решение по иску о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-511/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**. 2010 года г. Остров Псковской области

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

с участием: истицы Панасовой Ю.Н., представителя ответчика Администрации Островского района Псковской области - Николаевой А.А.,

представителя третьего лица - Подругиной С.В.,

при секретаре Кучковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панасовой Ю.Н. к Администрации Островского района Псковской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Панасова Ю.Н. обратилась в Островский городской суд с иском обязать Администрацию Островского района предоставить ей, имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование требований указала, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. При направлении в детское государственное учреждение за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: д. ***, Островского района, Псковской области, которое в установленном порядке признано межведомственной комиссией при Администрации Островского района, как требующее проведения капительного ремонта. При обращении в Администрацию Островского района с просьбой оказать содействие в проведении ремонта закрепленного жилого помещения, письмом Главы Администрации Островского района в разрешении данного вопроса было отказано со ссылкой на то, что данное жилое помещение не является муниципальной собственностью, находится на балансе АОЗТ «***», Островского района, которое, по мнению администрации, должно нести обязанность по содержанию жилого помещения. В настоящее время она окончила обучение в ПУ № ** г. ***, находится в декретном отпуске по уходу за ребенком - П.В.Е., *** года рождения. Жилого помещения, пригодного для проживания, не имеет. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, просит обязать Администрацию Островского района предоставить ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма.

Истица Панасова Ю.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители: мать - Б.Т.Л. и отец - Б.Н.Г. в 2001 году решением Островского горсуда были лишены родительских прав в отношении четверых детей - ее (Панасовой Ю.Н. (до брака Барковской)), двух ее сестер - Б.О.Н., Б.Е.Н., и ее брата - Б.Д.Н.. В настоящее время отец умер, с матерью она отношений не поддерживает. При направлении в детский дом, распоряжением Администрации г. Острова и Островского района, за ней, двумя ее сестрами и братом на период пребывания в детских госучреждениях, было закреплено жилое помещение по адресу: д. ***, Островского района, Псковской области. По окончании пребывания в школе-интернате, в 2008 году она поступила в ГОУ НПО Профессиональное училище № ** г. ***, которое окончила в *** 2010 года. **.**. 2009 года она заключила брак с П.Е.. **.**. 2010 года у них родился сын - П.В.Е.. В настоящее время она вместе с семьей проживает в доме родителей мужа по адресу: д. ***, *** района, Псковской области, где имеет временную регистрацию по месту пребывания с **.**.2010 года по **.**.2011 года. Постоянную регистрацию имеет в д. ***, Островского района, в закрепленном за ней доме, который по заключению комиссии при Администрации Островского района признан как требующий проведения капитального ремонта. При направлении ее в детский дом, в жилом помещении оставалась проживать ее мать, которая впоследствии покинула дом, который длительное время пустовал. Жилое помещение представляет собой одноэтажный, одноквартирный панельный дом, является нежилым, разрушается и имеет заброшенный вид. В доме отсутствуют окна, двери, водопровод, канализация, приборы отопления, электропроводка, проживание в нем невозможно. Иной жилплощади она не имеет. При обращении органов опеки в Администрацию Островского района с просьбой оказать содействие в проведении ремонта указанного жилого помещения, письмом Главы Администрации Островского района в разрешении данного вопроса было отказано, в связи с тем, что данное жилое помещение находится на балансе АОЗТ «***» и в муниципалитет Островского района не передавалось. Материальных средств для приведения закрепленного жилья в пригодное для проживание состояние она не имеет, поскольку не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком, и ее семья существует на зарплату мужа. После окончания пребывания в образовательном учреждении она не обеспечена жильем, чем нарушены ее права, гарантированные государством детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, просит обязать Администрацию Островского района предоставить ей пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Островского района по доверенности Николаева А.А, исковые требования истицы Панасовой Ю.Н. не признала. Пояснила, что распоряжением Администрации г. Острова и Островского района от **.**.2010 года № ** Панасова (до брака Барковская) Ю.Н. была направлена в детский дом - *** школу-интернат, в связи с тем, что ее родители решением Островского городского суда от **.**.2001 года были лишены родительских прав. На период пребывания истицы в детских госучреждениях, за ней сохранялось жилое помещение по адресу: Псковская область, Островский район, д. ***. В настоящее время по заключению межведомственной комиссии при Администрации Островского района № ** от **.**.2010 года данный жилой дом требует проведения капитального ремонта. Ответчик считает, что поскольку жилое помещение находится на балансе АОЗТ «***», в муниципалитет Островского района не передавалось, то в соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, АОЗТ «***», как собственник жилого помещения, должен нести обязанность по содержанию жилого дома и поддержанию его в надлежащем состоянии. В связи с этим, Администрацией Островского района **.**.2010 года за № ** в адрес конкурсного управляющего АОЗТ «***» Ш.С.А. было направлено письмо о необходимости проведения капитального ремонта жилого дома, закрепленного в том числе, за истицей. Указала, что, поскольку закрепленное жилое помещение не признано непригодным для проживания, жилой дом не является муниципальной собственностью, то Администрация Островского района не может нести обязанность по предоставлению истице жилого помещения.

Третье лицо - консультант территориального управления Островского района Главного государственного управления социального развития Псковской области -Подругина С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск Панасовой Ю.Н. поддержала. Пояснила, что Панасова Ю.Н. (до брака Барковская) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: мать - Б.Т.Л. и отец - Б.Н.Г. в 2001 году решением Островского горсуда были лишены родительских прав. На период пребывания в государственном учреждении, за Панасовой Ю.Н. сохранялось право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: д. ***, Островского района, Псковской области. В настоящее время указанный дом является нежилым, пришел в непригодное для проживание состояние, в нем отсутствуют окна, приборы отопления, электропроводка. В соответствии с заключением межведомственной комиссии при Администрации Островского района жилой дом требует проведения капитального ремонта. Указала, что на протяжении нескольких лет пребывания истицы в детском доме, орган опеки старался контролировать надлежащее состояние жилого дома Б., проводил обследование помещения, однако поскольку тот находился в сельской местности и был покинут жильцами, то обеспечить сохранность строения не представилось возможным. Иного жилого помещения истица не имеет, в настоящее время временно проживает на жилой площади мужа. При обращении в Администрацию Островского района с просьбой оказать содействие в проведении ремонта жилого помещения или предоставить иное жилье истице, Администрация ответила отказом. В настоящее время Панасова Ю.Н. окончила пребывание в госучреждении и нуждается в обеспечении жилым помещением.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица Панасова (до брака Барковская) Ю.Н., *** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д.50)

Ее родители: мать - Б.Т.Л. и отец - Б.Н.Г. решением Островского городского суда Псковской области от **.**. 2001 года лишены родительских прав (л.д.11).

Распоряжением Администрации г. Острова и Островского района № ** от **.**.2001г. при направлении несовершеннолетней Панасовой Ю.Н. в детский дом, за ней была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: Псковская область, Островский район, *** волость, д. *** ( л.д. 12).

Согласно выписке из лицевого счета Администрации сельского поселения «*** волость» Островского района, истица Панасова Ю.Н. зарегистрирована по месту жительства с **.**.1992 года и по настоящее время по адресу: д. ***, Островского района, Псковской области. Вместе с ней по данному адресу зарегистрированы: мать - Б.Т.Л., сестра- Ф.И.В., брат-Ф.А.В., сестра - Ф.Н.В., сестра - Б.Е.Н., брат - Б.Д.Н., племянница Б.Т.Ю. (л.д.28-29).

Представленные истицей Панасовой Ю.Н. документы свидетельствуют о том, что закрепленное за ней жилое помещение в настоящее время требует проведения капитального ремонта, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, что следует из заключения межведомственной комиссии при Администрации Островского района № ** от **.**.2010 года. (л.д.22)

Из акта обследования помещения от **.**.2010г. видно, что в одноэтажном одноквартирном, сборном, железо-бетонном (панельном) жилом доме, расположенном в д. ***, Островского района, Псковской области, отсутствуют окна и двери, приборы отопления, электропроводка, местами наблюдаются протечки в кровле. В доме никто не проживает. (л.д.21)

Из актов обследования жилого дома семьи Б., проведенных в период с **.**.2006г. по **.**.2009г. усматривается, что после направления детей в детские государственные учреждения, их родители не обеспечивали сохранность жилого дома, впоследствии покинули жилое помещение, длительное время в доме никто не проживал, строение было заброшено и требовало проведения ремонта. (л.д.14, 16-19).

Из этого следует, что в настоящее время эксплуатационные характеристики закрепленного за истицей жилого помещения утрачены в связи с ненадлежащим исполнением ее родителями обязанностей нанимателя по сохранению и поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, за действия которых истица отвечать не может.

При обращении в Администрацию Островского района с просьбой оказать содействие в проведении ремонта закрепленного за истицей жилого помещения, письмом Главы Администрации Островского района в разрешении данного вопроса было отказано со ссылкой на то, что данное жилое помещение муниципальной собственностью не является, находится на балансе АОЗТ «***», Островского района, которое должно нести обязанность по содержанию жилого помещения. (л.д.26)

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 17.12.2009) (далее Федеральный Закон), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей…., имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей…., не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как видно из показаний истицы и представленных документов, при направлении Панасовой Ю.Н. в детское учреждение за ней было закреплено жилое помещение по адресу: д. ***, Островского района, Псковской области.

Между тем, жилое помещение, в котором истица сохраняет постоянную регистрацию по настоящее время, хотя и было закреплено за последней, но на момент окончания пребывания в образовательном учреждении требует проведения капитального ремонта и по этой причине, не может быть использовано для постоянного проживания.

В настоящее время истица Панасова Ю.Н. проживает на жилой площади мужа П.Е. в д. ***, *** волости, *** района, Псковской области, где имеет временную регистрацию с **.**.2010г. по **.**.2011г. в 1\2 доли жилого дома, не приватизированного, состоящем на балансе «***», в котором, помимо нее, зарегистрированы и проживают ее сын, супруг и родители последнего, что следует из справки и выписки из лицевого счета Администрации сельского поселения «*** волость» *** района, Псковской области.

Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области Островский отдел и Великолукский отдел усматривается, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Панасовой (Барковской) Ю.Н. на объекты недвижимого имущества. (л.д. 44-45).

Из справки Островского филиала ГП «БТИ» от **.**.2010г. видно, что в собственности Панасовой Ю.Н. жилых домов и квартир по г. Острову и Островскому району не зарегистрировано. (л.д.48)

Соответственно, в настоящее время истица нуждается в обеспечении жильем, поскольку по независящим от нее причинам лишена возможности пользоваться закрепленным за ней жилым помещением в д. ***, Островского района, иной жилплощади не имеет.

Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком, однако, возражая против заявленных Панасовой Ю.Н. требований, Администрация Островского района считает, что поскольку закрепленное за истицей жилое помещение не является муниципальной собственностью Островского района, не признано непригодным для проживания, а требует проведения капитального ремонта, что может быть осуществлено балансодержателем жилого помещения - АОЗТ «***», то Администрация Островского района не может нести обязанность по предоставлению истице жилого помещения.

Суд считает доводы ответчика несостоятельными по следующим основаниям.

Ответчиком не представлено суду документов, свидетельствующих о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: д. ***, Островского района, Псковской области состоит на балансе юридического лица - АОЗТ «***».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.2010г. - юридическое лицо АОЗТ «***» находится в стадии ликвидации, назначен конкурсный управляющий.

Решением Арбитражного суда Псковской области от **.**.2007г. АОЗТ «***» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.

В соответствии со ст. 129 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.2010 № 219-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)» в полномочия конкурсного управляющего не входит обязанность осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Следовательно, поскольку АОЗТ «***» ликвидируется, то в связи с данным правовым последствием, это не порождает обязанности у юридического лица производить капитальный ремонт занимаемого истицей жилого помещения.

Администрация Островского района тоже не может произвести капитальный ремонт данного жилого помещения, поскольку таковое не учитывается в реестре муниципальной собственности Островского района, что следует из представленных в деле сведений ИОМС КУМИ Островского района. (л.д.41-43)

Соответственно, данное жилое помещение следует признать невозможным возврату.

Вместе с тем, обязанность по обеспечению жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении, в силу Федерального Закона возложена только на органы исполнительной власти.

С учетом правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 г. № 250-О-П, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей….., не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания…., является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Закон Псковской области от 11 января 2005 года №411-оз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона ПО от 28.11.2008 N 812-оз) наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц соответствующих категорий органы местного самоуправления, что следует из абз.2 пункта 2 ст. 6 Закона.

Согласно данной норме, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после возвращения из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования……, если жилые помещения, которые они ранее занимали, не могут быть возвращены, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим данного пункта, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам.

Абзацем 3 пункта 2 ст.6 названного Закона и Постановлением Администрации Псковской области от 28 февраля 2005 г. N 69 «Об утверждении положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета только в случаях, если они не имели закрепленного жилого помещения или имели закрепленное жилое помещение, которое утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, либо признано в установленном порядке непригодным для проживания в результате стихийного бедствия, в том числе пожара.

Таким образом, в иных случаях, обязанность по обеспечению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

Судом установлено, что закрепленное за истицей Панасовой Ю.Н. жилое помещение по независящим от нее причинам не может быть использовано для постоянного проживания, то есть в настоящее время не может быть возвращено, поэтому обязанность по предоставлению ей жилого помещения должна быть возложена на органы местного самоуправления в соответствии с абз.2 п.2 ст. 6 областного Закона.

Действие данного Закона распространено на детей, имеющих место жительства (место закрепления жилой площади) или место пребывания (учреждение для детей-сирот, общежитие и т.д.) на территории области (ст.1 Закона).

Органом местного самоуправления по месту жительства (место закрепления жилой площади) Панасовой Ю.Н. является администрация Островского района.

Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на этот орган местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях…

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договорам социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст.15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

С учетом изложенных положений, истица, как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, в пользу Панасовой Ю.Н. с ответчика подлежат взысканию понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере *** рублей.

Руководствуясь ст. 197-199, 338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Панасовой Ю.Н. к Администрации Островского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

ОБЯЗАТЬ Администрацию Островского района предоставить вне очереди Панасовой Ю.Н., *** года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Острова, Псковской области, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Взыскать с Администрации Островского района в пользу Панасовой Ю.Н. судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере *** (......) рублей.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение 10 дней, со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено и оглашено **.**. 2010 года.

Судья Островского городского суда: Н.О. Мучицина

Решение суда вступило в законную силу.