признания бездействия незаконными, взыскание компенсации морального вреда



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2011 годаОстрогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Говорова А.В.,

при секретаре                              Хлякине Е.А.,

с участием представителя заявителя по доверенности Ковылина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Шамякиной ФИО5 к Департаменту труда и социального развития Воронежской области о признании бездействия незаконным и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Шамякина Н.А. обратилась в суд с заявлением к Департаменту труда и социального развития Воронежской области. В качестве основания своих требований Шамякина Н.А. указала, что ДД.ММ.ГГГГ была признана инвалидом 1 группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ей необходима комнатная кресло - коляска. ДД.ММ.ГГГГ в филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Шамякина Н.А. подала заявление о предоставлении кресла - коляски. Уполномоченным органом - Департаментом труда и социального развития Воронежской области в адрес заявителя направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации. Заявитель полагает, что в соответствии с действующим законодательством ответчик одновременно с уведомлением о постановке на учет должен был выслать направление на получение, либо изготовление технического средства реабилитации, а также документы для бесплатного проезда к месту получения изделия. Ответчиком данные требования законодательства выполнены не были. В ответ на письменное обращение заявителя, департаментом дан ответ, в котором сообщается, что техническое средство реабилитации предоставляется в порядке очередности. Шамякина Н.А. полагает, что в результате указанного бездействия департамента нарушены ее права на социальную реабилитацию и причинены нравственные страдания, т.к. без кресла - коляски она лишена возможности самостоятельно передвигаться по квартире. Просит признать бездействие департамента незаконным, взыскать компенсацию морального вреда, судебные расходы.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ковылин А.И. требования поддержал. Заявитель в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.

Ответчик представителя в судебное заседание не направил, о слушании дела извещен, в отзыве на заявление просит в удовлетворении требований отказать, считает их необоснованными.

С учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и заявителя.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Таким образом, данное дело подведомственно суду общей юрисдикции и подлежит рассмотрению в районном суде.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Шамякина Н.А. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию.

ФГУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» для нее была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида. В соответствии с данной программой заявитель нуждается в предоставлении технического средства реабилитации - комнатной кресла-коляски.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социального развития Воронежской области в адрес заявителя направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Направление на получение, либо изготовление технического средства направлены не были. Шамякина Н.А. обращалась в департамент с письменным заявлением, в котором сообщила о том, что данное направление ей не получено. В ответе на обращение заместитель руководителя департамента сообщил, что приобретение технических средств реабилитации осуществляется в порядке, установленном законодательством, регулирующим размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, что обеспечение техническими средствами осуществляется в порядке очередности и о дате получения технического средства заявитель будет проинформирована дополнительно.

Направление на получение кресла-коляски заявителем до настоящего времени не получено.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государством в силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240), обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В силу п. 4 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с представлением паспорта инвалида и программы реабилитации (заключения).

П. 5 Правил установлено, что уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями);

в случае необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 Правил.

Согласно п. 7 Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Постановлением Правительства Воронежской области от 15.02.2010 № 97 определен уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов). Таким органом, согласно постановлению, является Департамент труда и социального развития Воронежской области.

Указанным постановлением также утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) на территории Воронежской области.

Согласно п. 1.4 Порядка, обеспечение инвалидов техническими средствами и услугами осуществляется в порядке очередности исходя из времени постановки на очередь перечисленными в данном пункте способами, в том числе путем бесплатного предоставления в безвозмездное пользование технического средства, а также бесплатного проезда к месту нахождения организации, осуществляющей выдачу технического средства.

В силу п. 1.12 указанного Порядка, предоставление инвалидам указанных в пунктах 1.4, 1.6 Порядка услуг, производится по мере поступления бюджетных ассигнований федерального бюджета, переданных бюджету Воронежской области в форме субвенций.

П. 2.4 Порядка предусматривает, что личное дело инвалида в течение 5 дней с даты подачи заявления направляется органом социальной защиты в Департамент труда и социального развития для принятия решения:

- о постановке на учет инвалида на обеспечение техническим средством (о включении инвалида в Областной реестр);

- об отказе в постановке на учет инвалида на обеспечение техническим средством (о невозможности включения инвалида в Областной реестр);

- о выдаче инвалиду технического средства (в случае, если оно имеется в наличии).

В силу п. 2.5, Департамент на основании представленного филиалом ОГУ личного дела инвалида в течение 10 дней с даты подачи заявления принимает одно из решений, указанных в пункте 2.4.

В соответствии с п. 2.6 Порядка, Департамент в течение 15 дней с даты подачи заявления:

- уведомляет инвалида о принятом решении и с указанием причин отказа разъясняет порядок обжалования.

- высылает в филиал ОГУ личное дело инвалида и копию уведомления.

П. 2.7 Порядка предусматривает, что при наличии необходимого технического средства на складе организации, уполномоченной Департаментом осуществлять хранение и выдачу технических средств, либо организации поставщика, с которой Департаментом в установленном законодательством порядке заключен государственный контракт, Департаментом принимается решение о выдаче технического средства инвалиду.

Согласно п. 2.8 Порядка, Департамент высылает направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации по утвержденной форме в филиал ОГУ для доставки его инвалиду.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, данное направление Шамякиной Н.А. до настоящего времени не направлено.

Как следует из буквального толкования п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, с учетом вышеуказанных норм Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление инвалида о предоставлении технического средства реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления, в письменной форме уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством и одновременно с уведомлением, т.е. в тот же 15 - дневный срок с момента поступления заявления, выслать (выдать) инвалиду направление на получение, либо изготовление технического средства, а при необходимости также документы для бесплатного проезда к месту получения изделия.

Как следует из материалов дела, данная обязанность ответчиком в установленный срок не исполнена.

Необходимо учитывать, что указанное постановление Правительства РФ, не ставит исполнение обязанности по высылке инвалиду направления на получение технического средства в зависимость от наличия, либо отсутствия необходимого изделия на складе организации - поставщика, а также от каких - либо иных факторов. Не содержится подобных условий и в иных нормативных правовых актах федерального уровня.

Судом не принимается довод ответчика о ненадлежащем финансировании соответствующих расходов из федерального бюджета, поскольку само по себе недостаточное финансирование не является основанием для неисполнения требований законодательства, не освобождает орган государственной власти от исполнения соответствующих обязанностей. Кроме того, ответчиком суду не представлены доказательства, подтверждающие непоступление соответствующих ассигнований из федерального бюджета и отсутствие собственных финансовых возможностей для выполнения требований закона.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Суд полагает, что положения п.п. 2.4, 2.5, 2.7 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 15.02.2010 № 97, в той мере, в какой они допускают принятие уполномоченным органом решения о постановке инвалида на учет по обеспечению техническим средством (о включении инвалида в Областной реестр) отдельно от решения о выдаче инвалиду технического средства и позволяют не высылать одновременно с уведомлением о постановке на учет направление на получение технического средства, а также ставят возможность принятия данных решений в зависимость от фактического наличия технического средства на складе поставщика, противоречат постановлению Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 10, гарантирующая получение необходимых технических средств и услуг), а также не соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности принципу полного и эффективного вовлечения и включения инвалидов в общество, закрепленного в Конвенции о правах инвалидов.

Таким образом, бездействие ответчика, заключающееся в не высылке заявителю одновременно с уведомлением о постановке на учет направления на получение или изготовление технического средства, а также документов, необходимых для проезда, является незаконным и нарушает гарантированное законом право заявителя на реабилитацию.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В данном случае требование о компенсации морального вреда является обоснованным, поскольку нарушение права заявителя на реабилитацию влечет для нее нравственные страдания. Суд полагает, что размер компенсации, определенный заявителем, соответствует требованиям разумности и справедливости.

Статья 1069 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 124 Кодекса, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Согласно ст. 125 Кодекса, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, предусматривает, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Таким образом, компенсация морального вреда подлежит взысканию с ответчика за счет казны Воронежской области.

В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд также признает обоснованными и необходимыми, произведенные заявителем судебные расходы в виде оплаты услуг представителя и почтовых расходов. Данные расходы, подтверждаются представленными материалами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать бездействие Департамента труда и социального развития Воронежской области, заключающееся в не высылке Шамякиной ФИО6 направления на получение или изготовление кресла-коляски, необходимой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, и талона (именного направления) для бесплатного получения проездных документов незаконным.

Обязать Департамент труда и социального развития Воронежской области выдать Шамякиной ФИО7 направление на получение или изготовление кресла-коляски, необходимой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, и документы, необходимые для бесплатного проезда к месту получения технического средства реабилитации и обратно.

Взыскать с Департамента труда и социального развития Воронежской области за счет казны Воронежской области в пользу Шамякиной ФИО8 компенсацию морального вреда в размере 11 500 рублей.

Взыскать с Департамента труда и социального развития Воронежской области в пользу Шамякиной ФИО9 судебные расходы в размере 5 101 руб. 15 коп.

Направить данное решение для устранения допущенного нарушения закона руководителю Департамента труда и социального развития Воронежской области в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу.

Сведения об исполнении решения должны быть предоставлены в суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в десятидневный срок через районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий-судья                                                                А.В. Говоров

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