Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 сентября 2012 годаОстрогожский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Говорова А.В., при секретаре Хлякине Е.А., с участием истца Суханова В.Ф., представителя ответчика ГУ - УПФР по Репьевскому району по доверенности Лытневой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Суханова ФИО6 к ГУ - УПФР по Репьевскому району о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, обязании включить в трудовой стаж периоды работы в зоне с льготным социально - экономическим статусом, УСТАНОВИЛ: Суханов В.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - УПФР по Репьевскому району по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ работает главой КФХ, расположенного в зоне с льготным социально-экономическим статусом. ДД.ММ.ГГГГ Суханов В.Ф. обратился в ГУ-УПФР по Репьевскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, по достижении возраста 57 лет, в связи с работой в указанной зоне, в соответствии с положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ответчиком в назначении досрочной пенсии было отказано по тем основаниям, что часть периодов работы главой КФХ не были засчитаны в трудовой стаж из-за отсутствия уплаты страховых взносов, а часть периодов работы, включенных в трудовой (страховой) стаж, не была принята во внимание для назначении досрочной пенсии, поскольку Сухановым В.Ф. не представлены документы, подтверждающие осуществление трудовой деятельности на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Истец считает решение об отказе в назначении пенсии незаконным, т.к. полагает, что представленными в Пенсионный Фонд документами подтверждается работа в зоне радиоактивного загрязнения, неуплата за некоторые периоды страховых взносов на пенсионное страхование вызвана отсутствием прибыли и не является препятствием для включения данных периодов в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии. Истец просит признать незаконным решение ГУ - УПФР по Репьевскому району об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика включить в стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Суханов В.Ф. поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ГУ - УПФР по Репьевскому району Воронежской области по доверенности Лытнева Н.А. иск не признала, пояснила, что ответчиком не представлены документы, подтверждающие работу на территории зоны радиоактивного загрязнения, кроме того, за часть спорных периодов не уплачены страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, что не позволяет их включить в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии. В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, настоящее дело подведомственно суду общей юрисдикции и в соответствии со ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежит рассмотрению районным судом в качестве суда первой инстанции. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при в результате радиационных или техногенных катастроф. Согласно данной статье, трудовой стаж это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, законодатель установил, что исчисление трудового стажа, необходимого для назначении пенсии в соответствии с указанным законом, основывается на тех же принципах, что установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Суханов В.Ф. является главой КФХ «Ключи». В настоящее время местом нахождения КФХ является <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ местом нахождения КФХ «Ключи» являлось <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Суханову В.Ф. для осуществления деятельности КФХ предоставлен земельный участок общей площадью 32 га из земель спецземфонда, расположенный в границах ТОО «Бутырское», вблизи х. Сердюки, из которого 6, 3 га предоставлено в собственность, остальная площадь - в аренду с правом последующего выкупа Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КФХ «Ключи» предоставлен в аренду сроком на 15 лет земельный участок площадью 20 га, расположенный в границах ТОО «Бутырское» вблизи х. <адрес>. КФХ продолжает использовать данные земельные участки до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ Суханов В.Ф. обратился в территориальный орган Пенсионного Фонда с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости в связи с работой на территории зоны радиоактивного загрязнения (зоны с льготным социально - экономическим статусом. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении пенсии было отказано. По данным Пенсионного Фонда, КФХ «Ключи» в период с 1993 по 2001 г.г. взносы на пенсионное страхование не платило, поэтому данные периоды в страховой стаж включены не были. В страховой стаж ответчиком включены периоды работы в Репьевском РАЙПО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды работы главой КФХ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. имеются сведения об уплате за эти периоды страховых взносов, кроме того, страховые взносы за 2010 год также были уплачены, об уплате взносов за 2011 год сведений в настоящее время не имеется. При этом в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, был включен только период работы в Репьевском РАЙПО. Периоды работы главой КФХ не были учтены при признании права на снижение пенсионного возраста, т.к. по мнению ответчика, не подтверждена работа Суханова В.Ф. на территории зоны радиоактивного загрязнения. Согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии со вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом. Ранее действующее законодательство также предусматривало обязанность уплаты взносов на пенсионное страхование. В соответствии со ст. 25 Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачивались со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Согласно ст. 96 указанного закона, трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с п. 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190), время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию. Постановлением Совмина РСФСР от 04.06.1991 № 308 был установлен Порядок уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР. Согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. При этом согласно ст. 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках ранее действовавшей пенсионной системы, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Приравнивая порядок исчисления трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по закону о государственном пенсионном обеспечении к порядку применяемому при исчислении страхового стажа, законодатель поставил возникновение права на государственную пенсию в зависимость от уплаты страховых взносов. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в качестве последствия распространения на отдельные категории граждан обязательного пенсионного страхования предполагает предоставление им при наступлении страхового случая соответствующего страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию. Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 950-О-О). В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В данном случае истцом не представлены доказательства уплаты за спорные периоды взносов на обязательное пенсионное страхование, иных платежей, приравниваемых к таким взносам. Поэтому данные периоды работы не могут быть засчитаны в страховой стаж и учтены при назначении досрочной пенсии. Вместе с тем, выводы ответчика об отсутствии оснований для включения в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, периодов работы главой КФХ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд считает не обоснованными. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В силу ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Согласно ст. 34 указанного Закона, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 Закона). Согласно ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, под зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом понимается часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации. Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. Согласно перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, хутор <адрес> находится на территории зоны проживания с льготным социально экономическим статусом. Как следует из представленных материалов, земельные участки, используемые КФХ «Ключи», находятся в непосредственной близости от данного населенного пункта (кадастровые кварталы № и №). Основной целью деятельности КФХ является производство сельскохозяйственной продукции, поэтому вследствие специфики деятельности, глава хозяйства и его члены не могут иметь строго определенного в пространстве рабочего места. Правительство РФ определив перечень населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения, не определило точных границ зон радиоактивного загрязнения. Вместе с тем, зона радиоактивного загрязнения, как правило, не может в точности ограничиваться территорией какого - либо муниципального образования, что является общеизвестным обстоятельством и доказыванию в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ не подлежит. Также необходимо учитывать, что ряд производственных объектов недвижимости, принадлежащих Суханову В.Ф. и другим членам КФХ (механическая мастерская, административное здание, склад запасных частей, гараж) находятся на территории <адрес>, которое расположено в зоне с льготным социально экономическим статусом. Кроме того, решением ГУ - УПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Суханову В.Ф. назначена ежемесячная денежная выплата на основании п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с работой на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом. В качестве подтверждения факта работы на территории зоны радиоактивного загрязнения территориальным органом Пенсионного Фонда принята справка администрации Бутырского сельского поселения, подтверждающая осуществление Сухановым В.Ф. деятельности на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (х. Сердюки). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлений, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О). Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона. (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П) В Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П Конституционный Суд обратился к принципу формальной определенности. Суд указал, что принцип формальной определенности, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний, будучи неотъемлемым элементом верховенства права, выступает как в законотворческой, так и в правоприменительной деятельности в качестве необходимой гарантии обеспечения эффективной защиты от произвола. Находит свое подтверждение указанная позиция и в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека. Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, отступления от этого принципа оправданны, только когда они являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера (постановление ЕСПЧ от 24.07.2003, дело «Рябых против Российской Федерации». Для того чтобы отвечать принципу правовой определенности, действия органа государственной власти должны соответствовать адекватно доступным и достаточно четко сформулированным правовым нормам, которые отвечают существенным требованиям концепции права. Европейский Суд напоминает, что уклонение от данного принципа оправдано только в случае необходимости, вызванной обстоятельствами существенного и неопровержимого характера, как, например, устранение существенных недостатков или ошибок правосудия (постановление ЕСПЧ по делу «Брумареску против Румынии», жалоба N 28342/95). Государство должно обеспечить адекватную правовую защиту права в регулятивной системе, особенно обеспечив доступность и предсказуемость закона (постановление ЕСПЧ от 14.12.2010 по делу «Терновски против Венгрии» № 67545/09). Таким образом, территориальный орган Пенсионного Фонда РФ, в одном случае признав факт работы истца на территории зоны радиоактивного загрязнения, подтвержденный справкой местной администрации, назначил соответствующую выплату, а в другом отказал ему в праве на иной вид выплаты, основанной на тех же, ранее признанных обстоятельствах, подтвержденных аналогичным документом. Тем самым ответчик, допустив непоследовательность в правоприменении, нарушил права истца, создав правовую неопределенность. Не были указанные обстоятельства учтены ответчиком и при повторном заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ. При указанных обстоятельствах суд находит периоды работы, за которые истцом уплачены страховые взносы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащими включению в трудовой стаж, необходимый для назначения государственной пенсии по старости. Период работы в 2011-2012 годах, на момент вынесения решения суда не может быть включен в трудовой стаж в связи с отсутствием доказательств уплаты страховых взносов за данный период. С учетом включенных периодов стаж работы, учитываемый при определении размера снижения пенсионного возраста, составит 10 лет 11 месяцев 11 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 2 года. Таким образом, пенсия должна быть назначена с момента возникновения права на нее т.е. по достижении истцом 58 лет, с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда по Репьевскому району Воронежской области в части не включения Суханову ФИО7 в трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда по Репьевскому району Воронежской области включить в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии периоды работы Суханова ФИО8 на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда по Репьевскому району Воронежской области назначить Суханову ФИО9 досрочную государственную пенсию по старости в связи с работой на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска отказать. На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме через районный суд. Судья А.В. Говоров Мотивированное решение изготовлено 13.09.2012