Дело № 2-181/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Остров * 2011 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Родаковой И.Р.,
при секретаре Брокане М.Я.,
с участием прокурора Бабичевой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой В.М. к ФГУ Островская КЭЧ района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова В.М. обратилась в суд с иском к ФГУ Островская КЭЧ района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований истица указала, что с *.2000 года она работала сторожем склада в ФГУ Островская КЭЧ. На основании приказа начальника КЭЧ № ** от * 2011 года она была предупреждена об увольнении в связи с предстоящим сокращением штата, однако о самом факте сокращения им было объявлено еще в октябре 2010 года. * 2011 года приказом № ** от *.2011 года она была уволена на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением штата. При этом ей в нарушение трудового законодательства не было предложено иной работы. Полагает, что фактически никакого сокращения штата и реорганизации ФГУ Островская КЭЧ, не было, поскольку остальные работники продолжают работать на своих местах и условия их работы не изменились. Считает, что она была уволена незаконно, в связи с чем просит восстановить ее на работе, взыскать с ответчика ** рубля ** копеек за время вынужденного прогула и ** рублей в качестве компенсации морального вреда, связанного с ухудшением в результате незаконного увольнения материального положения ее семьи и неудобств, связанных с отстаиванием своих законных прав в суде. Не оспаривает, что с ней был произведен окончательный расчет и выплачены в полном объеме положенные при увольнении по данному основанию денежные средства. Не отрицает, что отказывалась получать трудовую книжку и знакомиться с приказом об увольнении.
Представитель истца Белякова Т.Б. поддержала позицию Михайловой В.М. по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика - ФГУ Островская КЭЧ района, Дворецкова Т.В. исковые требования Михайловой В.М. не признала и показала, что Михайлова В.М. была принята в Островскую КЭЧ района сторожем объединенного топливно - материального склада в порядке перевода из войсковой части ... согласно приказа начальника Островской КЭЧ района № ** от * 2000 года, с работником заключен трудовой договор № **. Во исполнение приказа Министра обороны РФ № ** от * 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» и осуществления процесса реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» и осуществления процесса реорганизации ФГУ Островская КЭЧ района, ее начальником был издан приказ № ** от * 2010 года «О предупреждении работников ФГУ Островская КЭЧ района о полном сокращении штатов в связи с реорганизацией федеральных государственных учреждений Минобороны России». Посредством данного приказа работники ФГУ Островская КЭЧ района были уведомлены в письменной форме под роспись о предстоящем расторжении трудовых договоров по сокращению штата. Михайлова В.М. также была ознакомлена с данным приказом * 2010 года. По истечении двух месяцев, * 2011 года приказом начальника ФГУ Островская КЭЧ района № ** от * 2011 года Михайлова В.М. была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением штата работников. Оформлять обходной лист и получать на руки трудовую книжку она отказалась. В связи с тем, что лично работник в отдел кадров не явился * 2011 года заведующей делопроизводством незамедлительно было отправлено письменное уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой. От ознакомления с приказом начальника ФГУ Островская КЭЧ района № ** от * 2011 года Михайлова В.М. также отказалась. Данное обстоятельство было зафиксировано * 2011 года заведующей делопроизводством в присутствии должностных лиц ФГУ Островская КЭЧ района. При увольнении Михайловой В.М. были предоставлены льготы и выплачены все предусмотренные компенсации, а именно денежная компенсация за неиспользованный отпуск 13, 68 календарных дней, выплачено ЕДВ за 2010 год пропорционально отработанному времени за 2 месяца, также выплачено положенное выходное пособие с сохранением среднего месячного заработка на период трудоустройства. В связи с тем, что при проведении реорганизации федерального ФГУ Островская КЭЧ района трудовые отношения с работниками не могут быть продолжены по объективным причинам, а именно, отсутствием вакантных должностей, то расторжение трудового договора допустимо только на основании п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Реорганизация учреждения производилась поэтапно с передачей ее определенных функций в различные организации и ведомства. По мере передачи соответствующих функций сокращался штат тех или иных служб ФГУ Островская КЭЧ района. В приложении № 1 к приказу начальника учреждения № ** от *.2011 года указан список оставшихся работников. В связи с тем, что склады передавались в филиал «Псковский» ОАО «Славянка», выигравшей закрытый конкурс на обслуживание военного городка, то на 2011 год штат сотрудников складов был утвержден только на 2 месяца, то есть на период действия срока предупреждения работников ФГУ Островская КЭЧ района о сокращении штатов. Штат остальных должностей, указанных в приложении, утвержден на шесть месяцев, то есть до *, когда запланировано окончательное расформирование учреждения. Таким образом, предложить Михайловой иную работу администрация Островской КЭЧ не имела возможности, в связи с отсутствием вакантных мест. *.2011 года штат сотрудников склада был полностью сокращен за исключением должности заведующей складом, как материально-ответственного лица, поскольку склады были переданы в ОАО «Славянка», однако находившееся в них имущество, подлежащее передаче в воинские части, еще находится на складах. Филиал «Псковский» ОАО «Славянка» не является правопреемником ФГУ Островская КЭЧ и имеет собственное штатное расписание. Перевод сотрудников из Островской КЭЧ в ОАО «Славянка» не производился. Бывшие работники Островской КЭЧ, которые в настоящее время работают на складах, приняты на работу в ОАО «Славянка», поэтому доводы истца о том, что сокращения штата фактически не было, не основаны на действительных фактах.
В связи с вышеизложенным полагает, что требования Михайловой В.М. о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда истцу, оцененного истцом в размере 20000 рублей необоснованны.
Представитель третьего лица - филиала «Псковский» ОАО «Славянка» Шеверова Е.А. указала на необоснованность исковых требований Михайловой В.М., пояснив суду, что ОАО «Славянка» было создано, Указом Президента РФ от * 2008 года № ** «Об ОАО «Оборонсервис», Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 875 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис». ОАО «Славянка» является дочерним по отношению к ОАО «Оборонсервис» (основное общество). Филиал «Псковский» ОАО «Славянка» был создан на основании решения Совета Директоров ОАО «Славянка» согласно Протоколу № 07 от 27 апреля 2010 года. Филиал «Псковский» является структурным подразделением ОАО «Славянка», и не является организацией подведомственной Министерству Обороны и, следовательно, правопреемником в порядке реорганизации ФГУ «Островская КЭЧ». По результатам закрытой конкурсной процедуры между МО РФ и ОАО «Славянка» заключен государственный контракт на содержание, эксплуатацию казарменно-служебного фонда, в связи с чем ей переданы вышеуказанные склады. При этом ими установлено свое штатное расписание, в соответствии с которым принимались работники при подаче последними соответствующих заявлений о приеме на работу. Подобное заявление от Михайловой В.М. не поступало и не рассматривалось. Прием работников в штат путем перевода из Островской КЭЧ не производился.
Свидетель Р.Л.Д. показала, что она работает в должности инспектора по кадрам ФГУ Островская КЭЧ. В соответствии с приказами Министра обороны в настоящее время производится реорганизация КЭЧ. Реорганизация проходит путем поэтапной передачи функций КЭЧ в различные профильные организации и сопровождается сокращением штата работников переданных служб. С объединенного топливно-материального склада, в котором работала Михайлова, сначала были сокращены кладовщик и начальник склада, однако, поскольку в складе оставались материальные ценности, сторожа работали до * 2011 года. При увольнении работников склада по сокращению штата, какие-либо свободные вакансии отсутствовали, поскольку итогом реорганизации после передачи всех функций и материальных ценностей будет полная ликвидация ФГУ Островская КЭЧ. При увольнении Михайловой рекомендовалось встать на учет в службу занятости. Переводов работников из ФГУ «Островская КЭЧ» в ОАО «Славянка» не производилось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований истца отказать, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям, среди прочего, работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора.
Согласно ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Из материалов дела следует, что с * 2000 года Михайлова В.М. приказом начальника Островской КЭЧ района № ** от * 2000 года, принята на работу сторожем объединенного топливно - материального склада в порядке перевода из в/ч .... В тот же день с ней был заключен соответствующий трудовой договор.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010 год «О реорганизации федеральных государственных учреждений обороны Российской Федерации», с 20 декабря 2010 года федеральное государственное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ подлежит реорганизации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны РФ, указанных в приложении № 1 к данному приказу.
Указанием Министра обороны РФ от 15 марта 2011 года № 205/2/129 во исполнение приказа Министра обороны РФ 2010 года № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» в целях обеспечения проведения мероприятий по реорганизации КЭЧ (ОМИС), в приложении к которому - Плане мероприятий, выполняемых центральными органами военного управления по реорганизации КЭЧ (ОМИС) предписано: в срок до 23 марта 2011 года довести уведомления о сокращении штата до личного состава в установленном порядке (в том числе до сотрудников, содержащихся по штатным расписаниям), а также уведомление службы занятости о профсоюзных организаций. В срок 01 июня 2011 года-23 июня 2011 года издать приказы (директивы) о сокращении штата в соответствии с нормами трудового законодательства РФ и порядком, разработанным Государственной инспекцией труда.
В соответствии с указаниями Министра обороны РФ от 28 февраля 2011 года № 205/2/102, предписано в срок до 2 марта 2011 года организовать уведомление начальников реорганизуемых учреждений (включая ранее уведомленных) о сокращении их должности в связи с реорганизацией учреждений; поручить начальникам реорганизуемых учреждений уведомить в срок до 4 марта 2011 года работников подведомственных им учреждений (включая ранее уведомленных) о полном сокращении штата в связи с реорганизацией учреждений по установленной форме.
В соответствии п. 3 приказа Министра обороны РФ № 1303 от 28 сентября 2010 года «О переподчинении федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, государственных учреждений, квартирно-эксплуатационных частей Министерства обороны РФ, изменена редакция п.п.1-6 приказа Министра обороны РФ 2010 года №1212 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» слова «реорганизовать с 20 сентября 2010 года» указано изложить в следующей редакции: «реорганизовать с 28 февраля 2011 года».
