РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
ст. Отрадная 17 января 2011 года
Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующей Макаровой Е.И.
с участием истца Белоусовой З.Д., Белоусовой В.В.,
представителя истца по доверенности Шейкина А. А.
представителя ответчика администрации муниципального образования Отрадненский район Галиджян A.M., Кушховой А.В.,
представителя ответчика администрации Отрадненского сельского поселения Перехода С.А., Элизбарян Л.В.,
при секретаре Слухаевой СВ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белоусовой З.Д., Белоусовой В.В. о предоставлении вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
В Отрадненский районный суд обратились Белоусова З.Д. и Белоусова В.В. с исковым заявлением к МО Отрадненский район, Отрадненскому сельскому поселению о возложении соответствующей обязанности, а именно о предоставлении им вне очереди жилого помещения по договорам социального найма. Свои исковые требования мотивируют на основании следующего: решением Отрадненского районного суда Краснодарского края от 13.12.2006г. к гражданскому делу № 2-1219/2006 год действия администрации муниципального образования Отрадненского района Краснодарского края по снятию с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения Белоусовой З.Д. и Белоусовой В.В. признаны незаконными. Этим же решением суда признано недействительным постановление главы муниципального образования Отрадненского района Краснодарского края за № от 14.08.2006г.
Кассационным определением от 01.02.2007г. к делу №г. судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение Отрадненского районного суда Краснодарского края от 13.12.2006г. оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Постановлением главы муниципального образования Отрадненский район от 30.03.2007г. № заявитель Белоусова З.Д. и ее опекаемая дочь Белоусова В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, восстановлены на учете граждан в качестве нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации муниципального образования Отрадненский район с 21.02.1989 года по категории «инвалиды» под № 1.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть представлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004г. № «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь» и согласно выписки из протокола заседания ВКК при Отрадненской районной больнице от 24.01.1989 года истец ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека. Такие выводы неоднократно делали органы прокуратуры Отрадненского района.
Однако администрация МО Отраднеснкий район считает, что в сложившейся ситуации необходимо предоставить дополнительную медицинскую справку, так как выписка из протокола № от 24.01.1989г. не устраивает служащих администрации. Считают, что такие действия ответчика не основаны на действующем законе, а противоречат ему.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ Постановления от 16.12.1997 г. № 20-П; от 24.05.2001г. № 8-П; от 19.06.2002г. № Ц-П; от 23.04.2004г. № 9-П, а также определения - от 04.12.2003г. № 415-0; от 15.02.2005г. № 17-0: от 01.12.2005г. № 521-0 от 03.07.2009г. № 132-3990/09-02-14-38 сформулирована правовая позиция, согласно которой государство не может произвольно отказываться oт выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и. отмена либо приостановление представленных выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установления надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Однако активные действия администрации противоречат сложившейся практики Конституционного Суда РФ. Конституционно-правовой смысл законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
В судебном заседании представитель истцов - Шейкин А.А. настаивал на заявленных исковых требованиях и просил удовлетворить иск в полном объеме.
Истица Белоусова В.В. в судебное заседание не явилась, предоставив заявление, на основании которого просила рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие, на своих исковых требованиях настаивала.
Представители ответчика администрации муниципального образования Отрадненский район Галиджян A.M., Кушховой А.В. в судебном заседании пояснили, что администрация муниципального образования Отрадненский район, рассмотрев исковое заявление Белоусовой З.Д. и Белоусовой В.В. о возложении соответствующей обязанности, считает, что требования заявителя необоснованны, незаконны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Постановлением главы муниципального образования Отрадненский район от 30 марта 2007 № года Белоусова З.Д. и опекаемая ею дочь, Белоусова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, восстановлены на учёте граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации муниципального образования Отрадненский район с первоначальной датой подачи заявления, то есть с 21 февраля 1989 года по категории «инвалиды» под № 1.
В соответствии со статьёй 6 закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильём граждан отдельных категорий» меры социальной поддержки по обеспечению жильём граждан отдельных категорий федеральной подведомственности предоставляются в форме предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в порядке очередности, формируемой в соответствии с порядком, устанавливаемым администрацией Краснодарского края. Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 года № 808 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учёт до 1 января 2005 года» размер социальной выплаты рассчитывается как произведение количества лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Краснодарскому краю на соответствующий квартал года, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Для целей настоящего Порядка норматив общей площади жилого помещения устанавливается: 22 квадратных метра - для категорий граждан, перечисленных в пункте 2 части Зстатьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»; 18 квадратных метров - для иных категорий граждан, предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения которым предусмотрено настоящим порядком. Размер социальной выплаты рассчитывается специально уполномоченным органом Краснодарского края на дату принятия решения о её выдаче и изменению в дальнейшем не подлежит.
Списки граждан-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность формируются органами местного самоуправления из числа граждан, подавших заявление в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учёте.
Для включения в список Белоусовой З.Д. необходимо написать заявление на имя руководителя специально уполномоченного органа Краснодарского края (департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края) о включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Однако на письма администрации с просьбой предоставить заявление с приложенными документами (№ от 18.05.2010 г.) со стороны Белоусовой З.Д. игнорировались.
Согласно ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. В настоящее время таким документом является перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378. В учетном деле Белоусовой З.Д. имеется выписка из протокола заседания врачебно-консультационной комиссии при Отрадненской районной больнице от 24 января 1989 года № 6, которая, по нашему мнению, не соответствует вышеуказанному перечню. Медицинская справка, соответствующая вышеуказанному перечню отсутствует, следовательно, нет оснований для предоставления вне очереди жилого помещения по договорам социального найма. В случае представления справки, соответствующей перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, Белоусова З.Д. может обратиться в администрацию Отрадненского сельского поселения Отрадненского района с вопросом о возможности выделения жилого помещения по договору социального найма.
Просят отказать в удовлетворении искового заявления Белоусовой З.Д. и Белоусовой В.В. о возложении соответствующей обязанности в полном объеме.
Представители ответчика администрации Отрадненского сельского поселения Перехода С.А., Элизбарян Л.В. в судебном заседании пояснили, что требования истцов об обязании администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма истцу считают необоснованным, так как данное требование не основано на нормах материального права.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истцов в судебном заседании удовлетворению не подлежат, так как доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании, а именно.
Согласно ч.2 ст.57 ЖК Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда жилые помещения по договорам социального найма предоставляются внеочереди:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно данной нормы закона жилые помещения вне очереди предоставляются гражданам являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно,и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данный перечень установлен Постановлением Правительства от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», согласно данного нормативного акта указанный перечень установлен именно для реализации статьи 51 Жилищного кодекса и определяет исчерпывающий перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, дающее право на предоставление жилого помещения вне очереди. Как в Жилищном кодексе, так и в указанном постановлении Правительства РФ отсутствует указание на возможность определения иным документом перечня каких-либо других заболеваний, дающих право лицу на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Согласно выписки из протокола заседания ВКК при Отрадненской райбольницы от 24 января 1989 года, поставленный Белоусовой В.В. диагноз не входит в перечень заболеваний установленный Постановлением Правительства от 16 июня 2006 года № 378, дающих право на получение жилого помещения вне очереди. Кроме того в представленных истцом копиях медицинских документов так же нет подтверждения наличия у ФИО1 заболевания, установленного Постановлением Правительства от 16 июня 2006 года № 378 дающих право на получение жилого помещения вне очереди.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь» на которое ссылается истец как основание своих требований устанавливает перечень заболеваний, при наличии которых инвалиду может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека,но не предоставляет право инвалиду при наличии указанных заболеваний на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Таким образом, истец не представил доказательств того, что у него имеется заболевание предусмотренное Постановлением Правительства от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» дающее право на внеочередное получение помещения по договору социального найма.
