решение об обязании освободить жилое помещение



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 годаОстрогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Говорова А.В.,

при секретаре                              Хлякине Е.А.,

с участием представителя истца по доверенности Ковалевой С.В.

ответчика Селиверстовой О.Г.,

представителя ответчика адвоката Роньшиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ковалева ФИО7 к Селиверстовой ФИО8 об обязании освободить жилое помещение и встречному иску Селиверстовой ФИО9 к Ковалеву ФИО16 о взыскании денежных средств,

установил:

Ковалев А.В. обратился в суд с иском к Селиверстовой О.Г. В качестве основания иска истец указал, что он является собственником 1/2 доли жилого <адрес>. В данной части дома проживает Селиверстова О.Г. Ковалев А.В. намеревался продать данное жилое помещение Селиверстовой О.Г., однако сделка не состоялась. Истец полагает, что Селиверстова О.Г. неправомерно пользуется жилым помещением и в соответствии со ст. 301 ГК РФ просит суд обязать ее освободить данное жилое помещение. Селиверстова О.Г. предъявила к Ковалеву А.В. встречный иск, по тем основаниям, что в счет будущей купли-продажи она передала Ковалеву А.В. денежные средства в размере 280 000 рублей, а также произвела улучшения недвижимого имущества на сумму 42 194 рубля. Просит взыскать с Ковалева А.В. денежные средства в размере 280 000 рублей, а также стоимость улучшений недвижимого имущества в размере 42 194 рубля. Встречный иск принят к рассмотрению, поскольку совместное рассмотрение данных исков приведет к более быстрому и правильному разрешению дела.

В судебном заседании представитель Ковалева А.В. по доверенности Ковалева С.В. поддержала исковые требования Ковалева А.В., встречный иск признала частично в размере 85 000 рублей. Полагает, что стоимость улучшений недвижимого имущества, а также денежные средства, переданные по распискам от 19.11.2009 в размере 155 000 рублей и от 17.10.2009 в размере 40 000 рублей, возврату не подлежат.

Селиверстова О.Г., ее представитель адвокат Роньшина О.А. встречные исковые требования к Ковалеву А.В. поддержали в полном объеме, иск Ковалева А.В. считают не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Ковалев А.В. в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, настоящее дело подведомственно суду общей юрисдикции и в соответствии со ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежит рассмотрению районным судом в качестве суда первой инстанции.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении дела установлено, что Ковалеву А.В. на основании договора купли-продажи от 10.06.2003 года, принадлежит 1/2 доля в праве собственности на жилой <адрес>. Данный дом разделен реально на два изолированных жилых помещения с отдельными входами, одно из помещений соответствует доле Ковалева А.В. в праве собственности на дом и находится в его пользовании. В части дома, принадлежащей, Ковалеву А.В. проживает Селиверстова О.Г. Единственным основанием для вселения в дом послужило согласие Ковалева А.В. на проживание в доме, т.к. Ковалев А.В. намеревался продать жилое помещение Селиверстовой О.Г.

Селиверстова О.Г. передала Ковалеву А.В. денежные средства в размере 280 000 рублей, передача денег была оформлена расписками. Так, в частности, по расписке от 03.03.2010 года Ковалеву А.В. передано 85 000 рублей, по расписке от 19.11.2009 года - 155 000 рублей, по расписке от 17.10.2009 года - 40 000 рублей. Представитель Ковалева А.В. - Ковалева С.В. подтвердила в судебном заседании факт получения денежных средств.

Как пояснили стороны, Ковалев А.В. и Селиверстова О.Г. договорились о том, что Ковалев А.В. продаст, принадлежащую ему часть дома, Селиверстовой О.Г., однако, при этом правоотношения сторон не были закреплены в договоре (предварительном договоре), все условия сделки обсуждались лишь устно. В качестве аванса Селиверстова О.Г. передала Ковалеву А.В. 280 000 рублей по трем вышеуказанным распискам. Иных письменных документов, подтверждающих факт заключения договора и его условия, не имеется. До заключения договора Ковалев А.В. разрешил Селиверстовой О.Г. проживать в доме. Однако впоследствии Селиверстова О.Г. не смогла своевременно выплатить Ковалеву А.В. требуемую сумму, в результате чего Ковалев А.В. отказался от заключения договора и предложил Селиверстовой О.Г. освободить жилое помещение.

