РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2010 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе: председательствующего Петрова В.А. с участием прокурора Амирханова У.А., при секретаре Сафроновой Т.А. с участием представителей заявителя – ФИО32, заинтересованного лица- ФИО51, ФИО33 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-548-2010 по заявлению Шатских Виктора Владимировича о защите избирательных прав гражданина, об отмене решения Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Шатских В.В. УСТАНОВИЛ: Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области четвертого созыва (2005-2010) от 20.07.2010 года № 449 были назначены выборы депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва на 10.10.2010 года. ДД.ММ.ГГГГ Шатских В.В. подал в Территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> заявление о выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения, приложив необходимые документы, предусмотренные законом ДД.ММ.ГГГГ Шатских В.В. представил в территориальную избирательную комиссию 16 подписных листов с 40 подписями в поддержку его кандидатуры, протокол об итогах сбора подписей. Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Шатских В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №. Шатских В.В. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав гражданина, признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа <адрес>. В судебном заседании Шатских В.В. и его представители объяснили, что в порядке самовыдвижения на основании ст. 34 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» Шатских В.В. выдвинулся кандидатом в Депутаты г.о. <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа и не может быть менее десяти. Схемой одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы городского округа <адрес> пятого созыва, утвержденной Решением Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы одномандатных избирательны округов Думы городского округа <адрес> пятого созыва», определено, что в одномандатном избирательном округе № число избирателей составляет 1794, следовательно, количество подписей избирателей, достаточных для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № составляет 36 подписей. Согласно ч. 3 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на десять процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи. Далее ФИО31 и его представители объяснили, в территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> Шатских В.В. были предоставлены для регистрации кандидатом в депутаты 40 подписей избирателей на 16 подписных листах. ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия г.о. <адрес> приняла решение № об отказе Шатских В.В. в регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 07. Основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 39 Закона Самарской области, являются недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление более десяти и более процентов недостоверных и/или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом Выявление десяти и более процентов недостоверных и/или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. По мнению Шатских В.В. и его представителей, Территориальная избирательная комиссия грубо нарушила законодательство РФ, регулирующее порядок проверки подписных листов и выдачи документов по результатам такой проверки. В соответствии с ч. 15 ст. 37 Закона Самарской области установлено, если в результате проверки подписных листов установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором будет решаться вопрос о регистрации или об отказе в регистрации кандидату должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. То есть правой смысл заключается в том, чтобы предоставить кандидату определенное установленное законом время для подготовки возражений по результатам проведенной проверки, в том числе для опроса сборщиков подписей о том, имели ли факты нарушения ими при сборе подписей избирательного законодательства. Территориальная избирательная комиссия этого права лишила. Проверки подписей осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 часов, при этом территориальная избирательная комиссия не сообщила Шатских В.В. об окончании проверки и о готовности документов, содержащих результаты проведенной проверки, он получил документы только ДД.ММ.ГГГГ. Заседание Территориальной избирательной комиссии по отказу ему в регистрации в качестве кандидата состоялось ДД.ММ.ГГГГ. То есть, между вручением документов и заседании комиссии прошло несколько часов. Кроме того, ему необоснованно без объяснения причин было отказано в выдаче копий справок из экспертно-криминалистического центра, с указанным документом он не был ознакомлен. Данная справка Шатских В.В. была предоставлена только ДД.ММ.ГГГГ после обращения в прокуратуру. Он, как кандидат, был лишен предоставленного ему законом права и достаточного времени на поиск доказательств необоснованности результатов проверки представлены им подписных листов. Указанные действия территориальной избирательной комиссии являются существенным нарушением процедуры проверки подписей, в связи с чем, он был поставлен в неравные условия по сравнению с иными кандидатам. Кроме того, решение об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный незаконное, нарушающее его избирательные права, поскольку в соответствии со ст. 37 Закона Самарской области, если регистрация кандидата осуществляется на основании необходимого в соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона количества собранных в поддержку кандидата подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведения об избирателях, и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. К указанной проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Основаниями для принятия территориальной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Шатских В.В. кандидатом в депутаты явились справка экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и справки ОУФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым 14 подписей избирателей признаны недействительными. Выявленные нарушения отражены в протоколе проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по мнению Шатских В.В. и его представителей, сведения, содержащиеся в справке экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют действительности и заведомо искажены. Согласно справок ОУФМС были признаны недействительными 3 подписи избирателей. В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» недействительными подписями следует считать подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей. Однако, сведения содержащиеся, в справке ОУФМС <адрес> не соответствуют действительности, в них указаны сведения о регистрации избирателей по месту жительства по прежнему адресу, в то время как на момент сбора подписей данные лица зарегистрированы и проживают по адресам, указанных в подписных листах. При сборе подписей избирателей в подписных листах указывались сведения об их месте жительства на основании данных о регистрации по месту жительства, содержащихся в паспортах данных избирателей. Таким образом, указанные пять подписей в подписных листах являются действительными. Кроме того, 11 подписей на основании справки экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признаны недостоверными Однако, выводы, изложенные привлеченными территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный специалистами в справке № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют действительности, т.к. все подписи в подписных листах и даты их составления заполняли сами избиратели, что также можно определить визуально в каждом подлинном подписном листе без каких-либо экспертных исследований. Кроме того, не понятно, каким образом эксперт мог сделать вывод о том, поставлены подписи и даты их внесения не самими избирателями по столь малочисленному материалу. Следовательно, все подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, предоставленным им в территориальную избирательную комиссию, являются достоверными и действительными, а решение Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом - незаконным. Кроме того, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ Шатских В.В. не соответствуют требованиям ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поскольку не содержит разграничений признания подписей избирателей недостоверными либо недействительными, в связи с чем, является недействительным, а принятое на основании него решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Шатских В.В. и его представители просят учесть, что в соответствии с п. 45 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недостоверная подпись - это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, а недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Часть9 ст. 37 Закона Самарской области, также как и федеральный закон, признает недостоверной подпись, выполненную от имени одного лица другим лицом, а ч. 10 ст. 37 этого же закона называет 11 оснований признания подписей недействительными. Таким образом, законодательство четко разграничивает недостоверность и недействительность подписей. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов 14 подписей признаны недействительными и недостоверными. При этом, итоговый протокол не содержит разграничения на недействительные и недостоверные подписи. Однако он содержит информацию об основаниях признания подписей недействительными или недостоверными. Так, согласно итоговому протоколу Территориальная избирательная комиссия вообще не выявила в подписных листах недостоверных подписей. Недостоверными подписи могут являться только, если подпись избирателя выполнена не самим избирателем. Следовательно, все подписи в количестве 14 подписей являются недействительными. Недействительными подписи являются в соответствии со ст. 37 Закона Самарской области, который признает недействительными подписи избирателей, даты, внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, а также подписи избирателей с исправлениями в дате внесения этой подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения не соответствующие действительности. В соответствии с п/п «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона и с п. 5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Для регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу № следует представить 36 подписей избирателей. По результатам проверки установлено, что кандидатом представлено достаточное для регистрации количество достоверных подписей, т.к. недостоверных подписей не выявлено. Следовательно, даже выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей не может являться основанием для отказа регистрации в кандидаты в депутаты. На основании изложенного, Шатских В.В. и его представители просят: 1. Отменить решение территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Шатских В.В.. 2. Обязать территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> зарегистрировать Шатских В.В. кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № и выдать ему удостоверение кандидата в депутаты городского округа <адрес>. Представители Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный в судебном заседании заявленные требования не признали и считают их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям : ДД.ММ.ГГГГ Шатских В.В. уведомил территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> о выдвижении кандидатом в депутаты Думы г.о. <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения. В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 года № 57-ГД «О выборе депутатов представительного органа муниципального образования» территориальная избирательная комиссия провела проверку соответствия порядка выдвижения кандидата Шатских В.В. требованиям федеральных законов, <адрес>. Проверкой было установлено следующее: В соответствии с требованиями ст. 36 Закона Самарской области в поддержку выдвижения кандидата могут собираться подписи избирателей, в порядке, определяемом Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти. Число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа №, составляет 1794 человека. Следовательно, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата на данном избирательном округе составляет 36 подписей. Кандидат Шатских В.В. ДД.ММ.