Дело № 2-236/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Остров Псковской области * 2011 года Островский городской суд Псковской области в составе: председательствующей судьи Романовой Н.А.., при секретаре Корныльевой Т.С.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хлюстовой А.А. о признании незаконным Постановления Администрации Островского района об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Хлюстова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным Постановления Администрации Островского района об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, В обоснование заявления указала, что является ветераном, участником Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах». * 2010 года Постановлением Администрации Островского района Псковской области №** ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Свое решение Администрация Островского района Псковской области мотивировала ссылкой на пп 2 п 1 ст. 54 ЖК РФ, указав, что представленные документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Считает отказ незаконным и просит обязать Администрацию Островского района поставить ее на учет как участника Великой Отечественной войны -ветерана Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15, ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». Считает, что нарушено ее право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников Отечественной войны, которое не может быть ограничено в силу Конституции РФ. Истица Хлюстова А.А. в судебном заседании поддержала заявление по указанным в нем основаниям. Представитель истицы Горохова З.А.. (доверенность от * 2010 года) поддержала заявление по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что истица является участником Великой отечественной войны, проживает одна в деревне, где еще два дома. Дороги до деревни нет. Автолавка приходит в соседнюю деревню, до которой 2 км, два раза в неделю, ей до нее не дойти, вынуждена сушить сухари, воды ей не принести, дров не заготовить. Скорой помощи из-за отсутствия дороги до нее не подъехать. Так как истице ** лет, по возрасту и состоянию здоровья она не может себя обслуживать. Дом, в котором проживает, более 60 лет, построен после войны в 1948-1950 году, она не может его содержать и ремонтировать. Бытовых условий нет. В подвале всегда вода, нижние бревна подгнили, крыша течет, вода в доме замерзает. Пол, чтобы не провалился, из подвала подперт. Может обвалиться крыша. Представитель ответчика-Администрации Островского района- Мурашкевич С.И. (доверенность от * 2011 года сроком на три года) - иск считает необоснованным, так как дом, в котором проживает Хлюстова А.А., записан на нее, и подлежит по решению межведомственной комиссии капитальному ремонту за ее счет. Однако с учетом экспертного заключения ТО Роспотребнадзора, проводившего проверку состояния жилого дома по поручению суда, вынесение решения полагает на усмотрение суда. Выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 №30), в связи с предстоящим 65 -летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», предложив высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа. Как следует из материалов дела, Хлюстова А.А. относится к категории «участник Великой Отечественной войны» - Ветеран Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан, что подтверждается выданным на ее имя удостоверением. Так, в соответствии со ст. 15, 23.2 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции 06.05.2010 года №79-ФЗ, распространяющейся на правоотношения с 01.01.2010 года), предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии со ст. 23.2 настоящего Федерального закона, независимо от их имущественного положения, по обеспечению жильем общей площади жилья 36 кв. метров. Отказывая Хлюстовой А.А. в постановке на очередь, Администрацией не было учтено, что она является участником Великой Отечественной войны, и в силу ст. 15 и ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не использовала. Администрацией при разрешении вопроса отказа в принятии на учет подлежали применению как нормы Жилищного Кодекса РФ, так и положения Указов Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и от *.2010 №**, которым внесены изменения в вышеназванный Указ и установлено, что ветераны Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, а также Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», статья 23.2 которого предусматривает выделение средств на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, исходя из общей площади 36 кв. метров на человека. Таким образом, в силу положений статьи 15, 23.2 вышеназванного закона «О ветеранах», нуждающимся в улучшении жилищных условий является