РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 сентября 2010 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе: председательствующего Петрова В.А. с участием прокурора Кутумова А.А. при секретаре Сафроновой Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Романовой Натальи Викторовны о защите избирательных прав гражданина, об отмене решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидату в Депутаты Думы городского округа г. Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № УСТАНОВИЛ: Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области четвертого созыва (2005-2010) от 20.07.2010 года № 449 были назначены выборы депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва на 10.10.2010 года. ДД.ММ.ГГГГ Романова Н.В.подала в Территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области заявление о выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 в порядке самовыдвижения, приложив необходимые документы, предусмотренные законом ДД.ММ.ГГГГ Романова Н.В. представила в территориальную избирательную комиссию 16 подписных листов с 40 подписями в поддержку ее кандидатуры, протокол об итогах сбора подписей. Решением Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Романовой Н.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 12. Романова Н.В. обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав гражданина, признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области. В судебном заседании Романова Н.В. и ее представители объяснили, что в порядке самовыдвижения на основании ст. 34 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» Романова Н.В. были выдвинута кандидатом в Депутаты г.о. Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12. Схемой одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, утвержденной Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области от 29.06.2010 года № 445 «Об утверждении схемы одномандатных избирательны округов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва», определено, что в одномандатном избирательном округе № 12 число избирателей составляет 1781, следовательно, количество подписей избирателей, достаточных для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 12 составляет 36 подписей. ДД.ММ.ГГГГ Романовой Н.В. в территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области были предоставлены для регистрации кандидатом в депутаты 40 подписей избирателей на 16 подписных листах. ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия г.о. Отрадный Самарской области приняла решение № об отказе Романовой Н.В. в регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12, по тому основанию, что в представленных ею подписях избирателей выявлено 11 недостоверных и недействительных подписей, что составляет более 10% от общего количества представленных подписей. По мнению Романовой Н.В. и ее представителя, Территориальная избирательная комиссия г.о. Отрадный грубо нарушила законодательство, регулирующее порядок проверки подписных листов и выдачи документов по результатам проверки. В соответствии с ч. 15 ст. 37 Закона Самарской области установлено, если в результате проверки подписных листов установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором будет решаться вопрос о регистрации или об отказе в регистрации кандидату должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. То есть правой смысл заключается в том, чтобы предоставить кандидату определенное установленное законом время для подготовки возражений по результатам проведенной проверки, в том числе для опроса сборщиков подписей о том, имели ли факты нарушения ими при сборе подписей избирательного законодательства. Территориальная избирательная комиссия этого права лишило. Проверка подписей осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 часов, при этом территориальная избирательная комиссия не сообщила ей об окончании проверки и о готовности документов, содержащих результаты проведенной проверки, она получила документы только ДД.ММ.ГГГГ после 14 часов дня. Заседание Территориальной избирательной комиссии по отказу Романовой Н.В. в регистрации в качестве кандидата состоялось ДД.ММ.ГГГГ. То есть, между вручением документов и заседанием комиссии прошло менее двух суток. Кроме того, Романовой Н.В. необоснованно без объяснения причин было отказано в выдаче копий справок из экспертно-криминалистического центра, с указанным документом она не была ознакомлен. Данная справка ей была предоставлена только ДД.ММ.ГГГГ после обращения в прокуратуру. Романова Н.В., как кандидат, была лишена предоставленного ей законом права и достаточного времени на поиск доказательств необоснованности результатов проверки представленных ею подписных листов. Указанные действия территориальной избирательной комиссии являются существенным нарушением процедуры проверки подписей, в связи с чем, она была поставлена в неравные условия по сравнению с иными кандидатам. Основаниями для принятия территориальной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Романовой Н.В. кандидатом в депутаты явились справка экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и справки ОУФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым 11 подписей избирателей признаны недействительными. Выявленные нарушения отражены в протоколе проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, сведения содержащиеся, в справке ОУФМС <адрес> не соответствуют действительности, в них указаны сведения о регистрации избирателей по месту жительства по прежнему адресу, в то время как на момент сбора подписей данные лица зарегистрированы и проживают по адресам, указанных в подписных листах. При сборе подписей избирателей в подписных листах указывались сведения об их месте жительства на основании данных о регистрации по месту жительства, содержащихся в паспортах данных избирателей. А в представленных сведениях ОУФМС содержатся паспортные данные с места регистрации избирателя на момент его выдачи, о чем Территориальной избирательной комиссии было сообщено На основании справок ОУФМС недействительными были признаны 6 подписей избирателей, а именно в подписном листе № 3 строка 1, 2, в подписном листе № 4 строки 1,2, в подписном листе 9 строка 3, в подписном листе 11 строка 2. Однако, указанные 6 подписей в подписных листах являются действительными. Кроме того, сведения, содержащиеся в справке экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют действительности и заведомо искажены. Выводы, изложенные привлеченными территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный специалистами в справке № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют действительности, т.к. все подписи в подписных листах и даты их составления заполняли сами избиратели, что также можно определить визуально в каждом подлинном подписном листе без каких-либо экспертных исследований. Кроме того, не понятно, каким образом эксперт мог сделать вывод о том, поставлены подписи и даты их внесения не самими избирателями по столь малочисленному материалу. Следовательно, 4 подписи, признанные на основании справки ЭКЦ ГУВД по <адрес> являются действительными и подлежат учету. Следовательно, все подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, предоставленным им в территориальную избирательную комиссию, являются достоверными и действительными, а решение Территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом - незаконным. Кроме того, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей не соответствуют требованиям ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поскольку не содержит разграничений признания подписей избирателей недостоверными либо недействительными, в связи с чем, является недействительным, а принятое на основании него решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Романова Н.В. и ее представитель просят учесть, что в соответствии с п. 45 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недостоверная подпись - это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, а недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Часть9 ст. 37 Закона Самарской области, также как и федеральный закон, признает недостоверной подпись, выполненную от имени одного лица другим лицом, а ч. 10 ст. 37 этого же закона называет 11 оснований признания подписей недействительными. Таким образом, законодательство четко разграничивает недостоверность и недействительность подписей. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов 10 подписей признаны недействительными и недостоверными. При этом, итоговый протокол не содержит разграничения на недействительные и недостоверные подписи, а содержит информацию об основаниях признания подписей недействительными или недостоверными. Так, согласно итоговому протоколу Территориальная избирательная комиссия выявлено только 2 недостоверных подписи и то по сомнительно справке ЭКЦ ГУВД по <адрес>. Следовательно, другие подписи в количестве 8 подписей являются недействительными. В соответствии с п/п «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона и с п. 5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Для регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу № 12 следует представить 36 подписей избирателей. По результатам проверки установлено, что кандидатом представлено достаточное для регистрации количество достоверных подписей, т.к. недостоверных подписей не выявлено. Следовательно, даже выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей не может являться основанием для отказа регистрации в кандидаты в депутаты. На основании изложенного Романова Н.В. и ее представитель просят: 1. Отменить решение территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Романовой Н.В. 2. Обязать территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области зарегистрировать Романову Н.В. кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №12 и выдать ей удостоверение кандидата в депутаты городского округа Отрадный Самарской области. Представители Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный с судебном заседании заявленные требование не признали и считают их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ Романова Н.В. уведомила территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области о выдвижении кандидатом в депутаты Думы г.о. Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 в порядке самовыдвижения. В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 года № 57-ГД «О выборе депутатов представительного органа муниципального образования» территориальная избирательная комиссия провела проверку соответствия порядка выдвижения кандидата Романовой Н.В. требованиям федеральных законов, Закона Самарской области. Проверкой было установлено следующее: В соответствии с требованиями ст. 36 Закона Самарской области в поддержку выдвижения кандидата могут собираться подписи избирателей, в порядке, определяемом Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти. Число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа №12, составляет 1781 чел. Следовательно, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата на данном избирательном округе составляет 36 подписей. Кандидат Романова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ представила в территориальную избирательную комиссию 16 подписных листов с 40 подписями. В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона самарской области избирательной комиссией для проведения проверки подписных листов могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения РФ, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Согласно справки экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, справок ОУФМС <адрес> от02.09.2010 года, 11 подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о. <адрес> пятого созыва Романовой Н.В. признаны недействительными. Следовательно, достоверных подписей в данном случае недостаточно для регистрации кандидата. Вышеуказанные нарушения отражены в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва Романовой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более недостоверных и /или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидату. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 38 ч. 9 Закона «Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», ДД.ММ.ГГГГ в 12.10 часов территориальная избирательная комиссия приняла решение об отказе Романовой Н.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 12. По мнению представителя заинтересованного лица, не верен вывод заявителя Романовой Н.В. о том, что подписи в подписных листах достоверные, поскольку их недостоверность определена на основании официального документа специализированной организации – справкой экспертно-криминалистического центра при ГУВД <адрес>. Кроме того, представитель заинтересованного лица не согласна с утверждением заявителя, что итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о. <адрес> пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поскольку не содержит разграничений признания подписей избирателей недействительными либо недостоверными, т.к. Закон Самарской области содержит требование лишь об указании количества подписей, признанных недостоверными и/или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Вышеуказанный протокол в полном объеме отражает все необходимые сведения, установленные законодательством. По мнению представителя заинтересованного лица, оснований для признания незаконным решения территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Романовой Н.В. не имеется. На основании изложенного представитель Территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный просит в удовлетворении заявленных требований Романовой Н.В. отказать. Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, свидетелей, специалиста считает, что заявленные требования Романовой Н.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Свидетель ФИО4 пояснила, что к ней приходила ФИО5 Валентина, предложила поставить подпись в поддержку кандидата в депутаты Романовой. Предложила стать сборщиком подписей. Она согласилась. Поставила в листе свою подпись и дату. Затем стала заполнять подписные листы. Заполнила 3 листа – 9 подписей. Ее подписные листы заполнялись в две даты. Она собирала и заполняла данные у ФИО19 1927 г. рождения Точно дату не помнит, но примерно собирала ДД.ММ.ГГГГ Свидетель ФИО5 пояснила, что она была сборщиком подписей в поддержку кандидата в депутаты Романовой по ее просьбе. Сколько заполнила листов не помнит, но сначала собрала 15 подписей, затем еще 12. Она ходила по домам к избирателям. Свидетель ФИО6 пояснила, что к ней приходила женщина агитатор. На лестничной площадке ФИО6 ей показала паспорт, та записала данные с него в лист Она поставила дату и подпись в какой день не помнит. ФИО7 пояснила в судебном заседании, что она с 2000 года работает старшим экспертом Отдела криминалистических экспертиз Экспертно-криминалистического центра ГУВД по <адрес>. На основании запроса Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный она проводила почерковедческое исследование подписных листов по методике проведения почерковедческого исследования Винберга Л.А. и Шванковой М.Б. При проведении исследования использовалась специальная криминалистическая техника. Исследовала каждый подписной лист, где выявляла совокупность общих и частных признаков почерка, при этом учитывала, что при изменении лицом своего почерка, признаки личного почерка остаются. По каждому подписному листу делала вывод по результатам исследования. Почеркового материала и времени для проведения исследования было достаточно. По результатам исследования была составлена справка, что предусмотрено приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Подтвердила выводы, изложенные в справке № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам исследования подписных листов Романовой Н.