о защите избирательных прав



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2010 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе:

председательствующего Петрова В.А.

с участием прокурора Кутумова А.А.

при секретаре Сафроновой Т.А.

с участием представителей сторон : заявителя – ФИО4, ФИО5, заинтересованного лица - ФИО18, ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муратова Владимира Николаевича о защите избирательных прав гражданина, об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидату в Депутаты Думы городского округа г. Отрадный Самарской области, пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17

УСТАНОВИЛ:

Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области четвертого созыва (2005-2010) от 20.07.2010 года № 449 были назначены выборы депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва на 10.10.2010 года.

ДД.ММ.ГГГГ Муратов В.Н. подал в Территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области заявление о выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 в порядке самовыдвижения, приложив необходимые документы, предусмотренные законом

ДД.ММ.ГГГГ Муратов В.Н. представил в территориальную избирательную комиссию 14 подписных листов с 40 подписями в поддержку его кандидатуры, протокол об итогах сбора подписей.

Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Муратову В.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 17

Муратов В.Н. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав гражданина, признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области.

В судебном заседании представители Муратова В.Н. объяснили, что в порядке самовыдвижения на основании ст. 34 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» Муратов В.Н. выдвинулся кандидатом в Депутаты г.о. Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа и не может быть менее десяти.

Схемой одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, утвержденной Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области от 29.06.2010 года № 445 «Об утверждении схемы одномандатных избирательны округов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва», определено, что в одномандатном избирательном округе № 17 число избирателей составляет 1812, следовательно, количество подписей избирателей, достаточных для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 17 составляет 36 подписей.

Согласно ч. 3 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на десять процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.

Далее представители Муратова В.Н. объяснили, в территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области Муратовым В.Н. были предоставлены для регистрации кандидатом в депутаты. 40 подписей избирателей на 14 подписных листах.

ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия г.о. Отрадный Самарской области приняла решение об отказе Муратову В.Н.

в регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

Основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 39 Закона Самарской области, являются недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление более десяти и более процентов недостоверных и/или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и/или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

По мнению представителей Муратова В.Н. Территориальная избирательная комиссия грубо нарушила законодательство РФ, регулирующее порядок проверки подписных листов и выдачи документов по результатам такой проверки.

В соответствии с ч. 15 ст. 37 Закона Самарской области установлено, если в результате проверки подписных листов установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором будет решаться вопрос о регистрации или об отказе в регистрации кандидату должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. То есть правовой смысл заключается в том, чтобы предоставить кандидату определенное установленное законом время для подготовки возражений по результатам проведенной проверки, в том числе для опроса сборщиков подписей о том, имели ли факты нарушения ими при сборе подписей избирательного законодательства. Территориальная избирательная комиссия этого права его лишило.

Проверка подписей осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 часов, при этом территориальная избирательная комиссия не сообщила Муратову В.Н. об окончании проверки и о готовности документов, содержащих результаты проведенной проверки, он получил документы только ДД.ММ.ГГГГ. Заседание Территориальной избирательной комиссии по отказу ему в регистрации в качестве кандидата состоялось ДД.ММ.ГГГГ. То есть, между вручением документов и заседанием комиссии прошло несколько часов. Кроме того, Муратову В.Н. необоснованно без объяснения причин было отказано в выдаче копий справок из экспертно-криминалистического центра, с указанным документом он не был ознакомлен. Данная справка Муратову В.Н. была предоставлена только ДД.ММ.ГГГГ после обращения в прокуратуру. Он, как кандидат, был лишен предоставленного ему законом права и достаточного времени на поиск доказательств необоснованности результатов проверки представленных им подписных листов. Указанные действия территориальной избирательной комиссии являются существенным нарушением процедуры проверки подписей, в связи с чем, он был поставлен в неравные условия по сравнению с иными кандидатам.

