Дело № 2-462/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Остров Псковской области *** 2010 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.В.,
при секретаре Куликовой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Г.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Островском районе Псковской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Островском районе Псковской области о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность.
В судебном заседании Васильева Г.А. исковые требования поддержала в полном объеме. В обоснование заявленных требований указала, что с *** 1980 года она осуществляет трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения. В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
*** 2010 года она обратилась к ответчику по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Островском районе Псковской области от *** 2010 года ей отказано в назначении досрочной пенсии по тем основаниям, что, по мнению ответчика, ее специальный стаж составляет менее предусмотренных законом 30 лет. При этом не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды ее работы с *** 1991 года по *** 2001 года в должности ... в детской городской поликлинике в Муниципальном лечебно-профилактическом предприятии «Островское РТМО», Муниципальном лечебно-профилактическом предприятии «Островская центральная районная больница», период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** 1991 года по *** 1992 года до 1,5 лет, с *** 1992 года по *** 1993 года отпуск по уходу за ребенком с 1,5 лет до 3 лет.
Считает отказ незаконным. Просит суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Островском районе Псковской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность, с *** 2010 года, обязав ответчика включить в стаж для назначения пенсии период её работы в должности ... детской городской поликлиники: в период переименования больницы с *** 1991 года по *** 2001 года в качестве предприятия, в т.ч. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** 1991 года по *** 1992 года до 1,5 лет; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** 1992 года по *** 1993 года с 1,5 лет до 3 лет.
Представитель ответчика Сидоров Д.Н. исковые требования не признал, указав, что в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. На *** 2010 года Васильева Г.А. не имела права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как на указанную дату стаж ее работы на соответствующих видах работ составил *** лет *** месяцев *** дней, то есть менее требуемых 30 лет. Период работы Васильевой Г.А. с *** 1991 года по *** 2001 года в должности ... в детской городской поликлинике МЛПП «Островское РТМО», МЛПП «Островская Центральная районная больница» не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лечебные предприятия не предусмотрены, а предусмотрены только учреждения здравоохранения. Указал, что также не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с *** 1991 года по *** 1992 года до 1,5 лет; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** 1992 года по *** 1993 года с 1,5 лет до 3 лет, как не предусмотренный действующим законодательством.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (в редакции от 27 декабря 2009 года № 378 -ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела следует, что *** 2010 года Васильева Г.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Островском районе по вопросу назначения ей досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Островском районе № от *** 2010 года в назначении пенсии Васильевой Г.А. отказано по тем основаниям, что, по мнению пенсионного органа, не подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периоды работы истицы с *** 1991 года по *** 2001 года в должности ... в детской городской поликлинике МЛПП «Островское РТМО», МЛПП «Островская Центральная районная больница», в т.ч. периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с *** 1991 года по *** 1992 года до 1,5 лет; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** 1992 года по *** 1993 года с 1,5 лет до 3 лет.
Спорным периодом, который Пенсионный фонд не включает истице в специальный стаж, в связи с переименованиями больницы, является период ее работы в период переименования больницы с *** 1991 года по *** 2001 года в должности ... в детской городской поликлинике в Муниципальном лечебно-профилактическом предприятии «Островское РТМО», Муниципальном лечебно-профилактическом предприятии «Островская ЦРБ».
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Работа истицы в должности ... в детской городской поликлинике как лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, была предусмотрена следующими нормативно правовыми актами:
- Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, разделом П.1 которого предусматривалась работа врачей и других медицинских работников в больничных учреждениях всех типов и наименований, в том числе поликлиниках.
- Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 августа 1992 года № 634, от 22 сентября 1993 года № 953), пунктом 1 которого предусматривалась работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.
- Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, которым предусматривалась работа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, действовавшем до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года № 449), утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым предусмотрена работа всех наименований в больницах и поликлиниках всех наименований.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 4-П следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
Судом установлено, что с *** 1980 года Васильева Г.А. осуществляет медицинскую деятельность, с *** 1983 года работает в должности ... в детской городской поликлинике Островской центральной районной больницы. Медицинскую деятельность осуществляет до настоящего времени (л.д. 21-22).
Как следует из справки МЛПУ «Островская центральная районная больница» на основании приказа комитета здравоохранения администрации Псковской области № от *** 1991 года «Островская центральная районная больница» переименована в МЛПП «Островское районное территориальное медицинское объединение» с *** 1991 года. На основании распоряжения администрации города Острова и Островского района №-р от *** 2000 года МЛПП «Островское районное территориальное медицинское объединение» переименовано в МЛПП «Островская центральная районная больница». На основании свидетельства о государственной регистрации № от *** 2001 года МЛПП «Островская центральная районная больница» реорганизована в МЛПУ «Островская центральная районная больница» (л.д. 23).
Как усматривается из копии трудовой книжки и иных представленных документов, истец имела право на зачет указанного периода работы и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство менялось, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Требования при досрочном назначении пенсии для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, к виду учреждений (государственному или муниципальному) на день рассмотрения дела в суде законодателем исключены.
В указанный спорный период, который Пенсионный фонд не включает истице в льготный страж, входят периоды нахождения последней в отпуске по уходу за ребенком: с *** 1991 года по *** 1992 года до 1,5 лет, с *** 1992 года по *** 1993 года с 1,5 лет до 3 лет.
Из материалов дела следует, что *** 1991 года у Васильевой Г.А. родилась дочь - В.Т.В. (свидетельство о рождении ребенка № от *** года; (л.д. 20).
На основании приказа № от *** 1991 года Васильевой Г.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с *** 1991 года по *** 1992 года включительно (л.д. 16).
На основании приказа № от *** 1992 года Васильевой Г.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 1,5 лет до 3 лет с *** 1992 года по *** 1994 года (л.д. 18).
Согласно справки, выданной Островской центральной районной больницей, уточняющей особый характер работы истицы, Васильева Г.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком: с *** 1991 года по *** 1992 года - до 1,5 лет, с *** 1992 года по *** 1994 года - с 1,5 лет до 3 лет (л.д. 24-25).
В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п. 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивается до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовала также ст. 167 КЗОТ РФ, которая предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Данная статья действовала до вступления в силу 06 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком согласно приказов до вступления в силу вышеназванного закона от 25 сентября 1992 года № 3543-1, в период действия Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) у истицы начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период после 06 октября 1992 года по 04 января 1993 года (после достижения возраста ребенком полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Поскольку ранее действовавшее законодательство предполагало включение указанного спорного периода в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, отказ Пенсионного фонда во включении спорного период в льготный стаж также не является обоснованным, ущемляющим право истицы на социальное обеспечение по возрасту. Поэтому периоды отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет подлежат включению в стаж работы истицы по специальности.
Представленные истицей письменные документы подтверждают наличие необходимого трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии. Судом установлено, что в спорный период истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, предусмотренную Списком, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд истица не лишилась приобретенного ею права на получение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста, то досрочная трудовая пенсия должна быть ей назначена с момента обращения в Пенсионный фонд, то есть с *** 2010 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу Васильевой Г.А. подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере *** рублей.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 197-198, 338 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Васильевой Г.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Островском районе Псковской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность, удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Островском районе Псковской области включить в стаж работы Васильевой Г.А. для начисления досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения, периоды ее работы:
с *** 1991 года по *** 2001 года в должности ... в детской городской поликлинике в Муниципальном лечебно-профилактическом предприятии «Островское РТМО», Муниципальном лечебно-профилактическом предприятии «Островская ЦРБ», в том числе периоды нахождения Васильевой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком с *** 1991 года по *** 1992 года до 1,5 лет; с *** 1992 года по *** 1993 года с 1,5 лет до 3 лет, признав право на назначение Васильевой Г.А. досрочной трудовой пенсии с *** 2010 года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Островском районе Псковской области назначить Васильевой Г.А. досрочную трудовую пенсию по старости с *** 2010 года.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Островском районе Псковской области в пользу Васильевой Г.А. судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Островского
городского суда Иванов Д.В.
Решение суда вступило в законную силу.