В. Материалами дела подтверждается следующее : Решением Думы городского округа Отрадный Самарской области четвертого созыва (2005-2010) от 20.07.2010 года № 449,назначены выборы депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва на 10.10.2010 года. Данное решение опубликовано в газете «Рабочая трибуна» от 29.07.2010 года 29(6271). Решением от 09.10.2008 года № 40/280-4 избирательной комиссии Самарской области, на территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области сроком на четыре года возложены полномочия избирательной комиссии городского округа Отрадный Самарской области. В соответствии с решением Думы городского округа Отрадный Самарской области от 29.06.2010 года № 445, утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. Всего определено 20 границ избирательных округов, опубликованные в газете «Рабочая трибуна» от 01.07.2010 года № 26 (6268). В соответствии со ст. 32 ч. 2 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Отрадный Самарской области от 22.07.2010 года № 3, Территориальной избирательной комиссией приняты полномочия двадцати окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. Статья 32 ч. 1, ч. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает право граждан Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом быть выдвинутыми кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Статья 38 ч. 1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает регистрацию кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 08.06.206 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД) - закон в соответствии с нормами федерального законодательства регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Самарской области выборов депутатов представительного органа любого муниципального образования в Самарской области. В соответствии со ст. 4 п. 3 Закона Самарской области от 08.06.206 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД), выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляется открыто и гласно. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57 –ГД, выдвижение кандидатов производится в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов. В силу ст. 34 ч. 1 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» ( в ред. Закона от 02.07.2010 N 74-ГД) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Статьей 36 ч. 1, ч. 2 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» регистрация кандидата, списка кандидатов при наличии документов, указанных в ч. 3 и 5 статьи 33, частях 4 и 5 статьи 35, частях 2, 3 ст. 35.1 указанного закона, осуществляется на основании необходимого в соответствии с ч. 2 ст. 36 настоящего закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей. В этом случае, в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Избирательной комиссией Самарской области. Согласно ст. 38 ч. 3 Закона Самарской области, количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на десять процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи. Согласно схеме одномандатных округов по выборам депутатов Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, являющегося приложением к решению Думы городского округа Отрадный Самарской области от 29.06.2010 года № 445, число избирателей на 12 избирательном округе составляет 1781. Следовательно, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа необходимо собрать в поддержку 36 подписей (2% от 1781). ДД.ММ.ГГГГ Романова Н.В. уведомила территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> о выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 в порядке самовыдвижения, с приложением необходимых документов, указанных в ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД. Романовой Н.В. выдано подтверждение в получении документов о выдвижении кандидата в Депутаты городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГ Романова Н.В. предоставила в Территориальную избирательную комиссию 1 папку с подписными листами на 16 листах с подписями 40 избирателей, которые пронумерованы, прошнурованы и скреплены собственноручной подписью Романовой Н.В. Количество подписей, предоставленных Романовой Н.В. в поддержку ее кандидатуры, не превышает установленного законом количества. В силу ст. 36 п. 6 Закона Самарской области от 08.06.206 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. ( п. 7 ст. 36 Закона). Статья 37 ч. 1 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусматривает регистрацию кандидата, списка кандидатов на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. В силу п. 2 ст. 37 указанного Закона, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки, указанной в части 1 ст. 37, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников аппарата данной избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К указанной в части 1 настоящей статьи проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, соответствующая избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Пунктом 4 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной ( п. 6 ст. 37 Закона) Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию (п. 7 ст. 37 Закона) Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными (п. 8 ст. 37 Закона). Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона (п. 9 ст. 37 Закона). Пунктом 10 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусмотрены основаниями для недействительности подписей, в том числе недействительными подписями следует считать: - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей (п/п 2); - подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи ( п/п 3); - подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (п/п 5); Пунктом 14 ст. 37 Закона Самарской области предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до заседания соответствующий избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 5 части 9 и пунктом 4 части 10 статьи 38 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". О результатах соответствующей проверки, предусмотренной в части 1 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения в указанный срок должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. ( П. 15 ст. 37 Закона) ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) Территориальная избирательная комиссия городского округа <адрес> в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обратилось в начальнику ЭКЦ при ГУВД по <адрес> об оказании содействия в проведении почерковедческой экспертизы подписных листов, представленных кандидатами в Депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, а именно, в установлении факта выполнения даты от имени избирателя иным лицом (другим избирателем, сборщиком подписей, лицом, заверяющим подписной лист или иным неизвестным лицом), в том числе установлении факта выполнения одним лицом даты от имени различных избирателей в одном или разных подписных листах. Согласно справке эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения почерковедческого исследования подписных листов в поддержку кандидата Романовой Н.В. в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, подшитых в книгу №, установлено следующее: - на листе 5 в строке 1 даты исполнены одним лицом - на листе 11 в строках 2,3 даты исполнены одним лицом - на листе 14 в строке 3 подпись и дата избирателя выполнена им не собственноручно - на листе 15 в строке 1 подпись и дата избирателя выполнена не им собственноручно. Указанная справка подписана старшим экспертом ОКЭ ЭКЦ ГУВД <адрес> ФИО7 и начальником ОКЭ ЭКЦ ГУВД <адрес> ФИО10 Кроме того, Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный были направлены в Отделение Управления Федеральной Миграционной службы России по <адрес> в <адрес> (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) подписные листы кандидатов, содержащих сведения о паспортных данных избирателей для проверки достоверности сведений, указанных в подписных листах, представленных в территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес>. Из журнала извещений кандидатов заседаний территориальной избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа <адрес> пятого созыва, подтверждается, что Романова Н.В. была извещена ДД.ММ.ГГГГ о дате заседания территориальной избирательной комиссии по проверке подписей, назначенного ДД.ММ.ГГГГ на 16.00 часов, и о дне заседания по регистрации, назначенного на05.09.2010 года в 12.00 часов.. Ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный пятого созыва Романовой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения: - подписной лист 3 в строках 1,2 неверный адрес места жительства избирателя - подписной лист 4 в строках 1,2 неверный адрес места жительства избирателя - подписной лист 5 в строке 1 даты исполнены одним лицом - подписной лист 8 в строке 1 неверные паспортные данные избирателя - подписной лист 9 в строке 3 неверный адрес места жительства избирателя, - подписной лист 11 в строках 2 дата исполнена одним лицом, неверно указаны паспортные данные избирателя. В строке 3-дата исполнена одним лицом, - подписной лист 14 в строке 3 подпись и дата избирателя выполнена не им собственноручно - подписной лист 15 в строке 1 подпись и дата выполнена им не собственноручно. Согласно итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва Романовой Н.В. из 40 представленных и проверенных подписей, недостоверными и недействительными признаны 11 подписей, что составляет 27,5%. В связи с чем, усматриваются основания для отказа в регистрации кандидата по пункту 10 статьи 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Журналом регистрации выдачи копий решений территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> подтверждается, что Романова Н.В. получила протокол проверки подписей, ведомость, справки, подписные листы ДД.ММ.ГГГГ, а выписку из справки эксперта получила ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количестве подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Указанное основание для отказа в регистрации отказа в регистрации кандидата установлено и подпунктом «д» пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» В соответствии с п. 12 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению избирательной комиссии, установленных ч. 9-11 ст. 38 указанного закона, являются исчерпывающими. Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Романовой Н.В. было отказано в регистрации кандидатов депутаты Думы Городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 12, в 12.10 часов. Решение Территориальной избирательной комиссии принято по тому основанию, что недостоверными и недействительными были признаны 27,5% подписей избирателей. Копию решения Территориальной избирательной комиссии Романова Н.В. получила ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью в Журнале. При проверке подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Романовой Н.В. Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный было выявлено 27,5% недействительных и недостоверных подписей, что составляет более 10% от необходимого количества. Судом не приняты доводы Романовой Н.