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕРГЮЛ) от * 2011 года № ** государственное учреждение - Федеральное государственное учреждение Островская квартирно-эксплуатационная часть района прекращает свою деятельность в результате реорганизации.
Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что ФГУ Островская КЭЧ района находится в стадии реорганизации, сопровождающейся поэтапным сокращением штата сотрудников, в связи с чем доводы истицы в этой части суд находит несостоятельными.
Указанные обстоятельства, кроме того, подтверждается приказами начальника ФГУ Островская КЭЧ района № ** от *.2010 года и № 219 от 20.12.2010 года об увольнении сотрудников учреждения по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 15 июля 2008 года № 412 -О-О принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнут трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ) при условии соблюдения закрепленного ТК РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
В соответствии со ст. 81 ч.1 п. 2 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата организации.
В соответствии с частью 3 указанной нормы увольнение по основанию, предусмотренном пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В соответствии со статьей 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Из представленных материалов следует, что во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010 год «О реорганизации федеральных государственных учреждений обороны Российской Федерации» начальником ФГУ Островская КЭЧ района был издан приказ № 167 от 28 декабря 2010 года «О предупреждении работников ФГУ Островская КЭЧ района о сокращении штата в связи с реорганизацией федеральных государственных учреждений Минобороны России».
В списке специалистов и служащих ФГУ Островская КЭЧ района, подлежащих увольнению по сокращению штатов приложения № 1 к данному приказу, имеется собственноручная подпись сторожа склада Михайловой В.М. об ознакомлении с ним *.2010 года.
В соответствии с приказом начальника ФГУ Островская КЭЧ района № ** от * 2011 года об увольнении * 2011 года Михайлова В.М., сторож ОТМС, уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников, о чем имеется соответствующая запись в ее трудовой книжке.
Таким образом, Михайлова была предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности штата в установленный требованиями ч. 2 ст. 180 ТК РФ срок.
Из представленных в судебное заседание для обозрения штатных расписаний ФГУ Островская КЭЧ на 2010 и 2011 годы, утвержденных в соответствии установленным приказом Министра обороны Российской Федерации № 340 от 10 августа 2005 года «О порядке утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организаций вооруженных сил РФ» порядке, следует, что вакантные должности в период предупреждения истицы о сокращении штата и при ее увольнении в учреждении отсутствовали, поскольку штатное расписание полностью соответствуют списку, изложенному в приложении № 1 к приказу № ** от *2011 года. При этом штат сторожей склада в количестве 4 единиц утвержден на срок до *.2011 года, а должность заведующего складом - до *.2011 года (то есть на 2 и 6 месяцев соответственно).
Как следует из приказа № 19 от 28.02.2011 года все сторожа ОТМС, указанные в приложении № 1 к приказу № ** от *.2011 года, уволены по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Факт получения в полном объеме расчета при увольнении и выплат, предусмотренных ст.178 ТК РФ истицей не оспаривается.
Из представленных документов следует, что в соответствии с указаниями заместителя Министра обороны от 30 июля 2010 года в Министерстве обороны РФ проведены закрытые конкурсные процедуры по выбору сторонних специализированных организаций для выполнения функций эксплуатации и содержания фондов Минобороны России. По результатам данных конкурсов между Министерством обороны РФ и Исполнителями заключены Государственные контракты, в том числе от 20 июля 2010 года № 1 - КЖФ с ОАО «Славянка» на содержание, эксплуатацию казарменно-служебного фонда и водоканализационного хозяйства.
Согласно справке филиала «Псковский» ОАО «Славянка» от 03 мая 2011 года данная организация была создана на основании решения Совета Директоров ОАО «Славянка» согласно Протокола № 07 от 27 апреля 2010 года. Филиал «Псковский» является структурным подразделением ОАО «Славянка», и не является организацией подведомственной Министерству Обороны.
Таким образом, филиал «Псковский» ОАО «Славянка» не является правопреемником в порядке реорганизации ФГУ «Островская КЭЧ» района, и не несет ответственности по ее обязательствам.
В соответствии с пояснениями представителя ОАО «Славянка» в судебном заседании данной организацией заключались трудовые договора с бывшими работниками ФГУ Островская КЭЧ при подачи ими соответствующих заявлений о приеме на работу. Михайлова В.М. в их организацию с заявлением о приеме на работу не обращалась.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о соблюдении администрацией ФГУ Островская КЭЧ закрепленного трудовым законодательством Российской Федерации порядка увольнения работников по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 УК РФ, а также гарантий, предусмотренных ст.ст. 178-180 ТК РФ.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Михайловой В.М.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198, 338 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Михайловой В.М. к ФГУ Островская КЭЧ о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято судом * 2011 года.
Решение в 10-тидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд.
Судья Островского
городского суда: И.Р.Родакова
Решение вступило в законную силу в 2011 году.