о признании приобретшими право пользования квартирой по договору социального найма



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Острогожск                                                                                            25 февраля 2011 года

Острогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Савченко Т.Н.,

при секретаре Литвиновой Т.О.,

с участием истицы - ФИО4,

представителя истицы -ФИО1,

представителя 3-его лица - ООО “Газпром трансгаз Москва” ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО4 и ФИО5 к ОАО “Газпром” и Администрации Петренковского сельского поселения Острогожского муниципального района <адрес> о признании приобретшими право пользования квартирой по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9 и ФИО5 обратились в суд с исковым заявлением к ОАО “Газпром” и Администрации Петренковского сельского поселения Острогожского муниципального района <адрес> о признании приобретшими право пользования квартирой по договору социального найма, просят отнести <адрес> к муниципальной собственности Петренковского сельского поселения Острогожского муниципального района <адрес> и признать их - истцов приобретшими право пользования квартирой в <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма. При этом истцы указывают, что в 1991 году их мужу и отцу - ФИО2 предложили работу в должности оператора в Острогожском ЛПУ УМГ структурное подразделение предприятия “Мострансгаз”, входящего в состав предприятий Единой системы газоснабжения государственного газового концерна “Газпром”. В связи с этим, его - ФИО2 сначала отправили на учебу в <адрес>, а потом в начале 1992 года им на состав семьи из трех человек, а именно: ФИО2, ФИО4 и ФИО5 в связи с тем, что ФИО2 должен был работать в должности оператора в Острогожском ЛПУ УМГ - структурное подразделение предприятия “Мострансгаз”, однако после учебы на оператора, его на работу так и не приняли, предоставили указанную квартиру, в которую истцы сразу вселились. Истцы полагают, что факт проживания в спорной квартире на протяжении уже почти двадцати лет свидетельствует о том, что они занимают не какое-то производственное помещение, а именно жилое помещение, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В судебное заседание истица ФИО5 не явилась, согласно представленного заявления просит рассмотреть дело в ее отсутствии, свои требования поддерживает. Истица ФИО4 просит допустить для участия в деле в качестве ее представителя - ФИО1 для защиты ее интересов, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель истицы ФИО1, исковые требования своей доверительницы поддержал, настаивает на их удовлетворении. Полагает, что указанная квартира относится к жилому помещению, истцы проживают в квартире с начала 1992 года. Считает, что факт проживания истцов в квартире на протяжении столь длительного времени свидетельствует о том, что они занимают “не какое-то производственное помещение”, а именно жилое помещение, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ “Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением…” Считает, что занимаемое истцами помещение соответствует ст.ст.15, 16 ЖК РФ, в соответствии с которым жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Представитель истца считает, что <адрес> в <адрес> должна быть передана ОАО “Газпром”, а администрацией Петренковского сельского поселения Острогожского муниципального района <адрес> должна быть принята в муниципальную собственность поселения, а затем предоставлена истцам по договору социального найма.

Представитель ответчика - ОАО “Газпром” в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, при этом представил в суд возражения на исковые требования, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Представитель ответчика - Администрации Петренковского сельского поселения Острогожского муниципального района <адрес> - ФИО10 не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица - ООО “Газпром трансгаз Москва” ФИО8 с исковыми требованиями не согласна и считает, что истцам должно быть отказано в удовлетворении исковых требований.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.

Свидетель ФИО11 суду пояснила, что знает истиц. Истицы проживают в <адрес> с 1992 года. За то время пока истицы в указанном доме, они сами делают ремонт.

Свидетель ФИО12 суду пояснила, что знает истиц давно. В доме истицы проживают с 1991 - 1992 года. Истицы проживали с мужем и отцом - ФИО2, который в настоящее время умер, они за свой счет делали внутреннюю отделку квартиры.

Свидетель ФИО13 суду пояснил, что знает истиц. В доме они проживают с 1992 года, и у них в доме нет никакой сигнализации.

В соответствии с Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ “О перечнях имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации, являющегося субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса” дома операторов входят в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществлявших добычу природного газа и транспортировку газа по трубопроводам.

Указанный двухквартирный дом оператора также входит в состав единого производственно-технологического комплекса - газопровод-отвод на <адрес> и ГРС <адрес>, который спроектирован и построен в соответствии с требованиями СНиП II - 45 - 75 и СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 “Магистральны газопроводы” и “Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов” и по своему назначению является домом оператора газораспределительной станции. Дома операторов со вспомогательными объектами в составе газораспределительных станций включены в Перечень видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав производственно-технологических комплексов ОАО “Газпром” и его дочерних организаций используемого для основной производственной деятельности и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ за №УГ-3615 заместителем ФИО3 Энергетики РФ, то есть являются производственными объектами и не могут быть отнесены к категории жилых объектов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред.Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) “Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций” дома операторов относятся к категории имущества магистральных газопроводов и являются их неотъемлемой технологической частью.