В. и ее представителей о том, что справка ЭКЦ ГУВД <адрес> является необоснованным и не соответствует действительности по следующим основаниям. Почерковедческое исследование проводилось Экспертно-криминалистическим центром ГУВД по <адрес> по согласованию с Территориальной избирательной комиссией городского округа <адрес>. Эксперты, указанного центра, являются специалистами, обладающими специальными познаниями в области почерковедения. Экспертно-криминалистический центр ГУВД по <адрес> действует в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и является государственным судебно-экспертным специализированным учреждением федерального органа исполнительной власти - Министерства юстиции Российской Федерации. В соответствии с наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, являющего приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. №, экспертно-криминалистическая деятельность заключается в осуществлении экспертно-криминалистическими центрами, отделами (отделениями) органов внутренних дел (подразделений) системы МВД России государственной судебно-экспертной деятельности, а также применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченным законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц, к числу которых, в том числе, относятся избирательные комиссии (п. 3.5.) В соответствии с п. 14 указанного Наставления, экспертно-криминалистическая деятельность при реализации избирательны прав гражданами РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах РФ о проведении выборов и включает в себя участие сотрудником ЭКП по запросам избирательных комиссий в качестве специалистов в деятельности рабочих групп по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформлению подписных лисов, достоверности сведений об избирателях или участниках референдума, содержащихся в подписных листах и их подписей. При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (п. 16) Пунктом 41 Наставления предусмотрено, что результаты предварительного исследования оформляются справкой об исследовании, которая подписывается сотрудником его проводившим и руководителем ЭКП. В справке об исследовании указываются ответы на поставленные вопросы, должность, фамилия и инициалы специалиста, проводившего предварительное исследование (пункт 42) При таких обстоятельствах справка экспертного исследования - официальный документ, подготовленный специалистами-экспертами указанной государственной организации. Почерковедческое исследование специалистами-экспертами Экспертно-криминалистического центра ГУВД <адрес> производилась по правилам, установленным данным государственным учреждением для такого рода исследований, а также соответствует требованиям Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Выводы эксперта по результатам исследования убедительны и не вызывают сомнения у суда. Сведений о какой-либо заинтересованности экспертов Экспертно-криминалистического центра ГУВД по <адрес> в исходе дела и иных объективных оснований для наличий сомнений, заявителем суду представлено не было. Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрено участие специалиста в проверке подписей на основании определенного договора, заключенного с Территориальной избирательной комиссией. Не доверять почерковедческому исследованию и пояснениям специалистов у суда оснований не имеется. Также суд учитывает и то обстоятельство, что ФИО10 и ФИО7 имеют свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ и № от30.05.2006 года на право самостоятельного производства судебных экспертиз, в том числе право производства дактилоскопических экспертиз, почерковедческих экспертиз, технико-криминалистических экспертиз документов. Кроме того, суд учитывает, что специалисты являются не заинтересованными лицами, проживают в <адрес>. Романовой Н.В. было отказано в удовлетворении ходатайств о назначении почерковедческой экспертизы достоверности записей в подписных листах, поскольку предоставление подписных листов с определенными требованиями их составления и сбора подписей предусмотрено <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», соблюдение установленного порядка обязательно для каждого кандидата при его выдвижении на определенную должность. Подписные листы были результатом исследования эксперта Экспертно-криминалистического центра ГУВД по <адрес>. Более того, заявителем Романовой Н.В. не аргументирована реальная возможность проведения экспертизы с участием всех избирателей в указанные им сроки, и не представлены суду при заявлении ходатайства необходимые материалы для исследования в виде свободных образцов почерков избирателей, подписи которых, по ее мнению, подлежали экспертному исследованию, отсутствие которых также является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, в связи с тем, что рассмотрение данного дела ограничено определенных процессуальным сроком. Судом проверены и доводы Романовой Н.В. о том, что: - в подписном листе 3 в строке 1,2 неверно указан адрес места жительства ФИО14 и ФИО15 как <адрес>, - в подписном листе 4 в строке 1 неверно указан адрес места жительства ФИО16 как <адрес>; - в подписном листе 9 в строке 3 неверно указан адрес места жительства ФИО11 как <адрес>, - в подписном листе 4 в строке 2 неверно указаны паспортные данные избирателя ФИО12, - в подписном листе 11 в строке 2 неверно указаны паспортные данные избирателя ФИО13 Согласно сообщению ОУФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №: - ФИО14 и ФИО15 зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО16 зарегистрирован по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ - ФИО12 зарегистрирована по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ - ФИО11 зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ № Отделение УФМС России по <адрес> в <адрес> сообщало, что ими предоставлены достоверные сведения паспортных данных избирателей, содержащихся в базе ASBASE и обращено внимание, что регистрация по месту жительства данных избирателей может быть иной, т.