решение по иску о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность



Дело № 2-389/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2011 года                                         город Остров

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

с участием: истицы Степановой Н.В., представителя ответчика - Сидорова Д.Н., действующего по доверенности от **.**.2011г., сроком действия до **.**.2012г.,

при секретаре Корныльевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (далее УПФ РФ) в Островском районе Псковской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность,

УСТАНОВИЛ:

Степанова Н.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Островском районе Псковской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность.

В обоснование заявленных требований указала, что **.**.2011г. она обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, осуществляющему лечебную деятельность. Однако, решением комиссии УПФ РФ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Считает, что ответчик необоснованно не включил ей в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии период ее работы с **.**.1991г. по **.**.2001г. в должности заведующей *** ФАПом - фельдшера, заведующей *** ФАПом - фельдшера в МЛПП «***», МЛПП «***», который также включает в себя периоды работы:

- с **.**.1991г. по **.**.1991г. - нахождение в отпуске по беременности и родам,

- с **.**.1991г. по **.**.1993г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 1,5 лет,

- с **.**.1993г. по **.**.1993г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 3-х лет.

Указанные периоды работы, а именно с **.**.1991г. по **.**.1992г. засчитаны ответчиком в календарном исчислении, тогда как она осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в сельской местности, где год работы должен засчитываться в специальный стаж как год и 3 месяца.

Просит обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном исчислении как 1 год работы в сельской местности за 1 год и 3 месяца и назначить трудовую пенсию в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173 от 17.12.2002 года «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения в пенсионный орган, то есть с **.**. 2011 года.

В судебном заседании истица Степанова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, иск увеличила и просила суд также включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, период нахождения в отпуске по беременности и родам (дородовой и послеродовой больничный лист) с **.**.1991г. по **.**.1991г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Свои требования мотивировала тем, что после окончания медицинского училища по специальности «фельдшер», она устроилась на работу в *** центральную районную больницу, где в период с **.**.1989г. по **.**.1989г. работала заведующей *** медпунктом-фельдшер, затем на время декретного отпуска основного работника была переведена на должность заведующей *** медпунктом-фельдшер, где отработала до **.**.1993г., после чего, была переведена на должность заведующей *** медпунктом-фельдшер. Данную должность занимает по настоящее время. Указала, что ***, *** и *** медпункты находятся в сельской местности, являются структурными подразделениями МЛПУ «***», наименование которой неоднократно менялось, при этом условия труда и характер ее работы оставались прежними. Показала, что фактически в периодее работы с **.**.1991г. по **.**.2001г. в должностях заведующей медицинскими пунктами, который не засчитан ответчиком в льготный стаж, она выполняла обязанности фельдшера в структурном подразделении районной больницы. В этот же период работы она находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора, трех лет, который по ранее действующему трудовому законодательству включался в специальный стаж работы по профессии. Поскольку с 1989 года она осуществляет медицинскую деятельность в сельской местности и ее специальный стаж в льготном исчислении составляет более 25 лет, **.**.2011 года она обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, осуществляющему лечебную деятельность. Однако, решением комиссии УПФ РФ от **.**. 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Считает отказ пенсионного фонда незаконным. Просит включить спорные периоды ее работы в специальный трудовой стаж в льготном исчислении- 1 год работы за 1 год и 3 месяца и назначить ей досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Островском районе Псковской области - Сидоров Д.Н. исковые требования Степановой Н.В. не признал, мотивируя тем, что в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Специальный стаж Степановой Н.В. на **.**.2011 года, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, составляет 12 лет 7 месяцев 14 дней, что менее требуемых 25 лет.

Период работы истицы в структурном подразделении Островской центральной районной больницы (фельдшерско-акушерский пункт -ФАП) с **.**.1991г. по **.**.1991г.- отпуск по беременности и родам (дородовой и послеродовой больничный лист) включен пенсионным фондом в специальный стаж в календарном исчислении, так как льготный порядок исчисления применяется только к периодам работы, а в этот период истица работу не осуществляла.

