Решение по иску о признании незаконным решения администрации муниципального образования о снятии с учета в качестве нуждющегося в жилом помещении



                                                                                                Дело № 2-301/2011

                                                           Р Е Ш Е Н И Е

                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Остров Псковской области                                                         дд.мм. 2011 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующей судьи Родаковой И.Р.,

при секретаре Брокане М.Я.,

рассмотрев гражданское дело по иску Егорова А.П. к Администрации Островского района Псковской области о признании незаконным постановления Администрации Островского района о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным

                                                         УСТАНОВИЛ:

Егоров А.П., в интересах которого, на основании доверенности, действует О., обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации Островского района Псковской области № *** от дд.мм.2010 года о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом Отечественной войны, и имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 14 ФЗ РФ «О ветеранах».

дд.мм. 2010 года Постановлением Администрации Островского района Псковской области № *** он был поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении.

Однако постановлением № *** от дд.мм.2010 года с учета был снят со ссылкой на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, как намеренно совершивший действия, в результате которых стал иметь основания для признания его нуждающимся в жилье.

Считает отказ незаконным, и просит обязать Администрацию Островского района поставить его, как инвалида Великой Отечественной войны, имеющего право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30), на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился, уполномочил действовать в его интересах О.

Представитель истца О. в судебном заседании заявленные требования поддержала, в их обоснование указала, что Егоров А.П., ее дед, является инвалидом Великой Отечественной войны. Егорова А.П. проживал в принадлежащем ему доме, расположенном в дер. ***** Островского района, который был выстроен им в 1956 году. В 2008 году, потеряв в короткий срок жену и единственную дочь, он в силу состояния здоровья и преклонных лет, не мог проживать в данном доме один, и распорядился им в соответствии со своими правами собственника, путем отчуждения ей. Данный дом на момент отчуждения уже был практически непригоден для проживания, так как был лишен каких-либо удобств, располагался на «отшибе» на краю деревни. Расстояние от дома до ближайшего соседа не менее 300 метров, до магазина не менее километра. Надлежащая медицинская помощь в деревне отсутствует, автобусное сообщение только проходящее. Источник воды расположен в 200 метрах. Сам дом ветхий. Таким образом, полагает, что отчуждение дома Егорова А.П. носило вынужденных характер, связанный с невозможностью проживания в нем лица столь преклонного возраста. Данные обстоятельства администрацией района при принятии решения о снятии его с учета принято во внимание не было. В связи с этим просит признать вышеуказанное решение Администрации незаконным и восстановить Егоров А.П. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по данным на момент снятия с учета. Тем более, что для постановки на учет он обратился по прошествии практически 2 лет со времени продажи дома, что также свидетельствует об отсутствии умысла при отчуждении на намеренное ухудшение своих жилищных условий.

Свидетели А. и П. обстоятельства, изложенные представителем истца, полностью подтвердили.

Представитель ответчика - Администрации Островского района, М. с учетом установленных судом обстоятельств решение по существу требований полагал на усмотрение суда.

Свидетель П. пояснила, что дд.мм.2010 года Егоров А.П. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалид Великой Отечественной войны. Однако в адрес Администрации было направлено письмо Главного государственного управления социальной защиты населения, где обращалось внимание на факт отчуждения Егорова А.П. имеющегося у него в собственности дома, с момента которого не прошло установленного ст. 53 ЖК РФ законом 5-летнего срока для приобретения ею права на улучшение жилищных условий. В соответствии с данными рекомендациями, не смотря на то, что до постановки на учет о факте продажи Егорова А.П. дома было известно, и все документы содержались в его учетном деле, жилищной комиссией постановка Егорова А.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении была признана незаконной, и он с учета был снят

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 11 и ст. 12 ГК РФ суд осуществляет защиту гражданских прав в числе других способов как путем признания права, так и путем признания недействительным акта органа местного самоуправления.

Из представленных материалов установлено, что Егоров А.П. является инвалидом ВОВ и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 14 Закона РФ от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах», в том числе и на обеспечение жильем.

Постановлением Администрации Островского района № *** от дд.мм. 2010 года Егоров А.П. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как инвалид Великой Отечественной войны.

Постановлением Администрации Островского района № *** - а от дд.мм.2010 года он был снят с учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 и ст. 53 ЖК РФ, как намеренно совершивший действия, в результате которых стал иметь основания для признания его нуждающимся в жилье.

Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно договора купли-продажи от дд.мм.2008 года Егоров продал принадлежащий ему дом, расположенный в дер. ***** Островского района О.., о чем ей выдано свидетельство о праве собственности на данный дом от дд.мм.2008 года.

Согласно выписке из лицевого счета № *** от дд.мм.2011 года в указанном доме зарегистрирован только Егоров А.П.

Согласно заключению территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в Островском, Палкинском, Печорском районах № *** от дд.мм.2011 года указанный дом не соответствует требованиями 4,7, 8.1.1, 9.1 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.10 г. № 64. При этом описано, что дом представляет собой одноэтажное одноквартирное здание, 1957 года постройки. При этом установлено, что оконные форточки в доме отсутствуют, рамы сгнили, открывание окон невозможно. Хозяйственно-питьевое водоснабжение в доме отсутствует. Ближайший источник воды для данных целей расположен в 200 метрах. Выгреб неканализированной уборной полностью разрушен, содержимое пертекает в почву и поступает в техническое подполье, расположенное в том числе и под жилыми помещениями дома. В доме выраженные запахи сырости и плесени. В крыше дома имеются множественные отверстия, кровля протекает, на стенах и потолке видны следы протечек.. Собранное из 2 строений: дома, подлежащего сносу и хозяйственной постройки для содержания скота. В доме индивидуальное водяное отопление на твердом топливе, при этом необходима замена котла, так как его стенки прогнили и имеются отверстия. Оконные форточки и рамы сгнили, приняли ромбовидную конфигурацию, в местах соединений рам и оконных блоков имеются щели, открывание окон и форточек невозможно. Холодное водоснабжение подключено от водопроводной сети (колонки), однако водопровод проложен неглубоко от поверхности и в зимнее время замерзает. Горячее водоснабжение отсутствует. Неканализированная уборная расположена в 5 метрах от входа в дом, выгреб уборной полностью разрушен, содержимое перетекает на почву. В доме выраженные запахи сырости и плесени. При осмотре дома видны множественные отверстия в стенах внутри и снаружи. В подвале бревна сгнили, балки укреплены дополнительными подпорками через щели в фундаменте и бревнах. Возможно затопление подвала поверхностными водами. При этом в момент обследования в подвале почва с признаками затопления: кашеобразное состояние земляного пола, на бревнах и кирпичах имеется плесень. С учетом установленных данных данный дом не соответствует требованиям 4.2,4, 7, 8.1.1,9.1 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.10 г. № 64.

В соответствии с заключением № *** от дд.мм.2011 года и постановлением Администрации Островского района от 29.06.2011 года № *** данный дом признан непригодным для проживания.

С учетом данных обстоятельств в совокупности с показаниями свидетелей А. и П. суд приходит к выводу, что продажа Егоров А.П. дома в дер. ***** и переезд на жительство к внучке носили вынужденный характер, связанный с невозможностью в силу его преклонного возраста и наличия ряда хронических заболеваний дальнейшего проживания в доме, не отвечающем требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Об отсутствии у Егоров А.П. намерения совершить недобросовестные действия, заведомо ухудшающие его жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье, также свидетельствует тот факт, что с заявлением о постановке на учет он обратился по истечении 2 лет с момента продажи дома.

Право Егоров А.П., как инвалида Великой Отечественной войны, на улучшение своих жилищных условий, определяется ст. 14 Закона РФ № 5 «О ветеранах» от 12.01.1995 года, согласно которой обеспечение жильем лиц данной категории, вставших на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии законодательством РФ, и возникает независимо от их материального положения.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 49 ЖК РФ гражданами, имеющими право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являются малоимущие, и другая категория граждан, определенная федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанных в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.

П.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются среди прочих граждане, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям.

Ранее жилья по договору социального найма истцу не предоставлялось, в приватизации он не участвовал, что подтверждается справками Островского филиала БТИ от дд.мм.2011 года и отдела приватизации УЖКХ Островского района от дд.мм.2011 года.

Вышеизложенные обстоятельства в совокупности с данными уведомления управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области об отсутствии зарегистрированных прав истца на какие-либо объекты недвижимости свидетельствуют о наличии оснований признать Егорова А.П. нуждающимся в жилом помещении.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Главы Островского района № *** от дд.мм.2010 года не основано на законе, а потому требования Егорова А.П. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197,198,199,338 ГПК РФ,

                                                               Р Е Ш И Л:

Удовлетворить требования Егорова А.П..

Признать Постановление Главы Островского района № *** от дд.мм.2010 года о снятии Егорова А.П. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и отменить его.

Обязать Администрацию Островского района Псковской области восстановить Егорова А.П. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма по учетным данным на момент снятия его с учета..

Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд.

Судья:                                                                                                                Родакова И.Р.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу.