об отказе в заявлении прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативно-правового акта противоречащим закону



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.01.2011 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе:

председательствующего Петрова В.А.

при секретаре Симдяновой Т.В.

с участием представителей сторон Григорьева А.В. и Беловой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по и.о. прокурора г. Отрадного в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правого акта противоречащим закону

УСТАНОВИЛ:

И.О. прокурора г. Отрадного в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявле - нием в суд о признании нормативного правового акта противоречащим закону.

В судебном заседании представитель заявителя Григорьев А.В. пояснил, что 30.03.2010г. решением Думы городского округа Отрадный № 431 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков и прекращении прав на земельные участки на территории городского округа Отрадный. Данное решение об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращении прав на земельные участки на территории г.о. Отрадный опубликовано в газете "Рабочая трибуна" № 14 от 08.04.2010г.

Согласно п. 3.1 Положения предусмотрено, что предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков в собственности или аренду для целей, не связанных со строительством, на территории г.о. Отрадный осуществляется для целей, предусмотренных схемами зонирования территорий и градостроительными регламентами.

П.3.3 вышеуказанного Положения предусмотрены цели, для которых могут быть предоставлены земельные участки в аренду.

Данным пунктом предусмотрено, что в соответствии с пунктом 3.1 Положения, земельные участки могут предоставляться в аренду

- для установки торговых киосков, палаток, торговых модулей и павильонов некапитального типа, металлических гаражей, в случае если такая установка возможна в соответствии с градостроительными нормами и правилами

- дополнительно к имеющемуся в аренде земельному участку при увеличении площади временных торговых точек,

- для организации мелкорозничной и лоточной торговли, а также торговли с автоприцепов и машин,

- для установки и эксплуатации рекламных конструкций,

- для размещения автостоянок, организации парковочных площадок у торговых центров, магазинов, офисов, центров бытового обслуживания населения, собственникам указанных объектов или их арендаторам.

- для обслуживания производственных зданий ( территория, прилегающая к указанным зданиям),

-под приусадебные участки,

- для ведения личного подсобного хозяйства,

- под огороды в районе индивидуальной жилищной застройки, а также в местах, определенных градостроительной документацией,

- для производственной деятельности, не связанной со строительством и возведения объектов недвижимости.

Таким образом из смысла п.3.3 Положения следует, что в собственность граждан могут быть предоставлены только :

- земельные участки, непосредственно прилегающие к производственным зданиям, для обслуживания указанных зданий,

- приусадебные земельные участки,

- участки для ведения личного подсобного хозяйства,

- участки под огороды в районе индивидуальной жилищной застройки.

При этом предоставление таких участков в собственность опосредовано одновременным наличием двух факторов :

- земельный участок прилегает к земельному участку, являющемуся собственностью заявителя в соответствии с действующим законодательством,

-отсутствует спор о границах земельных участков со смежными землепользователями и землевладельцами.

Во всех остальных случаях, предоставление земельных участков гражданам на территории г.о. Отрадный для целей не связанных со строительством, исходя из толкования п.3.3 Положения, возможно только на праве аренды.

Вместе с тем, согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Согласно ч. 2-3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий орган власти. В указанном заявлении гражданами должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Из указанного следует, что ст. 34 ЗК РФ предусмотрено право граждан самостоятельно выбирать право, на основании которого они просят предоставить земельный участок

Из указанного следует, что в случае если заинтересованным лицом подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность, то уполномоченный орган власти может предоставить участок лишь на этом праве, а в случае неготовности сделать это- отказать в предоставлении земельного участка либо предложить гражданину изменить поданное заявление.

При этом перечень случаев, при которых орган власти вправе отказать заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, закреплен ч.4 ст. 28 ЗК РФ.

Учитывая, что данный перечень является закрытым и не предполагает наличия каких-либо иных оснований отказа в предоставлении гражданам земельных участков в собственность, вызывает сомнение обоснованность наличия в рассматриваемом муниципальном правовом акте г.о. Отрадный норм, ограничивающих возможность граждан в получении земельного участка в собственность, предполагая предоставление такого земельного участка исключительно в аренду.

Просит признать п.3.3 Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на земельные участки на территории г.о. Отрадный Самарской области, утвержденного Решением Думы г.о. Отрадный от 30.03.2010г. № 431 недействительным, как противоречащие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу со дня его принятия.

Представитель ответчика Белова А.А. возражает против удовлетворения данного заявления по следующим основаниям :

В своем заявлении и.о. прокурора ссылается на ст. 28, 34 ЗК РФ, в которых закрепляется, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Граждане заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий орган власти. В указанном заявлении гражданами должны быть определены цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Пункт 3.3 Положения в частности установления случаев предоставления земельных участков в аренду и в собственность граждан, по мнению и.о. прокурора г. Отрадного, противоречит ст. 34 ЗК РФ, по смыслу которой гражданин самостоятельно выбирает право, на основании которого он просит предоставить земельный участок. Однако при таком подходе не учитывается тот факт, что согласно ч.1 ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления для обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, обязаны принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятых решений.

Учитывая данное требование законодательства, было разработано Положение о порядке предоставления земельных участков и прекращении прав на земельные участки на территории г.о. Отрадный, которое закрепляет и процедуру, и критерии предоставления земельных участков гражданам.

В данном положении перечислены случаи, когда земельные участки могут предоставляться в собственность, а когда в аренду. Это означает, что обращаясь в органы местного самоуправления с заявлением в соответствии со ст. 28 ЗК РФ, гражданин вправе определять запрашиваемое право на свое усмотрение, но указывать его только в рамках случаев, оговоренных в положении.

Требования, указанные в ст. 28 ЗК РФ – это общие нормы, при меняемые в рамках специальных норм, такой как ст. 34 ЗК РФ.

Поэтому доводы прокурора о противоречии Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращении прав на земельные участки на территории г.о. Отрадный действующему законодательству нельзя признать самостоятельными, поскольку оспариваемое положение не содержит обременительных требований к гражданам, а лишь определяет критерии предоставления земельных участков. Данный нормативный акт прошел правовую экспертизу, он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации

Просит отказать в удовлетворении заявления прокурора г.о. Отрадного о признании нормативного правового акта противоречащим закону.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление и.о. прокурора г. Отрадного не подлежит удовлетворению по следующим основаниям :

Согласно решению Думы городского округа Отрадный Самарской области четвертого созыва ( 2005-2010) от 30.03.2010г. № 431 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращении прав на земельные участки на территории городского округа Отрадный Самарской области» утверждено прилагаемое Положение о порядке предоставления земельных участников и прекращении прав на земельные участки на территории городского округа Отрадный Самарской области.

Согласно Уставу городского округа Отрадный Самарской области, принятого Отрадненской Городской Думой постановлением № 42 от 16.06.2005г. с изменениями и дополнениями, утвержденными решением Думы городского округа Отрадный от 31.05.2006г. № 52., Дума городского округа по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами Самарской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа. ( ст. 62 )

Согласно Положению о порядке предоставления земельных участков и прекращении прав на земельные участки на территории городского округа Отрадный, п. 1.1 настоящее постановление разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», земельным Кодексом РФ, Федеральным Законом «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, ГК РФ, ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», Законом самарской области «О земле», Уставом городского округа Отрадный.

П. 1.3 регламентирует :

- порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,

- порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством,

- порядок предоставления ( оформления) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения,

- порядок бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков,

- порядок установления сервитутов и ограничений на земельный участок,

- процедуру прекращения прав на земельный участок.

Пункт 3 определяет порядок Предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством.