ГГГГ представил в территориальную избирательную комиссию 16 подписных листов с 40 подписями. В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона Самарской области избирательной комиссией для проведения проверки подписных листов могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения РФ, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Согласно справки экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, справок ОУФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 14 подписей собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о. <адрес> пятого созыва Шатских В.В. признаны недействительными. Следовательно, достоверных подписей в данном случае недостаточно для регистрации кандидата. Вышеуказанные нарушения отражены в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва Шатских В.В. от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более недостоверных и /или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидату. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 38 ч. 9 Закона «Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», ДД.ММ.ГГГГ в 14.20 часов территориальная избирательная комиссия приняла решение об отказе Шатских В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №. По мнению представителя заинтересованного лица, не верен вывод заявителя Шатских В.В. о том, что подписи в подписных листах достоверные, поскольку их недостоверность определена на основании официального документа специализированной организации – справкой экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес>. Кроме того, представитель заинтересованного лица не согласна с утверждением заявителя, что итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о. <адрес> пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поскольку не содержит разграничений признания подписей избирателей недействительными либо недостоверными, т.к. Закон Самарской области содержит требование лишь об указании количества подписей, признанных недостоверными и/или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Вышеуказанный протокол в полном объеме отражает все необходимые сведения, установленные законодательством. По мнению представителя заинтересованного лица, оснований для признания незаконным решения территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Шатских В.В. не имеется. На основании изложенного представитель Территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный просит в удовлетворении заявленных требований Шатских В.В. отказать. Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, свидетелей, специалиста считает, что заявленные требования Шатских В.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям : Свидетель ФИО56 в судебном заседании подтвердила, что она подписывала подписной лист, но точно не могла пояснить, ставила ли дату. Кроме того, подтвердила, что проживает по адресу <адрес> <адрес>, так у нее указано в паспорте. Свидетель ФИО34 пояснила, что собирала подписи в поддержку Шатских В.В., она сама заполняла подписные листы, а даты и подписи ставили сами подписчики. Свидетель ФИО55 не смогла точно вспомнить, ставила ли дату собственноручно. Свидетели ФИО35, ФИО54 в судебном заседании подтвердили, что ставили только подпись Свидетель ФИО36 подтвердила, что дату и подпись в поддержку Шатских В.В. ставила сама. Свидетель ФИО45 пояснила, что к ней приходила женщина агитатор, с предложением подписать лист в поддержку кандидата в депутаты Шатских. Она поставила на листе подпись, дату, других записей не делала. Избирательной комиссией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о формировании территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес>. Указанным решением была сформированная избирательная комиссия в составе ФИО44, ФИО43, ФИО42, ФИО37, ФИО41, ФИО40, ФИО53, ФИО39, ФИО38 Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, председателем территориальной избирательной комиссией городского округа Отрадный был назначен ФИО37 Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № были прекращены полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО41 Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО53 освобождена от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный. Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № членом избирательной комиссии с правом решающего голоса назначена ФИО52, решением от ДД.ММ.ГГГГ № – ФИО51. Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области четвертого созыва (2005-2010) от 20.07.2010 года № 449,назначены выборы депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва на 10.10.2010 года. Данное решение опубликовано в газете «Рабочая трибуна» от 29.07.2010 года 29(6271). Решением от 09.10.2008 года № 40/280-4 избирательной комиссии Самарской области, на территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области сроком на четыре года возложены полномочия избирательной комиссии городского округа Отрадный Самарской области. Решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области от 22.07.2010 года № 4 было установлено время работы Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области по выборам Депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. В соответствии с решением Думы городского округа Отрадный Самарской области от 29.06.2010 года № 445, утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. Всего определено 20 границ избирательных округов, опубликованные в газете «Рабочая трибуна» от01.07.2010 года № 26 (6268). В соответствии со ст. 32 ч. 2 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области от 22.07.2010 года № 3, Территориальной избирательной комиссией приняты полномочия двадцати окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. Статья 32 ч. 1, ч. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает право граждан Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом быть выдвинутыми кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Статья 38 ч. 1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает регистрацию кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 08.06.206 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД) - закон в соответствии с нормами федерального законодательства регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Самарской области выборов депутатов представительного органа любого муниципального образования в Самарской области. В соответствии со ст. 4 п. 3 Закона Самарской области от 08.06.206 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД), выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляется открыто и гласно. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57 –ГД, выдвижение кандидатов производится в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов. В силу ст. 34 ч. 1 Закона Самарской области от 08.06.206 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» ( в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Статьей 36 ч. 1, ч. 2 Закона Самарской области от 08.06.206 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» регистрация кандидата, списка кандидатов при наличии документов, указанных в ч. 3 и 5 статьи 33, частях 4 и 5 статьи 35, частях 2, 3 ст. 35.1 указанного закона, осуществляется на основании необходимого в соответствии с ч. 2 ст. 36 настоящего закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей. В этом случае, в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Избирательной комиссией самарской области. Согласно ст. 38 ч. 3 Закона Самарской области, количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на десять процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить мене 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи. Согласно схеме одномандатных округов по выборам депутатов Думы городского округа <адрес> пятого созыва, являющего приложением к решению Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, число избирателей на 07 избирательном округе составляет 1794. Следовательно, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа необходимо собрать в поддержку 36 подписей (2% от 1794). ДД.ММ.ГГГГ Шатских В.В. уведомил территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> о выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения, с приложением необходимых документов, указанных в ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД. Шатских В.В. выдано подтверждение в получении документов о выдвижении кандидата в Депутаты городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГ Шатских В.В. предоставил в Территориальную избирательную комиссию 1 папку с подписными листами на 16 листах с подписями 40 избирателей, которые пронумерованы, прошнурованы и скреплены собственноручной подписью Шатских В.В. Количество подписей, предоставленных Шатских В.В. в поддержку его кандидатуры, не превышает установленного законом количества. В силу ст. 36 п. 6 Закона Самарской области от 08.06.206 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. ( п. 7 ст. 36 Закона). Статья 37 ч. 1 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусматривает регистрацию кандидата, списка кандидатов на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. В силу п. 2 ст. 37 указанного Закона, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки, указанной в части 1 ст. 37, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников аппарата данной избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К указанной в части 1 настоящей статьи проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, соответствующая избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Пунктом 4 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной ( п. 6 ст. 37 Закона) Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию (п. 7 ст. 37 Закона) Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными (п. 8 ст. 37 Закона). Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона (п. 9 ст. 37 Закона). Пунктом 10 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусмотрены основаниями для недействительности подписей, в том числе недействительными подписями следует считать: - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей (п/п 2); - подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи ( п/п 3); - подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (п/п 5); Пунктом 14 ст. 37 Закона Самарской области предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до заседания соответствующий избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 5 части 9 и пунктом 4 части 10 статьи 38 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". О результатах соответствующей проверки, предусмотренной в части 1 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения в указанный срок должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. ( П. 15 ст. 37 Закона) ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) Территориальная избирательная комиссия городского округа <адрес> в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обратилось в начальнику ЭКЦ при ГУВД по <адрес> об оказании содействия в проведении почерковедческой экспертизы подписных листов, представленных кандидатами в Депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, а именно, в установлении факта выполнения даты от имени избирателя иным лицом (другим избирателем, сборщиком подписей, лицом, заверяющим подписной лист или иным неизвестным лицом), в том числе установлении факта выполнения одним лицом даты от имени различных избирателей в одном или разных подписных листах. Согласно справке эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения почерковедческого исследования подписных листов в поддержку кандидата Шатских В.В. в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, подшитых в книгу №, установлено следующее: - на листе № в строках № даты исполнены одним лицом, - на листе № в строках № даты исполнены одним лицом. - на листе № в строках № подпись и дата избирателя выполнена не им собственноручно, - на листе № в строках № подпись и дата избирателя выполнена не им собственноручно, Указанная справка подписана старшим экспертом ОКЭ ЭКЦ ГУВД <адрес> ФИО50 и начальником ОКЭ ЭКЦ ГУВД <адрес> ФИО49 Кроме того, Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный были направлены в Отделение Управления Федеральной Миграционной службы России по <адрес> в <адрес> (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) подписные листы кандидатов, содержащих сведения о паспортных данных избирателей для проверки достоверности сведений, указанных в подписных листах, представленных в территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес>. Из журнала извещений кандидатов заседаний территориальной избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, подтверждается, что Шатских В.