о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и признании права на досрочную пенсию



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 января 2011года Отрадненский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего Кощеевой И.А.

при секретаре Мокеевой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кривопаловой Елены Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ г. Отрадного о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и признания права на досрочную пенсию

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Кривопалова Е.Ю. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как проработавшей в Районе крайнего Севера.

Однако, в назначении досрочной трудовой пенсии Кривопаловой Е.Ю. было отказано по тому основанию, что в льготный стаж не подлежат включению периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет в период работы в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истица Кривопалова Е.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Отрадном о включении вышеуказанных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истица Кривопалова Е.Ю. объяснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Специализированном управлении треста <адрес>, расположенного в г. Надым Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа, работа протекала в Районах Крайнего Севера. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Однако, в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано, поскольку в специальный стаж не были включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала в Районах Крайнего Севера.

Однако, по ее мнению, отказ во включении в специальный стаж вышеуказанных периодов незаконен.

Положение о том, что период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком не засчитывается в стаж для назначения пенсии на льготных условиях было введено только Законом РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР», который вступил в законную силу с 06.10.1992 г. В указанном законе отсутствует указание на то, что данный нормативный акт распространяется на ранее действовавшие отношения, следовательно, данный закон обратной силы не имеет.

Кроме того, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 3-х лет в 1991-1992 г., согласно трудовому законодательству, она имела право на включение указанного периода в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Определением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 от 17.12.2001 г. не ухудшают положения граждан и не отменяют права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства.

Также, согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, необходимо исходить из того, что если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06.10.1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании вышеизложенного, истица Кривопалова Е.Ю. просит суд включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, Кривопалова Е.Ю. просит суд признать за ней право на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Ответчик – представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Отрадном исковые требования не признал, объяснив при этом, что право на досрочную трудовую пенсию по старости предусмотрено Федеральным Законом РФ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации

В соответствии со ст. 2 п. 1 п/п 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан было отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту Кривопаловой Е.Ю.

Согласно представленных документов, Кривопаловой Е.Ю. нельзя засчитать в специальный стаж нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет во время работы в районах Крайнего Севера в Специализированном управлении треста «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Данные периоды не подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям:

во-первых, Согласно Кодексу законов о труде в РФ, утвержденному ВС РСФСР 09.12.1971 г., в редакции, действовавшей до 06.10.1992 г., в специальный стаж засчитывается период отпуска по уходу за ребенком только до 1,5 лет, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»,

во-вторых, Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительного дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет,

в-третьих, с принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1, вступивший в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ),

в-четвертых, отпуск по уходу за ребенком не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение по старости, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516;

в-пятых, на основании ст. 256 ч. 5 Трудового кодекса РФ отпуск по уходу за ребенком засчитывается матери и другому лицу, осуществляющему уход за ребенком (опекуну), в общий непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, кроме так называемых «досрочных пенсий», т.е. стажа, дающего права на назначение досрочной пенсии по старости. В период отпуска по уходу за ребенком в силу ст. 256 ч. 1 Трудового кодекса РФ выплачивается пособие по государственному социальному страхованию до достижения ребенком полутора лет, а до достижения им возраста трех лет, выплата такого пособия не производится.

Поскольку стаж Кривопаловой Е.Ю. в Районах Крайнего Севера по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 09 лет 01 мес. 13 дн., что согласно п/п 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ дает право на пенсию в 52 года, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, Кривопаловой Е.Ю. обоснованно отказано в назначении досрочной пенсии по старости.

С учетом изложенного, представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Отрадном, просит суд в удовлетворении исковых требований Кривопаловой Е.Ю. отказать.

Суд, выслушав истца, ответчика, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно трудовой книжки Кривопалова Е.Ю. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нормировщиком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ведущим инженером по организации и нормированию труда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ механиком в Специализированном управлении треста «<адрес>» г. Надым, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, преобразованного на основании приказа Миннефтегазстроя от ДД.ММ.ГГГГ и Главсибтрубопроводстроя от ДД.ММ.ГГГГ в Управление механизации треста «<адрес>».

Согласно справке, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, выданной ОАО «<адрес>» Ремонтно-транспортное управление ДД.ММ.ГГГГ , Кривопалова Е.Ю. работала полный рабочий день в Специализированном управлении треста «<адрес>», находящегося в г. Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа, в районе Крайнего Севера, районный коэффициент 1,7, по профессии нормировщик, инженер ОТиЗ, механик в производстве строительство магистральных газопроводов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, Кривопалова Е.Ю. находилась в отпуске за ребенком по достижении им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в особых условиях, предусмотренную п/п 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет 10 лет 04 мес. 09 дн. Указанная справка выдана на основании лицевых счетов, личной карточки формы Т-2, штатного расписания, приказов по личному составу.

Согласно свидетельству о рождении у Кривопаловой Е.Ю. имеется ребенок ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

В соответствии со ст. 2 п. 1 п/п 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стран и безопасности государства.

Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П разъяснено, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществлять оценку приобретенных им до 1 января 2002 г., т.е. до момента вступления в законную силу указанного Федерального закона, пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа, по нормам ранее действовавшего законодательства.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Между тем, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») следует исходить из того, что если указанный период работы имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3542-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законом о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В судебном заседании установлено, что Кривопалова Е.Ю. находилась в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из вышеуказанных правовых норм, в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в особых условиях, подлежат включению отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, если указанное событие имело место до 06 октября 1992 г.

Следовательно, в специальный стаж работы в особых условиях Кривопаловой Е.Ю. подлежат включению отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании установлено, что с учетом включения вышеуказанных периодов в специальный стаж работы в особых условиях, Кривопалова Е.Ю. на день обращения к ответчику, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ имела необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Следовательно, Кривопалова Е.Ю. имеет право на досрочное назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном включить Кривопаловой Елене Юрьевне в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Признать за Кривопаловой Еленой Юрьевной право на досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Отрадном назначить Кривопаловой Елене Юрьевне досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней.

Судья подпись

Решение вступило в законную силу 1 февраля 2011года