ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 марта 2011 года Отрадненский городской суд Самарской области в составе: председательствующего Кощеевой И.А. при секретаре Мокеевой Г.В. с участием прокурора Горлова А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Прокурора г. Отрадного Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об обязании устранить нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой г. Отрадного при участии специалиста – начальника Отдела надзорной деятельности г.о. Отрадный и м.р. Кинель-Черкасский была проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в здании Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр «Огонек» по адресу: <адрес>. По результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены выявленные нарушения. Прокурор г. Отрадного обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об обязании устранить нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. В судебном заседании Прокурор г. Отрадного объяснил, что ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой г. Отрадного при участии специалиста – начальника Отдела надзорной деятельности г.о. Отрадный и м.р. Кинель-Черкасский была проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в здании Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек» по адресу: <адрес>. Проверкой было установлено, что в нарушение требований Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О пожарной безопасности», в ГУ СРЦ «Огонек» допущены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены выявленные нарушения требований пожарной безопасности в Государственном учреждении Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек». Государственное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек» является объектом с массовым пребыванием людей и не соблюдение требований пожарной безопасности может послужить причиной чрезвычайной ситуации. В судебном заседании Прокурор г. Отрадного заявил ходатайство о прекращении производства по данному гражданскому делу в связи с отказом от иска по тому основанию, что ответчиками добровольно выполнен комплекс организационно-хозяйственных мероприятий в целях обеспечения противопожарного состояния в Центре. Более того, согласно Отчету по оценке пожарного риска объекта ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек», проведенной ООО «<адрес>», на указанном объекте выполнено требование ст. 79 Федерального закона № 123-ФЗ от 04.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Ответчик- представитель Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек» в судебном заседании не возражал против прекращения производства по делу и объяснил следующее. ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой г. Отрадного с участием начальника ОНД г.о. Отрадный и м.р. Кинель-Черкасский была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании ГУ СО СРЦН «Огонек» по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверки был составлен акт, кроме того, ранее ОГПН по г.о. Отрадный и м.р. Кинель-Черкасский было выдано предписание по устранению выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ Выявленные нарушения были устранены. На объекте был проведен расчет пожарного риска, в результате которого было установлено, что индивидуальный пожарный риск составляет 8,98 х 10-7 год-1 , что не превышает значений установленных в п. 4 ППБ 01-03 и ст. 79 Федерального закона № 123-ФЗ. Не устранено только нарушение п.10 предписания, поскольку в зоне, примыкающей к стенам здания на расстоянии ближе пяти метров, размещено ограждение, осуществлена рядовая посадка деревьев. В 2010г. была проведена опиловка деревьев. Перенести ограду Центра не представляется возможным, поскольку земля, находящаяся за ограждением является чужой собственностью. Ответчик- представитель Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям. В отношении Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр «Огонек» была осуществлена проверка соблюдения требований пожарной безопасности Прокуратурой г. Отрадного с участием начальника ОНД по г.о. Отрадный и м.р. Кинель-Черкасский, которые были отражены в Акте. Из 5 нарушений, указанных в акте по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, и которые также отражены в предписании ОГПН г.о. Отрадный и м.р. Кинель-Черкасский от ДД.ММ.ГГГГ, устранено 4 нарушения. Не устранено только одно нарушение, а именно, в зоне, примыкающей к стенам здания (фасад, левая сторона здания) на расстоянии ближе пяти метров размещено ограждение, осуществлена рядовая посадка деревьев. В 2010 году проведена опиловка деревьев, однако, перенести ограду Центра не представляется возможным, поскольку ограда является капитальным сооружением, находится на территории Центра. Кроме того, земля, находящаяся за ограждением является чужой собственностью. Далее представитель ответчика объяснил, что согласно таблицы п. 2.9 *, таблиц 7 и 8* СНиП 2.07.01-89* дорога вокруг здания является второстепенным проездом. Ширина данного проезда должна быть не менее 3,5 метра однополосной, ширина тротуара 0,75 метра. На данный момент ширина проезжей части составляет 4,85 метров, ширина тротуара 3,30 метров, что не является отступлением от требований таблицы 8* СНиП 2.07.01-89*. Ширина пожарной машины составляет: ЗИЛ-131 - 2,5 метра, ЗИЛ-4333 - 2,5 метра, ГАЗ-66 – 2,5 метра, КамАЗ-4326 – 2,5 метра, Урал-4320 – 2,5 метра. Т.е. имеющаяся ширина достаточна для проезда пожарных автомобилей для доступа пожарных с автолестниц есть возможность установки пожарных автомобилей с автолестницами с торцом здания и с дороги напротив центрального входа в здание. Поскольку нарушения устранены, и согласно Отчету по оценке пожарного риска объекта ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек», проведенной ООО «<адрес>», на указанном объекте выполнено требование ст. 79 Федерального закона № 123-ФЗ от 04.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», представитель ответчика не возражал против прекращения производства по делу. Третье лицо- представитель Отдела государственного пожарного надзора г.о. Отрадный и м.р. Кинель-Черкасский объяснил, что во исполнение распоряжения МЧС России по Самарской области № 169 от 30.04.2010 г., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в здании Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр «Огонек» по адресу: <адрес>, в результате которой выявлено 13 нарушений пожарной безопасности, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. По результатам проверки было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений с установлением сроков их устранения до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ими совместно с Прокуратурой г. Отрадного была проведена повторная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании ГУ СО СРЦ «Огонек» по адресу: <адрес>, в ходе которой было выявлено 5 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, и которые также отражены в предписании от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время 4 выявленных ДД.ММ.ГГГГ нарушения устранены. Кроме того, имеется заключение по независимой оценке пожарного риска объекта, выданного ООО «Аудит - Безопасность», согласно которого в данном учреждении обеспечивается требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей. Однако, просит учесть, что данный расчет не освобождает от ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. С учетом изложенного, представитель третьего лица просит суд принять решение по предъявленному исковому заявлению с учетом всех обстоятельств дела. Ответчик- представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дате слушания дела был извещен надлежащим образом. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям. Согласно ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ч. 2 ГПК РФ при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ст. 220 ГПК РФ производство по делу прекращается, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно ст. 4 п. 4 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения указанного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. В силу ст. 6 ч. 1 п/п 1, 2 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 4 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 г. № 304, независимая оценка пожарного риска включает: а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты; б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявление возможности возникновения и развития пожара и воздействие на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертизы, а в случаях, установленных ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - расчетов по оценке пожарного риска; г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. В силу п. 6 п/п ж) Правил, в заключении указывается вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения – рекомендации о принятии мер, предусмотренных п/п «г» п. 4 указанных Правил. Правилами проведения расчетов об оценке пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 272, установлен порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска, расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании анализа пожарной безопасности объекта защиты, определения частоты реализации пожароопасных ситуаций, построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития; оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития, наличие систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений. Согласно п. 4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10?6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека, обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам. Статья 38 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Из Устава Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек» усматривается, что учредителем Учреждения является Министерство имущественных отношений Самарской области и Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области. Учреждение является юридическим лицом, имеющее обособленное имущество в оперативном управлении. Центр организуется в здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства. Государственное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек» является <данные изъяты>. Свидетельствами о праве собственности подтверждается, что здания хоз.постройки, здание Центра медико-социально-педагогической реабилитации детей «<адрес> сарай, административное задание, здания склада, прачечной, расположенные по адресу: <адрес>, административное здание, здание складов, расположенных по адресу: <адрес>А, переданы на праве оперативного управления Государственному учреждению Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек». Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается передача в собственность РФ земельного участка для общественно-деловой застройки площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>-А. Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, МУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек», передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров по <адрес> для общественно-деловой застройки. Из предписания № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что во исполнение распоряжения МЧС России по Самарской области № 179 от 30.04.2010 г. была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр «Огонек» по адресу: <адрес>А, было выявлено 13 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, и установлен срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Прокуратурой г. Отрадного при участии начальника ОНД г.о. Отрадный и м.р. Кинель-Черкасский была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании ГУ СО СПЦ «Огонек» по адресу: <адрес>, и были выявлены 5 нарушений обязательных требований пожарной безопасности (данные нарушения в том числе были выявлены при проверке ОГПН и отражены в предписании от ДД.ММ.ГГГГ): - не выдержана высота ограждений на лестнице 3-го типа; - соединение электропроводов в помещении второго этажа выполнено не в соответствии с требованиями прав устройства электроустановок (на скрутке); - в зоне примыкающей к стенам здания (фасад, левая сторона здания) на расстоянии ближе пяти метров размещено ограждение, осуществлена рядовая посадка деревьев; - в лестничной клетке проложено оборудование, выступающее из плоскости стены на высоте менее 2,2 метра; - ширина лестничной площадки (промежуточной) менее ширины лестничного марша. В судебном заседании установлено, что 4 нарушения обязательных требований пожарной безопасности, отраженных в акте устранены. Государственным учреждением Самаркой области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек» ДД.ММ.ГГГГ были заключены договоры: 1. № и № с ООО «<адрес>» на выполнение работ по демонтажу вентиляционного канала, а также для выполнения работ по устранению дефектов в системе электроснабжения, 2 этаж, в соответствии со сметной документацией. Выполнение указанных работ подтверждаются Актами о приемке выполненных работ ; 2. № с ООО «<адрес> на выполнение работ по опиловке деревьев на территории в соответствии со сметой и действующими нормативными документами. Выполнение указанных работ подтверждается Актом о приемке выполненных работ. Отчетом ООО «<адрес>» по независимой оценке пожарного риска объекта Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек», расположенного по адресу: <адрес>А, подтверждается, что индивидуальный пожарный риск для данного объекта защиты составляет 8,98*10-7 год-1. Согласно ст. 79 Технического регламента, значение индивидуального пожарного риска в зданиях, строениях и сооружениях не должно превышать 10-6 при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке. Пожарный риск более 10-6 является недопустимым. Кроме того, сделан вывод: основываясь на результатах проведенного расчета пожарных рисков можно прийти к выводу, что на объекте ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек», расположенном по адресу: <адрес>А, выполнено требование ст. 79 Федерального закона № 123-ФЗ от 04.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». ООО «<адрес>» имеет аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность по направлениям: проведение независимой оценки рисков в области обеспечения пожарной безопасности. В судебном заседании установлено, что ответчиком Государственным учреждением Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек» устранены нарушения требований пожарной безопасности. При этом суд принимает во внимание, что п. 11 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, который также отражен в Акте от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, нарушение – в зоне примыкающей к стенам здания (фасад, левая сторона здания) на расстоянии ближе пяти метров размещено ограждение, осуществлена рядовая посадка деревьев – не может быть устранено Государственным учреждением Самарской области Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек», поскольку перенести ограду Центра не представляется возможным, т.к. является капитальным сооружением, находится на территории Центра, а земля, находящаяся за ограждением является чужой собственностью. При таких обстоятельствах, отказ прокурора от исковых требований подлежит принятию судом, а производство по данному делу подлежит прекращению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 45, 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора г. Отрадного Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об обязании устранить нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в здании Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек» прекратить. Определение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней. Судья :