В. был извещен ДД.ММ.ГГГГ о дате заседания территориальной избирательной комиссии по проверке подписей, назначенного ДД.ММ.ГГГГ на 16.00 часов. Ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный пятого созыва Шатских В.В. от ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения: - подписной лист № в строке № неверно указана фамилия избирателя, - подписной лист № в строке № дата исполнена одним лицом - подписной лист № в строке № неверный адрес места жительства избирателя - подписной лист № в строке № неверный адрес места жительства избирателя - подписной лист № в строках № даты исполнены одним лицом - подписной лист № в строках № подпись и дата избирателя выполнена им не собственноручно - подписной лист № в строках № подпись и дата избирателя выполнена им не собственноручно Согласно итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва Шатских В.В из 40 представленных и проверенных подписей, недостоверными и недействительными признаны 14 подписей, что составляет 35%. В связи с чем, усматриваются основания для отказа в регистрации кандидата по пункту 10 статьи 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Журналом регистрации выдачи копий решений территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> подтверждается, что Шатских В.В. получил протокол проверки подписей, ведомость, справки, подписные листы 03.092010, а выписку из справки эксперта Шатских В.В. получил только ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количестве подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Указанное основание для отказа в регистрации отказа в регистрации кандидата установлено и подпунктом «д» пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» В соответствии с п. 12 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению избирательной комиссии, установленных ч. 9-11 ст. 38 указанного закона, являются исчерпывающими. Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Шатских В.В. было отказано в регистрации кандидатов депутаты <адрес> пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №, ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 20 минут. Решение Территориальной избирательной комиссии принято по тому основанию, что недостоверными и недействительными были признаны 35% подписей избирателей. В судебном заседании установлено, что хотя территориальной избирательной комиссией г.о. <адрес> были нарушены права кандидата Шатцких В.В. предоставленные ему избирательным законодательством, поскольку документы по результатам проверки ему не были вручены за двое суток до принятия решения ТИК, а справка по результатам почерковедческого исследования была получена уже после принятия такого решения. Однако нарушение сроков передачи Шатских В.В. документов по результатам проверки подписных листов, а также справки по результатам почерковедческого исследования не может являться безусловным основанием для признания и отмены решения избирательной комиссии. То обстоятельство, что Шатских В.В. имел возможность предоставить доказательства и до принятия решения избирательной комиссией, поскольку нарушенных сроков было минимальное, а также он не лишен права предоставления доказательств в подтверждение своих доводов в судебном заседании. В силу п. 6 ст. 38 указанного федерального закона при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума. При проверке подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Шатских В.В. Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный было выявлено 35% недействительных и недостоверных подписей, что составляет более 10% от необходимого количества. Почерковедческое исследование проводилось Экспертно-криминалистическим центром ГУВД по <адрес> по согласованию с Территориальной избирательной комиссией городского округа <адрес>. Эксперты, указанного центра, являются специалистами, обладающими специальными познаниями в области почерковедения. Экспертно-криминалистический центр ГУВД по <адрес> действует в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и является государственным судебно-экспертным специализированным учреждением федерального органа исполнительной власти - Министерства юстиции Российской Федерации. В соответствии с наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, являющего приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. №, экспертно-криминалистическая деятельность заключается в осуществлении экспертно-криминалистическими центрами, отделами (отделениями) органов внутренних дел (подразделений) системы МВД России государственной судебно-экспертной деятельности, а также применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченным законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц, к числу которых, в том числе, относятся избирательные комиссии (п. 3.5.) В соответствии с п. 14 указанного Наставления, экспертно-криминалистическая деятельность при реализации избирательны прав гражданами РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах РФ о проведении выборов и включает в себя участие сотрудником ЭКП по запросам избирательных комиссий в качестве специалистов в деятельности рабочих групп по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформлению подписных лисов, достоверности сведений об избирателях или участниках референдума, содержащихся в подписных листах и их подписей. При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (п. 16) Пунктом 41 Наставления предусмотрено, что результаты предварительного исследования оформляются справкой об исследовании, которая подписывается сотрудником его проводившим и руководителем ЭКП. В справке об исследовании указываются ответы на поставленные вопросы, должность, фамилия и инициалы специалиста, проводившего предварительное исследование (пункт 42) При таких обстоятельствах справка экспертного исследования - официальный документ, подготовленный специалистами-экспертами указанной государственной организации. Почерковедческое исследование специалистами-экспертами Экспертно-криминалистического центра ГУВД <адрес> производилась по правилам, установленным данным государственным учреждением для такого рода исследований, а также соответствует требованиям Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Выводы эксперта по результатам исследования убедительны и не вызывают сомнения у суда. Сведений о какой-либо заинтересованности экспертов Экспертно-криминалистического центра ГУВД по <адрес> в исходе дела и иных объективных оснований для наличий сомнений, заявителем суду представлено не было. Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрено участие специалиста в проверке подписей на основании определенного договора, заключенного с Территориальной избирательной комиссией. Не доверять почерковедческому исследованию у суда оснований не имеется. Также суд учитывает и то обстоятельство, что ФИО49 и ФИО50 имеют свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ и № от30.05.2006 года на право самостоятельного производства судебных экспертиз, в том числе право производства дактилоскопических экспертиз, почерковедческих экспертиз, технико-криминалистических экспертиз документов, Суд, оценивает показания свидетелей как недостоверные в той части, что дату они ставили сами, поскольку в судебном заседании они не могли пояснить кто к ним приходил и когда. Кроме того, данное обстоятельство опровергается почерковедческим исследованием и показаниями экспертов, допрошенных в качестве специалистов, не доверять которым у суда оснований не имеется. Судом проверены доводы Шатских В.В. о том, что согласно справок УФМС: - в подписном листе № в строке № указан неверный адрес места жительства избирателя ФИО48 как <адрес> <адрес>; - в подписном листе № в строке № указан неверно указан адрес места жительства ФИО47 как <адрес> <адрес> - в подписном листе № в строке № неверно указан адрес места жительства ФИО56 как <адрес> Согласно сообщению ОУФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №: - ФИО48 зарегистрирован по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО47 зарегистрирована по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО56 зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно паспортов указанных лиц, в паспорте такие сведения указаны с корпусами, тогда, как из представленной справки следует, что адрес указывается без корпуса. Однако, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в признании подписи действительной, поскольку в подписных листах данные указывались с паспортов. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ № Отделение УФМС России по <адрес> в <адрес> сообщало, что ими предоставлены достоверные сведения паспортных данных избирателей, содержащихся в базе ASBASE и обращено внимание, что регистрация по месту жительства данных избирателей может быть иной, т.к. предоставлена информация о паспортных данных избирателей и регистрации по месту жительства на момент получения паспорта. Следовательно, подписи ФИО48, ФИО47, ФИО56 подлежат учету. Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный признаны недействительными 14 подписей. В судебном заседании установлено, что 3 подписи, признанные недостоверными (недействительными) подлежат учету при подсчете подписей в поддержку кандидата в депутаты. Следовательно, недостоверными (недействительными) являются 11 подписей. По одномандатному избирательному округу № число избирателей составляет 1794, необходимо 2% в поддержку кандидата, т.е. 36 подписей. Шатских В.В. представлено в его поддержку 40 подписей, без учета недостоверных (недействительных) подписей, подлежат учету 29 подписей, что недостаточно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Судом не приняты во внимание доводы Шатских В.В. и его представителя о том, что поскольку недостоверных подписей не выявлено, в связи с чем, даже выявление десяти и более процентов недействительных подписей, не может являться основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, по следующим основаниям. В силу п.5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количестве подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Указанная норма закона не противоречит п. г) п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Действительно согласно ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверная подпись – это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом ( п/п 45), а недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей ( п/п 44). Однако, исходя из смысла вышеуказанных норм, недостоверные и недействительные подписи при подсчете подлежат суммированию. Кроме того, вышеуказанная норма закона применима только, когда территориальной комиссией от общего числа представленных подписей отбираются подписи для проверки. Территориальной избирательной комиссией была проведена проверка всех подписей представленных в поддержку кандидата в депутаты ФИО46, следовательно, указанная норма закона в данном случае применению не подлежит. При проверке 40 подписей в поддержку кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный Шатских В.В. выявлено 11 недействительных подписей, что составляет 27% от общего числа подписей. По одномандатному избирательному округу №, на который Шатских В.В. выдвигался кандидатов депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва в порядке самовыдвижения, число избирателей составляет 1794 человека, 2% необходимых для регистрации в качестве депутата по указанному округу составляет 36 подписей, всего предъявлено в поддержку - 40 подписей. Следовательно, без учета недостоверных и недействительных подписей, число подписей в поддержку кандидата в депутаты Думы городского округа Шатских В.В. составляет 29 подписей, что недостаточно для регистрации в качестве кандидата в депутаты. В связи с чем, Шатских В.В. обоснованно и законно отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва. При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, решение Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Шатских В.В. отмене не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Шатских Виктора Владимировича об отмене решения Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, и требовании обязать территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № и выдаче ему удостоверения кандидата в депутаты городского округа <адрес> отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 5 дней. Судья: