Дело № 2-250/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Хандагайты 7 марта 2012 года Овюрский районный суд Республики Тыва в составе: судьи Банзай Ю.З., при секретаре судебного заседания Сат А-К.М., с участием заявителя заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва Калинина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Овюрского района в интересах Российской Федерации к председателю администрации сельского поселения «Сумон Сарыг-Хольский Овюрского кожууна Республики Тыва» о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений федерального антикоррупционного законодательства, обязании устранить нарушения федерального антикоррупционного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Овюрского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации к администрации сельского поселения «Сумон Сарыг-Хольский Овюрского кожууна Республики Тыва» (далее по тексту - администрация сельского поселения) о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений федерального антикоррупционного законодательства, обязании устранить нарушения федерального антикоррупционного законодательства, в частности принять муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей в соответствии с требованиями ст. 9, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 25-ФЗ), указывая, что прокурорской проверкой установлено, что цели и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции администрацией сельского поселения выполняются не в полной мере. В администрации сельского поселения отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В связи с чем, прокурором района 11.02.2012 года было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По истечении месяца со дня внесения представления и по настоящее время ответ на представление прокурора в прокуратуру района не поступил. По результатам проведенной сверки в феврале 2012 года принятых органами местного самоуправления Овюрского кожууна нормативных правовых актов установлено, что до настоящего времени указанный нормативный правовой акт администрацией сельского поселения не принят. В судебное заседание не явился представитель администрации сельского поселения «Сумон Сарыг-Хольский Овюрского кожууна Республики Тыва» просил о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело без участия заинтересованного лица. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно положениям ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции есть деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Правовую основу противодействия коррупции, в соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ, определяет Президент Российской Федерации. В соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, основными направлениями ее реализации, в том числе являются повышение эффективности органов местного самоуправления по противодействию коррупции, совершенствование работы подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и других правонарушений. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона № 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В силу положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. Согласно ч. 2 ст. 8.1 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 № 389 «О муниципальной службе» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных настоящим Законом. Соотношение должностей муниципальной службы в администрации сельского поселения и должности государственной гражданской службы Республики Тыва определено ст. 8 Закон Республики Тыва от 26.12.2011 N 1132 ВХ-1 «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва». В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Как следует из представленных доказательств, 11.01.2012 года прокурор Овюрского района в связи с отсутствием нормативного правового акта, устанавливающего квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей направил главе сельского поселения представление об устранении допущенного нарушения закона с предложением в целях минимизации коррупционных правонарушений разработать и принять нормативный правовой акт, указанный в представлении. Сверка 24.02.2012 года нормативных правовых актов сельского поселения показала, что в 2010-2012 годах Хуралом представителей и администрацией сельского поселения муниципальный нормативный правовой акт, из-за отсутствия которого было направлено представление, не принят. На основании изученного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора, поскольку в нарушение указанных требований федерального законодательства в администрации сельского поселения нормативный правовой акт, устанавливающий квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, несмотря на предпринятые прокурором меры на устранение нарушений антикоррупционного законодательства отсутствует. Бездействие администрации сельского поселения по непринятию указанного выше муниципального правового акта нарушает основные направления государственной политики по противодействию коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, может создать угрозу нарушения прав Российской Федерации, поскольку позволяет работодателю по своему усмотрению самостоятельно устанавливать неопределенные требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на муниципальную службуй-за отсутствия которого было направлено представлениенове типовых квалификационных требований для замещения должностей муницип. Кроме этого, на должности муниципальной службы могут претендовать разные лица, в связи с чем, отсутствие муниципального правового акта, устанавливающего указанные выше квалификационные требования затрагивает в том числе законные интересы и права неопределенного круга лиц. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения коррупции и не может расцениваться как вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах, заявление прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 206, 258 ГПК РФ решение суда должно быть исполнено в месячный срок со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины. Разъяснить, что администрация сельского поселения «Сумон Сарыг-Хольский Овюрского кожууна Республики Тыва» обязана уведомить суд об исполнении настоящего решения не позднее истечения установленного для его исполнения срока. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Овюрского района в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона Сарыг-Хольский о признании бездействие администрации сельского поселения сумон «Сарыг-Хольский Овюрского кожууна Республики Тыва» по не устранению нарушений федерального антикоррупционного законодательства, законодательства о муниципальной службе незаконным и о возложении администрации сельского поселения сумона Сарыг-Хольский в принятии нормативного правового акта удовлетворить. Признать бездействие администрации сельского поселения «Сумон Сарыг-Хольский Овюрского кожууна Республики Тыва» по не устранению нарушений федерального антикоррупционного законодательства, законодательства о муниципальной службе незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Сумон Сарыг-Хольский Овюрского кожууна Республики Тыва» в месячный срок со дня получения вступившего в законную силу решения суда устранить нарушения федерального антикоррупционного законодательства, в принятии муниципального нормативного правового акта, устанавливающий квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия через Овюрский районный суд Республики Тыва. Судья Банзай Ю.З.