решение о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учёт в качестве нужда.щейся в жилом помещении, как вдовы участника Великой Отечественной войны



                                                                                               Дело № 2-301/2011

                                                           Р Е Ш Е Н И Е

                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Остров Псковской области                                                         * 2011 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующей судьи Родаковой И.Р.,

при секретаре Брокане М.Я.,

рассмотрев гражданское дело по иску Расторгуевой А.В. к Администрации Островского района Псковской области о признании незаконным постановления Администрации Островского района об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдовы участника Великой Отечественной войны,

                                                         УСТАНОВИЛ:

Расторгуева А.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации Островского района Псковской области № ** от *.2011 года, которым ей было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой инвалида Отечественной войны, и имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 21, 23.2 ФЗ «О ветеранах».

* 2011 года Постановлением Администрации Островского района Псковской области № ** ей было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Указанное решение Администрацией Островского района Псковской области со ссылкой на п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, было мотивировано тем, что представленные документы не подтверждают ее право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Считает отказ незаконным и просит обязать Администрацию Островского района поставить ее, как вдову инвалида Великой Отечественной войны, имеющую право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30), на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

В судебном заседании Расторгуева А.В. свои исковые требования поддержала и указала, что является женой умершего инвалида Отечественной войны. Сама также является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. При этом, она проживает одна в доме по адресу: г. Остров, ул. ..., д. ..., постройки 50-х годов прошлого века, лишенном каких-либо удобств: водопровода, канализации, центрального отопления и т.д. Данный дом был приобретен ею на собственные средства в 1962 году. Жилых помещений по договору социального найма она не получала, в приватизации не участвовала. В связи с ее обращением в Администрацию Островского района, о постановке ее на учет, как нуждающейся в жилом помещении, межведомственной комиссией *.2010 года было проведено обследование ее дома и установлено, что в доме местами наблюдаются протечки в кровле, требуется ремонт стропильной системы, замена нижних венцов. По заключению данной комиссии ее дом нуждается в капительном ремонте, с целью восстановления эксплуатационных характеристик. В связи с этим Администрацией Островского района ей было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом Постановлением № ** от *.2010 года Глава Администрации Островского района признал дом, требующим капитального ремонта, и рекомендовал поддерживать его в надлежащем состоянии. Указывает, что с учетом ее возраста, состояния здоровья и материального положения не имеет возможности выполнить указанные рекомендации. При этом полагает, что с учетом этих же обстоятельств дом, эксплуатационные характеристики которого утрачены, и отсутствуют элементарные бытовые удобства, не может быть признан пригодным для ее проживания. Поэтому, с учетом Указа Президента РФ т 07 мая 2008 года (с изменениями от 09 января 2010 года) № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» препятствий для признания ее в порядке ст. 51 ч. 1 п. 3 ЖК РФ, нуждающейся в жилом помещении, не имеется, в связи с чем просит обязать Администрацию Островского района поставить ее, как вдову инвалида ВОВ, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель истца Буракова В.А. факты, изложенные истицей подтвердила, ее позицию полностью поддержала.

Представитель ответчика - Администрации Островского района, Мурашкевич С.И. с учетом установленных судом обстоятельств полагал решение по существу требований на усмотрение суда.

Свидетель П.М.Ю. пояснила, что заключением межведомственной комиссии при Администрации Островского района от № ** от *.2010 года дом Расторгуевой А.В. не был признан в установленном порядке непригодным для проживания, а было указано о необходимости проведения капитального ремонта. Таким образом, оснований для постановки ее на учет по основаниям, предусмотренным ст. 51 ч. 1 п. 3 ЖК РФ не имелось, и в постановке на учет было отказано.

Свидетель И.Н.В. показала, что Расторгуева А.В. проживает одна в собственном доме по указанному выше адресу. Данный дом был построен из разобранного дома в конце 50-х годов прошлого века. Вторая его часть была выстроена из частей разобранного хлева в начале 60-х годов прошлого века. Дом без каких-либо удобств, с печным отоплением, прогнил и протекает. Привести его в порядок возможно, только выстроив заново.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 11 и ст. 12 ГК РФ суд осуществляет защиту гражданских прав в числе других способов как путем признания права, так и путем признания недействительным акта органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 49 ЖК РФ гражданами, имеющими право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являются малоимущие, и другая категория граждан, определенная федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанных в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.

П.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются среди прочих граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно представленным документам Расторгуева А.В. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и инвалидом 2 группы по общему заболеванию.

Право Расторгуевой А.В., как вдовы инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на улучшение своих жилищных условий определяется ст. 21 Закона РФ № 5 «О ветеранах» от 12.01.1995 года.

Постановлением Администрации Островского района Псковской области № ** от * 2011 года Расторгуевой А.В. было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК, с указанием на то, что представленные документы не подтверждают ее право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судом установлено, что Расторгуева А.В. зарегистрирована и проживает одна по адресу: г. Остров, ул. ..., д. ..., в доме, приобретенном ею путем сделки купли-продажи *.1962 года, что подтверждается справкой ООО «...» от *.2011 года и договором купли-продажи указанного дома от *.1962 года.

Согласно акту обследования данного жилья, проведенного межведомственной комиссией Администрации Островского района *.2010 года установлено, что истица проживает в одноэтажном одноквартирном деревянном доме, не оборудованном канализацией и водопроводом. При этом в доме наблюдаются протечки в крыше, зыбкость в полах, требуется ремонт стропильной системы, замена нижних венцов.

По результатам данного обследования принято заключение № ** от *.2010 года о возможности и необходимости проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.

При оценке данного заключения суд приходит к выводу, что при работе межведомственной комиссией не учтены требования «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 года (в редакции от ФЗ № 494 от 02.08.2007 г.), что не позволяет принимать ее заключение, как достоверное доказательство при установлении юридически значимых обстоятельств.

В частности, в нарушение п. 45 Положения обследование проводилось без плана жилого помещения и его технического паспорта. В нарушение п. 43 в акте не отражены результаты оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Требуемые п.п. 22, 26, 30, 31 Положения замеры комиссией не проводились. При установлении утраты эксплуатационных характеристик, в том числе и несущих конструкций обследуемого дома, комиссией не отражена степень их износа и другие данные, которые позволили бы сделать вывод о наличии или отсутствии исчерпания их несущей способности и опасности обрушения, что является одним из основных критериев для решения вопроса о пригодности или непригодности дома. Также нарушен п. 7 Положения, обязывающий привлекать к работе комиссии с правом совещательного голоса собственника жилого помещения или уполномоченное им лицо.

Между тем, согласно заключению территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в Островском, Палкинском, Печорском районах № ** от *.2011 года указанный дом представляет собой одноэтажное одноквартирное здание, собранное из 2 строений: дома, подлежащего сносу, и хозяйственной постройки для содержания скота. В доме индивидуальное водяное отопление на твердом топливе, при этом необходима замена котла, так как его стенки прогнили и имеются отверстия. Оконные форточки и рамы сгнили, приняли ромбовидную конфигурацию, в местах соединений рам и оконных блоков имеются щели, открывание окон и форточек невозможно. Холодное водоснабжение подключено от водопроводной сети (колонки), однако водопровод проложен неглубоко от поверхности и в зимнее время замерзает. Горячее водоснабжение отсутствует. Неканализированная уборная расположена в 5 метрах от входа в дом, выгреб уборной полностью разрушен, содержимое перетекает на почву. В доме выраженные запахи сырости и плесени. При осмотре дома видны множественные отверстия в стенах внутри и снаружи. В подвале бревна сгнили, балки укреплены дополнительными подпорками через щели в фундаменте и бревнах. Возможно затопление подвала поверхностными водами. При этом в момент обследования в подвале почва с признаками затопления: кашеобразное состояние земляного пола, на бревнах и кирпичах имеется плесень. С учетом установленных данных данный дом не соответствует требованиям 4.2,4, 7, 8.1.1,9.1 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *.10 г. № **.

Оценив совокупность представленных доказательств, показания свидетеля И. подтверждающего указанные истицей обстоятельства, суд приходит к выводу, что жилищные условия Расторгуевой А.В. с учетом ее возраста и состояния здоровья не соответствуют предъявляемым требованиям. При этом судом также принимается во внимание, что истица является пенсионеркой и инвалидом 2 группы, в связи с чем ее материальное положение не позволяет ей своими силами привести данное жилье в пригодное для проживание состояние.

Ранее жилья по договору социального найма истице не предоставлялось, в приватизации она не участвовала, что подтверждается справками Островского филиала БТИ от *.2011 года и отдела приватизации УЖКХ Островского района от *.2011 года.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований признать Расторгуеву А.В. нуждающейся в жилом помещении.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Главы Островского района № ** от *.2011 года не основано на законе, а потому требования Расторгуевой А.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197,198,199,338 ГПК РФ,

                                                               Р Е Ш И Л:

Требования Расторгуевой А.В. удовлетворить.

Признать Постановление Главы Островского района № ** от *.2011 года об отказе в принятии Расторгуевой А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и отменить его.

Обязать Администрацию Островского района Псковской области поставить Расторгуеву А.В., как вдову инвалида Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                                                Родакова И.Р.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу.