решение по исковому заявлению о досрочном назнчении трудовой пенсии по старости



Дело №2-555/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Остров дд.мм. 2010 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующей судьи Родаковой И.Р.,

при секретаре Брокане М.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буракова В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Островском районе Псковской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Буракова В.А. обратилась в Островский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Островском районе Псковской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера.

В судебном заседании Буракова А.В. свое исковое заявление поддержала и указала, что дд.мм..2010 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ***** с исковым заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как проработавшей в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев.

В назначении указанной пенсии ей было отказано, и указано, что ее стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 6 лет 8 месяцев, что менее установленных законом 7 лет 6 месяцев. С данным решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе она не согласна, поскольку при исчислении стажа, необходимого для установления льготной пенсии, сотрудниками указанного учреждения не в полном объеме учтен период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком. В частности, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, в котором она, работая на гражданской службе в районах Крайнего Севера, находилась с дд.мм.1991 года по дд.мм.1992 года, учтен лишь по дд.мм.1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 29.01.2004 года № 3543 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде Российской федерации», исключившем период нахождения в отпуске по уходу за ребенком из стажа работы по специальности для включения в стаж необходимый для назначения пенсии на льготных условиях, а период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в котором она находилась с дд.мм.1992 года по дд.мм.1994 года, не учтен в полном объеме. Данное решение Пенсионного фонда противоречит Постановлению Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года, согласно которому при назначении досрочной трудовой пенсии могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Ее дочь Б. родилась дд.мм. 1991 года. Поскольку отпуск по уходу за ребенком начался до нового правового регулирования порядка назначения досрочной трудовой пенсии, а ст. 167 КЗоТ РСФСР до изменений, внесенных Законом РФ от 29.01.2004 года № 3543, предусматривала включение данного отпуска в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, отказ пенсионного фонда включить его в льготный стаж является незаконным и ущемляет ее права, гарантированные ст. 39 Конституцией РФ. В связи с этим просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе включить в полном объеме, то есть с дд.мм.1991 года по дд.мм.1992 года, период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и период с дд.мм.1992 года по дд.мм.1994 года нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, с начислением пенсии с момента ее обращения в пенсионный фонд (с дд.мм. 2010 года), а также взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе сумму уплаченной государственной пошлины в размере ** рублей.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Островском районе Псковской области Сидоров Д.Н. исковые требования Бураковой В.А. не признал по тем основаниям, что периоды с дд.мм. 1992 года по дд.мм. 1992 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также с дд.мм. 1992 года по дд.мм. 1994 года - отпуск по уходу за ребенком с 1,5 лет до 3 лет не подлежат включению в специальный стаж в соответствии с п. 21 Разъяснений Минтруда России от 22 мая 1996 года № 54 и на основании Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях».

Выслушав истицу Буракову В.А., представителя ответчика - УПФ РФ в Островском районе Псковской области Сидорова Д.Н., ознакомившись с материалами дела, суд находит иск о досрочном назначении трудовой пенсии по старости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Согласно ч. 1 ст. 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Спорными периодами, которые Пенсионный Фонд не включает истице в трудовой стаж, являются периоды с дд.мм. 1992 года по дд.мм. 1992 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также с дд.мм. 1992 года по дд.мм. 1994 года - отпуск по уходу за ребенком с 1,5 лет до 3 лет.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П при назначении досрочной трудовой пенсии могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Законодательство, действовавшее во время нахождения Бураковой В.А. в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет, не содержало запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РФ предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Буракова В.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в период с дд.мм.1991 года по дд.мм.1992 года, то есть до вступления в силу вышеназванного Закона. Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", в п. 2 которого предусматривалось, что с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) Бураковой В.А. начался в период действия названных нормативных актов, а также с учетом ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Бураковой В.А. в отпуске по уходу за ребенком с дд.мм. 1992 года по дд.мм. 1994 года - отпуск по уходу за ребенком с 1,5 лет до 3 лет подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 03.06.2006 года), трудовая пенсия назначается со дня обращения, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Право на досрочную пенсию возникает у Бураковой В.А. с дд.мм. 2010 года, что подтверждается представителем УПФ РФ в Островском районе Псковской области и не оспаривается истицей.

Кроме того, согласно ст. 98 ч. 1 ГПК РФ в пользу Бураковой В.А. с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Островском районе Псковской области подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере ** рублей.

На основании ст. 28 п. 1 п.п. 11 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и руководствуясь ст. ст. 197-199, 338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бураковой В.А. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Островском районе Псковской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Островском районе Псковской области включить в стаж работы Бураковой В.А. для начисления досрочной трудовой пенсии по старости период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с дд.мм. 1992 года по дд.мм. 1992 года, а также период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 1,5 лет до 3 лет, признав право на назначение ей досрочной трудовой пенсии с момента обращения в УПФ РФ (государственное учреждение) в Островском районе, то есть с дд.мм. 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Островском районе Псковской области в пользу Бурковой Валентины Александровны судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере ** рублей.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующая

Судья Островского городского суда

***** И.Р.Родакова

Решение вступило в законную силу.