В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу ст. 422 Гражданского кодекса РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно ст. 425 Кодекса, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В силу ст. 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Ч. 3 ст. 433 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

В силу указания ст. 551 Гражданского кодекса РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

В силу ст. 434 Гражданского кодекса РФ, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Действующее гражданское законодательство устанавливает особые требования к порядку заключения договора продажи недвижимости и его форме. Так, ст. 550 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Согласно ст. 554 Гражданского кодекса РФ, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Кроме того, положения ст. 555 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 Кодекса, не применяются.

Ч. 2 ст. 558 Гражданского кодекса РФ, предусматривающая особенности продажи жилых помещений, также устанавливает, что договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Таким образом, договор купли-продажи недвижимости между Ковалевым А.В. и Селиверстовой О.Г. заключен не был.

Представленные расписки нельзя расценить и как подтверждение наличия предварительного договора купли-продажи, поскольку в силу ч. 2 ст. 429 Гражданского кодекса РФ, предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

В данном случае договор не был заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, как того требуют положения действующего законодательства.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

В данном случае отсутствует письменный документ подтверждающий согласование сторонами условия о цене договора. Кроме того, из представленных расписок невозможно точно установить характеристики недвижимого имущества, являющегося предметом купли-продажи. Так в расписке от 03.03.2010 указано, что деньги получены в счет оплаты 1/2 части дома по адресу: <адрес>. В расписке от 19.11.2009 указано, что деньги переданы в счет оплаты за жилой дом и земельный участок по адресу <адрес>, а в расписке от 17.10.2009 указано, что деньги переданы в качестве задатка.

При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Поскольку письменных данных о предмете договора, а также согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости, как и самого договора в письменном виде, подписанном обеими сторонами не существует, следовательно, правоотношения по купле-продаже в данном случае также отсутствуют, а применению к отношениям сторон подлежат нормы, регулирующие истребование имущества из чужого незаконного владения и о неосновательном обогащении.

В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Ковалев А.В. является собственником жилого помещения, Селиверстова О.Г. не имеет каких-либо прав, на спорную часть дома, поэтому иск Ковалева А.В. подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Таким образом, денежные средства, полученные Ковалевым А.В. от Селиверстовой О.Г. являются неосновательным обогащением, т.к. получены при отсутствии надлежащего правового основания, следовательно, встречные исковые требования Селиверстовой О.Г. о взыскании данных сумм подлежат удовлетворению.

Судом не принимается довод Ковалевой С.В. о том, что суммы в размере 155 000 рублей и 40 000 рублей являются задатком и возврату не подлежат. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Поскольку в данном случае договор заключен не был, обеспечиваемое задатком обязательство не возникло, следовательно, не возникли и обязательства, связанные с задатком.

Вместе с тем, требования Селиверстовой О.Г. о взыскании стоимости произведенных улучшений недвижимого имущества в размере 42 194 руб. удовлетворению не подлежат, поскольку в силу ст. 303 Гражданского кодекса РФ, правом требования возмещения произведенных на улучшение затрат, повлекших увеличение стоимости имущества, обладает только добросовестный приобретатель. Селиверстова О.Г. таковым не является, поскольку владеет жилым помещением без каких - либо правовых оснований, осознавая, что не обладает вещными правами на недвижимое имущество. Кроме того, представленные Селиверстовой О.Г. накладные подтверждают лишь факт приобретения ей строительных материалов, но не их использование в ремонте спорного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, суд

РЕШИЛ:

Иск Ковалева ФИО11 удовлетворить.

Обязать Селиверстову ФИО12 освободить 1/2 часть индивидуального жилого дома, принадлежащую Ковалеву ФИО13, находящегося по адресу: <адрес>.

Встречное исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Ковалева ФИО14 в пользу Селиверстовой ФИО15 280 000 рублей. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в десятидневный срок через районный суд.

Председательствующий-судья                                                                                 А.В. Говоров

<данные изъяты>1