о возмещении морального вреда, причиненного професиональным заболеванием



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2010 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе:

председательствующего Гребешковой Н.Е.

при секретаре Дединской А.Б.

с участием прокурора Тихомирова Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова Александра Петровича к Открытому акционерному обществу «Самаранефтегаз», Обществу с ограниченной ответственностью «Транспорт-Богучаны» и Обществу с ограниченной ответственностью «РН-Сервис-Экология» о возмещении морального вреда в связи с профессиональным заболеванием

УСТАНОВИЛ:

Чернов А.П. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Самаранефтегаз», Обществу с ограниченной ответственностью «Транспорт-Богучаны» и Обществу с ограниченной ответственностью «РН-Сервис-Экология» о возмещении морального вреда в связи с профессиональным заболеванием

В обоснование своих исковых требований истец указал следующее.

Чернов А.П. в течение 38 лет 5 месяцев проработал в условиях воздействия вредных производст­венных факторов, в том числе:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ машинистом бульдозера в Отрадненском управлении технологического транспорта объединения «Куйбышевнефть».

Стаж работы в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов в организациях, правопреем­ником которых является ОАО «Самаранефтегаз» составляет 17 лет 5 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ был принят в порядке перевода в ООО «Транспорт-Отрадный-1» на должность машиниста бульдозера. ДД.ММ.ГГГГ был уволен по собственному желанию. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал там же по срочному договору. Правопреемником ООО «Транспорт-Отрадный-1» является ООО «Транспорт-Богучаны».

Стаж работы в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов в ООО «Транспорт-Богучаны» составляет 2 года 5 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ был принят в ООО «Самарская Сервисэкология» на должность машиниста бульдозера. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Самарская Сервисэкология» изменило название на ООО «РН-Сервис-Экология».

Стаж работы в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов в ООО «РН-Сервис-Экология» составляет 1 год 4 месяца.

ДД.ММ.ГГГГ Чернов А.П. уволен в связи с отсутствием работы в соответствии с медицинским заключением по п. 8 ст. 77 ТК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Главным бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> филиал истцу была определена степень утраты профессиональной трудоспособности на 30 %, в связи с выявленным профессиональным заболеванием – шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия с выраженным болевым синдромом. Двустороння нейросенсорная тугоухость второй степени.

Чернов А.П. просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда с ОАО «Самаранефтегаз» - 200 000 рублей, с ООО «Транспорт-Богучаны» - 30000 рублей, с ООО «РН-Сервис-Экология» - 20000 рублей расходы по оплате услуг представителя в сумме 7000руб.

В судебном заседании Чернов А.П. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения, дополнив их следующим. Истец постоянно испытывает боли в спине, руках, ногах. Руки и ноги часто немеют. Чернов А.П. плохо слышит окружающих, у него постоянный шум в ушах, головные боли, он нуждается в лечении. Из-за состояния здоровья Чернов А.П. в свои годы лишен возможности трудиться, вести полноценный образ жизни. Потеря слуха мешает истцу в общении с людьми, т.к. приходится все постоянно переспрашивать. Истец не может работать на даче, носить тяжести.

Истец полагает, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ № 125 от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» он имеет право на возмещение морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием. При этом вышеуказанный закон не связывает возмещение морального вреда с виной причинителя вреда.

На протяжении всего периода работы у ответчиков условия труда Чернова А.П. не менялись. В процессе его трудовой деятельности у каждого из ответчиков, на него оказывали воздействие такие вредные производственные факторы как шум, общая и локальная вибрация, неблагоприятные метеоусловия, физическое напряжение. Всю свою трудовую деятельность у ответчиков истец работал машинистом бульдозера.

Представитель ответчика ООО «Транспорт-Богучаны» в судебное заседание не явился. В деле имеется заявление, в котором ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Исковые требования истца ответчик не признает.

Представитель ОАО «Самаранефтегаз» Черепанова Ю.С. (доверенность от 07.05.2010г.) в судебном заседании исковые требования истца не признала, дала пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление и дополнениях к возражениям на исковое заявление.

Представитель ответчика полагает, что работа истца в ОАО «Самаранефтегаз» не является причиной его профессионального заболевания, ответчик не причинял вред здоровью истца. Вина ОАО «Самаранефтегаз» в возникновении у Чернова А.П. профессионального заболевания отсутствует.