Период работы истицы с **.**.1991 года по **.**.2001 года в должностях заведующей *** ФАПом - фельдшер, заведующей *** ФАПом - фельдшер в Муниципальном лечебно-профилактическом предприятии «***», Муниципальном лечебно-профилактическом предприятии «***»,т.е. периоды работы в Муниципальном лечебно-профилактическом предприятии, не подлежит включению в специальный стаж, т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, лечебные предприятия не предусмотрены. Ранее действовавшим законодательством также не предполагалось включение в специальный стаж периодов работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список…№ 464 от 06.09.1991 г.; Список …№ 1066 от 22.09.1999 г.). Списки профессий и должностей от 29.10.2002 г., от 22.09.1999 г. и от 06.09.1991 г. содержат исчерпывающие перечни должностей и учреждений, не подлежащих расширительному толкованию. Лечебные предприятия указанными Списками не предусмотрены.

Кроме того, в спорный период входят периоды работы истицы:

с **.**.1991 г. по **.**.1991 г. - нахождение в отпуске по беременности и родам;

с **.**.1991 г. по **.**.1993 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 1,5 лет:

с **.**.1993 г. по **.**.1993 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 3-х лет.

Указанные периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком могут быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только до 06.10.1992 г. и только в календарном исчислении ввиду следующего.

Пунктом 21 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» разъяснено, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора лет до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.10.2010 г. № ЛЧ-25-24/1107 также определено, что период нахождения женщины до 06 октября 1992 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, льготный порядок исчисления стажа медицинским работникам - год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца - применяется к лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке).

Указанный льготный порядок исчисления стажа применяется непосредственно к периодам работы. Периоды нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком по своей правовой природе не могут рассматриваться как период работы, поскольку отсутствует непосредственная профессиональная трудовая деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой на организм. В период нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком истица лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не осуществляла, но получала пособие по временной нетрудоспособности, поэтому указанные периоды подлежат включению в специальный стаж только в календарном исчислении.

При исчислении стажа работы, дающей право на трудовую пенсию по старости ранее возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения применяется законодательство, действовавшее во время выполнения указанной работы, т.е. за периоды работы до 01.11.1999 г. применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», согласно которому, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считается за один год и 3 месяца (п. 2 Постановления).

После 01.11.1999г. льготное исчисление специального стажа медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, т.е. если работа протекала как в городе, так и в сельской местности и поселке городского типа.

Если же работа протекала только в сельской местности и поселке городского типа, то к исчислению специального стажа льготный порядок не применяется (п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066)..

Таким образом, период работы истицы в сельской местности после 01.11.1999г. засчитывается в специальный стаж только в календарном исчислении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд приходит к следующим выводам.

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 ст. 27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью".

Как следует из материалов дела, Степанова Н.В. в 1989 году окончила полный курс *** медицинского училища по специальности «фельдшер», с **.**.1989 года по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в сельской местности в должности заведующей ФАПа - фельдшер, что подтверждается копией диплома № **, трудовой книжкой истицы № **. (л.д.8, 20)

Спорными периодами, которые Пенсионный фонд не включает истице Степановой Н.В. в специальный стаж в льготном исчислении - год работы как год и 3 месяца в связи с работой в сельской местности являются периоды:

- с **.**.1991г. по **.**.1991г. - период нахождения в отпуске по беременности и родам (дородовой и послеродовой больничный лист); - работа в Островской центральной районной больнице, включена в специальный стаж в календарном исчислении,

- с **.**.1991г. по **.**.2001г. - период работы в должностях заведующей *** ФАПом - фельдшера, заведующей *** ФАПом - фельдшера в МЛПП «***», МЛПП «***», который включает в себя период нахождения в отпуске по беременности и родам с **.**.1991г. по **.**.1991г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 1,5 лет с **.**.1991г. по **.**.1993г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 3-х лет с **.**.1993г. по **.**.1993г.