участник Великой Отечественной войны, который не обеспечен жилым помещением 36 кв. метров общей площади и более по Указу Президента. Администрация Островского района при отказе в постановке на учет данную норму не применила и необоснованно исходила из того, что Распоряжением Администрации Островского района от * 2005 года №** «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» с 01.03.2005 года установлена учетная норма для постановки на учет общей площадью менее 7 кв. метров. Вышеназванное решение органа местного самоуправления не соответствовало также и ст. 49 ч. 3 и ст. 50 ч. 3 и 6, ст. 51 ч. 1 п. 2 Жилищного кодекса РФ (в редакции 29.12.2006 года №250-ФЗ), согласно которого жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом, и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основании нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Решение органа местного самоуправления, как не соответствующее положениям вышеуказанных Федеральных законов, не подлежало применению при решении вопроса об отказе в постановке на очередь Хлюстовой А.А. в силу части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ. Кроме того, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в соответствии со ст. 51 ч. 1 п.3 Жилищного кодекса РФ. Право Хлюстовой А.А. на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем подтверждено имеющимися в деле доказательствами. Хлюстова А.А. зарегистрирована и проживает одна в жилом доме 1948 года постройки в д. ... сельского поселения «...», что подтверждается справкой Администрации сельского поселения «...», не обеспечена жильем общей площадью 36 кв. м по Указу Президента. Ранее она жилого помещения по договору социального найма не получала, в приватизации не участвовала, что также подтверждено справками филиала БТИ и отдела приватизации УЖК, регистрационной службы. Не относится к кругу лиц, которым жилые помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 49 ч. 5 ЖК РФ не предоставляются - иностранным гражданам и лицам без гражданства. Исходя из Определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 №258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Согласно Акта от * 2010 года обследования технического состояния жилого помещения в д. ... ... Островского района Псковской области, где зарегистрирована и проживает истица, отражен дом общей площадью 40 кв. метров, жилой 30 кв. метров., Год постройки дома в Акте не указан, вид отопления не указан, водопроводом и канализацией не оборудован. Прилегающая к зданию территория в Акте не описана. Эксперты к участию в работе комиссии не приглашались В графе Акта межведомственной комиссии, касающейся несоответствия установленным требованиям, указано, что в данном жилом доме требуется ремонт дымохода (трубы), частичный ремонт покрытия кровли, наблюдается зыбкость в полах, требуется замена полов в одной из комнат, оконные рамы поражены гнилью и требуют замены, требуется замена нижних венцов, лобовых и ветровых досок, конька. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований не проводилось. Межведомственной комиссией по результатам обследования жилого помещения принято решение о возможности и необходимости проведения капитального ремонта и реконструкции с целью проведения капитального ремонта и реконструкции, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. Поскольку межведомственной комиссией оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований не проводилось, по запросу суда Территориальным Отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в Островском, Палкинском, Печорском районах было обследовано жилое помещение Хлюстовой А.А. с представлением экспертного заключения от * 2011 года №**, согласно которого жилой дом в д. ... ... Островского района Псковской области не соответствует требованиям 4.7, 8.1.1, 9.1.1 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *.10 №** В экспертном заключении указано, что в жилом помещении прогнили балки пола, пол зыбкий, в подвале плесень, туалет уличный разрушен, колодец для воды шахтный, разрушен.