Дело № 2-169/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Остров Псковской области ** 2011 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующей судьи Романовой Н.А..,
при секретаре Корныльевой Т.С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тимофеевой К.С. о признании незаконным Постановления Администрации Островского района об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеева К.С.. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Администрации Островского района об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
В обоснование заявления указала, что является ветераном Великой Отечественной войны как труженик тыла, вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 21, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах»,
** 2011 года Постановлением Администрации Островского района Псковской области №*** ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Свое решение Администрация Островского района Псковской области мотивировала ссылкой на пп 2 п 1 ст. 54 ЖК РФ, указав, что представленные документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Считает отказ незаконным и просит обязать Администрацию Островского района поставить ее на учет как вдову участника Великой Отечественной войны -ветерана Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 21. Ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».
Считает, что нарушено ее право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников Отечественной войны, которое не может быть ограничено в силу Конституции РФ.
Заявительница Тимофеева К.С. в судебное заседание в силу возраста и состояния здоровья не явилась, о дне слушания дела надлежаще извещена.
Представитель истицы Мучицин О.А. (доверенность от **.2011 года сроком на три года) поддержал заявление по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что истица является вдовой участника Великой отечественной войны, схоронила сына, проживает одна в деревне, где два дома, до центра волости, где ходят до районного центра автобусы, *** км. Так как истице ** год и по возрасту и состоянию здоровья она не может себя обслуживать, находится на социальном обслуживании у отдела соцзащиты. Дом, в котором проживает, подарила в 2009 году внуку, так как не может его содержать и ремонтировать. Дому более ** лет. Бытовых условий нет. Намеренно свои жилищные условия не ухудшала, так как дом, который она дарила, признан не пригодным для проживания и не подлежащим капитальному ремонту.
Представитель ответчика-Администрации Островского района- Мурашкевич С.И. (доверенность от ** 2011 года сроком на три года) - считает, что Тимофеева К.С. ухудшила свои жилищные условия, подарив в 2009 году дом внуку. Однако с учетом решения комиссии, проводившей обследование технического состояния жилого помещения, в котором проживает истица, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодного для проживания, вынесение решения полагает на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 №30), в связи с предстоящим 65 -летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», предложив высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Как следует из материалов дела, Тимофеева К.С. относится к категории « членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны» - вдова участника Великой Отечественной войны-Ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан, что подтверждается выданным на имя ее мужа - Т.В.Т. - удостоверением Островского ОГВК Псковской области *** № *** от ** года и справкой ОСЗН Островского района №*** от ** года..
Так, в соответствии со ст. 21, 23.2 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции 06.05.2010 года №79-ФЗ, распространяющейся на правоотношения с 01.01.2010 года), предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии со ст. 23.2 настоящего Федерального закона, независимо от их имущественного положения, по обеспечению жильем общей площади жилья 36 кв. метров.
Отказывая Тимофеевой К.С. в постановке на очередь, Администрацией не было учтено, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, приравнена по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к льготам участников Великой Отечественной войны, и в силу ст. 21 и ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не использовала.
Администрацией при разрешении вопроса отказа в принятии на учет подлежали применению как нормы Жилищного Кодекса РФ, так и положения Указов Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и от 09.01.2010 №30, которым внесены изменения в вышеназванный Указ и установлено, что ветераны Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, а также Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», статья 23.2 которого предусматривает выделение средств на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, исходя из общей площади 36 кв. метров на человека.
Таким образом, в силу положений статьи 21, 23.2 вышеназванного закона «О ветеранах», нуждающимся в улучшении жилищных условий является и член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, который не обеспечен жилым помещением 36 кв. метров общей площади и более.
Администрация Островского района при отказе в постановке на учет данную норму не применила и необоснованно исходила из того, что Распоряжением Администрации Островского района от ** 2005 года №*** «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» с **.2005 года установлена учетная норма для постановки на учет общей площадью менее 7 кв. метров.
Вышеназванное решение органа местного самоуправления не соответствовало также и ст. 49 ч. 3 и ст. 50 ч. 3 и 6, ст. 51 ч. 1 п. 2 Жилищного кодекса РФ (в редакции 29.12.2006 года №250-ФЗ), согласно которого жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом, и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основании нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Решение органа местного самоуправления, как не соответствующее положениям вышеуказанных Федеральных законов, не подлежало применению при решении вопроса об отказе в постановке на очередь Тимофеевой К.С. в силу части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в соответствии со ст. 51 ч. 1 п.3 Жилищного кодекса РФ.
Право Тимофеевой К.С. на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
Тимофеева К.С. не является собственником жилого дома ** года постройки общей площадью 28,0 кв. метров в д. ... ... волости, Островского района, Псковской области, в котором проживает. В указанном жилом доме Тимофеева К.С. зарегистрирована и проживает одна на условиях поднайма, что подтверждается справкой Администрации сельского поселения «... волость» от **.2011 года №**, другого жилья в собственности не имеет, не обеспечена жильем общей площадью 36 кв. м
Ранее она жилого помещения по договору социального найма не получала, в приватизации не участвовала, что также подтверждено справками филиала БТИ и отдела приватизации УЖК, регистрационной службы..
Не относится к кругу лиц, которым жилые помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 49 ч. 5 ЖК РФ не предоставляются - иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Исходя из Определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 №258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно Акта от ** 2011 года обследования технического состояния жилого помещения в д. ... ... волости Островского района Псковской области, где зарегистрирована и проживает истица, дом ... года постройки общей площадью 28,0 кв. метров, состоит из одной комнаты и комнаты-кухни. Системой водоснабжения и канализацией не оборудован. Отопление печное. Туалет находится на улице в 115 метрах от дома, водоснабжение (колодец) в 200 метрах от дома, вода привозная.
В данном доме ветровые и лобовые доски поражены гнилью, конек частично поражен гнилью, фундамент отсутствует, стропильная система поражена гнилью. В жилом помещении (в комнате) наблюдаются протечки в кровле, в комнате и комнате-кухне. наблюдается зыбкость полов, нижние венцы поражены гнилью, в комнате наблюдается прогиб балки чердачного перекрытия, наружные стены дома утеплены рубероидом на высоту до середины оконных блоков, на поверхности печи наблюдаются незначительные горизонтальные и вертикальные трещины, жилой дом отапливается временной печью (типа буржуйка).
Производить капитальный ремонт жилого дома нецелесообразно из-за его технического состояния. Вследствие обследования жилого помещения по указанному адресу комиссией принято решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и является непригодным для проживания.
Согласно договора от ** 2007 года, ГУСО ЦСО Островского района оказывает Тимофеевой К.С. с этого времени социальные услуги в виде доставки воды, доставки дров, топки печи, доставке продуктов, обеспечении лекарственными средствами, газетами, оплате коммунальных услуг, помощь в написании писем, оказании психологической помощи.
В судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях Тимофеевой К.С. с целью ухудшения своих жилищных условий.
При данных обстоятельствах, суд не усматривает со стороны Тимофеевой К.С., которая не может себя обслуживать, подарившей внуку дом, признанный непригодным для проживания, совершения умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения другим жильем.
Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая состояние здоровья Тимофеевой К.С., при которых она не способна в силу возраста и состояния здоровья к самостоятельному проживанию, а также условия ее проживания, суд пришел к выводу об отсутствии у Тимофеевой К.С. соответствующих жилищных условий, а следовательно и об отсутствии оснований для непризнания ее нуждающейся в их улучшении с отказом Администрации в постановке ее на учет, как проживающей в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и не обеспеченной жилым помещением размером 36 кв. метров общей площади и более.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление не основано на законе, а потому требования Тимофеевой К.С.. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании ст. 21, ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ (в редакции 27.07.2010 года ), руководствуясь ст.ст. 197 -199,338 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление Тимофеевой К.С. о признании незаконным Постановления Администрации Островского района № *** от ** 2011 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить.
Признать решение Администрации Островского района - Постановление Главы Островского района № *** от **2011 года об отказе в принятии на учет Тимофеевой К.С. в качестве нуждающейся в жилых помещениях - незаконным.
Обязать Администрацию Островского района Псковской области поставить Тимофееву К.С. как вдову участника Великой Отечественной войны -Ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Мотивированное решение оглашено ** 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Романова Н.А.
Решение вступило в законную силу.