РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2010 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе: председательствующего Петрова В.А. с участием прокурора Амирханова У.А. при секретаре Сафроновой Т.А. с участием представителей сторон : заявителя – ФИО45, заинтересованного лица- ФИО67, ФИО46 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-554-2010 по заявлению Кочубей Ольги Витальевны о защите избирательных прав гражданина, об отмене решения Территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный Самарской области об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № УСТАНОВИЛ: Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области четвертого созыва (2005-2010) от 20.07.2010 года № 449 были назначены выборы депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва на 10.10.2010 года. ДД.ММ.ГГГГ Кочубей О.В. подала в Территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области заявление о выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения, приложив необходимые документы, предусмотренные законом ДД.ММ.ГГГГ Кочубей О.В. представила в территориальную избирательную комиссию 17 подписных листов с 41 подписью в поддержку ее кандидатуры, протокол об итогах сбора подписей. Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Кочубей О.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № Кочубей О.В. обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав гражданина, признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа <адрес>. В судебном заседании представитель Кочубей О.В. объяснила, что в порядке самовыдвижения на основании ст. 34 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» Кочубей О.В. выдвинулась кандидатом в Депутаты г.о. <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. Схемой одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы городского округа <адрес> пятого созыва, утвержденной Решением Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов Думы г.о. <адрес> пятого созыва", определено, что в одномандатном избирательном округе № число избирателей составляет 1844, следовательно, количество подписей избирателей, достаточных для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № составляет 37 подписей. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа и не может быть менее десяти. ДД.ММ.ГГГГ Кочубей О.В. в территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> были представлены для регистрации кандидатом в депутаты 41 подпись избирателей на 17 подписных листах. ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия г.о. Отрадный приняла решение об отказе № Кочубей О.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, по тому основанию, что в представленных ею подписях избирателей выявлено 33 недостоверных и недействительных подписей, что составляет более 10 % от общего количества представленных подписей По мнению Кочубей О.В. и ее представителя, территориальная избирательная комиссия г.о. <адрес> грубо нарушила законодательство, регулирующее порядок проверки подписных листов и выдачи документов по результатам проверки. В соответствии с ч.15 ст. 37 Закона Самарской области установлено, если в результате проверки подписных листов установлено. что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором будет решаться вопрос о регистрации или об отказе в регистрации кандидату должны быть предоставлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием основания ( причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и недействительными. То есть правовой смысл заключается в том, что, чтобы предоставить кандидату определенное установленное законом время для подготовки возражений по результатам проведенной проверки, в том числе для допроса сборщиков подписей о том, имели ли факты нарушения ими при сборе подписей избирательного законодательства. Территориальная комиссия этого прва лишила Проверка подписей осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 часов, при этом территориальная избирательная комиссия не сообщила Кочубей О.В об окончании проверки и о готовности документов, содержащих результаты проведенной проверки, он получил документы только ДД.ММ.ГГГГ. Заседание Территориальной избирательной комиссии по отказу ей в регистрации в качестве кандидата состоялось ДД.ММ.ГГГГ. То есть, между вручением документов и заседанием комиссии прошло несколько часов. Кроме того, Кочубей О.В. необоснованно без объяснения причин было отказано в выдаче копий справок из экспертно-криминалистического центра, с указанным документом он не был ознакомлен. Данная справка Кочубей О.В. была предоставлена только ДД.ММ.ГГГГ после обращения в прокуратуру. Кочубей О.В., как кандидат, была лишена предоставленного ей законом права и достаточного времени на поиск доказательств необоснованности результатов проверки представленных им подписных листов. Указанные действия территориальной избирательной комиссии являются существенным нарушением процедуры проверки подписей, в связи с чем, он был поставлен в неравные условия по сравнению с иными кандидатам. Основаниями для принятия территориальной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Кочубей О.В. кандидатом в депутаты явились справка экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и справки ОУФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым 33 подписи избирателей признаны недействительными. Выявленные нарушения отражены в протоколе проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по мнению представителя Кочубей О.