Дом деревянный одноэтажный одноквартирный постройки 1948 года, состоящий из 1 комнаты и кухни. Отопление индивидуальное, печь на дровяном топливе, требует ремонта, видны щели в кладке. Оконные форточки в жилой комнате отсутствуют, проветривание невозможно, отсутствуют форточки в зимних рамах кухни, рамы сгнили, открывание окон невозможно, что не соответствует п. 4.7 СанПиН 2.1.22645-10. Хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение в доме не предусмотрено, ванной комнаты нет. Для водоснабжения используется индивидуальный шахтный колодец, который находится на расстоянии 8-10 метров до хозяйственных построек для содержания скота, верхняя часть колодца сгнила, отмостка разрушена, в период паводка и ливневых дождей в него поступают поверхностные стоки. Канализация (в том числе с локальным выгребом для сбора стоков) отсутствует, неанализированная уборная в отапливаемой части здания отсутствует, имеется на улице на расстоянии 25 метров от жилого дома, выгреб для сбора полностью разрушен, содержимое растекается по территории, не соответствует п. 8.1.1 СанПиН 2.1.22645-10. Запахи: сырого помещения, плесени. Потолок частично деформирован, прогибы, местами пятна плесени и отставание обоев, в стенах имеются щели и под подоконниками иней. Пол имеет уклон, при хождении зыбкий. Подвал периодически затапливается, о чем свидетельствуют остатки воды на земляном полу, наличие водяного насоса. Бревенчатые стены подвала с признаками биологической порчи, покрыты многочисленными пятнами белой плесени, что не соответствует п. 9.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10. Свидетель В.С.В. подтвердила отсутствие надлежащих жилищных условий для проживания Хлюстовой А.А., а также отсутствие дороги с твердым покрытием в деревню, что не позволяет получать истице надлежащую медицинскую помощь, покупать продукты. Свидетель Л.Г.А. показала, что периодически 1-2 раза в месяц ездит помогать Хлюстовой А.А., зимой она в доме сидит в фуфайке, так как в доме тепло, пока топится плита, вода в доме замерзает, окна сгнили, не вынимаются, в доме не проветривается, нижние балки сгнили, в доме фундамента нет, стоит на 4 камнях, в подвале стоит вода, родственников у нее нет, условий проживания в доме нет. Свидетель Л.М.Б. показал, что бывал в доме Хлюстовой А.А., дом ее валится, капремонтом его не восстановишь, крыша в сарае обвалилась, баня сгорела, рамы разваливаются, до половины обтянуты целлофаном, в силу состояния здоровья Хлюстова А.А. не может произвести ремонт, деньги с пенсии уходят на лекарство. Представителем истицы Гороховой З.А. представлены суду фотоматериалы жилого дома Хлюстовой А.А., из которых усматриваются следы плесени, протечки в крыше, прогнившие конструкции дома, в том числе и подвала. Из архивной справки Архивного отдела Администрации МО Островского района Псковской области от * 2011 года №** усматривается, что жилой дом, в котором проживает Хлюстова А.А., 1948 года постройки. Справкой Начальника отдела надзорной деятельности по Островскому и Пыталовскому районам от * 2011 года №** также подтверждено, что при пожаре 23.06.2008 года сгорели баня и надворные постройки у жилого дома Хлюстовой А.А. в д. ... Островского района Псковской области. В судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях Хлюстовой А.А. с целью ухудшения своих жилищных условий. При данных обстоятельствах, суд не усматривает со стороны Хлюстовой А.А. которая не может себя обслуживать, совершения умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения другим жильем. Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая состояние здоровья Хлюстовой А.А. при которых она не способна в силу возраста и состояния здоровья к самостоятельному проживанию, а также условия ее проживания, суд пришел к выводу об отсутствии у Хлюстовой А.А. соответствующих жилищных условий, а следовательно и об отсутствии оснований для непризнания ее нуждающейся в их улучшении с отказом Администрации в постановке ее на учет, как проживающей в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и не обеспеченной жилым помещением размером 36 кв. метров общей площади и более по Указу Президента. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление не основано на законе, а потому требования Хлюстовой А.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. На основании ст. 15, ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ (в редакции 27.07.2010 года ), руководствуясь ст.ст. 197 -199,338 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковое заявление Хлюстовой А.А. о признании незаконным Постановления Администрации Островского района Псковской области № ** от * 2010 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить. Признать Постановление Администрации Островского района Псковской области № ** от * 2010 года об отказе в принятии на учет Хлюстовой А.А. в качестве нуждающейся в жилых помещениях - незаконным. Обязать Администрацию Островского района Псковской области поставить Хлюстову А.А., * года рождения, уроженку д. ... Псковского района Псковской области, как инвалида, участника Великой Отечественной войны - Ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Мотивированное решение оглашено * 2011 года. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Романова Н.А. Решение не обжаловано и вступило в законную силу.