. Дело № 2 - 359 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Остров * 2011 года Островский городской суд Псковской области в составе: председательствующей: судьи Родаковой И.Р., при секретаре Брокане М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Псковской области и УФСИН России по Псковской области в защиту законных интересов осужденного Базарнова В.В. об обязании совершения определенных действий, У С Т А Н О В И Л: Псковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области обратился в суд с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России о понуждении к выполнению законных требований. В обоснование своих требований прокурор указал, что в Псковскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях за защитой своих прав обратился Базарнов В.В. * г.р., отбывающий наказание в ФКУ ИК-2. При проведении проверки было установлено, что Базарнов В.В., имеет диагноз «<данные изъяты>». В настоящее время срок эксплуатации протеза, используемого Базарновым В.В., истек, и он нуждается в замене. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данная норма закреплена в ст. 12 УИК РФ. Осужденный обращался в администрацию учреждения по месту отбывания наказания по вопросу замены протеза, однако меры, предпринимаемые администрацией исправительного учреждения, по оказанию Базарнову В.В. протезно-ортопедической помощи, а именно изготовление протеза голени, обеспечение ортопедической обувью, чехлами и другими материалами к протезам (чехлами на культю), не являются результативными, что привело к нарушению законных прав и интересов осужденного. Реализация Конституционного права граждан в исправительных учреждениях регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ, другими законами Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также нормативными правовыми актами Минюста и Минздравсоцразвития России. Согласно требованиям ч. 1 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 101 УИК РФ порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Во исполнение ст. 29 Закона Российской Федерации от 22.07.1993 № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу. В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезо-ортопедическими изделиями», финансирование расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. На основании изложенного просил обязать администрацию ФКУ ИК-2 УФСИН России по Псковской области в срок до *.2011 года обеспечить осужденного Базарнова В.В. протезно-ортопедической помощью, а именно изготовить протез, обеспечить ортопедической обувью, чехлами и другими материалами к протезу. * 2011 года по делу в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по Псковской области. В судебном заседании представитель истца Калинина Ю.Г. заявленные прокурором требования поддержала по указанным выше основаниям, просила обязать ФКУ ИК-2 и УФСИН России по Псковской области в срок до *.2012 года обеспечить осужденного Базарнова В.В. протезом, ортопедической обувью, чехлом и другими сопутствующими изделиями к нему. Осужденный Базарнов В.В. исковые требования, заявленные прокурором, в судебном заседании поддержал и пояснил, что является <данные изъяты>. Отбывая наказание в ФКУ ИК-2, он обращался в администрацию учреждения по вопросу замены имеющегося у него протеза, срок эксплуатации которого истек. В связи с его неоднократными обращениями в администрацию учреждения в Псковском протезно-ортопедическом предприятии был произведен только мелкий ремонт его протеза. Ему была разработана индивидуальная программа реабилитации, в которой было указано на необходимость замены протеза, однако никаких мер по изготовлению протеза администрацией предпринято не было. При этом администрация учреждения ссылалась на отсутствие финансовых средств. Дальнейшее использование протеза, срок эксплуатации которого истек, может привести к <данные изъяты>. В связи с этим он обратился к прокурору за защитой своих прав. Участвующий ранее в настоящем деле в качестве представителя ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по Псковской области заместитель начальника учреждения по лечебно-профилактической работе Э.Е.А. исковые требования прокурора не признала, при этом пояснила, что Базарнов В.В. по приговору суда отбывал наказание в колонии-поселении. Однако в связи с нарушениями режима отбывания наказания был переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию общего режима. При обращении Базарнова В.