В. содержащиеся в справке ОУФМС <адрес> не соответствуют действительности, в них указаны сведения о регистрации избирателей по месту жительства по прежнему адресу, в то время как на момент сбора подписей данные лица зарегистрированы и проживают по адресам, указанным в подписных листах. При сборе подписей избирателей в подписных листах избирателей указывались сведения об их месте жительства на основании данных о регистрации по месту жительства, содержащиеся в паспортах данных избирателей. А в представленных сведениях ОУФМС содержатся паспортные данные с места регистрации избирателя на момент его выдачи, о чем территориальной избирательной комиссии было сообщено. На основании справок ОУФМС недействительными были признаны 29 подписей избирателей, а именно : - на подписном листе № подпись избирателя № –неверно указаны данные паспорта сборщиков подписей, в строке 1 дата исполнена одним лицом. - на подписном листе № в строке № неверно указаны данные паспорта сборщика подписей, - на подписном листе № избирателя, в строке № неверно указаны данные паспорта сборщика подписей, - на подписном листе № в строках № неверно указаны данные паспорта сборщика подписей, - на подписном листе № в строках № неверно указаны данные паспорта сборщика подписей, - на подписном листе № в строке № неверно указаны данные паспорта сборщика подписей, неверный адрес места жительства избирателя, в строке № неверно указаны данные паспорта сборщика подписей, - на подписном листе № в строках № неверно указаны данные паспорта сборщика подписей, - на подписном листе № в строках № неверно указаны данные паспорта сборщика подписей, - на подписном листе № в строках № неверно указаны данные паспорта сборщика подписей, - на подписном листе № в строке № указан неверно адрес места жительства избирателя, - на подписном листе № в строке № нет данных об избирателе, - на подписном листе № в строках № и № неверно указана фамилия избирателя. При этом Кочубей О.В. и ее представитель просят учесть, что ч.10 ст. 37 Закона Самарской области не содержит указания на такое основание признания подписей избирателей недействительными как указание неверных данных паспорта сборщика подписей. Внесение в подписной лист данных о сборщике подписи необходимо для установления того. что сбор подписей осуществляло конкретное лицо. Указанных в данном случае в подписном листе данных о лице, осуществляющем сбор подписей более чем достаточно для того, чтобы идентифицировать это лицо. В связи с чем территориальная избирательная комиссии не имела законных основании признавать эти подписи недействительными. Следовательно, указанные подписи в подписных листах являются действительными. Кроме того, сведения, содержащиеся в справке экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют действительности и заведомо искажены. Выводы, изложенные привлеченными территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный специалистами в справке № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности, т.к. все подписи в подписных листах даты их составления заполняли сами избиратели, что также можно определить визуально в каждом подлинном подписном листе без каких-либо экспертных исследовании. Кроме того непонятно, каким образом эксперт мог сделать вывод о том. поставлены даты их внесении не самими избирателями по столь малочисленному материалу. Следовательно 13 подписей, признанные на основании справки ЭКЦ ГУВД по <адрес> являются действительными и подлежат учету. Следовательно все подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, предоставленных ей в территориальную избирательную комиссию, являются достоверными и действительными, а решение Территориальной избирательной комиссии г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом – незаконным. Кроме того, итоговый протокол подписных листов с подписями избирателей не соответствует требованиям ст. 37 Закона Самарской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" поскольку не содержит разграничений признания подписей избирателей недостоверными либо недействительными, в связи с чем, является недействительным, а принятое на основании него решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Кочубей О.В. и ее представитель просят учесть, что в соответствии с п.45 ст.2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" недостоверная подпись- это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, а недействительная подпись- подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и ( или) оформления подписного листа. Часть 9 ст. 37 Закона Самарской области, также как и федеральный закон, признает недостоверной подпись, выполненную от имени одного лица, другим лицом, а ч.10 ст. 37 этого же закона называет 11 оснований признания подписей недействительными. Таким образом, законодательство четко разграничивает недостоверность и недействительность подписей. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов 10 подписей признаны недействительными и недостоверными. При этом итоговый протокол не содержит разграничения на недействительные и недостоверные подписи, а содержит информацию об основаниях признания подписей недействительными и \ или недостоверными. Так согласно итоговом протоколу Территориальная избирательная комиссия выявила только одну недостоверную подпись на подписном листе в строке и то по сомнительно справке ЭКЦ ГУВД по <адрес>. Следовательно другие подписи в количестве 32 являются недействительными. В соответствии с п\п д пункта 24 ст. 38 ФЗ и с п.5 ч.9 ст.38 Закона Самарской области выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего числа подписей отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Для регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу № следует представить 37 подписей избирателей. По результатам проверки установлено, что кандидатом представлено достаточное для регистрации количество достоверных подписей, т.к. недостоверных подписей не выявлено. Следовательно, даже выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей не может являться основанием для отказа регистрации в кандидаты в депутаты. На основании изложенного, Кочубей О.В. и ее представитель просят 1. Отменить решение территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Кочубей О.В. 2. Обязать территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области зарегистрировать Кочубей О.В. кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. и выдать ему удостоверение кандидата в депутаты городского округа <адрес>. Представители Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный с судебном заседании заявленные требования не признали и считают их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям : ДД.ММ.ГГГГ Кочубей О.В. уведомила территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> о выдвижении кандидатом в депутаты Думы г.о. <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения. В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 года № 57-ГД «О выборе депутатов представительного органа муниципального образования» территориальная избирательная комиссия провела проверку соответствия порядка выдвижения кандидата Кочубей О.В. требованиям федеральных законов, Закона Самарской области. Проверкой было установлено следующее : В соответствии с требованиями ст. 36 Закона Самарской области в поддержку выдвижения кандидата могут собираться подписи избирателей, в порядке, определяемом Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти. Число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа № составляет 1884 человека. Следовательно, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата на данном избирательном округе составляет 37 подписей. Кандидат Кочубей О.В. ДД.ММ.ГГГГ представила в территориальную избирательную комиссию 17 подписных листов с 41 подписью. В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона Самарской области избирательной комиссией для проведения проверки подписных листов могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения РФ, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Согласно справки экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, справок ОУФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 33 подписи, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о. <адрес> пятого созыва Кочубей О.В. признаны недействительными. Следовательно, достоверных подписей в данном случае недостаточно для регистрации кандидата. Вышеуказанные нарушения отражены в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва Кочубей О.В. от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более недостоверных и /или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидату. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 38 ч. 9 Закона «Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», ДД.ММ.ГГГГ в 12-30 часов территориальная избирательная комиссия приняла решение об отказе Кочубей О.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №. По мнению представителя заинтересованного лица, не верен вывод заявителя Кочубей О.В. о том, что подписи в подписных листах достоверные, поскольку их недостоверность определена на основании официального документа специализированной организации – справкой экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес>. Кроме того, представитель заинтересованного лица не согласна с утверждением заявителя, что итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о. <адрес> пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поскольку не содержит разграничений признания подписей избирателей недействительными либо недостоверными, т.к. Закон Самарской области содержит требование лишь об указании количества подписей, признанных недостоверными и/или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Вышеуказанный протокол в полном объеме отражает все необходимые сведения, установленные законодательством. По мнению представителя заинтересованного лица, оснований для признания незаконным решения территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Кочубей О.В. не имеется. На основании изложенного представитель Территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный просит в удовлетворении заявленных требований Кочубей О.В. отказать. Суд выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, свидетелей, считает, что заявленные требования Кочубей О.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям : Свидетель ФИО83 объяснила, что она и ее муж расписались и ставили дату в поддержку Кочубей О.В. К ним приходили два раза, первый раз неправильно оформили, повторно пришли через 2-3 дня ДД.ММ.ГГГГ Свидетель ФИО47 объяснила, что она расписывалась и ставила дату в поддержку Кочубей О.