Согласно п. 3.3 Положения земельные участки могут предоставляться в аренду :

- для установки торговых киосков, палаток, торговых модулей и павильонов некапитального типа, металлических гаражей, в случае если такая установка возможна в соответствии с градостроительными нормами и правилами,

- дополнительно к имеющемуся в аренде земельному участку при увеличении площади временных торговых точек ( киосков, палаток),

- для организации мелкорозничной и лоточной торговли, а также торговли с автоприцепом и машин,

- для установки и эксплуатации рекламных конструкций,

- для размещения автостоянок, организаций парковочных площадок у торговых центров, магазинов. Офисов, центров ( пунктов) бытового обслуживания населения ( вне проезжей части дороги) собственникам указанных объектов или их арендаторам,

- для обслуживания производственных зданий ( территории я непосредственно прилегающая к указанным зданиям),

- под приусадебные участки,

- для ведения личного подсобного хозяйства,

- под огороды в районе индивидуальной жилищной застройки, а также в местах, определенных градостроительной документацией,

- для производственной деятельности, не связанной со строительством и введением объектов недвижимости.

Земельные участки для обслуживания производственных зданий ( территория непосредственно прилегающая к указанным зданиям), приусадебные участки, участки для ведения личного подсобного хозяйства под огороды в районе индивидуальной жилищной застройки могут предоставляться в собственность в случае, если испрашиваемый земельный участок прилегает к земельному участку, являющемуся собственностью заявителя в соответствии с действующим законодательством и при отсутствии спора о границах таких участков со смежными землепользователями и землевладельцами.

П.3.4. Предоставление в собственность земельных участков, указанных в п. 3.3 Положения, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

П. 4 определяет порядок предоставления ( оформления) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения.

П.5 определяет порядок бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков.

П.7 определяет порядок прекращения прав на земельные участки.

Таким образом из вышеизложенного следует сделать вывод, что Дума городского округа Отрадный Самарской области ( четвертого созыва), на основании возложенных на нее полномочий приняла решение № 431 от 30.03.2010г. Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на земельные участки на территории городского округа Отрадный Самарской области.

П. 3.3. Положения разработан на основании требований ст.ст. 28 и 34 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Дума приняла указанное положение, учитывая, что органы местного самоуправления для обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и ведении, обязаны принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решения. Учитывая данное требование законодательства и было разработано Положение о порядке предоставления земельных участков и прекращении прав на земельные участки на территории городского округа Отрадный Самарской области, которое закрепляет процедуру и критерии предоставления земельных участков гражданам. В данном Положении перечислены случаи, когда земельные участки могут предоставляться в собственность, а когда в аренду. Из чего следует, что обращаясь в органы местного самоуправления с заявлением в соответствии со ст. 28 ЗК РФ, гражданин вправе определять запрашиваемое право на свое усмотрение, но указывать его только в рамках случаев, оговоренных в положении. Данным положением соблюдены требования ст. 28 ЗК РФ ( в которой указаны общие нормы, применяемые в рамках специальных норм, в частности ст. 34 ЗК РФ).

В положении отсутствуют обременительные требования к гражданам, данным Положением лишь определены критерии предоставления земельных участков.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности или в ведении, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Положение принято в соответствии с требованиями ст. 28, 34 ЗК РФ. Данное положение не ограничивает право предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории г.о. Отрадный. Данным положением установлены процедура и критерии предоставления земельных участков в рамках полномочий Думы городского округа Отрадный. Заявителем не представлено фактов жалоб граждан или юридических лиц на отказ в предоставлении земельного участка на практике, представитель ответчика отрицает наличие таких фактов.

На основании ст. 28, 34 ЗК РФ, и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать И.О. прокурора г.о. Отрадного Самарской области в удовлетворении заявления о признании нормативного правового акта- п.3.3 Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на земельные участки на территории городского округа Отрадный Самарской области, утвержденного Решением Думы городского округа Отрадный от 30.03.2010г. № 431 недействительным,

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Судья В.А. Петров