В. в администрацию учреждения об обеспечении протезом было установлено, что им еще до осуждения утрачена его индивидуальная программа реабилитации. В июле 2011 года предпринятыми администрацией мерами данная программа Базарнову была восстановлена. Финансирование протезирования осужденных производится из федерального бюджета, при этом средства направляются непосредственно в УФСИН России по Псковской области. Для изготовления протеза осужденный должен быть помещен в больницу СИЗО г. Пскова и пройти соответствующее обследование. В связи с этим полагает, что обеспечение осужденных протезно-ортопедической помощью является обязанностью УФСИН России по Псковской области. Участвующий ранее в настоящем деле представитель УФСИН РФ по Псковской области Ч.Д.В. против удовлетворения исковых требований прокурора возражал, указал, что в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 240 от 07.04.2008 года «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезо-ортопедическими изделиями» осужденный Базарнов В.В. должен был самостоятельно обратиться в органы социального обеспечения населения с заявлением о необходимости замены протеза. Полагал, что действующее законодательство не возлагает на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы прямой обязанности обеспечивать осужденных средствами протезирования. В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ФКУ ИК-2 и УФСИН России по Псковской области Суродина А.В. исковые требования, заявленные прокурором не признала, однако не оспаривала, что обязанность обеспечения осужденного Базарнова В.В. протезом и сопутствующими ему изделиями возлагается на представляемые ею учреждения. Однако пояснила, что финансирование данных затрат осуществляется из федерального бюджета в строго целевом порядке, и инвалиды, отбывающие наказание в исправительных учреждениях Псковской области, обеспечиваются протезами по мере поступления средств, направленных для этих целей. Как учреждение, в котором отбывает наказание осужденный Базарнов, так и УФСИН России по Псковской области неоднократно направляли запросы по вопросу финансирования протезно-ортопедической помощью Базарнова В.В. во ФСИН РФ. Однако финансирование до сих пор не произведено. И в настоящее время в УФСИН России по Псковской области и ФКУ ИК-2 отсутствуют финансовые средства, позволяющие произвести заказ протеза Базарнову. В связи с этим полагает, что срок, который просит установить прокурор для обеспечения Базарнова протезом, недостаточен для решения данного вопроса. Свидетель С.В.Н. показал, что является главным специалистом Росздравнадзора по Псковской области. В соответствии со ст. 11 ФЗ № 171-ФЗ «О социальной защите инвалидов» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. ИПР разрабатывается раз и навсегда, выдается на руки инвалиду. Для получения соответствующей помощи инвалид должен предъявить эту программу, но Базарнов данную программу утратил. В соответствии с п.4-6ГОСТ Р 52877-2007 года в услуги по медицинскому обслуживанию инвалидов входит и обеспечение протезами. На основании этой программы все инвалиды должны быть обеспечены реабилитационными услугами. Если программы нет, надо инициировать получение программы. В п. 16 все расходы по обеспечению инвалидов протезами и т.д. осуществляется за счет средств Федерального бюджета, в данном случае органов исполнения наказания. Сроки эксплуатации технических средств - 3 года, в связи с чем на данный момент используемый Базарновым протез ремонту не подлежит, только замене. Обязанность инициировать изготовление протеза лежит на учреждении. При изготовлении ИПР больница оказывает только организационно-методическую помощь, а учреждение несет такую же ответственность за обеспечение протезом, как и больница СИЗО. Свидетель Б.С.А., начальник медицинского отдела УФСИН России по Псковской области, показал, что подсудимый Базарнов В.В. прибыл в СИЗО № 1 г. Пскова в октябре 2009 года. Как следовало из документов, последняя замена протеза Базарнову была проведена в 2003 году, после чего он никуда за соответствующей помощью не обращался. Поскольку у Базарнова была утрачена ИПР, обеспечить его новым протезом на тот момент не представлялось возможным. После осуждения он был направлен для отбывания наказания в колонию-поселение ФКУ ИК-2. Поскольку медицинское обслуживание данной категории осужденных производится из средств муниципалитета, в данном случае в Островского района, УФСИН не мог на тот период инициировать процедуру получения осужденным протеза. В дальнейшем Базарнову был изменен режим отбывания наказания, он был переведен в колонию общего режима. В 2011 году ему разработана ИПР, и поэтому при поступлении на эти цели финансовых средств, Базарнов будет помещен в областную больницу СИЗО, куда и прибудут специалисты для изготовления либо ремонта имеющегося у него протеза. Однако в 2011 году финансовых средств эти цели не выделялось, в связи с чем и проведение вышеуказанных мероприятий по изготовлению либо ремонту протеза не проводилось. Финансовые средства на эти цели направляются в УФСИН РФ по Псковской области и на счета колоний не переводятся, в связи с чем оплату за оказание протезно-ортопедической помощи производит Управление. В данное время Базарнов состоит вторым на очереди по получению протезирования, но соответствующие финансовые средства в Управлении отсутствуют. Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании Базарнов В.В. отбывает наказание, назначенное по приговору суда в ФКУ ИК-2 с *.2010 года, куда прибыл для отбывания наказания в колонию - поселение. При этом содержался под стражей с *.2009 года. Постановлением Островского городского суда от *.20010 года за нарушение режима отбывания наказания переведен в колонию общего режима. Базарнов В.В. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию с диагнозом «<данные изъяты>» (л.д. 12). В программу индивидуальной реабилитации Базарнова В.В., выданную *.2011 года входит обеспечение его протезом, костылями, тростью, чехлами (4 штуки), обувью на протез, а также соответствующим их ремонтом (л.д. 63-64). Из показаний свидетеля Б.С.А.. следует, что в последний раз замена протеза Базарнову была произведена в 2003 году. Согласно показаниям свидетеля С.В.Н. по истечении трех лет дальнейшая эксплуатация протеза не осуществляется, и он подлежит замене. Таким образом, совокупностью указанных обстоятельств подтверждается необходимость замены осужденному Базарнову В.В. имеющегося у него протеза на новый в соответствии с его программой индивидуальной реабилитации инвалида. В соответствии с ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Соглсно ч. 5 ст. 101 УИК РФ порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезо-ортопедическими изделиями», финансирование расходов … в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства юстиции РФ № 190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей (п.2). Медицинские службы федеральных органов исполнительной власти обеспечивают соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, осужденным, за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами (п.4). С учетом изложенного суд приходит к выводу, что обязанность обеспечения осужденного Базарнова В.В. протезом и сопутствующими ему изделиями в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации в силу закона возложена в пределах предоставленных полномочий на администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание, то есть ФКУ ИК-2, и УФСИН России по Псковской области, что представителем данных учреждений не оспаривается. Ссылка ответчика на отсутствие соответствующего финансирования судом во внимание не принимается, так как, как установлено в ходе рассмотрения данного дела, осужденный Базарнов В.В. неоднократно с 2009 года обращался в учреждения уголовно-исполнительной системы по вопросу обеспечения его новым протезом, однако до настоящего времени данный вопрос в законном порядке не разрешен, что является нарушением его прав и законных интересов. При этом суд учитывает позицию Европейского суда по правам человека, выраженную по делу «Бенедиктов против Российской Федерации» (Постановление от 10.05.2007 года), согласно которой уголовно-исполнительная система должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. С учетом изложенного суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, учитывая, что ответчики являются бюджетными организациями, суд, считает возможным возложить на ответчиков исполнение решения суда с учетом времени, необходимого на истребование финансовых средств из федерального бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Псковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Псковской области и УФСИН России по Псковской области в защиту законных интересов осужденного Базарнова В.В. об обязании совершения определенных действий, удовлетворить. Обязать ФБУ ИК-2 УФСИН России по Псковской области и УФСИН России по Псковской области в срок до *.2012 года обеспечить осужденного Базарнова В.В. новым ортопедическим протезом нижней конечности и сопутствующими ему изделиями в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. Мотивированное решение суда принято и оглашено * 2011 года. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: И.Р. Родакова Решение обжаловано, кассационное производство прекращено в связи с отзывом жалобы, вступило в законную силу