В. К ней приходили два раза, поскольку в первый раз была допущена ошибка. Во второй раз приходили ДД.ММ.ГГГГ Она зарегистрирована и проживает по адресу –г. Отрадный. <адрес>. Свидетель ФИО82 объяснил, что расписывался и ставил дату в поддержку Кочубей О.В. к нему за этим приходила ФИО48. Свидетель ФИО48 объяснила, что собирала подписи в поддержку кандидата в депутаты Кочубей О.В. оформила 8 или 7 листов. 1-ый раз оформила шапку листа неправильно. Кочубей О.В. ее начальник. Подписи избиратели ставили сами. Подтвердила, что по паспорту она зарегистрирована в <адрес>104. Квартиру, расположенную по адресу – <адрес>, она имеет на праве собственности. Она действительно допустила ошибку при написании своих паспортных данных. Свидетель ФИО81 объяснил, что ставил свою подпись и дату собственноручно за Кочубей О.В. Он проживает по паспорту по <адрес>. Свидетель ФИО49 объяснила, что к ней приходили ДД.ММ.ГГГГ собирали подписи в поддержку Кочубей О.В., она сама ставила подпись и дату. По паспорту прописана по <адрес>31. Свидетель ФИО58 пояснила. что ДД.ММ.ГГГГ она ставила свою подпись и дату в поддержку Кочубей О.В. Свидетель ФИО57. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ расписывалась и ставила дату в поддержку Кочубей О.В. Свидетель ФИО56 объяснила. что она ставила подпись и дату в подписном листе в поддержку Кочубей О.В. Свидетель ФИО55пояснила, что в пятницу ДД.ММ.ГГГГ где-то около 20.00 часов к ней домой приходил подписчик, собиравший подписи. в поддержку Кочубей О.В. Она ставила дату и подпись. Подписывалась два раза, поскольку первый раз был испорчен лист. Свидетель ФИО54 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ставил подпись и дату поддержку Кочубей О.В. Свидетель ФИО53 пояснил, что к нему домой приходил агитатор, он расписался и ставил дату в подписном листе. Свидетель ФИО52 объяснила, что к ней приходила соседка-агитатор Кочубей О.В. она расписалась и поставила дату. Заполняли два раза, первый раз подписной лист был испорчен. Материалами дела подтверждается следующее : Избирательной комиссией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о формировании территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес>. Указанным решением была сформированная избирательная комиссия в составе ФИО51, ФИО50, ФИО80, ФИО75, ФИО79, ФИО78, ФИО74, ФИО77, ФИО76 Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, председателем территориальной избирательной комиссией городского округа Отрадный был назначен ФИО75 Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № были прекращены полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО79 Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО74 освобождена от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный. Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № членом избирательной комиссии с правом решающего голоса назначена ФИО73, решением от ДД.ММ.ГГГГ № – ФИО67. Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области четвертого созыва (2005-2010) от 20.07.2010 года № 449,назначены выборы депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва на 10.10.2010 года. Данное решение опубликовано в газете «Рабочая трибуна» от 29.07.2010 года 29(6271). Решением от 09.10.2008 года № 40/280-4 избирательной комиссии Самарской области, на территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области сроком на четыре года возложены полномочия избирательной комиссии городского округа Отрадный Самарской области. Решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области от 22.07.2010 года № 4 было установлено время работы Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области по выборам Депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. В соответствии с решением Думы городского округа Отрадный Самарской области от 29.06.2010 года № 445, утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. Всего определено 20 границ избирательных округов, опубликованные в газете «Рабочая трибуна» от 01.07.2010 года № 26 (6268). В соответствии со ст. 32 ч. 2 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области от 22.07.2010 года № 3, Территориальной избирательной комиссией приняты полномочия двадцати окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. Статья 38 ч. 1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает регистрацию кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД) - закон в соответствии с нормами федерального законодательства регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Самарской области выборов депутатов представительного органа любого муниципального образования в Самарской области. В соответствии со ст. 4 п. 3 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД), выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляется открыто и гласно. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57 –ГД, выдвижение кандидатов производится в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов. В силу ст. 34 ч. 1 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» ( в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Статьей 36 ч. 1, ч. 2 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» регистрация кандидата, списка кандидатов при наличии документов, указанных в ч. 3 и 5 статьи 33, частях 4 и 5 статьи 35, частях 2, 3 ст. 35.1 указанного закона, осуществляется на основании необходимого в соответствии с ч. 2 ст. 36 настоящего закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей. В этом случае, в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Избирательной комиссией Самарской области. Согласно ст. 38 ч. 3 Закона Самарской области, количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на десять процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить мене 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи. Согласно схеме одномандатных округов по выборам депутатов Думы городского округа <адрес> пятого созыва, являющего приложением к решению Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, число избирателей на 06 избирательном округе составляет 1844. Следовательно, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа необходимо собрать в поддержку 37 подписей (2% от 1844). ДД.ММ.ГГГГ Кочубей О.В. уведомила территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> о выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения, с приложением необходимых документов, указанных в ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД. Кочубей О.В. выдано подтверждение в получении документов о выдвижении кандидата в Депутаты городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГ Кочубей О.В. предоставила в Территориальную избирательную комиссию 1 папку с подписными листами на 17 листах с подписями 41 избирателя, которые пронумерованы, прошнурованы и скреплены собственноручной подписью Кочубей О.В. Количество подписей, предоставленных Кочубей О.В. в поддержку ее кандидатуры, не превышает установленного законом количества. В силу ст. 36 п. 6 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. ( п. 7 ст. 36 Закона). Статья 37 ч. 1 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусматривает регистрацию кандидата, списка кандидатов на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. В силу п. 2 ст. 37 указанного Закона, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки, указанной в части 1 ст. 37, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников аппарата данной избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К указанной в части 1 настоящей статьи проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, соответствующая избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Пунктом 4 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной ( п. 6 ст. 37 Закона) Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию (п. 7 ст. 37 Закона) Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными (п. 8 ст. 37 Закона). Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона (п. 9 ст. 37 Закона). Пунктом 10 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусмотрены основаниями для недействительности подписей, в том числе недействительными подписями следует считать: - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей (п/п 2); - подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи ( п/п 3); - подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (п/п 5); Пунктом 14 ст. 37 Закона Самарской области предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до заседания соответствующий избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 5 части 9 и пунктом 4 части 10 статьи 38 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". О результатах соответствующей проверки, предусмотренной в части 1 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения в указанный срок должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. ( П. 15 ст. 37 Закона) ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) Территориальная избирательная комиссия городского округа <адрес> в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обратилось в начальнику ЭКЦ при ГУВД по <адрес> об оказании содействия в проведении почерковедческой экспертизы подписных листов, представленных кандидатами в Депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, а именно, в установлении факта выполнения даты от имени избирателя иным лицом (другим избирателем, сборщиком подписей, лицом, заверяющим подписной лист или иным неизвестным лицом), в том числе установлении факта выполнения одним лицом даты от имени различных избирателей в одном или разных подписных листах. Согласно справке эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения почерковедческого исследования подписных листов в поддержку кандидата Кочубей О.В. в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, подшитых в книгу №, установлено следующее: - на листе № в строках № даты исполнены одним лицом, - на листе № в строках № даты исполнены одним лицом - на листе № в строках № даты исполнены одним лицом, - на листе № строке № даты и подписи исполнены избирателем не собственноручно, - на листе № в строках № даты исполнены одним лицом, - на листе № в строках с № по № даты исполнены одним лицом. Указанная справка подписана старшим экспертом ОКЭ ЭКЦ ГУВД <адрес> ФИО66 и начальником ОКЭ ЭКЦ ГУВД <адрес> ФИО65 Кроме того, Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный были направлены в Отделение Управления Федеральной Миграционной службы России по <адрес> в <адрес> (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) подписные листы кандидатов, содержащих сведения о паспортных данных избирателей для проверки достоверности сведений, указанных в подписных листах, представленных в территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес>. Из журнала извещений кандидатов заседаний территориальной избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, подтверждается, что Кочубей О.В. была извещена ДД.ММ.ГГГГ о дате заседания территориальной избирательной комиссии по проверке подписей, назначенного ДД.ММ.ГГГГ на 16.00 часов и о дне заседания, по регистрации, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ на 12.00 часов Ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный пятого созыва Кочубей О.В. от ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения: - подписные листы с № - неверный адрес места жительства лица, осуществляющего сбор подписей-27 подписей, - в подписном листе № в строках № даты исполнены одним лицом, - в подписном № в строках № даты исполнены одним лицом, - в подписном листе № на строках № даты исполнены одним лицом, - в подписном листе № в строке № дата и подпись исполнены избирателем не собственноручно, - в подписном листе № в строках № дата исполнена одним лицом, в строке № неверный адрес места жительства избирателя, - на подписном листе № в строках № даты исполнены одним лицом, - на подписном листе № в строке № неверный адрес места жительства, - на подписном № в строке № неверный адрес места жительства избирателя, - на подписном листе № в строке № нет данных об избирателе, в строке № неверный адрес места жительства избирателя, - на подписном листе № в строках № неверная фамилия избирателя Согласно итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва Кочубей О.В. из 41 представленной и проверенной подписи, недостоверными и недействительными признаны 33 подписи, что составляет 80,5%. В связи с чем, усматриваются основания для отказа в регистрации кандидата по пункту 10 статьи 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Журналом регистрации выдачи копий решений территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> подтверждается, что Кочубей О.В. получила протокол проверки подписей, ведомость, справки, подписные листы ДД.ММ.ГГГГ, а выписку из справки эксперта Кочубей О.В. получила только ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количестве подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Указанное основание для отказа в регистрации отказа в регистрации кандидата установлено и подпунктом «д» пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» В соответствии с п. 12 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению избирательной комиссии, установленных ч. 9-11 ст. 38 указанного закона, являются исчерпывающими. Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Кочубей О.В. было отказано в регистрации кандидатов депутаты <адрес> пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № в 12.30 часов. Решение Территориальной избирательной комиссии принято по тому основанию, что недостоверными и недействительными были признаны 80,5% подписей избирателей. Копию решения территориальной избирательной комиссии Кочубей О.В. получила ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью в журнале. При проверке подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Кочубей О.В. Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный было выявлено 80,5% недействительных и недостоверных подписей, что составляет более 10% от необходимого количества. Судом не приняты во внимание доводы Кочубей О.В. и ее представителя о том, что справка ЭКЦ ГУВД <адрес> является необоснованной и не соответствует действительности по следующим основаниям : Почерковедческое исследование проводилось Экспертно-криминалистическим центром ГУВД по <адрес> по согласованию с Территориальной избирательной комиссией городского округа <адрес>. Эксперты, указанного центра, являются специалистами, обладающими специальными познаниями в области почерковедения. Экспертно-криминалистический центр ГУВД по <адрес> действует в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и является государственным судебно-экспертным специализированным учреждением федерального органа исполнительной власти - Министерства юстиции Российской Федерации. В соответствии с наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, являющего приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. №, экспертно-криминалистическая деятельность заключается в осуществлении экспертно-криминалистическими центрами, отделами (отделениями) органов внутренних дел (подразделений) системы МВД России государственной судебно-экспертной деятельности, а также применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченным законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц, к числу которых, в том числе, относятся избирательные комиссии (п. 3.5.) В соответствии с п. 14 указанного Наставления, экспертно-криминалистическая деятельность при реализации избирательны прав гражданами РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах РФ о проведении выборов и включает в себя участие сотрудником ЭКП по запросам избирательных комиссий в качестве специалистов в деятельности рабочих групп по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформлению подписных лисов, достоверности сведений об избирателях или участниках референдума, содержащихся в подписных листах и их подписей. При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (п. 16) Пунктом 41 Наставления предусмотрено, что результаты предварительного исследования оформляются справкой об исследовании, которая подписывается сотрудником его проводившим и руководителем ЭКП. В справке об исследовании указываются ответы на поставленные вопросы, должность, фамилия и инициалы специалиста, проводившего предварительное исследование (пункт 42) При таких обстоятельствах справка экспертного исследования - официальный документ, подготовленный специалистами-экспертами указанной государственной организации. Почерковедческое исследование специалистами-экспертами Экспертно-криминалистического центра ГУВД <адрес> производилась по правилам, установленным данным государственным учреждением для такого рода исследований, а также соответствует требованиям Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Выводы эксперта по результатам исследования убедительны и не вызывают сомнения у суда. Сведений о какой-либо заинтересованности экспертов Экспертно-криминалистического центра ГУВД по <адрес> в исходе дела и иных объективных оснований для наличий сомнений, заявителем суду представлено не было. Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрено участие специалиста в проверке подписей на основании определенного договора, заключенного с Территориальной избирательной комиссией. Не доверять выводам по почерковедческому исследованию у суда оснований не имеется. Кочубей О.В. было отказано в удовлетворении ходатайств о назначении почерковедческой экспертизы достоверности записей в подписных листах, поскольку предоставление подписных листов с определенными требованиями их составления и сбора подписей предусмотрено <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», соблюдение установленного порядка обязательно для каждого кандидата при его выдвижении на определенную должность. Подписные листы были результатом исследования эксперта Экспертно-криминалистического центра ГУВД по <адрес>. Более того, заявителем Кочубей О.В. не аргументирована реальная возможность проведения экспертизы с участием всех избирателей в указанные им сроки, и не представлены суду при заявлении ходатайства необходимые материалы для исследования в виде свободных образцов почерков избирателей, подписи которых, по его мнению, подлежали экспертному исследованию, отсутствие которых также является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, в связи с тем, что рассмотрение данного дела ограничено определенным процессуальным сроком. Судом проверены доводы Кочубей О.В. о том, что: в подписных листах № указан неверный адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, - на подписном листе № в строке № неверный адрес места жительства избирателя ФИО64- <адрес> -на подписном листе № в строках № неверный адрес места жительства избирателя ФИО47 – <адрес>, - на подписном листе № в строке № неверный адрес места жительства избирателя ФИО81- <адрес>, - на подписном листе № в строке № неверный адрес места жительства избирателя ФИО63 – <адрес>, - на подписном листе № в строке № нет данных об избирателе ФИО62, в строке № – неверный адрес места жительства избирателя ФИО68 –г. Отрадный. <адрес> - на подписном листе № в строках № неверно указаны фамилии избирателей ( ФИО61, ФИО60, проживающих по адресу – <адрес>. Как усматривается из подписных листов с №, в них указано. что они заверены подписью ФИО48 ДД.ММ.ГГГГ проживающей в <адрес>, имеется оговорка о том, что исправленному сведениях о месте жительства сборщика верить, заверенной подписью ФИО48 Как усматривается из обозреваемого в судебном заседании паспорта ФИО48, она зарегистрирована по адресу : <адрес>, согласно адресной справке ОУФМС зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу : <адрес>, а из обозреваемого свидетельства о праве собственности следует. что квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу –г. Отрадный. <адрес> ФИО48 имеет на праве собственности, однако паспортные данные ( серия, номер) не сходятся, имеют разночтение. Пунктом 10 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006г. № 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" предусмотрены основания для недействительности подписей, в том числе недействительными подписями следует читать : все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями № 2-№ 6 к настоящему закону ( п\п 11). В приложении № 2 к Закону Самарской области указано, что в подписном листе указываются фамилии, имя, отчество лица, собиравшего подписи, дата рождения, адрес места жительства, серия. номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода, выдавшего его органа В подписных листах с № по № серия и номер паспорта ФИО48 указаны как №. выдан ДД.ММ.ГГГГ УВД <адрес> <адрес>, согласно адресной справки, выданной УФМС, серия, номер паспорта ФИО48 указаны как №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УВД <адрес>. Поскольку паспортные данные лица, заполнявшего подписной лист, указаны неверно, следовательно, отсутствуют действительные сведения о паспортных данных лица, заверяющего подписные листы. что влечет подпись указанного лица считать недействительным, все подписи в подписных листах с 1 по 9 ( 25 подписей) учету не подлежат. Согласно сообщению УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, - ФИО63 зарегистрирована по адресу – <адрес> ( в подписном листе № в строке № ее адрес указан как <адрес>), следовательно указанная подпись не подлежит учету. - ФИО59 и ФИО72 зарегистрированы по адресу : <адрес> корпус <адрес> <адрес>. В подписном листе № в строках № фамилии указаны как ФИО71 и ФИО70, согласно адресных справок ОУФМС паспорта с данными, указанными в подписном листе выданы на ФИО72 и ФИО69, следовательно данные две подписи учету также не подлежат, ФИО49 зарегистрирована по адресу – <адрес> подписной лист № строка №), следовательно адрес указан неверно, однако подписи в подписных листах с № по № учету не подлежат. -ФИО68 была зарегистрирована по адресу – <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ выбыла в <адрес>. В подписном листе № в строке № адрес указан как <адрес>, следовательно указанная подпись не подлежит учету. Из обозреваемого в судебном заседании паспорта ФИО47 она зарегистрирована по адресу – <адрес>. Однако согласно итогового протокола проверки подписных листов в подписном листе № в строке № согласно заключения эксперта даты исполнены одним лицом, кроме того, на указанном подписном листе неверно указаны паспортные данные сборщика подписей. Кроме того, из обозреваемого в судебном заседании подписного листа № усматривается, что в строке № указаны все данные об избирателе ФИО62 следовательно, указанная подпись также не подлежит учету. ДД.ММ.ГГГГ за № отделение УФМС России по <адрес> в <адрес> сообщало, что ими предоставлены достоверные сведения паспортных данных избирателей, содержащихся в базе ASBASE и обращено внимание, что регистрация по месту жительства данных избирателей может быть иной, т.к. предоставлена информация о паспортных данных избирателей по месту жительства на момент получения паспорта. Следовательно, учету подлежат 2 подписи, которые признаны территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадного недействительными. Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный признаны недействительными 33 подписи. Следовательно, недостоверными (недействительными) являются 31 подпись. По одномандатному избирательному округу № число избирателей составляет 1884, необходимо 2% в поддержку кандидата, т.е. 37 подписей. Кочубей О.В. представлено в ее поддержку 41 подпись, без учета недостоверных (недействительных) подписей, подлежат учету 10 подписей, что недостаточно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Судом не приняты во внимание доводы представителей Кочубей О.В. о том, что поскольку недостоверных подписей не выявлено, в связи с чем, даже выявление десяти и более процентов недействительных подписей, не может являться основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, по следующим основаниям. В силу п.5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количестве подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Указанная норма закона не противоречит п. г) п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Действительно согласно ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверная подпись – это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом ( п/п 45), а недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей ( п/п 44). Однако, исходя из смысла вышеуказанных норм, недостоверные и недействительные подписи при подсчете подлежат суммированию. Кроме того, вышеуказанная норма закона применима только, когда территориальной комиссией от общего числа представленных подписей отбираются подписи для проверки. Территориальной избирательной комиссией была проведена проверка всех подписей представленных в поддержку кандидата в депутаты Кочубей О.В., следовательно указанная норма закона в данном случае применению не подлежит. То есть Кочубей О.В. и ее представителем неверно истолкованы нормы закона. При проверке 41 подписи в поддержку кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный Кочубей О.В. выявлено 31 недействительная подпись, что составляет более 10 % от общего числа подписей. По одномандатному избирательному округу №, на который Кочубей О.В. выдвигалась кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва в порядке самовыдвижения, число избирателей составляет 1844 человека, 2% необходимых для регистрации в качестве депутата по указанному округу составляет 37 подписей, всего предъявлено в поддержку - 41 подпись. Следовательно, без учета недостоверных и недействительных подписей, число подписей в поддержку кандидата в депутаты Думы городского округа Кочубей О.В. составляет 10 подписей, что недостаточно для регистрации в качестве кандидата в депутаты. В связи с чем, Кочубей О.В. обоснованно и законно отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. Судом не приняты во внимание доводы Кочубей О.В. о том, что документы по результатам проверки ей не были вручены менее чем за двое суток до дня принятия решения Территориально избирательной комиссией, были вручены за день до дня вынесения ТИК решения, а справка по результатам почерковедческого исследования была получена уже после принятия такого решения, поскольку указанные обстоятельства не могут являться безусловным основанием для признания и отмены решения избирательной комиссии. При этом суд учитывает, то обстоятельство, что Кочубей О.В. не лишена права представлять доказательства в подтверждение своих доводов в судебное заседание. При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, решение Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Кочубей О.В. отмене не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Кочубей Ольги Витальевны об отмене решения территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному округу № и требовании обязать территориальную избирательную комиссию зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд течение 5 дней Судья