к. предоставлена информация о паспортных данных избирателей и регистрации по месту жительства на момент получения паспорта. Согласно адресной справки ОУФМС от ДД.ММ.ГГГГ, паспортные данные ФИО12 в подписном листе указаны верно. Согласно адресной справке ОУФМС от ДД.ММ.ГГГГ, паспортные данные ФИО13 в подписном листе 11 в строке 2 указаны неверно, как №, правильно паспортные данные - № В подписном листе 8 в строке 1 указаны неверные паспортные данные избирателя ФИО6, как №, что подтверждается обозреваемым в судебном заседании паспортом ФИО6, где указаны паспортные данные №. Однако, в судебном заседании установлено, что в подписном листе 4 в строках 1,2 (ФИО16, ФИО12), в подписном листе 9 в строке 3 (ФИО11) неверно указаны места жительства избирателей, следовательно, указанные подписи правильно не были учтены при подсчете достоверных подписей в поддержку. 2 подписи в подписном листе 3 в строках 1, 2 ( ФИО14, ФИО15) подлежат учету при подсчете подписей в поддержку Романовой Н.В., поскольку адреса места жительства указаны правильно. Территориальной избирательной комиссией г.о. Отрадный признаны недействительными 11 подписей. В судебном заседании установлено, что 2 подписи, признанные недостоверной (недействительной) подлежат учету при подсчете подписей в поддержку кандидата в депутаты. Следовательно, недостоверными (недействительными) являются 9 подписей. По одномандатному избирательному округу № 12 число избирателей составляет 1781, необходимо 2% в поддержку кандидата, т.е. 36подписей. Романовой Н.В. представлено в поддержку 40 подписей, без учета недостоверных (недействительных) подписей, подлежат учету 31 подпись, что недостаточно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Судом не приняты во внимание доводы представителей Романовой Н.В. о том, что поскольку недостоверных подписей не выявлено, в связи с чем, даже выявление десяти и более процентов недействительных подписей, не может являться основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, по следующим основаниям. В силу п.5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количестве подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Указанная норма закона не противоречит п. г) п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Действительно согласно ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверная подпись – это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом ( п/п 45), а недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей ( п/п 44). Однако, исходя из смысла вышеуказанных норм, недостоверные и недействительные подписи при подсчете подлежат суммированию. Кроме того, вышеуказанная норма закона применима только, когда территориальной комиссией от общего числа представленных подписей отбирается часть подписей для проверки. Территориальной избирательной комиссией была проведена проверка всех подписей представленных в поддержку кандидата в депутаты Романовой В.Н.., следовательно, указанная норма закона в данном случае применению не подлежит. То есть, Романовой Н.В. и ее представителями неверно истолкованы нормы закона. При проверке 40 подписей в поддержку кандидата в депутаты Думы городского округа Отрадный Романовой Н.В. выявлено 9 недействительных подписей, что составляет более 10 % от общего числа подписей. По одномандатному избирательному округу № 12 на который Романова Н.В. выдвигалась кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва в порядке самовыдвижения, число избирателей составляет 1781 чел, 2% необходимых для регистрации в качестве депутата по указанному округу составляет 36 подписей, всего предъявлено в поддержку - 40 подписей. Следовательно, без учета недостоверных и недействительных подписей, число подписей в поддержку кандидата в депутаты Думы городского округа Романовой Н.В. составляет 31 подпись, что недостаточно для регистрации в качестве кандидата в депутаты. В связи с чем, Романовой Н.В. обоснованно и законно отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва. Судом не приняты во внимание доводы Романовой Н.В. о том, что документы по результатам проверки ей не были вручены менее, чем за двое суток до дня принятия решения Территориальной избирательной комиссии, были вручены за день до дня вынесения ТИК решения, а справка по результатам почерковедческого исследования была получена уже после принятия такого решения, поскольку указанные обстоятельства не могут являться безусловным основанием для признания и отмены решения избирательной комиссии. При этом суд учитывает то обстоятельство, что Романова Н.В. не лишена права предоставления доказательств в подтверждение своих доводов в судебное заседание. При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, решение Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № 140 об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Романовой Н.В. отмене не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии городского округа Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12, и требовании обязать территориальную избирательную комиссию городского округа Отрадный Самарской области зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы городского округа Отрадный Самарской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 5 дней. Судья: