решение о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда



Дело №2-255/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

* 2011 года          город Остров

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

с участием: Зам.прокурора Островской межрайпрокуратуры Шевченко Е.Н., истицы Бакке Е.Л., представителя ответчика - МЛПУ «Островская ЦРБ» Михайловой С.Н., действующей по доверенности от *, сроком действия 3 г.,

при секретаре Андреевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Островского межрайпрокурора в интересах Бакке Е.Л. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации и муниципальному лечебно-профилактическому учреждению «Островская ЦРБ» (далее МЛПУ «Островская ЦРБ») о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ЗаместительОстровского межрайпрокурора, действуя в интересах Бакке Е.Л., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Администрации Псковской области и МЛПУ «Островская ЦРБ о взыскании компенсации расходов, произведенных на приобретение лекарственного препарата в размере ** рублей и денежной компенсации морального вреда в сумме ** рублей, впоследствии требования были уточнены и обращены к ответчику Государственному Комитету Псковской области по здравоохранению и фармации. (далее Госкомитет).

В обоснование исковых требований указал, что Бакке Е.Л. страдает <данные изъяты> и, в силу Закона области от 8 мая 2007 года №656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области», имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение по рецептам врача бесплатно необходимыми лекарственными средствами.

* 2010 года, * 2010 года, * 2011 года, * 2011 года на основании рекомендаций ГУЗ «Псковский онкологический диспансер» лечащим врачом МЛПУ «Островская ЦРБ» Бакке Е.Л. были выписаны рецепты на необходимый ей лекарственный препарат «<данные изъяты>» (25мг. по 1 таблетке в сутки). Однако, данное лекарственное средство, также как и его аналоги, при обращении Бакке Е.Л. в аптеку МЛПУ «Островская ЦРБ» получены не были, ввиду их отсутствия в аптечном учреждении. В связи с чем, истица была вынуждена приобрести лекарственное средство за счет собственных средств.

Просит суд взыскать с ответчика убытки, понесенные Бакке Е.Л., в связи с не обеспечением ее лекарственными препаратами в размере ** рублей ** копеек, составляющие затраты на приобретение 4 упаковок препарата «<данные изъяты>», являющегося для нее жизненно необходимым.

Длительное отсутствие лекарственного средства «аромазин» в аптечном учреждении МЛПУ «Островская ЦРБ» порождало у Бакке Е.Л. опасение возникновения рецидива заболевания в связи с невозможностью своевременного принятия необходимого препарата, что причинило ей нравственные страдания, денежная компенсация которых оценивается в сумме ** рублей.

*.2011г. Бакке Е.Л. обратилась с заявлением в прокуратуру за защитой своих прав в сфере охраны здоровья.

В судебном заседании прокурор Шевченко Е.Н. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям, просил иск удовлетворить и взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации расходы, понесенные на приобретение лекарственных препаратов в сумме ** руб. ** коп. и денежную компенсацию морального вреда в сумме ** руб. От исковых требований к соответчику МЛПУ «Островская ЦРБ» отказался в порядке ст. 39 ГПК РФ, поскольку обязанность по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами лиц, имеющих право на их бесплатное получение, лежит на Госкомитете, и его отказ принят судом.

В судебном заседании истица Бакке Е.Л. исковые требования поддержала. В обоснование указала, что страдает онкологическим заболеванием, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки в виде предоставления льготного обеспечения лекарственными средствами. До *.2010г. она являлась инвалидом 3 группы и обеспечение ее необходимыми лекарственными препаратами осуществлялось в соответствии с федеральным Законом «О государственной социальной помощи». После указанной даты, в связи со снятием группы инвалидности комиссией МСЭК г. Пскова, обеспечение ее лекарственными препаратами осуществляется в соответствии с Законом области, то есть по региональной льготе за счет средств областного бюджета. *.2010 года, *.2010 года, *2011 года, *. 2011 года лечащим врачом ей были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата «аромазин», который для нее является жизненно необходимым препаратом. Данные рецепты были ею предъявлены в аптечный пункт №** МЛПУ «Островская ЦРБ» и поставлены на отсроченное обслуживание в связи отсутствием препарата, а также его аналогов. Поскольку, в связи с тяжелым диагнозом, ей необходимо принимать указанный препарат ежедневно для предотвращения рецидива заболевания, она была вынуждена приобрести необходимое лекарственное средство за счет собственных средств. Всего ею было закуплено 4 упаковки лекарственного препарата в октябре, ноябре, декабре (на январь) 2010г., в феврале 2011г., что подтверждается кассовыми чеками, на общую сумму ** рублей. Указала, что на протяжении всего лечения ей выписывались различные <данные изъяты> препараты, хотя по схеме терапии должен приниматься один препарат в течение пяти лет. Прием этих препаратов приводил к неблагоприятным побочным реакциям, что влекло за собой ухудшение состояния ее здоровья -возникали проблемы с <данные изъяты>. Именно побочные реакции от выписываемых ей 5 различных препаратов в 2010г., ввиду отсутствия «<данные изъяты>», были причиной их замены на последний. При приеме указанного препарата все эти побочные эффекты присутствовали, но в меньшем объеме, поэтому лечащим врачом был назначен именно этот препарат, который ею переносится относительно легко. Так как она не была обеспечена необходимым ей лекарственным препаратом, просит суд взыскать с ответчика- Госкомитета понесенные ею расходы на приобретение лекарственного средства в сумме ** рублей. С позицией прокурора в отношении ответчика -МЛПУ «Островская ЦРБ» согласна, заявленные требования к нему не поддерживает. Также указала, что действиями ответчика ей были причинены нравственные страдания, поскольку несвоевременное обеспечение жизненно важным лекарственным средством, которое ей необходимо принимать ежедневно, привело к ухудшению состояния здоровья. Она неоднократно обращалась с письмами в различные структуры по поводу ненадлежащего обеспечения лекарственными средствами, что не могло не сказаться на ее психическом состоянии, кроме того, сам факт защиты своего права на льготное обеспечение лекарственными препаратами в судебном порядке также подтверждает причинение ей нравственных страданий, поскольку травмирует ее психику. В связи с этим, просит суд взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда, который оценивает в ** рублей.

Ответчик - Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, о чем представил соответствующее заявление. В письменных возражениях на иск, фактически не оспаривая право истицы Бакке Е.Л. по региональной льготе быть обеспеченной медицинскими препаратами бесплатно по категории «онкологические заболевания» указал, что в соответствии с Законом Псковской области от 08.05.2007г. №656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области, меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении предоставляются согласно Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемых Распоряжением Правительства РФ (далее Перечень). Соответственно, выписывание рецептов на лекарственные средства для бесплатного обеспечения льготных категорий граждан за счет средств областного бюджета должно производится в соответствии с указанными нормами. Препарат «эксеместан» (торговое наименование «<данные изъяты>») в указанный Перечень в 2010 и 2011г. не входит и не поддерживается региональной программой льготного лекарственного обеспечения. Региональной программой из числа <данные изъяты> препаратов группы ингибиторов ароматазы поддерживаются препараты с международным непатентованным наименованием «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>». В январе 2011г. Комитетом были приобретены препараты по договору от *.2011г. «<данные изъяты>» в количестве 12 упаковок, по договору от *.2011г. -«<данные изъяты>» и «летрозол» в количестве 13 упаковок. Указанные препараты имелись на региональном складе и при наличии у пациентки Бакке Е.Л. правильно оформленного рецепта на один из этих препаратов, могли быть ею получены. В 2010г. Бакке Е.Л. по федеральной льготе (до снятия ей *.2010г. группы инвалидности) была обеспечена лекарственным препаратами «<данные изъяты>» в количестве 10 упаковок. Побочных и нежелательных реакций на применение других препаратов у пациентки зарегистрировано не было, карта о неблагоприятной побочной реакции (НПР) не оформлялась. * 2011г. Бакке Е.Л. был предложен препарат из группы ингибиторов ароматазы - «<данные изъяты>», от которого пациентка отказалась. Вместе с тем, ввиду обращения граждан о наличии у них зафиксированных неблагоприятных побочных реакций на препараты группы ингибиторов ароматазы «летрозол<данные изъяты>» и оформленной карты-извещения НПР, Комитетом была изыскана финансовая возможность обеспечения в 2010г.-2011г.г. региональных льготников препаратом с международным наименованием «<данные изъяты>). Бакке Е.Л. было предложено обратиться к врачу-онкологу для консультации и изменения схемы терапии с учетом указанных в Перечне лекарственных препаратов либо представить карты-извещения НПР в случае индивидуальной непереносимости лекарственного препарата конкретного торгового наименования, что последней сделано не было, поэтому заявленные исковые требования считают необоснованными. В части взыскания денежной компенсации морального вреда требования находят несостоятельными, поскольку они документально ничем не подтверждены.

Представитель соответчика МЛПУ «Островская ЦРБ» - Михайлова С.Н. не возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что Бакке Е.Л. страдает <данные изъяты> заболеванием и имеет право на получение необходимых ей лекарственных средств по бесплатным рецептам. До октября 2010г. последняя являлась инвалидом 3 группы и обеспечение ее необходимыми препаратами осуществлялось по федеральной льготе. После указанной даты, группа инвалидности ей была снята, и отпуск необходимых лекарственных препаратов уже осуществлялся по категории «<данные изъяты>» в соответствии с областным Законом. В октябре 2010г. лечащим врачом Бакке Е.Л. был выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата «<данные изъяты>», который отпущен аптечным учреждением не был по причине того, что она была исключена из Программы федерального льготного обеспечения ввиду снятия инвалидности. В ноябре 2010г. для отпуска ей лекарственного препарата «<данные изъяты>», выписанного по рецепту лечащим врачом, уже как региональному льготнику, лечебным учреждением было направлено ходатайство-заявка для дополнительной поставки необходимого лекарства и рецепт был поставлен на отсроченное обеспечение. Однако, ввиду отсутствия поставки, необходимый препарат по рецепту получен Бакке Е.Л. также не был. В этот период сохранялась сложная ситуация по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными средствами особенно региональных льготников, к которым относилась Бакке Е.Л. и только в * 2010г. она получила по выписанному рецепту 1 упаковку препарата «<данные изъяты>». В спорный период * 2011г. отпуск необходимых лекарственных средств по рецептам бесплатно Бакке Е.Л. также не осуществлялся в связи с их отсутствием (а также их аналогов), в аптечном учреждении. При этом, в конце 2010г. МЛПУ «Островской ЦРБ» в областной Комитет направлялось письменное сообщение и заявка, содержащая сведения об общей потребности в обеспечении различной категории больных необходимыми лекарственными препаратами на 2011г., в частности, в отношении <данные изъяты> больных указывалось на обеспечение препаратами противоопухолевой группы «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», поскольку большинство пациентов отказывались от их аналогов ввиду их непереносимости. Однако, в начале 2011г. лекарственные средства данных наименований для онкологических больных вообще поставлены не были, как и их аналоги. Только * 2011г. аптекой было получено 10 упаковок лекарственного средства «<данные изъяты>», который является аналогом «<данные изъяты>», получить который Бакке Е.Л. отказалась, т.к. на данный препарат у нее имеются неблагоприятные побочные реакции. Указала, что по отношению к Бакке Е.Л. аптека МЛПУ «Островская ЦРБ», как пункт отпуска препаратов льготным категориям граждан, надлежащим образом выполняла свои обязанности по обеспечению потребности больных необходимыми лекарственными средствами.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы и материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Положениями Федерального закона от 22 июля 1993 года N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает, что гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», при амбулаторном лечении лиц, страдающих в том числе онкологическими заболеваниями, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии со ст. 1 Закона Псковской области от 08.05.2007 № 656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области» меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении в соответствии с настоящим Законом предоставляются гражданам Российской Федерации, зарегистрированным на территории области по месту жительства органами регистрационного учета.

Меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении в соответствии с настоящим Законом предоставляются гражданам, страдающими злокачественными новообразованиями (С00 - С97).

В соответствии с вышеназванным Законом области, постановлением Администрации Псковской области от 30.07.2007 N 328 (в ред. от 19.05.2008г.) (действующим до издания постановления Администрации области от 29.11.2010 N 465 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области") был утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», который разработан в целях регулирования мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области (далее Порядок).

Меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении в соответствии с настоящим Порядком (как и ранее действующим) предоставляются в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации, применительно к группам населения/категории заболеваний, указанным в статье 1 Закона области от 8 мая 2007 г. № 656-оз.

Пункт 5 указанного Положения предусматривает, что для получения меры социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения гражданин обращается в учреждение здравоохранения государственной или муниципальных систем здравоохранения по месту жительства и представляет документ, удостоверяющий личность, и страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 7 Положения рецепт для бесплатного получения лекарственного средства (далее ЛС) выписывается врачом (фельдшером) на бланке установленной формы с пометкой «бесплатно» в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на курс лечения сроком на 1 месяц и выдается гражданину или иному заявителю.

В силу п. 8 Положения финансовое обеспечение предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС граждан, проживающих на территории области (далее - граждане), при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется за счет средств, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год. Объем средств областного бюджета для осуществления бесплатного обеспечения лекарственными средствами учреждениями здравоохранения рассчитывается в соответствии с Методикой расчета финансирования учреждений здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС при амбулаторном лечении, являющейся приложением к настоящему Порядку

Судом установлено, что Бакке Е.Л. страдает <данные изъяты> заболеванием и в соответствии со ст.2 Закона Псковской области от 08.05.2007 № 656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области» имеет право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения.

На основании рецептов серии ** от *.2010г., ** от 15.11.2010г., ** от 21.01.2011г., ** от 18.02.2011г., больной Бакке Е.Л. лечащим врачом выписан препарат «<данные изъяты>» в количестве 1 упаковка, 25 мг. по 1 таблетке в сутки, которые были приняты на отсроченное обеспечение. (л.д. 13-16).

Данное лекарственное средство было назначено истице с учетом характера и тяжести заболевания, что видно из рекомендаций ГУЗ «...» от *.2010г., *.2010г., *.2011г. и является для нее жизненно необходимым. (л.д.21-23)

Из справки МЛПУ «Островская ЦРБ» от 25.04.2011г. усматривается, что в период с августа 2010г. по март 2011г. пациентке Бакке Е.Л. выписывались бесплатные рецепты на лекарственный препарат «<данные изъяты>», в августе, сентябре 2010г. препарат получен Бакке Е.Л., в октябре, ноябре 2010г. лекарственный препарат по рецепту не отпущен ввиду того, что больная являлась региональным льготником и на нее лекарственные средства по федеральной программе заказаны не были. В декабре 2010г. необходимый препарат «<данные изъяты>» был получен по дополнительной заявке, а в январе, феврале 2011г. пациентка препарат не получила в связи с отсутствием поставок в аптечное учреждение. (л.д.35-37)

Согласно информации МЛПУ «Островская ЦРБ», в октябре-ноябре 2010г. в аптечном пункте лечебного учреждения отсутствовали лекарственные средства, являющиеся аналогами препаратов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>». В январе-марте 2011г., а именно с * 2011г. было получено 10 упаковок лекарственного средства «<данные изъяты>» (аналог «<данные изъяты>»). (л.д.41)

Из карты учета льготного отпуска лекарственных средств на имя Бакке Е.Л. видно, что, несмотря на выписку рецептов на препарат «аромазин», указанный <данные изъяты> препарат в спорный период был получен больной только в декабре 2010г. -1 упаковка, впоследствии, в апреле, мае, июне 2011г. она была обеспечена препаратом «<данные изъяты>».

Материалами дела подтверждено, что в связи с неполучением по бесплатному рецепту противоопухолевого препарата, который должен приниматься больной ежедневно и постоянно для предотвращения рецидива онкологического заболевания, Бакке Е.Л. приобрела за счет собственных средств необходимое ей лекарственное средство «<данные изъяты>» в количестве 4 упаковок, на общую сумму ** руб. ** коп., уплата указанной суммы подтверждена контрольно-кассовыми чеками. (л.д. 17-18).

В соответствии с Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009г. N 375, "Об утверждении Положения о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации" государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации организует оказание мер социальной поддержки, предусмотренных Законом области от 8 мая 2007 года №656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области».

Основными целями деятельности Государственного комитета являются реализация государственной политики в сфере здравоохранения и фармации на территории области, обеспечение в пределах компетенции реализации конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья.

Основными задачами деятельности Государственного комитета являются организация обеспечения граждан гарантированной бесплатной медицинской помощью, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Псковской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год.

Государственный комитет осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, обеспечиваемых за счет средств областного бюджета, а также за счет средств, предусмотренных в бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования на выполнение территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Псковской области бесплатной медицинской помощи.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что между действиями Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, выразившимися в не обеспечении Бакке Е.Л. необходимым лекарственным средством «<данные изъяты>» и тем самым нарушением ее прав на получение социальных услуг, имеется прямая причинно-следственная связь.

При этом, доводы ответчика, изложенные в письменной позиции по иску, суд находит несостоятельными, поскольку нарушение прав истицы на надлежащее обеспечение бесплатными лекарственными средствами по выписанным рецептам подтверждается самим фактом отсутствия таковых в аптечном учреждении, как жизненно необходимого ей противоопухолевого препарата «<данные изъяты>», так и его аналогов.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина,.. подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части взыскания расходов, понесенных на приобретение Бакке Е.Л. лекарственного препарата «аромазин», в количестве четырех упаковок в размере ** руб. ** коп. с ответчика - Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, как уполномоченного органа по организации предоставления мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом установлено, что препарат «аромазин» был выписан истице в связи с наличием у нее онкологического заболевания - злокачественной опухоли молочной железы, данный препарат является для Бакке Е.Л. жизненно важным, и необходим для блокирования злокачественных новообразований. Неисполнение ответчиком требований Закона Псковской области от 08.05.2007 № 656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области» является нарушением личного неимущественного права истицы на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Указанное нарушение ответчиком своих обязанностей причинило истице моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает наличие физических страданий, перенесенных истицей, выразившихся в негативных эмоциях и переживаниях по поводу состояния своего здоровья, наличие вины ответчика, не исполнившего должным образом свои обязанности.

При этом, суд руководствуется положениями ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходит из требований разумности и справедливости, определив размер компенсации морального вреда в 1 000 рублей. При этом, суд учитывает, что истица имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, включающее обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законом. Лекарственное средство «аромазин» было выписано Бакке Е.Л. в связи с наличием онкологического заболевания. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ее личных неимущественных прав и не нуждаются в дополнительном подтверждении ухудшения состояния ее здоровья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Островского межрайпрокурора в интересах Бакке Е.Л. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в пользу Бакке Е.Л. расходы, понесенные на приобретение лекарственных препаратов в размере ** рублей ** копеек и денежную компенсацию морального вреда в сумме ** рублей, а всего взыскать ** рублей ** копеек.

В остальной части иска отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд, со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено и оглашено * 2011 года.

Судья Островского

городского суда:                                                       Н.О. Мучицина

Решение не обжаловано и вступило в законную силу.