Данные периоды работы истицы относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

О возможности выбора лицом, обращающимся за назначением пенсии, применить тот или иной нормативный акт, действовавший в спорные периоды работы, идет речь и в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Работа истицы как лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в спорные периоды была предусмотрена следующими нормативно правовыми актами:

- пунктом 1 Списка №464, в котором право на досрочную пенсию имел средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности,

-Списком № 1066, которым предусматривалась работа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, действовавшем до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающий должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер - в районной больнице.

Лечебная деятельность истицы в указанный период подтверждается совокупностью представленных документов:

- трудовой книжкой, из которой видно, что на основании приказа № ** от **.**.1989г. Степанова Н.В. (до брака Машарская, Пономарёва) с **.**.1989г. принята на работу в *** центральную районную больницу на должность «заведующей *** медпунктом». На основании приказа № ** от **.**.1989г. Степанова Н.В. с **.**.1989г. переведена на должность «заведующей *** медпунктом» на время декретного отпуска основного работника. На основании приказа № ** от **.**.1993г. Степанова Н.В. с **.**.1993г. переведена на должность «заведующей *** медпунктом» (л.д. 8);

- справкой МЛПУ «***» № ** от **.**.2011 года, уточняющей особый характер работы или условий с постоянной в течение полного рабочего дня занятостью, из которой усматривается, что Степанова Н.В. действительно работала постоянно в течение полного рабочего дня в должности заведующей *** ФАПом - фельдшер в *** центральной районной больнице с **.**.1989г. по **.**.1989г.; в должности заведующей *** ФАПом - фельдшер с **.**.1989г. по **.**.1993г.; в должности заведующей *** ФАПом - фельдшер с **.**.1993г. по настоящее время. (л.д. 16-17);

- справкой МЛПУ «*** ЦРБ» о реорганизациях учреждения, из которой следует, что на основании приказа комитета здравоохранения администрации Псковской области № ** от **.**. 1991 года Островская центральная районная больница с **.**. 1991 года переименована в МЛПП (муниципальное лечебно-профилактическое предприятие) «Островское ***». Распоряжением администрации города Острова и Островского района № ** от **.**. 2000 года МЛПП «***» переименовано в МЛПП «***». На основании свидетельства о государственной регистрации № ** от **.**. 2001 года МЛПП «***» реорганизована в МЛПУ (муниципальное лечебно-профилактическое учреждение) «***» (л.д.12).

Требования при досрочном назначении пенсии для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, к виду учреждений - государственному или муниципальному, законодателем исключены.

При этом, все переименования и реорганизации Островской центральной районной больницы, в предприятие, а затем в учреждение, не изменило условий и характера профессиональной деятельности истицы и никакого правового значения на установление факта выполнения ею лечебной деятельности не оказывают.

Кроме того, в указанный спорный период, входят периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с **.**.1991г. по **.**.1991г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 1,5 лет с **.**.1991г. по **.**.1993г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 3-х лет с **.**.1993г. по **.**.1993г.

Рассматривая вопрос о включении в специальный стаж Степановой Н.В. указанных периодов, а также периода нахождения в отпуске по беременности и родам с **.**.1991г. по **.**.1991г., суд учитывает следующее.

Нахождение истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 1,5 лет и до исполнения 3-х лет подтверждается:

-свидетельством о рождении ребенка - М.С.П., *** года рождения, серии ** № ** (л.д. 21),

-приказами № ** от **.**.1991 года о предоставлении истице Степановой Н.В. (до брака Машарской) отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с **.**.1991г. по **.**.1993г. и № ** от **.**.1993г. о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с **.**.1993г. по **.**.1994г. (л.д. 13,14),

- справкой МЛПУ «*** ЦРБ» № ** от **.**.2011 года, уточняющей особый характер работы или условий с постоянной в течение полного рабочего дня занятостью, из которой усматривается, что Степанова Н.В. действительно находилась в декретном отпуске (больничный лист) с **.**.1991г. по **.**.1991г., в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 1,5 лет с **.**.1991г. по **.**.1993г., в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 3-х лет с **.**.1993г. по **.**.1993г. (л.д. 16 - 17).

В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». В соответствии с пунктом 2 названного Постановления с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора, трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, согласно приказов, до вступления в силу вышеназванного закона от 25 сентября 1992 года №3543-1, в период действия Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Поскольку ранее действовавшее законодательство предполагало включение указанного спорного периода в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, отказ Пенсионного фонда во включении спорного периода в льготный стаж является необоснованным, ущемляющим право истицы на социальное обеспечение по возрасту. Поэтому периоды отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора и 3 -х лет подлежат включению в стаж работы истицы по специальности.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

При назначении пенсии до 1 ноября 1999 года стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").

Лишь при назначении пенсии после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").

Из справки Администрации сельского поселения «*** волость» № ** от **.**.2011г. усматривается, что работа истицы в ***, *** и *** медицинских пунктах осуществлялась в сельской местности. (л.д.18)

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора, трех лет засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывалось в том же порядке, как работа, в период которой были предоставлены указанные отпуска.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до полутора и трех лет, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила льготного порядка исчисления стажа работы.

Таким образом, период работы Степановой Н.В. с **.**.1991г. по **.**.1999г. (то есть до 1 ноября 1999 года) - в должностях заведующей *** ФАПом - фельдшера, заведующей *** ФАПом - фельдшера в МЛПП «***», МЛПП «***», в том числе с включением периодов:

- с **.**.1991г. по **.**.1991г. - нахождение в отпуске по беременности и родам, с **.**.1991г. по **.**.1993г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до исполнения полутора лет, с **.**.1993г. по **.**.1993г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до исполнения трех лет,а также период с 21.04.1991г. по **.**.1991г. - нахождение в отпуске по беременности и родам (дородовой и послеродовой больничный лист) подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении - один год работы в сельской местности за один год и 3 месяца.

Период работы с **.**.1999г. по **.**.2001г. в должностях заведующей *** ФАПом - фельдшера МЛПП «***» - в календарном исчислении.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из материалов дела, Степанова Н.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда в Островском районе по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии **.**. 2011 года, что подтверждается справкой пенсионного органа и следует из решения об отказе в назначении пенсии № ** от **.**. 2011 года.

В специальный стаж работы истицы Управлением Пенсионного фонда засчитано 12 лет 07 месяцев 14 дней.

При включении в данный стаж работы вышеуказанных спорных периодов, Степанова Н.В. на момент обращения в пенсионный орган имела необходимый стаж (не менее 25 лет) для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поэтому данная пенсия должна быть ей назначена с момента первоначального обращения, то есть с **.**. 2011 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с удовлетворением исковых требований, в пользу Степановой Н.В. с ответчика подлежат взысканию понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере *** рублей.

Руководствуясь ст. 194-198, 338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Степановой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Островском районе Псковской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность - удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Островском районе Псковской области включить в стаж работы Степановой Надежды Владимировны для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды ее работы:

- с **.**. 1991 года по **.**. 1991 года - нахождение в отпуске по беременности и родам, в льготном исчислении (год работы как год и три месяца),

- с **.**. 1991 года по **.**. 1999 года в должностях заведующей *** ФАПом - фельдшера, заведующей *** ФАПом - фельдшера МЛПП «***», МЛПП «***», в том числе с включением периодов:

- с **.**..1991 года по **.**.1991 года - нахождение в отпуске по беременности и родам,

- с **.**.1991 года по **.**.1993 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до исполнения полутора лет,

- с **.**.1993 года по **.**.1993 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до исполнения трех лет-

в льготном исчислении (год работы как год и три месяца),

- с **.**. 1999 года по **.**. 2001 года в должности заведующей *** ФАПом - фельдшера МЛПП «***» - в календарном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Островском районе Псковской области назначить Степановой Н.В. досрочную трудовую пенсию по старости с **.**. 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Островском районе Псковской области в пользу Степановой Н.В. судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере *** (двести) рублей.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено и оглашено **.**. 2011 года.

Судья Островского городского суда:                                                           Н.О. Мучицина                                             

Решение вступило в законную силу.