ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 января 2011 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе: председательствующего Кощеевой И.А. при секретаре Мокеевой Г.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Игнатьева Дмитрия Алексеевича на решение мирового судьи судебного участка № 74 Самарской области от 15.10.2010 года по делу по исковому заявлению Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном к Игнатьеву Дмитрию Алексеевичу о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование УСТАНОВИЛ: Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном обратилось к мировому судье с исковым заявлением к Игнатьеву Д.А. о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Решением мирового судьи судебного участка 74 Самарской области от 15.10.2010 г., исковые требования были удовлетворены, с Игнатьева Д.А. в пользу Государственное учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном была взыскана недоимка по страховым взносам за 2010 г.: - на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., пени на страховую часть пенсии в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; - на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в территориальный фонд ОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., пени на страховые взноси в Федеральный фонд ОМС - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., пени на страховые взносы в территориальный фонд ОМС - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Кроме того, с Игнатьева Д.А. в пользу государства была взыскана государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб. Считая указанное решение мирового судьи судебного участка № 74 Самарской области от 15.09.2010 года незаконным, Игнатьев Д.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. В судебном заседании ответчик Игнатьев Д.А. объяснил, что является военным пенсионером. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законом он осуществлял предпринимательскую деятельность, был официально зарегистрирован индивидуальным предпринимателем. Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Однако, Игнатьев Д.А. просит учесть, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 г. № 223-О, индивидуальные предприниматели, которые являются получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не уплачивают страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Указанным определением установлено, что нормативные положения Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, с силу правовых позиций изложенных уже в ранее принятых постановления Конституционного суда – утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующими Конституции РФ. Однако, в своем решении мировой судья на указанное Определение Конституционного суда РФ от 24.05.2005 г. не ссылалась, в связи с чем, по мнению Игнатьева Д.А., принятое решение не может быть признано законным и обоснованным. Мировой судья не указала, на каком основании пришла к выводу, что он обязан произвести оплату страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. На основании изложенного, ответчик Игнатьев Д.А. просит решение мирового судьи судебного участка № 74 Самарской области от 15.10.2010 г. отменить. Представитель истца - Управления пенсионного фонда РФ в г. Отрадном в судебном заседании объяснила, что решение мирового судьи судебного участка № 74 Самарской области от 15.10.2010г. вынесено правомерно, в соответствии с нормами пенсионного законодательства. В обоснование своих довод представитель истца объяснил, что с 01.01.2010 г. за Пенсионным фондом РФ закреплены функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В связи с вступлением в законную силу Федерального закона № 212-ФЗ, статьи Федерального закона № 167-ФЗ в части уплаты страховых взносов утратили силу. Согласно ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в т.ч. в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Статьей 14 ч. 5 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч.1 ст. 5 Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ. Статьей 18 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, а в случае их неуплаты в срок, производится недоимка по страховым взносам. В силу ст. 16 указанного Федерального закона, в случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, плательщики страховых взносов обязаны со дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в орган ПФ РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Далее представитель истца объяснил, что ответчик Игнатьев Д.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Игнатьев Д.А. не входит в число плательщиков, указанных в ч. 2 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ, имеющих право на пониженный тариф уплаты страховых взносов. В результате задолженность Игнатьева Д.А. по страховым взносам за 2010 г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: - на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; - на обязательное медицинское страхование: в Федеральный фонд ОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в территориальный фонд ОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Сумма пеней, начисленных должнику за несвоевременную уплату страховых взносов за 2010 г., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: - пени на страховые взносы на ОПС на страховую часть пенсии – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; - пени на страховые взносы в ФФОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; - пени на страховые взносы в ТФОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Далее представитель истца объяснил, что для добровольной уплаты недоимки в соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ, Игнатьеву Д.А. было предъявлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, где был установлен срок уплаты недоимки и пени до ДД.ММ.ГГГГ, однако, требование выполнение не было. На основании изложенного, представитель Управления пенсионного фонда РФ в г. Отрадном просит решение мирового судьи судебного участка № 74 Самарской области от 15.10.2010 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Игнатьева Д.А. без удовлетворения. Выслушав стороны, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи. Из содержания ст. 330 ГПК РФ следует, что решение мирового судьи подлежит отмене, если оно не отвечает предъявленным требованиям, а именно является незаконным и необоснованным. В силу ст. 330 ч. 1 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным ст. 362-364 ГПК РФ. Игнатьев Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Игнатьеву Д.А. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов: - на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; - на обязательное медицинское страхование: в Федеральный фонд ОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в территориальный фонд ОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - пени на страховые взносы на ОПС на страховую часть пенсии – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; - пени на страховые взносы в ФФОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; - пени на страховые взносы в ТФОМС – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Указанные суммы Игнатьеву Д.А. необходимо было уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в т.ч. в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В силу со ст. 3 ч.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации В соответствии со ст. 5 ч. 1 п/п б) Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, в том числе, индивидуальные предприниматели. В силу ст. 14 ч. 5 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона (а именно, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой) не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ. В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взноса за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. (ст. 16 ч. 6 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ). В соответствии со ст. 18 ч. 1 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Пеней признается сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом сроки (ст. 25 ч. 1 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ). Действительно, Определением Конституционного суда РФ от 24.05.2005 г. № 233-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 6, пункта 1 ст. 7, пункта 2 данной статьи и пунктов 1-3 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в той части, в которой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым получаемым пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ. Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 г. № 582, также было установлено, что фиксированный платеж не уплачивается страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Данные правила фактически утратили силу с 1 января 2010 г. в связи с принятием Федеральных законов от 24.07.2005 г. № 212-ФЗ и 213-ФЗ, установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС. Кроме того, суд учитывает, что Федеральным законом РФ от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения», вступившего в законную силу с 25.07.2008 г., в ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" были внесены изменения, а ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» была дополнена частью 4, в соответствии с которыми, военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; В соответствии со ст. 10 ч. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу ст. 11 ч. 1 п/п1 и ч. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Указанный период засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона. Следовательно, в целях обеспечения реализации права на социальное обеспечение военных пенсионеров, которые после увольнения с военной службы продолжали трудовую деятельность по трудовому договору или иную деятельность (в т.ч. самостоятельно обеспечивающие себя работой - индивидуальные предприниматели), федеральный законодатель предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Указанные правовой механизм направлен на реализацию конституционного права указанной категории граждан на социальное обеспечение. Следовательно, при указанных обстоятельствах, с 01.01.2010 г. Игнатьев Д.А., как индивидуальный предприниматель, обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также должен уплатить начисленную недоимку по страховым взносам и сумму начисленных пеней, поскольку не уплатил страховые взносы в предусмотренный федеральным законом срок. Мировой судья, исследовав материалы дела, законно и обоснованно удовлетворила исковые требования Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном к Самарской области к Игнатьеву Д.А. о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения мирового судьи судебного участка № 74 Самарской области от 15.10.2010 г. не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328- 329 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 74 Самарской области от 15.10.2010 года по исковому заявлению Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном к Игнатьеву Дмитрию Алексеевичу о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование оставить без изменения, апелляционную жалобу Игнатьева Дмитрия Алексеевича без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья: