Дело № 2-15/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Хандагайты 20 января 2012 года Овюрский районный суд Республики Тыва в составе: судьи Куулар В.О., с участием заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва Калинина А.А., при секретаре судебного заседания Сат А-К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Овюрского района в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения «Сумон Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва» о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений федерального антикоррупционного законодательства, обязании устранить нарушения федерального антикоррупционного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Овюрского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации к администрации сельского поселения «Сумон Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва» (далее по тексту - администрация сельского поселения) о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений федерального антикоррупционного законодательства, обязании устранить нарушения федерального антикоррупционного законодательства, в частности принять муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий перечень должностей муниципальной службы, на которые распространяются ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту – Федеральный закон № 273-ФЗ). В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования в связи с внесением изменений 21.11.2011 года в Федеральный закон № 273-ФЗ и просил обязать администрацию сельского поселения принять муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий перечень должностей муниципальной службы, которые в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеют право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. В обоснование заявленных требований указано, что прокурорской проверкой установлено, что цели и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции в администрации сельского поселения выполняются не в полной мере. В нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ перечень соответствующих должностей муниципальной службы нормативным правовым актом администрации сельского поселения не установлен. В связи с чем, прокурором района 30.09.2011 года было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По истечении месяца со дня внесения представления и по настоящее время ответ на представление прокурора в прокуратуру района не поступил. По результатам проведенной сверки в январе 2012 года принятых органами местного самоуправления Овюрского кожууна нормативных правовых актов установлено, что до настоящего времени перечень соответствующих должностей в администрации сельского поселения не установлен. В судебном заседании заместитель прокурора Калинин А.А. поддержал уточненное заявление прокурора полностью по указанным в заявлении основаниям и просил удовлетворить заявление. В судебное заседание не явился представитель администрации сельского поселения «Сумон Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва», о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не подавал, в связи с чем в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в его отсутствие. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно положениям ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции есть деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Правовую основу противодействия коррупции, в соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ, определяет Президент Российской Федерации. В соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, основными направлениями ее реализации, в том числе являются повышение эффективности органов местного самоуправления по противодействию коррупции, совершенствование работы подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и других правонарушений. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ нормативными правовыми актами Российской Федерации признаются федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов); законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальные правовые акты. Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ. В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Как следует из представленных доказательств, 30.09.2011 года прокурор Овюрского района в связи с неразработкой и непринятием нормативного правового акта, устанавливающего перечень должностей, на которые распространяются ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ направил главе сельского поселения представление об устранении допущенного нарушения закона с предложением в целях минимизации коррупционных правонарушений разработать и принять нормативный правовой акт, указанный в представлении. Сверка 12.01.2012 года нормативных правовых актов сельского поселения показала, что в 2010-2011 годах Хуралом представителей и администрацией сельского поселения муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий перечень должностей, на которые распространяются ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, не принят. На основании изученного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора, поскольку в нарушение указанных требований федерального законодательства в администрации сельского поселения нормативный правовой акт, разработанный и принятый в установленном порядке о должностях, на которые распространяются ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, несмотря на предпринятые прокурором меры на устранение нарушений антикоррупционного законодательства отсутствует. Бездействие администрации сельского поселения по непринятию указанного выше муниципального правового акта нарушает основные направления государственной политики по противодействию коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, может создать угрозу нарушения прав Российской Федерации, поскольку позволяет работодателю по своему усмотрению устанавливать неопределенные требования, предъявляемые к служащим, уволенным с муниципальной службы. Кроме этого, в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут трудиться разные лица, в связи с чем, отсутствие муниципального правового акта, устанавливающего указанный выше перечень должностей затрагивает в том числе законные интересы и права неопределенного круга лиц. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения коррупции и не может расцениваться как вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах, заявление прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 206, 258 ГПК РФ решение суда должно быть исполнено в месячный срок со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Овюрского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать бездействие администрации сельского поселения «Сумон Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва» по не устранению нарушений федерального антикоррупционного законодательства незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Сумон Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва» в месячный срок со дня получения вступившего в законную силу решения суда устранить нарушения федерального антикоррупционного законодательства, в частности принять муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий перечень должностей муниципальной службы, которые в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеют право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Разъяснить, что администрация сельского поселения «Сумон Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва» обязана уведомить суд об исполнении настоящего решения не позднее истечения установленного для его исполнения срока. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня его принятия через Овюрский районный суд Республики Тыва. Судья В.О. Куулар