В соответствии со ст.6 ФЗ “О газоснабжении в РФ” от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 ФЗ “О газоснабжении в РФ” разделение ЕСГ не допускается.

В соответствии с Приложением к ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 227-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.

Ответчик осуществляет транспортировку газа по магистральным и распределительным газопроводам, производя снабжение всех объектов, организаций и физических лиц на территории Белгородской и <адрес>, что подтверждается пп. 3.1, пп.3.2 Устава Общества (л.д.46-51), эксплуатирует опасные производственные объекты на основании лицензии №ВП-00-009518 (КС) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-55), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, и является предприятием с непрерывным режимом работы и особыми условиями промышленной безопасности при ведении деятельности.

Указанный дом оператора газораспределительной станции в <адрес> используется ответчиком в производстве, оснащен системой специальной связи с диспетчером филиала Острогожское управление магистральных трубопроводов и аварийной сигнализацией, которая позволяет оперативно реагировать на все изменения, происходящие на станции. Часть дома, в которой проживают истцы, может быть задействована в случае изменения технологических условий процесса транспортировки газа, изменения работы станции и формы ее обслуживания. Поэтому утверждение истцов о том, что квартира является обычным жилым помещением только лишь потому, что не оснащена средствами спецсвязи и сигнализацией не является основанием для изменения ее статуса в доме операторов.

Специальный статус домов операторов определен ведомственными правовыми актами. Изменение статуса возможно лишь с отменой указанных актов, однако ни один из них в установленном порядке не оспорен и не отменен.

Факт длительного проживания и проведение строительных ремонтных работ в доме сами по себе не имеют правового значения, ответчик требований о выселении истиц из занимаемого помещения не предъявляет, нарушений конституционных прав истиц не допускает.

В соответствии с п.15 действовавшего на момент акционирования РАО (ОАО) “Газпром” “Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью” (утв. Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 590) и в соответствии с ч.1 ст.66 ГК РФ РАО “Газпром” стало собственником имущества, приобретенного за счет вкладов учредителей (участников).

При этом последующая регистрация права собственности Общества на указанный объект в связи с принятием ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ) не являлась обязательной, так как в силу ст.6 указанного Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Приватизация ОАО “Газпром” и его дочерних обществ осуществлялась в соответствии с Указами Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ “Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества” и от ДД.ММ.ГГГГ “О преобразовании государственного газового концерна “Газпром” в РАО “Газпром””. В соответствии с п.3 названного Указа при приватизации “Газпрома” и его дочерних обществ их уставный капитал складывается за счет 100 % капитала предприятий, состоящего из имущества Единой системы газоснабжения, находящегося в федеральной собственности.

Дом оператора в составе газопровода-отвода и ГРС <адрес> строился и вводился в эксплуатацию уже после приватизации ОАО “Газпром” за счет его собственных средств в 1994 году, что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств (л.д.123-124).

Также подтверждается данный факт актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденного приказом ГП “Мострансгаз” от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.210-213), свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.214).

Из технического паспорта (инвентарный номер ) усматривается, что собственником целого дома, расположенного в <адрес> является предприятие Мострансгаз (л.д.158-165).

Из технического паспорта на ГРС, расположенную по адресу: <адрес>, инвентарный номер усматривается, что собственником целого объекта является ОАО Газпром (л.д.232-237).

Дом оператора в составе ПТК “Газопровод-отвод на <адрес> и ГРС Петренково” был передан в аренду и эксплуатировался ООО “Газпром трансгаз Москва” на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ -Д-62/2010 (л.д.238-246).

В силу ст.ст.32-34 ФЗ “О газоснабжении в РФ” осуществление мер по безопасному функционированию объектов газоснабжения и предупреждению потенциальных аварий возложено на газоснабжающую организацию, которой в настоящее время является ОАО “Газпром”. Для выполнения указанных функций такая организация должна обладать полным контролем над своим оборудованием. В связи с этим требования истцов могут повлечь нарушение прав иных граждан на промышленную безопасность.

Из техпаспорта на <адрес> муниципального района <адрес> (инвентарный номер ) усматривается, что субъект права - не установлен, документы, подтверждающие права собственности, владения, пользования - не предоставлены, доля - не определена (л.д.13-14).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилой дом (дом газооператора), расположенный по адресу: <адрес>, не передавался и не состоит на балансе администрации Петренковского сельского поселения (л.д.15).

Из сообщения Острогожского УМГ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что занимаемая истцами часть дома оператора является собственностью ОАО “Газпром” и входит в состав единого производственно-технологического комплекса “Газопровод-отвод на <адрес> и газораспределительная станция Петренково” (л.д.20).

Из сообщения заместителя председателя правления ОАО “Газпром” от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что дом оператора по адресу: <адрес> является собственностью ОАО “Газпром”, находится в составе единого производственного комплекса “Газопровод-отвод на <адрес> и ГРС Петренково” и в соответствии с законодательством приватизации и продаже по остаточной стоимости не подлежит (л.д.22).

Из сообщения Острогожского УМГ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что дом оператора является служебным производственным помещением и он не относится ни к государственному, ни к муниципальной собственности (л.д.24).

Из сообщения заместителя генерального директора ООО “Газпром трансгаз Москва” усматривается, что договора социального найма <адрес> по адресу: <адрес> не имеется (л.д.25).

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> реестре имущества, находящегося в муниципальной собственности Острогожского муниципального района <адрес> не значится (л.д.145).

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> реестре государственного имущества <адрес> не значится (л.д.147).

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в реестре федерального имущества <адрес> доме, расположенном по адресу: <адрес> не учитывается (л.д.149).

Из актов обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в результате осмотров установлено, что помещение, в котором проживают и зарегистрированы ФИО4 и ФИО5 состоит из 4-х жилых комнат, кухни, ванны, туалета и коридора. Ни в одной из указанных комнат помещения нет никаких приборов технологической сигнализации, никакой аппаратуры и связи системы управления и оповещения не обнаружено (л.д.255, 256).

В соответствии со ст.49, 60 ЖК РФ обязательным условием для заключения договора социального найма является государственная или муниципальная принадлежность предоставляемого по такому договору жилья.

Спорное помещение в реестре государственной или муниципальной собственности не числится. Доказательств того, что дом оператора находился в муниципальной или государственной регистрации не представлено. Органы местного самоуправления с требованиями о передаче им в ведение спорного дома к ОАО “Газпром” не обращались, их бездействия в этой части никем не обжалованы.

В соответствии с ч.1 ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет указанные в законе документы.

Следовательно, удовлетворение требований истцов о признании приобретшими право пользования квартирой по договору социального найма повлечет нарушение прав ответчика как собственника указанного помещения и будет являться незаконным.

По результатам работы по формированию перечня объектов, внесенных в уставный капитал РАО “Газпром” и объектов, не подлежащих приватизации, и остающихся в федеральной собственности комиссия, созданная из числа сотрудников территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по <адрес>, работников дочерних обществ ОАО “Газпром” и аппарата администрации <адрес> и на основании распоряжения территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ, определила исчерпывающие пообъектные акты оценки стоимости зданий, сооружений, передаточных устройств, объектов незавершенного капитального строительства, учтенных при расчете уставного капитала РАО “Газпром” и его дочерних обществ и расположенных на территории <адрес>. Указанные акты утверждены Распоряжением Минимущества РФ - р от ДД.ММ.ГГГГ и является неотъемлемой частью Сводного плана приватизации ОАО “Газпром” и его дочерних обществ. Комиссия определила Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче ОАО “Газпром” и его дочерними обществами в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденный распоряжением Минимущества РФ - р от ДД.ММ.ГГГГ. Именно эти объекты и подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность РФ и муниципальную собственность”. В указанном перечне спорный дом

оператора не содержится и не может содержаться, поскольку построен уже после приватизации ОАО “Газпром” и его дочерних обществ. В этой связи <адрес> доме оператора ГРС <адрес> не может быть отнесена к муниципальной собственности Петренковского сельского поселения Острогожского муниципального района <адрес>. В настоящее время Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, на которое делают ссылку истцы уже не действует.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования, касающиеся отнесения <адрес> к муниципальной собственности Петренковского сельского поселения Острогожского муниципального района <адрес>, а также признания ФИО4 и ФИО5 приобретшими право пользования квартирой в <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           ФИО4 и ФИО5 в удовлетворении исковых требований об отнесении <адрес> к муниципальной собственности Петренковского сельского поселения Острогожского муниципального района <адрес> и признании ФИО4 и ФИО5 приобретшими право пользования квартирой в <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма - отказать.            

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья     Т.Н. САВЧЕНКО

Мотивировочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