В настоящее время семья Белоусовых в имеющейся очереди на предоставление жилых помещений занимают 11 место, перед ними состоят на учете граждане, которые так же являются инвалидами, ветеранами боевых действий, многодетные семьи которые стали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее семьи Белоусовых и исходя из требований статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации должны быть обеспечены жильем ранее Белоусовых. Требования Белоусовых о предоставлении помещения вне очереди нарушает права указанных граждан на обеспечение жильем, так как данные граждане обладают равными с истцом правовыми основаниями на получение помещения по договору социального найма, а требованиями истца данные права граждан нарушают.
Необоснованным является требование истца о предоставлении жилой площади по договору социального найма без предоставления медицинской справки, подтверждающей наличие заболевания дающего право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Данное требование истца не соответствует части 5 статьи 10, пункта 13 части 2 статьи 14 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" согласно которых основанием для постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди является предоставление документов установленного образца, выданных уполномоченными органами, подтверждающие наличие у гражданина и (или) членов его семьи, указанных в заявлении о принятии на учет (состоящих на учете), права на обеспечение жильем вне очереди.
Судом установлено, что Белоусова З.Д., Белоусова В.В. обратились с исковым заявлением в Отрадненский районный суд о возложении соответствующей обязанности, обязать администрацию муниципального образования Отрадненский район и администрацию Отрадненского сельского поселения предоставить вне очереди жилое помещение по договорам социального найма истцу Белоусовой В.В. общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), и истцу Белоусовой З.Д. согласно норм действующего законодательства, без предоставления истцами дополнительной медицинской справки.
Согласно ч.4, ч.6 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995года№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального наймалибо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данный перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. №817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленный данным законом, применяется в отношении:
1) граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - малоимущие граждане);
2) граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма(далее - граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года);
3) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" и Законе Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае". Частью 1 статьи 2 вышеуказанного закона установлено, что учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений - малоимущих граждан и граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Ведение учета таких граждан осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений по списку граждан категорий муниципальной подведомственности. Если такие граждане, проживающие в городских и сельских поселениях, входящих в состав муниципальных районов, относятся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" и Законе Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", их учет одновременно ведется органами местного самоуправления муниципальных районов по отдельным спискам (Часть 2 статьи 17 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ).
Согласно статьи 33 Устава муниципального образования Отрадненский район (далее - устав) администрация муниципального образования Отрадненский район - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Отрадненский район, наделенный уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.
Соответственно, указанные нормы подтверждают необоснованность заявленных требований истцов к администрации муниципального образования Отрадненский район.
Кроме того, в соответствии частью 2 со статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51Жилищным Кодексом перечне.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерациифедеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ).
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. №378"Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Согласно выписки из протокола заседания ВКК при Отрадненской райбольнице от 24 января 1989г. №6 при освидетельствовании Белоусовой В. установлено: врожденная спинномозговая грыжа, нижний парапарез, недержание мочи и кала.
Данная форма заболевания не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. №378.
Соответственно, у истцов отсутствует право на получение вне очереди жилого помещения по договорам социального найма. В настоящее время семья Белоусовых не лишена права и возможности находиться в очереди на предоставление жилых помещений, и в данный момент занимает в указанной очереди 11 место.
Касаемо требований Белоусовой З.Д. суд приходит к выводу о том, что ее требования также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Постановления главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 года №808 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 01.01.2005 года » правом обладает сам инвалид, однако, ни какие иные лица, в том числе опекуны, таким правом не обладают.
На основании ст.ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 50, 57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 1,2,17 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Устава муниципального образования Отрадненский район следует, что исковые требования Белоусовой З.Д. и Белоусовой В.В. заявлены незаконно и необоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 45,194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
в исковых требованиях Белоусовой З.Д., Белоусовой В.В. о предоставлении вне очереди жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Отрадненский районный суд в течение 10 дней со дня провозглашения.
Судья Е.И. Макарова