Представитель ответчика считает, что санитарно-гигиеническая характеристика условий труда Чернова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ не является относимым и допустимым доказательством по делу.

Представитель ООО «РН-Сервис-Экология» Одинцова О.А. (доверенность от 28.06.2010г.) в судебном заседании исковые требования истца не признала, дала пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, представителя истца, мнение прокурора, суд считает, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании было установлено, что Чернов А.П. в течение 38 лет 5 месяцев работал в условиях воздействия вредных производственных факторов, в том числе 17 лет 5 месяцев в Специализированном управлении технологического транспорта объединения «Куйбышевнефть», правопреемником которого является ОАО «Самаранефтегаз», 2 года 5 месяцев в ООО «Транспорт-Отрадный-1», правопреемником которого является ООО «Транспорт-Богучаны», 1 год 4 месяца в ООО «РН-Сервис-Экология»

Заключением КЭК <адрес> центра профпатологии подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на обследовании в данном центре и ему установлено профессиональное заболевание: шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия с выраженным болевым синдромом. Двусторонняя нейросенсорная тугоухость второй степени.

Справкой Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> филиал от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Чернову А.П. установлена степень утраты трудоспособности 30 % на основании акта о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ

Из акта о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что причиной профессионального заболевания у Чернова А.П. послужило длительное многократное воздействие на организм тяжести трудового процесса (пребывание в фиксированной позе более 50% смены). производственного шума с превышением ПДУ.

Непосредственной причиной заболевания послужило производственный шум, тяжесть трудового процесса.

Как следует из санитарно-гигиенической характеристики условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно Р ДД.ММ.ГГГГ-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» условия труда машиниста бульдозера Чернова А.П. по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса относятся к классу 3.2., при которых уровни вредных факторов вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).

В санитарно-гигиенической характеристике указано, что машинист бульдозера более 50% рабочего времени непосредственно управляет бульдозером при движении, находясь в вынужденной рабочей позе. При управлении бульдозером машинист производит движения головой вправо-влево, нажимает руками на рычаги и ногами на педали. Во время работы подвергается воздействию производственного шума, вибрации общей и локальной, комплекса вредных химических веществ, воздействию неблагоприятных климатических факторов.

В судебном заседании Чернов А.П. пояснил, что постоянно работал машинистом бульдозера.

Следовательно, работая машинистом бульдозера у ответчиков, Чернов А.П. подвергался воздействию одних и тех же тех же вредных факторов, т.к. условия труда аналогичны.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности Чернова А.П. у каждого из ответчиков, на него оказывали воздействие такие вредные производственные факторы как воздействие производственного шума с превышением ПДУ, общей и локальной вибрации, тяжесть трудового процесса, неблагоприятные климатические условия.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что именно в результате профессионального заболевания истцу причинен моральный вред, который влечет за собой его нравственные и физические страдания.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, то вред подлежит возмещению.

В соответствии с ч. 3 ст.8 Федерального Закона РФ № 125 от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

При этом, вышеупомянутый закон не связывает возмещение морального вреда с виной причинителя вреда.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года (в редакции от 15.01.1998 года) «О некоторых вопросах применения законодательства и компенсации морального вреда», разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В данном случае таким законом является Федеральный закон № 125 от 24.07.1998г.

Из акта о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что профессиональное заболевание у Чернова А.П. возникло в результате длительного многократного воздействия производственного шума с превышением ПДУ.

Стаж работы истца в условиях воздействия вредных факторов составляет 38 лет 5 месяцев (по профессии машинист бульдозера 26 лет 5 месяцев), в том числе он приходится и на период его работы у ответчиков, что подтверждается трудовой книжкой, справкой Главного бюро медико-социальной экспертизы, заключениями <адрес> центра профпатологии, санитарно-гигиенической характеристикой условий труда работника, актом о случае профессионального заболевания.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что развитию профессионального заболевания способствовала работа истца в ОАО «Самаранефтегаз», ООО «Транспорт-Богучаны» и ООО «РН-Сервис-Экология»

Доводы представителей ответчиков о том, что истцом не подтвержден объем причиненных ему физических и нравственных страданий не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они опровергаются имеющимися в материалах дела документами.

Доводы представителя ОАО «Самаранефтегаз» о том, что истцом не представлено доказательств того, что он работал у ответчика и на предприятиях, правопреемником которых является ОАО «СНГ» в условиях воздействия вредных производственных факторов, и о том, что работа истца в ОАО «Самаранефтегаз» не является причиной его профессионального заболевания, поскольку ответчик не причинял вред его здоровью, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они опровергаются пояснениями истца, а также материалами дела.

Доводы представителя ОАО «Самаранефтегаз» о том, что санитарно-гигиеническая характеристика условий труда Чернова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ не является относимым и допустимым доказательством по делу не могут быть приняты судом во внимание, поскольку являются необоснованными.

В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о том, что санитарно-гигиеническая характеристика условий труда Чернова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ признана недействительной. Оформление санитарно-гигиенической характеристики только по последнему месту работы не является нарушением требований закона. Расследование профессионального заболевания проведено в соответствии с Положением о расследовании и учете профзаболеваний.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из пояснений истца данных в судебном заседании следует, что он постоянно испытывает боли в спине, руках, ногах. Руки и ноги часто немеют. Чернов А.П. плохо слышит окружающих, у него постоянный шум в ушах, головные боли, он нуждается в лечении. Из-за состояния здоровья Чернов А.П. в свои годы лишен возможности трудиться, вести полноценный образ жизни. Потеря слуха мешает истцу в общении с людьми, т.к. приходится все постоянно переспрашивать. Истец не может работать на даче, носить тяжести. Чернов А.П. испытывает нравственные страдания из-за того, что в силу состояния здоровья в своем возрасте не может обеспечить себе и семье достойное материальное обеспечение.

Хотя профессиональное заболевание истцу было установлено в 2009г., однако это заболевание возникло не одномоментно, а в течение длительного времени (38 лет 5 месяцев, из них машинистом бульдозера 26 лет 5 месяцев).

Суд находит заслуживающим внимания довод представителя ООО «РН-Сервис-Экология» о том, что Чернов А.П. из 38 лет воздействия на него вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов проработал в данной организации лишь 1 год 4 месяца.

Как следует из материалов дела, из 38 лет 5 месяцев (из них машинистом бульдозера 26 лет 5 месяцев) воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов Чернов А.П. проработал в организациях, правопреемником которого является ОАО «Самаранефтегаз» 17 лет 5 месяцев.

Как следует из материалов дела, из 38 лет 5 месяцев (из них машинистом бульдозера 26 лет 5 месяцев) воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов Чернов А.П. проработал в ООО «Транспорт-Богучаны» 2 года 5 месяцев.

Эти обстоятельства суд находит существенным и влияющим на размер возмещения морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика.

С учетом требований разумности и справедливости, а также учитывая характер физических и нравственных страданий Чернова А.П., фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, суд считает, что требования о взыскании компенсации морального вреда завышены и полагает, что в возмещение морального вреда истцу необходимо взыскать с ОАО «Самаранефтегаз» компенсацию в сумме <данные изъяты> ООО «Транспорт-Богучаны» - <данные изъяты> с ООО «РН-Сервис-Экология» – <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку истец оплатил услуги представителя в сумме 7000 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг, квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, оплата которых, по мнению суда, соответствует разумному пределу, данные расходы подлежат взысканию в пользу Чернова А.П. с ответчиков в следующих размерах - с ОАО «Самаранефтегаз» - <данные изъяты>., с ООО «Транспорт-Богучаны» - <данные изъяты>. и с ООО РН-Сервис-Экология» - <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 151 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чернова Александра Петровича к Открытому акционерному обществу «Самаранефтегаз», Обществу с ограниченной ответственностью «Транспорт-Богучаны» и Обществу с ограниченной ответственностью «РН-Сервис-Экология» о возмещении морального вреда в связи с профессиональным заболеванием удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Чернова А.П. компенсацию морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием:

- с Открытого акционерного общества «Самаранефтегаз» - <данные изъяты>

- с Общества с ограниченной ответственностью «Транспорт-Богучаны» - <данные изъяты>.

- с Общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис-Экология» - <данные изъяты>

Взыскать в пользу Чернова А.П. расходы по оплате услуг представителя: с ОАО «Самаранефтегаз» - <данные изъяты>, с ООО «Транспорт-Богучаны» - <данные изъяты>, с ООО «РН-Сервис-Экология» - <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение 10 дней.

Судья Н.Е. Гребешкова