 2011 года №305 «О бюджете муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 года» противоречащим п.1 ст.110.1 БК РФ (далее по тексту - Решения ХП №305), п.32 Решения ХП №305 противоречащим п.2 ст.78 БК РФ и обязании заинтересованного лица привести в соответствие Решение ХП №305 с требованиями федерального законодательства, указав, что прокуратурой района проверено Решение ХП №305 опубликованное в газете «Чаа орук» в номере от 28 декабря 2011 года на его соответствие федеральному законодательству и по результатам проверки установлено, что в нарушение положений п.1 ст.110.1 БК РФ, при отсутствии утвержденной решением о бюджете программы муниципальных внутренних заимствований, пунктом 27 Решения ХП №305 Решением финансовому управлению администрации Овюрского кожууна представлено право привлечения кредитов кредитным организациям в объемах, установленных программой муниципальных внутренних заимствований. Также пунктом 32 Решения ХП №305, в нарушение требований бюджетного законодательства предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) при отсутствии установления случаев и порядка их предоставления решением о бюджете. В связи с этим, прокурором района 24 января 2012 года главе Овюрского кожууна Ооржак Н.Ш. на указанный нормативный правовой акт был внесен протест, который до настоящего времени надлежащим образом не рассмотрен, поскольку действенные меры по приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством не приняты в течение длительного срока. В судебном заседании заместитель прокурора Овюрского района поддержал заявление прокурора полностью по указанным в заявлении основаниям и просил признать Решение ХП №305 от 28 ноября 2011 года в части противоречащим федеральному законодательству и обязании заинтересованного лица привести в соответствие решение ХП №305 с требованиями федерального законодательства. Представитель заинтересованного лица с заявлением полностью согласилась. Заслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч.1 ст.76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Согласно ч.5 ст.76 Конституции РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.ч.1, 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Статьей 2 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативно правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст.1 настоящего Кодекса. Согласно ч.2 ст.2 Бюджетного Кодекса РФ нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, применяется настоящий Кодекс. Согласно ст.251 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону полностью или в части. Решение Хурала Представителей №305 от 28 ноября 2011 года «О бюджете муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 года» официально опубликовано в газете «Чаа орук» в номере от 28 декабря 2011 года и вступило в законную силу с 01 января 2012 года. Оспариваемое заявителем Решение является нормативным актом, так как в нем содержатся правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. В соответствии со ст.110.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) является приложением к закону (решению) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В нарушение данного положения пунктом 27 Решения Хурала Представителей №305 от 28 ноября 2011 года установлено, что финансовое управление администрации кожууна вправе привлекать кредиты кредитных организаций в объемах, установленных программой муниципальных внутренних заимствований. Таким образом, поскольку законом установлено, что программа муниципальных заимствований является приложением к решению о бюджете, установление порядка привлечения заимствований в самом Решении является нарушением ч.1 ст.110.1 БК РФ. Изучение требований о признании противоречащим п.32 Решения ХП №305 бюджетному законодательству приводит к следующему. Согласно п.2 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Пунктом 32 Решения ХП №305 установлено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) при отсутствии установления случаев и порядка их предоставления решением о бюджете. Следовательно, отсутствие в Решении ХП №305 определения случаев и порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, является также нарушением федерального законодательства. В соответствии с ч.1 ст.249 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт. На основании всестороннего исследования представленных данных суд установил, что Решение Хурала Представителей №305 от 28 ноября 2011 года в части противоречит федеральному законодательству, в связи, с чем заявление прокурора района подлежит удовлетворению в полном объеме. Применения Решения о бюджете, принятого в части с нарушением норм бюджетного законодательства, безусловно является нарушением прав и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Овюрского района Республики Тыва Донгак Н.М. в интересах муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» о признании противоречащим решение Хурала Представителей муниципального района «Овюрский кожуун РТ от 28.11.2011г. № 305 «О бюджете муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва на 2012г. и на плановый период 2013, 2014 г.г.» федеральному законодательству в части - удовлетворить. Признать п.27 Решения Хурала Представителей муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» от 28 ноября 2011 года №305 «О бюджете муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» противоречащим п.1 ст.110.1 БК РФ. Признать п.32 Решения Хурала Представителей муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» от 28 ноября 2011 года №305 «О бюджете муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 года» противоречащим п.2 ст.78 БК РФ. Обязать заинтересованного лица – муниципальный район «Овюрский кожуун Республики Тыва» привести в соответствие п. п.27, и 32 Решение Хурала Представителей муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» от 28 ноября 2011 года №305 «О бюджете муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 года» с требованиями федерального законодательства. Обязать заинтересованного лица – муниципальный район «Овюрский кожуун Республики Тыва» опубликовать в газете «Чаа орук» сообщение о решении в течение десяти дней после вступления его в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Овюрский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия. Председательствующий Банзай Ю.З. Верно: Банзай Ю. З.