Кроме того, решение об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный незаконное, нарушающее избирательные права Муратова В.Н., поскольку в соответствии со ст. 37 Закона Самарской области, если регистрация кандидата осуществляется на основании необходимого в соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона количества собранных в поддержку кандидата подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведения об избирателях, и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. К указанной проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.

Основаниями для принятия территориальной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Муратова В.Н. кандидатом в депутаты явились справка экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и справки ОУФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым 12 подписей избирателей признаны недействительными. Выявленные нарушения отражены в протоколе проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, по мнению представителей Муратова В.Н., сведения, содержащиеся в справке экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют действительности и заведомо искажены.

Согласно справок ОУФМС были признаны недействительными восемь подписей избирателей.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» недействительными подписями следует считать подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.

Однако, сведения содержащиеся, в справке ОУФМС <адрес> не соответствуют действительности, в них указаны сведения о регистрации избирателей по месту жительства по прежнему адресу, в то время как на момент сбора подписей данные лица зарегистрированы и проживают по адресам, указанных в подписных листах. При сборе подписей избирателей в подписных листах указывались сведения об их месте жительства на основании данных о регистрации по месту жительства, содержащихся в паспортах данных избирателей.

Таким образом, указанные подписи в подписных листах являются действительными.

Кроме того, четыре подписи на основании справки экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признаны недостоверными

Однако, выводы, изложенные привлеченными территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный специалистами в справке от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют действительности, т.к. все подписи в подписных листах и даты их составления заполняли сами избиратели, что также можно определить визуально в каждом подлинном подписном листе без каких-либо экспертных исследований. Кроме того, не понятно, каким образом эксперт мог сделать вывод о том, поставлены подписи и даты их внесения не самими избирателями по столь малочисленному материалу.

Заявителем Муратовым В.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с Экспертно-криминалистическим центром н.п. ГУВД по <адрес>, согласно которому предметом договора является выполнение почерковедческой экспертизы. Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ( начало экспертизы- 10час.00 мин. ДД.ММ.ГГГГ, Окончено в 17час.30 мин. ДД.ММ.ГГГГ). Перед экспертом были поставлены вопросы :

  1. Кем выполнены даты внесения подписей от имени ФИО11, ФИО12, ФИО7, ФИО10 ими самими или иным лицом.

Согласно выводов эксперта : дата внесения подписей "19.08.2010г. от имени ФИО11, ФИО12, ФИО7, ФИО10 выполнены ими самими.

Следовательно, все подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, предоставленных им в территориальную избирательную комиссию, являются достоверными и действительными, а решение Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом - незаконным.

Кроме того, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ Муратова В.Н. не соответствуют требованиям ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поскольку не содержит разграничений признания подписей избирателей недостоверными либо недействительными, в связи с чем, является недействительным, а принятое на основании него решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Представители Муратова В.Н. просят учесть, что в соответствии с п. 45 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недостоверная подпись - это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, а недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Часть 9 ст. 37 Закона Самарской области, также как и федеральный закон, признает недостоверной подпись, выполненную от имени одного лица другим лицом, а ч. 10 ст. 37 этого же закона называет 11 оснований признания подписей недействительными. Таким образом, законодательство четко разграничивает недостоверность и недействительность подписей.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского созыва округа Отрадный Самарской области пятого созыва Муратова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ из представленных 40 подписей избирателей количество недостоверных подписей указано избирательной комиссией -12 подписей., что составило 30 % от общего числа представленных им подписей.

Однако из текста указанного итогового протокола проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что избирательная комиссия признала недействительными ( недостоверными) : 8 подписей избирателей ( по причине указания неверного адреса места жительства избирателя), 1 подпись избирателя ( по причине неверного адреса места жительства избирателя), 4 подписи ( по причине исполнения даты одним лицом) итого 13 подписей ( а не 12, как указано в том же итоговом протоколе проверки подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва Муратова В.Н от02.09.10г. указывается на 12 подписей избирателей являющихся недействительными.

- 8 подписей избирателей ( указание неверного адреса места жительства избирателя)-лист 1 подпись 2, лист 3 подпись 1, лист 4 подпись 1, лист 6 подпись 1, лист 7 подписи 2,3, лист 9 подпись3, лист 10 подпись 1,

1 подпись избирателя ( указание неверных паспортных данных избирателя),- лист № 6 подпись 3,

3 подписи избирателей ( дата исполнена одним лицом) лист 4 подпись 2, лист 9 подписи 1,2.

Признание 8 подписей избирателей недействительными ( согласно справки УФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) является необоснованным поскольку этот вывод был сделан на основании устаревших сведений об избирателях, содержащихся в базе данных УФМС <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию были поданы документы, опровергающие выводы избирательной комиссии о недействительности указанных подписей избирателей.- заявление избирателей ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, ФИО10,ФИО31, ФИО7, ФИО25, ФИО12 ( указанные заявления подтверждают правильность указания сведений об избирателях в подписных листах, а также факт собственноручного внесения избирателями своих подписей в подписные листы).,

копии паспортов избирателей ( подтверждающих правильность указания паспортных данных избирателей, сведений об адресе места жительства избирателей).

Указанные документы были представлены в распоряжение избирательной комиссии до заседания избирательной комиссии по вопросу регистрации, что подтверждается штампом избирательной комиссии о приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ

После заседания избирательной комиссии заявитель обратился ДД.ММ.ГГГГ в экспертное учреждение при ГУВД <адрес> с просьбой о проведении экспертного исследования ( почерковедческой экспертизы) по вопросу исполнения внесения подписей в подписном листе от имени избирателей ФИО11, ФИО12,ФИО30., ФИО9

В соответствии с Заключением эксперта ЭКЦ при ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ даты внесения подписей " ДД.ММ.ГГГГ" от имени ФИО11, ФИО12, ФИО7 ФИО10 выполнены самими избирателями

На основании изложенного полагают, что 37 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, являются достоверными и действительными, что составляет менее 10 % недействительных подписей от общего количества подписей и соответственно не может являться основанием для отказа в регистрации по п.5 ч.9 ст. 38 Закона Самарской области " О выборах депутатов представительного органа муниципального образования"

В соответствии с п/п «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона и с п. 5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Для регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу следует представить 36 подписей избирателей. По результатам проверки установлено, что кандидатом представлено достаточное для регистрации количество достоверных подписей, т.к. недостоверных подписей не выявлено. Следовательно, даже выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей не может являться основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.

На основании изложенного, представители Муратова В.Н. просят:

1. Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Муратову В.Н., а также итоговый протокол и ведомость проверки подписных листов кандидата Муратова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ

2. Обязать территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области зарегистрировать Муратова В.Н. кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

Представители Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный с судебном заседании заявленные требования Муратова В.Н. не признали и считают их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям :

ДД.ММ.ГГГГ Муратов В.Н. уведомил территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области о выдвижении кандидатом в депутаты Думы г.о. Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 09 в порядке самовыдвижения.

В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 года № 57-ГД «О выборе депутатов представительного органа муниципального образования» территориальная избирательная комиссия провела проверку соответствия порядка выдвижения кандидата Муратова В.Н. требованиям федеральных законов, Закона Самарской области.

Проверкой было установлено следующее :

В соответствии с требованиями ст. 36 Закона Самарской области в поддержку выдвижения кандидата могут собираться подписи избирателей, в порядке, определяемом Законом.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти.

Число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа № 17 составляет 1812 человек. Следовательно, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата на данном избирательном округе составляет 36 подписей.

Кандидат Муратов В.Н. ДД.ММ.ГГГГ представил в территориальную избирательную комиссию 14 подписных листов с 40 подписями.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона Самарской области избирательной комиссией для проведения проверки подписных листов могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения РФ, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.

Согласно справки экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справок ОУФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 12 подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о. Отрадный Самарской области пятого созыва Муратова В.Н. признаны недействительными. Следовательно, достоверных подписей в данном случае недостаточно для регистрации кандидата.

Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принято во внимание, так как не может являться надлежащим доказательством.

Вышеуказанные нарушения отражены в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва Муратова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более недостоверных и /или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидату.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 38 ч. 9 Закона «Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия приняла решение об отказе Муратову В.Н. в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 17.

По мнению представителя заинтересованного лица, не верен вывод заявителя Муратова В.Н. о том, что подписи в подписных листах достоверные, поскольку их недостоверность определена на основании официального документа специализированной организации – справкой экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес>.

Кроме того, представитель заинтересованного лица не согласна с утверждением заявителя, что итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о. <адрес> пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поскольку не содержит разграничений признания подписей избирателей недействительными либо недостоверными, т.к. Закон Самарской области содержит требование лишь об указании количества подписей, признанных недостоверными и/или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Вышеуказанный протокол в полном объеме отражает все необходимые сведения, установленные законодательством.

По мнению представителя заинтересованного лица, оснований для признания незаконным решения территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Муратову В.Н. не имеется.

На основании изложенного представитель Территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный просит в удовлетворении заявленных требований Муратова В.Н. отказать.

Допрошенные в судебном заседании свидетели показали :

Свидетель ФИО10 пояснила, что проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ к ней приходил агитатор для сбора подписей в пользу Муратова. она ДД.ММ.ГГГГ расписалась в листе и поставила сама дату. Через некоторое время к ней опять пришли, за подтверждением того, что она ставила подпись и дату в листе. После этого ездили в <адрес>, там она писала на листе образцы цифр- "19.08.10г. « Отбирала подписи женщина в милицейской форме. Также она писала заявление в подтверждение того, что она сама делала записи в подписном листе.

Свидетели ФИО11 и ФИО12 дали аналогичные показания.

Свидетель ФИО7 пояснила, что проживает в <адрес>6. ДД.ММ.ГГГГ к ней домой пришли агитаторы, предложили поставить подпись в поддержку кандидата в депутаты Муратова В.Н. Она согласилась и поставила в листе свою подпись и дату собственноручно. ДД.ММ.ГГГГ ей предложили поехать в <адрес> на экспертизу, чтобы подтвердить, что подпись и дата на листе выполнены ею. Она ездила в <адрес> на экспертизу, где писала целый лист цифр. Также она писала заявление в избирательную комиссию о подтверждении своей подписи на листе в поддержку Муратова В.Н.

ФИО13 в судебном заседании пояснила, что является старшим экспертом ЭКЦ при ГУВД <адрес>, стаж работы 10 лет. Имеет 7 допусков к производству экспертиз. ДД.ММ.ГГГГ ей поступил материал для производства почерковедческой экспертизы. Были представлены подписные листы, а также четыре человека, у которых она сама отобрала экспериментальные образцы, каждым был исписан лист своим почерком. Вывод заключения был категоричным. Она его подтверждает. Также поясняет, что экспертиза может проводиться и по копиям документов.

По поводу исследований подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ также может сказать, что при наличии представленного материала для проведения исследований вывод она сделала категоричный.

Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что заявленные требования Муратова В.Н. подлежат удовлетворению, свидетелей, специалиста, считает, что заявленные требования Муратова В.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям :

Согласно представленной справки эксперта от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения почерковедческого исследования подписных листов в поддержку кандидата Муратова В.Н. установлено следующее : на листе 4 в строках 1,2 даты исполнены одним лицом,

- на листе 9 в строках 1.2 даты исполнены одним лицом.

Но данный вывод опровергается заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, сделанный тем же экспертом – ФИО13, согласно которому, исследовались те же подписные листы и отбирались образцы экспериментального почерка ( что при проведении исследований не делалось, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ), согласно выводам - " даты внесения подписей " ДД.ММ.ГГГГ" от имени ФИО11, ФИО12, ФИО7, ФИО10 выполнены ими самими.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что заключение эксперта имеет правовой процессуальный статус документа выше, чем выводы исследований, заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ следует принять за основу, а подписи избирателей ФИО11, ФИО12, ФИО7, ФИО10 признать действительными и подлежащими учету, что подтверждается и показаниями указанных лиц, подтвердивших факт написания ими в подписных листах своих подписей и дат собственноручно.

Решением избирательной комиссии Самарской области от 12.12.2006 года № 119/135, председателем территориальной избирательной комиссией городского округа Отрадный был назначен Кузьмин Н.П.

Решением избирательной комиссии Самарской области от 29.02.2008 года № 26/217-4 были прекращены полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Кичимаевой О.Н.

Решением избирательной комиссии Самарской области от 29.01.2008года № 22/186-4, Мифтахова Г.И. освобождена от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный.

Решением избирательной комиссии Самарской области от 08.12.2009 года № 63/425-4 членом избирательной комиссии с правом решающего голоса назначена Зарипова Ф.Ш., решением от 16.06.2010 года № 73/525 – Атласова Н.В..

Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области четвертого созыва (2005-2010) от 20.07.2010 года № 449,назначены выборы депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва на 10.10.2010 года. Данное решение опубликовано в газете «Рабочая трибуна» от 29.07.2010 года 29(6271).

Решением от 09.10.2008 года № 40/280-4 избирательной комиссии Самарской области, на территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области сроком на четыре года возложены полномочия избирательной комиссии городского округа Отрадный Самарской области.

Решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области от 22.07.2010 года № 4 было установлено время работы Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области по выборам Депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва.

В соответствии с решением Думы городского округа Отрадный Самарской области от 29.06.2010 года № 445, утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. Всего определено 20 границ избирательных округов, опубликованные в газете «Рабочая трибуна» от 01.07.2010 года № 26 (6268).

В соответствии со ст. 32 ч. 2 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области от 22.07.2010 года № 3, Территориальной избирательной комиссией приняты полномочия двадцати окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва.

Статья 32 ч. 1, ч. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает право граждан Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом быть выдвинутыми кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Статья 38 ч. 1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает регистрацию кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД) - закон в соответствии с нормами федерального законодательства регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Самарской области выборов депутатов представительного органа любого муниципального образования в Самарской области.

В соответствии со ст. 4 п. 3 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД), выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляется открыто и гласно. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57 –ГД, выдвижение кандидатов производится в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов.

В силу ст. 34 ч. 1 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» ( в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Статьей 36 ч. 1, ч. 2 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» регистрация кандидата, списка кандидатов при наличии документов, указанных в ч. 3 и 5 статьи 33, частях 4 и 5 статьи 35, частях 2, 3 ст. 35.1 указанного закона, осуществляется на основании необходимого в соответствии с ч. 2 ст. 36 настоящего закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей. В этом случае, в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Избирательной комиссией самарской области.

Согласно ст. 38 ч. 3 Закона Самарской области, количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на десять процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить мене 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.

Согласно схеме одномандатных округов по выборам депутатов Думы городского округа <адрес> пятого созыва, являющего приложением к решению Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , число избирателей на 17 избирательном округе составляет 1812.

Следовательно, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа № 17 необходимо собрать в поддержку 36 подписей (2% от 1781).

ДД.ММ.ГГГГ Муратов В.Н. уведомил территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> о выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 в порядке самовыдвижения, с приложением необходимых документов, указанных в ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД.

Муратову В.Н. выдано подтверждение в получении документов о выдвижении кандидата в Депутаты городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

ДД.ММ.ГГГГ Муратов В.Н. предоставил в Территориальную избирательную комиссию 1 папку с подписными листами на 14 листах с подписями 40 избирателей, которые пронумерованы, прошнурованы и скреплены собственноручной подписью Муратова В.Н.

Количество подписей, предоставленных Муратовым В.Н. в поддержку его кандидатуры, не превышает установленного законом количества.

В силу ст. 36 п. 6 Закона Самарской области от 08.06.206 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. ( п. 7 ст. 36 Закона).

Статья 37 ч. 1 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусматривает регистрацию кандидата, списка кандидатов на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В силу п. 2 ст. 37 указанного Закона, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки, указанной в части 1 ст. 37, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников аппарата данной избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К указанной в части 1 настоящей статьи проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, соответствующая избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Пунктом 4 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.

По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной ( п. 6 ст. 37 Закона)

Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию (п. 7 ст. 37 Закона)

Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными (п. 8 ст. 37 Закона).

Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона (п. 9 ст. 37 Закона).

Пунктом 10 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусмотрены основаниями для недействительности подписей, в том числе недействительными подписями следует считать:

- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей (п/п 2);

- подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи ( п/п 3);

- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (п/п 5);

Пунктом 14 ст. 37 Закона Самарской области предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до заседания соответствующий избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 5 части 9 и пунктом 4 части 10 статьи 38 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

О результатах соответствующей проверки, предусмотренной в части 1 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения в указанный срок должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. ( П. 15 ст. 37 Закона)

Кроме того, Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный были направлены в Отделение Управления Федеральной Миграционной службы России по <адрес> в <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) подписные листы кандидатов, содержащих сведения о паспортных данных избирателей для проверки достоверности сведений, указанных в подписных листах, представленных в территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области.

Из журнала извещений кандидатов заседаний территориальной избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, подтверждается, что Муратов В.Н. был извещен ДД.ММ.ГГГГ о дате заседания территориальной избирательной комиссии по проверке подписей, назначенного ДД.ММ.ГГГГ на 16.00 часов.

В судебном заседании установлено, что лишь три подписи в подписных листах, в поддержку кандидата в депутаты Муратова В.Н. могут быть признаны недействительными, а именно подпись ФИО23, ФИО19 и ФИО22 Остальные 37 подписей являются достоверными и действительными и подлежат учету,

Журналом регистрации выдачи копий решений территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> подтверждается, что Муратов В.Н. получил протокол проверки подписей, ведомость, справки, подписные листы ДД.ММ.ГГГГ, а выписку из справки эксперта Муратов В.Н. получил только ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количестве подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Указанное основание для отказа в регистрации отказа в регистрации кандидата установлено и подпунктом «д» пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

В соответствии с п. 12 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению избирательной комиссии, установленных ч. 9-11 ст. 38 указанного закона, являются исчерпывающими.

Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Муратову В.Н. было отказано в регистрации кандидатов депутаты Думы Городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 17, ДД.ММ.ГГГГ в 12.25 часов.

Решение Территориальной избирательной комиссии принято по тому основанию, что недостоверными и недействительными были признаны 30 % подписей избирателей.

В судебном заседании установлено, что территориальной избирательной комиссией городского округа Отрадный Самарской области были нарушены права кандидата Муратова В.Н., представленные ему избирательным законодательством, поскольку документы по результатам проверки ему не были вручены за двое суток до дня принятия решения Территориальной избирательной комиссии, были вручены за день до дня вынесения ТИК решения, а справка по результатам почерковедческого исследования была получена уже после принятия такого решения.

Однако, по мнению суда, нарушение сроков передачи Муратову В.Н. документов по результатам проверки подписных листов, а также справки по результатам почерковедческого исследования, не может являться безусловным основанием для признания и отмены решения избирательной комиссии.

В силу п. 6 ст. 38 указанного федерального закона при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

При проверке подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Муратова В.Н. Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный было выявлено 30 % недействительных и недостоверных подписей, что составляет более 10% от необходимого количества, что было опровергнуто в ходе судебных заседаний и установлено, что недостоверными ( недействительными являются лишь три подписи из 40, а действительными являются 37 ( 40-3) подписей, что является достаточным для принятия решения о регистрации Муратова В.Н. кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 17.

Почерковедческое исследование проводилось Экспертно-криминалистическим центром ГУВД по <адрес> по согласованию с Территориальной избирательной комиссией городского округа <адрес>. Эксперты, указанного центра, являются специалистами, обладающими специальными познаниями в области почерковедения.

Заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ опровергнуты выводы исследований эксперта от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, являющего приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. , экспертно-криминалистическая деятельность заключается в осуществлении экспертно-криминалистическими центрами, отделами (отделениями) органов внутренних дел (подразделений) системы МВД России государственной судебно-экспертной деятельности, а также применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченным законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц, к числу которых, в том числе, относятся избирательные комиссии (п. 3.5.)

В соответствии с п. 14 указанного Наставления, экспертно-криминалистическая деятельность при реализации избирательны прав гражданами РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах РФ о проведении выборов и включает в себя участие сотрудником ЭКП по запросам избирательных комиссий в качестве специалистов в деятельности рабочих групп по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформлению подписных лисов, достоверности сведений об избирателях или участниках референдума, содержащихся в подписных листах и их подписей.

При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (п. 16)

Пунктом 41 Наставления предусмотрено, что результаты предварительного исследования оформляются справкой об исследовании, которая подписывается сотрудником, его проводившим и руководителем ЭКП.

Выводы эксперта ( заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ) убедительны и не вызывают сомнения у суда.

Сведений о какой-либо заинтересованности экспертов Экспертно-криминалистического центра ГУВД по <адрес> в исходе дела и иных объективных оснований для наличий сомнений, заявителем суду представлено не было.

Также суд учитывает и то обстоятельство, что ФИО13 подписавшая заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ имеет свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ на право самостоятельного производства судебных экспертиз, в том числе право производства дактилоскопических экспертиз, почерковедческих экспертиз, технико-криминалистических экспертиз документов,

Суд, оценивает показания свидетелей, как достоверные и не вызывающие сомнений, в суде они четко пояснили, что сами лично ставили свои подписи и даты в подписных листах.

Кроме того, данное обстоятельство подтверждается выводами эксперта, не доверять выводам которых у суда оснований не имеется.

Судом проверены доводы Муратова В.Н. о том, что:

в подписном листе 1 в строке 2 указан неверно адрес места жительства избирателя, в листе 3 в строке 1 неверный адрес места жительства избирателя, в листе 4 в строке 1 указан неверный адрес места жительства избирателя,

в листе 6 в строке 1, указан неверный адрес места жительства, в строке 3 неверные паспортные данные избирателя,

- в листе 9 в строке 3 неверный адрес места жительства избирателя, в листе 10 в строке 1 неверный адрес места жительства избирателя.

Но согласно представленной справки УФМС в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО20 ( лист 1 строка 2 ) зарегистрирована по адресу -0 <адрес> в подписном листе указан тот же адрес,

ФИО8 ( лист 3 строка 1 )зарегистрирована по адресу – <адрес>, в подписном листе указан адрес тот же,

ФИО7 ( лист 4 строка 1 ) зарегистрирована по адресу <адрес>, в подписном листе указан тот же адрес,

ФИО21 ( лист 6 строка 1 ) зарегистрирована по адресу – <адрес> ( что подтверждается отметкой в паспорте на ее имя, в подпис- ном листе указан адрес – <адрес> <адрес>,

ФИО22 ( лист 6 строка 3) данные паспорта , согласно подписному листу

ФИО23 ( лист 7 строка 2) зарегистрирован по адресу – <адрес>, в подписном листе адрес- <адрес>

ФИО24 ( лист 7 строка 3) зарегистрирован по адресу – <адрес>, в подписном листе указан адрес г. 0традный <адрес>,

ФИО25 ( лист 9 строка 3) зарегистрирована по адресу – <адрес>, в подписном листе указан тот же адрес,

ФИО26 ( лист 10 строка 1 ) зарегистрирован по адресу – <адрес>, в подписном листе указан тот же адрес.

Исходя из чего следует что подписи и даты, выполненные ФИО20, ФИО8, ФИО7, ФИО21, ФИО25 ФИО26 следует читать действительными и подлежащими учету.

Недействительными являются лишь три подписи. ФИО21, ФИО19, ФИО27

Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный признаны недействительными 12 подписей. ( хотя в итоговом протоколе количество недостоверных подписей в графе- количество недостоверных ( недействительных) подпи сей указано- 8+1+4 = 13, тогда как в выводах в протоколе указано 12 недостоверных ( недействительных ) подписей безо всяких комментариев. Но в судебном заседании установлено, что недостоверными ( недействительными ) являются лишь 3 подписи

По одномандатному избирательному округу № 17 число избирателей

составляет 1812, необходимо 2% в поддержку кандидата, т.е. 36 подписей.

Муратовым В.Н. представлено в его поддержку 40 подписей, без учета недостоверных (недействительных) подписей, подлежат учету 37 подписей, что достаточно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

В силу п.5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количестве подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Указанная норма закона не противоречит п. г) п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Действительно согласно ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверная подпись – это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом ( п/п 45), а недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей ( п/п 44).

Однако, исходя из смысла вышеуказанных норм, недостоверные и недействительные подписи при подсчете подлежат суммированию. Кроме того, вышеуказанная норма закона применима только, когда территориальной комиссией от общего числа представленных подписей отбираются подписи для проверки.

Территориальной избирательной комиссией была проведена проверка всех подписей представленных в поддержку кандидата в депутаты Муратова В.Н. следовательно, указанная норма закона в данном случае применению не подлежит.

В связи с чем, Муратову В.Н. необоснованно и незаконно отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва.

Доводы представителей избирательной комиссии о том, что не может быть надлежащим доказательством заключение эксперта, проведенное по инициативе Муратова В.Н. и то обстоятельство, что Муратовым проведена повторно проверка подписных листов, не могут быть приняты во внимание, так как каких-либо нарушений в проведении почерковедческой экспертизы судом не установлено. Федеральный закон и Закон Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» не устанавливают ограничений сторонам в предоставлении доказательств в суд, что регламентировано и требованиями общих норм ГПК РФ ( права истца, ответчика, заявителя). Суд дал надлежащую оценку представленным Муратовым В.ЕН. в суд доказательствам, в частности заключению эксперта, признав данное заключение допустимым

доказательством.

Довод представителей ТИК о том, что Муратов не имел права проводить повторную проверку подписных листов также противоречит требованиям вышеуказанных законов, В соответствии с законом № 225-ФЗ от 05.12.2006г. повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона. Но по смыслу закона полная проверка представляет собой проведение в полном объеме действий территориальной избирательной комиссии от начала до конца, что не производилось. Запрета на обращение в экспертное подразделение физическим лицом ( каковым является Муратов В.Н.) для проведения почерковедческой экспертизы не имеется. Муратов В.Н. имеет право как гражданин обратиться в суд за защитой своих интересов и закон ( в том числе ГПК РФ) обязывает его представлять доказательства в том объеме, в каком он считает нужным, что им и было сделано. Судом не установлено фактов представления доказательств, добытых с нарушением закона. Довод представителей ТИК о том, что заявителем неправильно указано название избирательной комиссии, действия которой он обжалует, а именно «Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва», также не может являться основанием к отказу в удовлетворении его требований по формальному признаку, так как заявителем обжалуется решение именно территориальной избирательной комиссии по выборам в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 об отказе ему в регистрации.

При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, решение Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Муратову В.Н. подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Муратова Владимира Николаевича удовлетворить, признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Муратову Владимиру Николаевичу в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 17 от ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 25 мин., а также итоговый протокол и Ведомость проверки подписных листов кандидата Муратова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Муратова Владимира Николаевича.

Решение подлежит немедленному исполнению с правом обжалования в Самарский областной суд в течение 5 дней.

Судья: